Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Важная информация и советы на тему: «Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Взаимозависимые лица

В Налоговом кодексе содержится расширенный перечень взаимозависимых лиц.

Понятие взаимозависимых лиц

Эта категория появилась в ст. 20 НК РФ. Однако ее применение ограничивается оценкой сделок, заключенных до 2012 г. С тех пор закон претерпел существенные изменения и в НК РФ был включен раздел V.1, целиком посвященный вопросам регулирования налогообложения и признания лиц взаимозависимыми.

В результате чего, для целей повышения собираемости обязательных платежей, под контроль попало ценообразование в структурах холдингового типа, а также в случаях, когда стороны связывают родственные отношения.

Проверка этих обстоятельств и их установление может повлечь риски понести ответственность.

Определение таких субъектов дано в ст. 105.1 НК РФ. В соответствии с этой нормой, взаимозависимыми лицами признаются физические лица и организации, особенности отношений между которыми способны оказать влияние на условия сделок, а также их результаты, либо на экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.

В качестве критериев рассматривается взаимосвязь, вытекающая из участия в уставном капитале, либо из заключенного соглашения, а также иные возможности влияния одного субъекта на решения и действия других. При этом закон не ставит такой статус в зависимость от наличия рычагов воздействия одного субъекта или их группы.

Основания для признания лиц взаимозависимыми

Перечень взаимозависимых лиц изложен в ч.2. ст. 105.1 НК РФ.

В соответствии с указанными положениями, к ним относятся следующие субъекты:

Если речь не идет о прямом участии, то доли рассчитываются путем сложения всех участвующих взаимозависимых субъектов в юридическом лице (косвенное участие).

Эти нормы применяются только для целей налогового закона.

Лица, приравненные к взаимозависимым

Существуют сделки, участники которых приравниваются к взаимозависимым. В отношении них также возможна проверка. Они должны соответствовать критериям ст. 105.14 НК РФ. В соответствии с ней, таковыми являются следующие виды субъектов, участвующих в правоотношениях:

  • посредники, не несущие риски по сделке и не осуществляющие другой деятельности. Считается что это может использоваться для целей снижения налогов;
  • компании (ООО, АО и другие) и граждане, годовые обороты по договору между которыми составляют свыше 60 млн. рублей;
  • стороны, если, как минимум, 1 из участников сделки имеет иностранный статус (нерезидент РФ, иностранные лица).

Помимо автоматических оснований для признания этого статуса, существует возможность самостоятельного признания лиц таковыми (уведомление налоговой инспекции). Кроме того, это может сделать суд, приняв соответствующее решение, если ситуация соответствует имеющемуся в законе определению.

Права взаимозависимых лиц

Более детальная проработка этого понятия связана с тем, чтобы взаимозависимые лица находились под контролем. Особый интерес для налоговых органов представляет соответствие цен в договорах рыночным.

Наряду с обычным набором прав, которые предоставлены любому налогоплательщику, таким субъектам предоставили ряд технических возможностей. Взаимозависимые лица вправе:

  • признать себя таковыми в добровольном порядке, направив соответствующее уведомление;
  • заплатить в добровольном порядке налоги исходя из базы, рассчитываемой не по договору, а в соответствии с рыночными расценками;
  • заключить с налоговой инспекцией соглашение о ценообразовании;
  • добиваться решения суда о признании действий налогового органа незаконными.

Последствия признания лиц взаимозависимыми и их обязанности

Взаимозависимые лица несут обязанности, связанные с последствиями их признания таковыми.

Главным результатом становится применяемый в отношении этих субъектов контроль рыночных цен (контролируемые сделки). Каждый договор между ними будет считаться таковой. Это значит, что эти субъекты должны будут вести их учет.

Лица признанные взаимозависимыми должны направлять в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках. В нем должны быт все совершенные операции такого типа. Оно должно подаваться ежегодно не позднее 20 мая.

В качестве целей служит учет субъектов, которые могут занижать платежи в бюджет, и их проверка.

Новые правила позволяют осуществлять контроль по следующим налогам:

  • налог на прибыль;
  • НДФЛ, касающийся доходов ИП, нотариусов и адвокатов;
  • НДПИ;
  • НДС, если юридическое лицо или ИП не является плательщиком этого налога или имеет освобождение.

