Порядок и правовые последствия установления доминирующего положения

Важная информация и советы на тему: «Порядок и правовые последствия установления доминирующего положения». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации»

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409
«Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации»

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации постановляет:

Условия признания доминирующим положения кредитной организации;

Правила установления доминирующего положения кредитной организации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Условия
признания доминирующим положения кредитной организации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409)

1. Доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

С учетом долей конкурентов на соответствующем товарном рынке доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

доля кредитной организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

доля кредитной организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее 1 года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

2. Настоящие Условия применяются к кредитной организации при осуществлении ею банковских операций.

В случае осуществления кредитной организацией иных операций (оказания иных финансовых услуг) к ней применяются условия признания доминирующим положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги.

Правила
установления доминирующего положения кредитной организации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок установления доминирующего положения кредитной организации при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

2. Настоящие Правила распространяются на кредитную организацию при осуществлении ею банковских операций.

В случае осуществления кредитной организацией иных операций (оказания иных финансовых услуг) ее доминирующее положение устанавливается в соответствии с порядком установления доминирующего положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги.

3. Наличие доминирующего положения кредитной организации не является нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

II. Установление доминирующего положения кредитной организации

4. Установление доминирующего положения кредитной организации осуществляется путем определения ее доли в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах.

5. Установление доминирующего положения кредитной организации включает в себя следующие этапы:

а) установление сферы обращения банковской услуги путем определения границ соответствующего товарного рынка на основе исследования спроса на банковскую услугу и ее предложения;

б) определение объема банковских услуг и долей кредитных организаций на соответствующем товарном рынке;

в) установление наличия условий признания доминирующим положения кредитной организации.

6. Определение границ товарного рынка осуществляется путем определения вида банковской услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых услуг, а также территории, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести соответствующую услугу, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

При определении вида банковской услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых услуг учитывается возможность их сравнения по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что потребитель действительно заменяет или готов заменить одну услугу другой.

7. Банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности.

8. Доля кредитной организации на товарном рынке определяется исходя из отношения объема оказанных ею банковских услуг определенного вида в натуральном и (или) стоимостном выражении к объему услуг данного вида, оказанных в установленных границах товарного рынка.

[2]

Доля на рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, определяется в совокупности для группы лиц.

III. Сведения, используемые при установлении доминирующего положения кредитной организации

9. Установление доминирующего положения кредитной организации осуществляется на основании следующих сведений, получаемых из государственной статистической отчетности, бухгалтерской отчетности кредитных организаций, выборочных опросов потребителей услуг, заключений независимых экспертиз товарного рынка, а также от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций, саморегулируемых организаций, объединений и союзов кредитных организаций и иных юридических и физических лиц:

а) сведения об объеме предоставленных услуг;

б) сведения, характеризующие сферу обращения банковской услуги;

в) сведения о возможности кредитной организации оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуги на соответствующем рынке, устранять с указанного рынка и (или) затруднять доступ на указанный рынок других хозяйствующих субъектов;

г) сведения о состоянии и структуре товарного рынка;

д) сведения о наличии экономических, технологических, административных или иных ограничений доступа на товарный рынок.

10. Перечень сведений, запрашиваемых антимонопольным органом у Центрального банка Российской Федерации, определяется по соглашению между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами о соблюдении банковской тайны, в пределах сведений, содержащихся в формах отчетности, представляемых кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

В целях реализации положений антимонопольного законодательства определены Условия признания доминирующим положения кредитной организации.

Доминирующим признается положение кредитной организации на товарном рынке, дающее данной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующее положение на товарном рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение кредитной организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: доля такой организации превышает 10 % на единственном в РФ товарном рынке либо 20 % на товарном рынке, на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ; доля на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 % на единственном в РФ товарном рынке либо 20 % на товарном рынке, на котором обращающийся товар также обращается на иных товарных рынках в РФ.

Читайте так же: Как подать на развод через загс

Условия применяются к кредитной организации при осуществлении ею банковских операций. В случае осуществления кредитной организацией иных операций (оказания иных финансовых услуг) к ней применяются условия признания доминирующим положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги.