В рамках проверок такие субъекты обязаны представлять всю документацию, касающихся рассматриваемых отношений. Если в ходе проверки будет установлено занижение налоговой баз, то доначисление платежей осуществит налоговый орган.

Если корректировка производится добровольно, то налогоплательщик должен подать уточняющую налоговую декларацию с соответствующими пояснениями.

В ситуациях, когда доначисление произошло после наступления срока уплаты налога или авансового платежа, на нарушителя возлагается обязанность уплатить пени, в том числе по решению суда. Также он может понести ответственность в соответствии с НК.

Операции между взаимозависимыми лицами

Сделки между взаимозависимыми лицами несут значительные риски. Если налоговый орган ставит такие предприятия на свой учет, то высока вероятность признания их контролируемыми. По правилам ст. 105.3 НК РФ, если сделка совершена лицами, не зависящими друг от друга, то ее цена признается рыночной.

А каким критериям должны соответствовать операции взаимозависимых лиц, чтобы ее стоимость оказалась рыночной? Для этого достаточно одного из предусмотренных условий:

  • если договор заключен по итогам биржевых торгов. При этом к таковым не приравниваются случаи проведения торгов на право заключения муниципальных или государственных контрактов;
  • если цену сделки устанавливает решение, вынесенное антимонопольным органом;
  • если закон требует проведения оценки предмета сделки;
  • если с ФНС заключено соглашение о ценообразовании и договор отвечает его условиям.

В отношении остальных сделок существуют риски доначисления обязательных платежей и штрафов. По этой причине предпринимателям, которых не устраивает проверка и ее результат, стоит готовиться к отстаиванию своих интересов и, возможно, добиваться устраивающего решения суда.

Как показывает практика, решение суда, вынесенное в пользу налогоплательщика, не является редкостью. Главное проявить внимательность и найти недочеты в работе налоговиков. Даже родственные отношения не обязательно служат доказательством занижения налоговой базы.

Конечно, существуют высокие риски не добиться нужных целей и проиграть, получив решение суда, обязывающее уплатить дополнительные налоги и понести ответственность, но закон предоставляет значительные возможности отстоять свои интересы.

Сделки между взаимозависимыми лицами подлежат контролю со стороны налогового органа, ведущего учет.

Именно он должен выявить занижение и выставить соответствующее требование. При рассмотрении таких дел, состав суда должен определить факт соблюдения процедуры, которую предусматривает закон. Сложившаяся практика позволяет говорить о 2-х ее обязательных элементах:

  • проведена ли проверка соотношения рыночных цен и цены в сделке, по которой доначислены налоги и ее результаты;
  • каков уровень отклонения от средневзвешенной цены.

Читайте так же: Заявление в службу судебных приставов образец бланк

В случае суда, будет проверено количество сделок, содержащих средневзвешенную цену. Если в материалах проверки будет единственный такой договор, то позиция налоговиков будет зыбкой, а ответственность может не наступить.

Другим моментом служит предельно формальный подход налоговых органов. На практике, изучая сделки между взаимозависимыми лицами, они принимают в расчет исключительно критерий цены, которую сдержит договор. При этом, инспекторы полностью игнорируют вопрос иных свойств реализуемых объектов.

Такие пробелы в работе часто встречаются в ситуации, когда учет по контролируемым сделкам осуществляется в отношении реализации объектов недвижимости. При этом налоговиками проводят проверку локации и индивидуальных качеств объекта, отличающих его от похожих, а также общих колебаний цен, присущих этому рынку.

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки: экономико-правовая классификация (Тимофеева И.Ю.)

Дата размещения статьи: 16.07.2014

После многомиллионных налоговых потерь в результате свободного и неконтролируемого ценообразования на товары (работы, услуги) в крупных компаниях, корпорациях, холдингах государство стало уделять большое внимание трансфертному ценообразованию и взаимозависимости контрагентов, с 2012 г. введя в действие разд. V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Таблица 1

Признаки взаимозависимых лиц в целях налогообложения

Статья 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ

Статья 105.1 «Взаимозависимые лица» НК РФ

1. Организация, если прямо и (или) косвенно участвует в другой организации в доле более 20%

1. Организации, если одна прямо и (или) косвенно участвует в другой организации в доле более 25%

2. Одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению

[1]

2. Физическое лицо и организация, если физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации с долей более 25%

3. Лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого

3. Организации, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях с долей в каждой организации более 25%

4. Организация и лицо, имеющее полномочия по назначению единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации

5. Организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица

6. Организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами

7. Организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа (директор)

8. Организации, в которых полномочия директора как единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо

9. Организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%

10. Физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению

11. Физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный

Таблица 2

Классификация контролируемых сделок в целях налогообложения

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми

— если третьи лица не выполняют в этих сделках никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— если третьи лица не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли

— если предметом таких сделок являются товары из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни;

— если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 млн руб.

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, жительства, налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ

— всего 41 страна, в т.ч. Андорра, Бермуды, Гонконг, Мальта, Монако, Панама, Сейшелы и другие;

— если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 млн руб.

4) сделка между взаимозависимыми лицами из Российской Федерации

если сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год превышает 1 млрд руб.

5) одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, и налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах

если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн руб.

6) одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, но в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы

если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 100 млн руб.

7) одна из сторон сделки освобождена от налога на прибыль или применяет налоговую ставку 0%, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%

если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн руб.

8) одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, где действуют специальные льготы по налогу на прибыль, при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны

если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн руб.

9) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

— одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья;

— любая другая сторона сделки не является таким налогоплательщиком

Читайте так же: Срок по претензии по закону о защите прав потребителей

если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.

10) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации

если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Взаимозависимые лица

По ст. 105.1 НК РФ

Одна организация
непосредственно и (или)
косвенно участвует
в другой организации,
и суммарная доля такого
участия составляет более
20%

Организации в случае, если одна организация
прямо и (или) косвенно участвует в другой
организации и доля такого участия составляет
более 25%

Одно физическое лицо
подчиняется другому
физическому лицу по
должностному положению

Физическое лицо и организация в случае, если
такое физическое лицо прямо и (или) косвенно
участвует в такой организации и доля такого
участия составляет более 25%

Лица состоят
в соответствии
с семейным
законодательством РФ
в брачных отношениях,
отношениях родства или
свойства, усыновителя
и усыновленного, а также
попечителя и опекаемого

Организации в случае, если одно и то же лицо
прямо и (или) косвенно участвует в этих
организациях и доля такого участия в каждой
организации составляет более 25%

Организация и лицо (в том числе физическое лицо
совместно с его взаимозависимыми лицами),
имеющее полномочия по назначению (избранию)
единоличного исполнительного органа этой
организации или по назначению (избранию)
не менее 50% от состава коллегиального
исполнительного органа или совета директоров
(наблюдательного совета) этой организации

Организации, единоличные исполнительные органы
которых либо не менее 50% от состава
коллегиального исполнительного органа или совета
директоров (наблюдательного совета) которых
назначены или избраны по решению одного
и того же лица (физического лица совместно с его
взаимозависимыми лицами)

Организации, в которых более 50% от состава
коллегиального исполнительного органа или совета
директоров (наблюдательного совета) составляют
одни и те же физические лица совместно
с взаимозависимыми лицами

Организация и лицо, осуществляющее полномочия ее
единоличного исполнительного органа

Организации, в которых полномочия единоличного
исполнительного органа осуществляет одно и то же
лицо

Организации и (или) физические лица в случае,
если доля прямого участия каждого предыдущего
лица в каждой последующей организации составляет
более 50%

Физические лица в случае, если одно физическое
лицо подчиняется другому физическому лицу
по должностному положению

Физическое лицо, его супруг (супруга), родители
(в том числе усыновители), дети (в том числе
усыновленные), полнородные и неполнородные
братья и сестры, опекун (попечитель)
и подопечный

Контролируемые сделки — что это?