Также утверждены Правила, определяющие порядок установления доминирующего положения кредитной организации при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

Установление доминирующего положения осуществляется путем определения доли организации в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах.

Определены этапы установления доминирующего положения, основные показатели, используемые для расчета объема банковских услуг на товарном рынке, а также перечень сведений, используемых при установлении доминирующего положения кредитной организации.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации»

Текст постановления опубликован в «Российской бизнес-газете» от 3 июля 2007 г. N 24, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 27 ст. 3296

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке

Хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» дает легальное определение доминирующего положения.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее возможность

    • оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или)
    • устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или)
    • затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

См. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденные приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67

Признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
    1. доля которого на рынке определенного товара превышает 50% , если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
    2. доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50% , если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35% , за исключением указанных в частях 3, 6 и 6.1 ст. 5 случаев.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

По результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, если при этом в совокупности соблюдаются следующие условия:

    1. хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
    2. доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
    3. реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
    4. изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Критерии определения доминирующего положения: системное обобщение

«Неравенство в самом широком смысле слова — это, как ни парадоксально, суть и смысл предпринимательства: бизнесмен вкладывает ум и энергию в освоение новых рынков, создание огромных капиталов порой за очень короткий промежуток времени, чаще лет за десять и более. Награду получают самые сметливые и готовые к риску, те, кто пробивается к успеху: их прибыль многократно превышает среднерыночную, то есть нарушает равенство» [1] . Данная мысль как нельзя точнее высказывает саму суть предпринимательской деятельности – быть лучше всех, несмотря на любые преграды. A la guerre comme à la guerre . Однако государство как институт, который в целом должен быть нацелен на создание комфортных условий для каждого игрока, должно обеспечивать справедливые «правила игры».

Одним из таких правил является недопущение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Запрещается не сам факт доминирования на рынке специфического товара (что само по себе абсурдно), но всевозможные злоупотребления в форме действия (бездействия), влекущие ограничение конкуренции. Для того, чтобы установить, какой субъект ведет себя недопустимо, необходимо определить, что такое доминирующее положение само по себе и каковы национальные критерии отнесения конкретного субъекта предпринимательской деятельности к категории доминирующих.

Вопрос о критериях определения доминирующего положения на рынке следует рассматривать комплексно, без отрыва от анализа зарубежного, прежде всего европейского, законодательства, поскольку сам институт и подходы к его определению так или иначе заимствованы российским законодателем из существующей мировой практики.

Определение доминирующего положения на рынке в Европейском Союзе формировалось ex post – судебной практикой по делам о злоупотреблении этим положением. В результате сформировалось определение доминирующего положения, означающего «экономическую силу, которая позволяет не допускать эффективную конкуренцию, предоставляя возможность действовать независимо от конкурентов, клиентов и в конечном итоге — от потребителей» [2] . Напротив, в немецком Законе об ограничении конкуренции [3] (GWB) предложено прямое определение доминирующего положения. Закон устанавливает следующие критерии: доминирующее положение занимает тот, у кого нет конкурентов или нет существенной конкуренции, либо хозяйствующий субъект, чья доля на рынке превышает доли остальных участников.

Читайте так же: Абонентам придется платить за «закон яровой»

Традиционно для определения доминирующего положения используется пороговое значение в размере 50% доли товарного рынка [4] , хотя в Германии пороговая доля законодательно снижена до 40 процентов [5] . Примечательно, что в странах, где имеется развитое конкурентное законодательство (Великобритания, Франция, США), не установлено пороговых значений для определения доминирующего положения, оставляя правоприменительным органам возможность самостоятельно определять его в каждом конкретном случае. Важно отметить, что количественный критерий является факультативным, поскольку в отрыве от других показателей он не определяется. Как отмечается в судебных решениях, доминантное (доминирующее) положение вытекает из совокупности нескольких факторов, которые независимо друг от друга не являются определяющими [6] . Необходимо прежде всего выявить реальное состояние конкуренции на отдельно взятом товарном рынке и лишь затем определять влияние конкретного актора на конкурентоспособность.