Сделки между взаимозависимыми лицами

Сделки, которые не могут признаваться контролируемыми

Не могут быть признаны контролируемыми сделки:
— сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. Исключения — сделки, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ в особых случаях;
— сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми (пп. 2 — 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Срок уведомления — до 20 мая. Но не в этом году

Вопросы ответственности. Тоже не сразу

За неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком уведомления, содержащего недостоверные сведения, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).
Также предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, — штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).
Впрочем, за налоговые периоды 2012 — 2013 гг. данные налоговые санкции не применяются, за налоговые периоды 2014 — 2016 гг. — будут применяться в размере 20% от неуплаченной суммы налога, с 2017 г. — в полном объеме (п. 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

Читайте так же: Сокращенные сроки гарантии по закону о защите прав потребителей

Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2018-2019

Взаимозависимые лица для целей в налоговых правоотношений в 2018-2019 гг. по НК РФ – это …

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения российский законодатель называет 2 и более субъекта правоотношений, каждый из которых может оказывать влияние на заключение сделок другим или другими субъектами, а также на экономические результаты осуществляемой другим или другими субъектами деятельности (п. 1 ст. 105 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 105 НК РФ взаимозависимые лица для целей налогообложения — это:

Доля близких родственников во владении капиталами одного и того же юрлица суммируется, и если она достигает указанных в перечне выше значений, то все они рассматриваются как субъекты взаимозависимых сделок (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость лиц может устанавливаться в отдельных соглашениях между ними либо иной возможностью, предопределяющей влияние одного лица на другое (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимосвязанные лица и налоговое право РФ

Среди финансовых и юридических терминов часто используется понятие «взаимосвязанные лица». Данный термин в чем-то схож с понятием «взаимозависимые лица», но в налоговом праве он не используется.

Взаимосвязанные лица – субъекты, соответствующие хотя бы одной из перечисленных ниже характеристик:

  • 1 лицо прямо (косвенно) контролирует другое;
  • один или несколько сотрудников работают в нескольких организациях, например директором в 1-й и 2-й компании является один и тот же человек;
  • несколько юрлиц связаны договорными правоотношениями и совместно работают с целью получения прибыли, включая расходы и убытки;
  • работник и работодатель;
  • 2 компании контролируются третьим лицом;
  • 2 лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;
  • лица являются родственниками или членами одной семьи.

Понятие взаимосвязанности лиц приведено в ст. 37 приложения 1 к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Один из критериев, предопределяющих возникновение соответствующих последствий, — контролируемость сделок с участием взаимозависимых лиц. Изучим данный аспект подробнее.

Соотношение взаимной зависимости и контролируемости в налоговом праве: нюансы

Итак, сделка с участием взаимозависимых субъектов может иметь правовые последствия, если будет признана контролируемой. Это будет означать, что ФНС обратит на нее пристальное внимание и изучит на предмет необоснованного занижения или завышения сумм, передаваемых от одного субъекта к другому. Отклонения в ценах сделки между взаимозависимыми лицами могут использоваться:

  • для занижения налоговой базы в целях уменьшения сумм налога;
  • завышения налоговой базы в целях исчисления более крупного вычета.

Контролируя сделку, ФНС вправе осуществлять корректность исчисления налогов:

Мы изучили вопрос о том, как проходят сделки между взаимозависимыми лицами. Подробности см. здесь.

Критерии признания сделок контролируемыми указаны в ст. 105.14 НК РФ.

Ознакомиться с данными критериями можно здесь.

В свою очередь, в п. 4 ст. 105.14 НК РФ содержатся критерии непризнания сделок контролируемыми. Полезно обратить внимание на письмо ФНС от 2.11.2012 № ЕД-4-3/18615. В нем ведомство предупреждает налогоплательщиков о том, что будет:

  • контролировать любые сделки взаимозависимых лиц, дающие повод говорить об установлении в контрактах нерыночных цен в целях уклонения от налогов;
  • проводить камеральные проверки с использованием методов выявления необоснованной налоговой выгоды плательщика в соответствии с нормами гл. 14.3 НК РФ.

На практике это может означать доначисление налогов в порядке, установленном гл. 14.2 НК РФ (в частности, на основании п. 5 ст. 105.3 НК РФ). Однако если налогоплательщик решит оспорить подобные активности ФНС в суде, у него есть хорошие шансы отстоять свою позицию. Дело в том, что ВС РФ в решении от 1.02.2016 № АКПИ15-1383 фактически установил, что ФНС не имеет необходимых полномочий для проверки цен, устанавливаемых взаимозависимыми лицами по неконтролируемым сделкам.