Для этого в немецком законодательстве дополнительно установлены критерии оценки рыночного положения [7] , например, анализ финансовых возможностей субъекта, доступа к снабжению или сбыту, правовых или фактических препятствий для доступа к рынку других компаний и др. (включая даже способность своевременно перестраиваться, т.е. реагировать на изменения спроса/предложения на рынке). Американские суды при выявлении доминирующего положения исходя из данных о деятельности хозяйствующих субъектов также самостоятельно проводят анализ экономических факторов [8] , таких как размер минимальных объемов производства, необходимых для выхода на рынок, размер и стабильность контролируемых конкурентами секторов рынка и др.

В целом, Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» [9] (далее – ФЗ «О защите конкуренции») не предлагает ничего особо нового, по сравнению с мировой практикой. В соответствии со ст. 5 доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара [10] , дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке, устранять с этого рынка и (или) затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам. Таким образом, Закон прямо называет преимущества доминирующего положения, которые одновременно являются его признаками. Преимущества доминирующего положения перечислены в законе альтернативно.

Термин «решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке» является оценочным. В настоящее время продолжают действовать рекомендации, изложенные в приказе ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. N 169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках». Тем не менее, говоря об общих чертах, присущих российскому и европейскому регулированию, следует отметить, что отечественный законодатель, а с ним и исполнительный орган – Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее – ФАС РФ) сместили акценты с превалирования качественного подхода над количественным в обратный принцип.

Таким образом, российское антимонопольное законодательство в первую очередь учитывает установленные (порой произвольно) косвенные признаки доминирующего положения (доля на рынке, цели деятельности), нежели фактические реалии. В отличие от отечественной практики, где правоприменитель старается слепо следовать догмам, иностранный законодатель и суды больше внимания уделяют фактическим обстоятельствам дела. Следовательно, выносятся более обдуманные и оттого справедливые решения, в которых отражается реальное желание законодателя защитить слабую сторону, но не наказать и разорить «доминиона». Тем не менее, ФАС РФ на практике так или иначе редко обходится без анализа многих факторов (в т.ч. и предметных (продуктовых) и территориальных (географических) границ товарного рынка [19] ) и качественных характеристик (размеры и уровень вертикальной интеграции корпорации, структура рынка), что вселяет надежду на возможность ex post регулирования антимонопольной деятельности, связанной с определением доминирующего положения.

Подводя итог, следует отметить, что важнейшим критерием в российской практике является количественный критерий (по странному совпадению называемому вспомогательным) определения доминирующего положения – занимаемая на рынке доля. Кроме того, установлены различные качественные характеристики, так или иначе привязанные к количественным показателям. В противоположность данному подходу, мировая практика относится более внимательно к фактически сложившейся ситуации на рынке, нередко игнорируя применение пороговых значений, выработанных на практике или установленные законодателем в качестве рекомендаций. При этом, ФАС РФ, по-видимому, понимает (не должен не понимать), что сущность определения доминирующего положения субъекта – защита партнеров и конкурентов сильного игрока и обеспечение fair play на соответствующем товарном рынке.

Юридический ликбез: чем грозит злоупотребление доминирующим положением на ИТ-рынке

Компании, обладающие исключительными правами на общеизвестные устройства или программное обеспечение, получают значительное преимущество перед конкурентами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лидеры стремятся обеспечить себе доминирующее положение на ИТ-рынке. Сам факт доминирования на рынке не считается негативным явлением и не рассматривается как противоправное действие. Но только пока компания не решит использовать свое положение недобросовестным образом.

При рассмотрении вопросов, непосредственно связанных с незаконным использованием рыночной власти, следует говорить о таком явлении, как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, которое, как правило, связанно с монополизацией рынка и недобросовестной конкуренцией.

Понятие и признаки

Статьей 34 Конституции России закреплено право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Вместе с тем, запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция. Таким образом поддерживается баланс между свободой экономической деятельности и предотвращением посягательства на эту же свободу других участников гражданского оборота.

Итак, согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (организации, физического лица), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Закон не содержит легального определения злоупотребления доминирующим положением. Однако, анализируя законодательные положения, можно выделить следующие признаки, позволяющие раскрыть данное понятие.

Во-первых, хозяйствующий субъект должен занимать доминирующее положение на рынке. По общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам на него, либо устранять их с данного рынка.

Также важно, что для признания субъекта доминирующим его доля на рынке должна превышать 50%, если только не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%, но менее чем 50%, должно быть установлено антимонопольным органом исходя из определенных критериев. Примером может служить ограничение возможности доступа на товарный рынок новых конкурентов хозяйствующим субъектом с долей 40% рынка компьютерных 3D игр.

Во-вторых, хозяйствующим субъектом должно быть совершено деяние, которое предполагает как активное, так и пассивное поведение субъекта, выраженное в форме бездействия. В-третьих, результатом деяния хозяйствующего субъекта является наступление или возможность наступления негативных последствий для иных субъектов на рынке, права которых охраняются антимонопольным законодательством, а также необходимо наличие объективной взаимосвязи между деянием и последствием.

Читайте так же: Договор оказания услуг по поиску и подбору персонала

Такое широкое понимание злоупотребления доминирующим положением вызывает закономерный вопрос: какие конкретно акты злоупотребления необходимо относить к сфере информационных технологий?

Отграничивая данную сферу от иных сфер деятельности на различных рынках, можно выделить отношения, в рамках которых наиболее часто наблюдается злоупотребление доминирующим положением, а именно отношения между организацией и потребителями, связанные с обеспечением функционирования информационно-телекоммуникационных сетей и предоставление к ним доступа, а также приобретение цифрового контента и технологий. При этом формами злоупотребления доминирующим положением могут служить, к примеру, установление монопольно высоких или низких цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, создание дискриминационных условий и иные формы.

Самое обсуждаемое дело

В 2015 году по заявлению компании «Яндекс» Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала антимонопольное разбирательство в отношении Google Inc., Google Ireland Ltd. ФАС квалифицировала действия компании как злоупотребление доминирующим положением на рынке мобильных приложений, в результате которых создавались определённые препятствия для входа иных субъектов на данный рынок.

Компания Google Inc. является разработчиком операционной системы Android, магазина приложений Google Play, предназначенного для установки и обновления мобильных приложений под управлением ОС Android. В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России установила, что нарушения Google выразились в предоставлении производителям мобильных устройств магазина приложений Google Play на условиях, включающих в себя обязательную предустановку приложений Google, входящих в состав пакета приложений GoogleMobileService, а также его поисковой системы в качестве поисковой системы по умолчанию. Кроме того, в соответствии с требованиями компании, контрагентам необходимо было размещать предустановленные приложения Google в строго определенных местах главного экрана мобильного устройства, и воздержаться от предустановки приложений других разработчиков.

Компания «Яндекс» заявила, что навязывание Google использования ОС Android со своими сторонними сервисами снижало мотивацию пользователей скачивать альтернативные приложения, что ограничивало конкуренцию иных разработчиков на данном рынке.

Несмотря на возражения Google Inc. о неразумности выделения отдельных приложений из пакета базовых приложений и об отсутствии направленности на ограничение конкуренции на рынке, действия компании были признаны злоупотреблением доминирующим положением. ФАС выдала компании-нарушителю предписание скорректировать соглашения с производителями мобильных устройств, уведомить всех пользователей мобильных устройств на Android о возможности деактивации предустановленных сервисов и установки альтернативных приложений, о возможности смены поиска в браузере Google Chrome, а также наложила штраф в размере 438 млн рублей. Впоследствии Google пыталась в судебном порядке оспорить решение ФАС, однако требования компании остались без удовлетворения.

Результатом рассмотрения дела стало заключение мирового соглашения между компанией и ФАС в апреле 2017 года, в силу которого Google обязалась выполнить предписание ФАС, устранить возникшие нарушения, а также оплатить назначенный штраф.

Как привлечь к ответственности?

Как видно из представленного примера, основными инструментами, применяемыми антимонопольной службой для развития конкуренции и пресечения нарушений, являются вынесение предписаний, содержащих определенные обязательные для исполнения поведенческие условия, и решений о привлечении к ответственности, которые могут быть в дальнейшем оспорены в суде. При этом стоит отметить, что в силу Разъяснений Президиума ФАС России №8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», вступивших в силу в июне 2017 года, принятие ФАС решения о возбуждении дела без вынесения предупреждения не допускается в отношении запретов, связанных с навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, с необоснованным отказом либо уклонением от заключения договора с отдельными покупателями, необоснованным установлением различных цен (тарифов) на один и тот же товар, с созданием дискриминационных условий.

Ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке установлена в статье 14.31 КоАП. Если действия хозяйствующего субъекта приводят или могут привести к ущемлению других лиц, злоупотребление доминирующим положением влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 тыс. до 1 млн. рублей.

В случае же, когда результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, субъекты привлекаются к более серьезной ответственности. Например, на юридическое лицо может быть наложен штраф от 0,01 до 0,15 от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), но не более 0,02 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей. При этом размер штрафа зависит от обстоятельств конкретного дела, действий хозяйствующего субъекта.

Актуальность проблемы

На примере дела Google и иных примеров привлечения субъектов к ответственности была затронута важнейшая проблема, которая приобретает свою актуальность в связи с развитием информационных технологий. С одной стороны, компания, разработавшая продукт или оказывающая определенные услуги, произвела денежные вложения в производство и продвижение своих товаров и услуг, и, соответственно, стремится окупить затраченные ресурсы, в том числе посредством предъявления требований к пользователям, установления специальных условий использований товара или услуги. С другой стороны, деятельность, связанная с установлением определенных условий для потребителей и ограничений для конкурентов, в целом не способствует развитию конкуренции на рынке, а также может ущемлять интересы потребителей.

Для адекватного решения проблемы поиска баланса частного интереса и публичного используются правовые средства защиты от недобросовестных действий субъектов, занимающих доминирующие положение на рынке товаров и услуг.

Безусловно, ограничение злоупотребления доминирующим положением необходимо современной экономике, чтобы обеспечить в первую очередь защиту интересов потребителей. Вместе с тем, как показывают исследования, когда речь идет об инновационных продуктах, цифровом контенте, информационных технологиях, число игроков на рынке ограничено и, как правило, они занимают большую долю рынка, конкурируя между собой.

Ограничивая монополизацию и обеспечивая свободную конкуренцию с доступом новых субъектов на определенный рынок, можно ли быть уверенным, что более мелкие производители смогут обеспечить тот же уровень разработок и качество продукции? Открытым остается вопрос, во всех ли случаях оправдывает себя конкурентная политика, ориентированная на долговременный позитивный прогноз в отношении деятельности еще развивающихся хозяйствующих субъектов в сфере информационных технологий.

25.Порядок и правовые последствия установления доминирующего положения на товарном рынке

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Читайте так же: Идет ли трудовой стаж у ип для получения пенсии, как считается стаж

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или)

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара,

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

[1]

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее — реестр). Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

Коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Коммерческая организация, на которую возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в пунктах 1 — 4 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, и которая нарушила порядок уведомления антимонопольного органа об осуществлении таких действий, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Сделки, иные действия, указанные в пункте 5 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и осуществленные с нарушением порядка уведомления антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки, иные действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Правила установления доминирующего положения кредитной организации

1) общие положения:

Правила определяют порядок установления доминирующего положения кредитной организации при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

Правила распространяются на кредитную организацию при осуществлении ею банковских операций. В случае осуществления кредитной организацией иных операций (оказания иных финансовых услуг) ее доминирующее положение устанавливается в соответствии с порядком установления доминирующего положения финансовой организации, оказывающей соответствующие финансовые услуги;

наличие доминирующего положения кредитной организации не является нарушением антимонопольного законодательства РФ;

2) установление доминирующего положения кредитной организации:

установление доминирующего положения кредитной организации осуществляется путем определения ее доли в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах;

установление доминирующего положения кредитной организации включает в себя следующие этапы: а) установление сферы обращения банковской услуги путем определения границ соответствующего товарного рынка на основе исследования спроса на банковскую услугу и ее предложения; б) определение объема банковских услуг и долей кредитных организаций на соответствующем товарном рынке; в) установление наличия условий признания доминирующим положения кредитной организации;

определение границ товарного рынка осуществляется путем определения вида банковской услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых услуг, а также территории, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести соответствующую услугу, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. При определении вида банковской услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых услуг учитывается возможность их сравнения по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что потребитель действительно заменяет или готов заменить одну услугу другой;

банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности;

доля кредитной организации на товарном рынке определяется исходя из отношения объема оказанных ею банковских услуг определенного вида в натуральном и (или) стоимостном выражении к объему услуг данного вида, оказанных в установленных границах товарного рынка. Доля на рынке нескольких кредитных организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, определяется в совокупности для группы лиц;

3) сведения, используемые при установлении доминирующего положения кредитной организации:

установление доминирующего положения кредитной организации осуществляется на основании следующих сведений, получаемых из государственной статистической отчетности, бухгалтерской отчетности кредитных организаций, выборочных опросов потребителей услуг, заключений независимых экспертиз товарного рынка, а также от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, Банка России, кредитных организаций, саморегулируемых организаций, объединений и союзов кредитных организаций и иных юридических и физических лиц: а) сведения об объеме предоставленных услуг; б) сведения, характеризующие сферу обращения банковской услуги; в) сведения о возможности кредитной организации оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуги на соответствующем рынке, устранять с указанного рынка и (или) затруднять доступ на указанный рынок других хозяйствующих субъектов; г) сведения о состоянии и структуре товарного рынка; д) сведения о наличии экономических, технологических, административных или иных ограничений доступа на товарный рынок;

Читайте так же: Оценка автомобиля в твери, оценка авто

перечень сведений, запрашиваемых антимонопольным органом у Банка России, определяется по соглашению между Банком России и ФАС России в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами о соблюдении банковской тайны, в пределах сведений, содержащихся в формах отчетности, представляемых кредитными организациями в Банк России.

8. Введенная Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ часть 8 комментируемой статьи предписывает антимонопольному органу при проведении предусмотренного п. 3 ч. 2 ст. 23 комментируемого Закона анализа состояния конкуренции давать оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В этом отношении следует отметить, что в настоящее время действует приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке»*(57), изданный в целях реализации Закона 1991 г. о конкуренции и применяемый в части, не противоречащей комментируемому Закону. К названному приказу отсылают действующие административные регламенты ФАС России.

Утвержденный названным приказом Порядок включает следующие разделы: I «Общие положения», II «Определение временного интервала исследования товарного рынка», III «Определение продуктовых границ товарного рынка», IV «Определение географических границ товарного рынка», V «Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке», VI «Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке», VII «Определение уровня концентрации товарного рынка», VIII «Определение барьеров входа на товарный рынок», IX «Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке», X «Аналитический отчет».

8. При проведении анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Исполнение решений и предписаний антимонопольного органа. Судебный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольных органов. Административная ответственность за неисполнение решений и предписаний антимонопольных органов.

Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства

1. По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.

Лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим ФЗ порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.

Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.

Срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика, ответчиков в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.

Определение о продлении срока исполнения предписания или об отказе в его продлении подписывается председателем и членами комиссии и в течение десяти рабочих дней с момента получения ходатайства направляется ответчику, ответчикам по делу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их представителям под расписку.

В случае привлечения ответчика, ответчиков по делу к административной ответственности за невыполнение в срок предписания комиссия в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления о назначении административного наказания выносит определение об установлении новых сроков исполнения ранее выданного предписания. Такое определение подписывается председателем и членами комиссии и направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку ответчику, ответчикам или их представителям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  2. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
  4. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
  5. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.