Подобные оценки действий ФНС можно встретить и в других судебных прецедентах.

Каким образом лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения

Взаимозависимость лиц может устанавливаться:

  • в силу положений закона (на основании критериев, рассмотренных нами выше);
  • в порядке самостоятельного признания лицами своей взаимной зависимости;
  • по решению суда.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются не только субъекты бизнеса, но также и физлица. Изучим данный аспект подробнее.

Когда взаимозависимыми лицами признаются физлица

Юрисдикция НК РФ в части регулирования сделок между взаимозависимыми лицами также распространяется на граждан, не зарегистрированных как ИП и не имеющих отношения к деятельности хозяйственных обществ. Так, в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются близкие родственники — об этом мы сказали выше.

Присутствие в НК РФ указанной нормы означает, в частности, что взаимозависимые физлица не могут пользоваться налоговыми вычетами на основе сделок, заключаемых между собой (п. 5 ст. 220 НК РФ). Так, например, человек не вправе оформлять имущественный вычет, купив жилье у родственника (даже если сделка сопровождается реальными денежными расчетами и уплатой НДФЛ продавцом).

Взаимозависимыми лицами в налоговых правоотношениях могут быть как физлица, так и организации. Если речь идет о сделках только с участием физлиц (не имеющих статуса ИП), то их взаимная зависимость является препятствием для пользования установленными НК РФ налоговыми вычетами. Взаимозависимые юрлица (а также физлица, имеющие отношение к их деятельности и те, что находятся в служебной субординации) могут иметь ограничения в части определения финансовых условий заключения сделок, если соответствующие правоотношения будут признаны контролируемыми.

Кроме того, если ФНС посчитает, что сделки, не являющиеся контролируемыми, заключаются между взаимозависимыми бизнес-структурами в целях получения ими необоснованной налоговой выгоды, то может устроить проверку и доначислить налоги. Но у налогоплательщиков есть хорошие шансы оспорить подобные действия ФНС в судебном порядке.

Контролируемые сделки, или Квест о взаимозависимости

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Сделки между взаимозависимыми лицами

«Аудит и налогообложение», 2012, N 1

[2]

Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее — Закон N 227-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» практически полностью изменил принципы определения цены товаров для целей налогообложения, расширил перечень взаимозависимых лиц, изменил основы определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным, установил порядок определения прямого или косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях, а также особенности контролируемой сделки.

Читайте так же: Как можно писать обьяэзтельство в долю квартиры

Необходимо отметить, что положения ст. 20 «Взаимозависимые лица» и ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» НК РФ со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны до 1 января 2012 г.

С 2012 г. проверка соответствия применяемых цен рыночным будет затрагивать только участников контролируемых сделок.

Часть I НК РФ дополнена новым разд. V.1, который регулирует вопросы трансфертного ценообразования и налогового контроля.

Трансфертными называются цены, используемые взаимозависимыми лицами при расчетах друг с другом.

Определение взаимозависимости

Взаимозависимыми налогоплательщиками согласно ст. 105.1 НК РФ признаются:

Контролируемые сделки

В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если такое несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), а именно:

  • налога на прибыль организаций;
  • НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;
  • налога на добычу полезных ископаемых (в случае если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  • НДС (в случае если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей плательщика НДС),
  • налоговым органом производятся корректировки соответствующих налоговых баз, а налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

К контролируемым сделкам относятся:

1. Сделки между взаимозависимыми лицами или с участием посредников.

Необходимо отметить, что продажа товаров, работ, услуг взаимозависимому лицу будет контролироваться, даже если напрямую операции не осуществлялись, то есть особое внимание у инспекторов привлечет организация-посредник.

При этом максимальный контроль будет направлен на посредников, которые не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, а также не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Предметом данных сделок являются такие товары, как нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни. Лимит доходов для этих сделок — 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ (офшоры).

Лимит доходов для этих сделок — 60 млн руб. за календарный год (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Также будут контролироваться сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России или являются резидентами РФ, если:

  • сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает один миллиард рублей (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Следует иметь в виду, что указанный лимит будет действовать с 2014 г., в 2012 г. доход по контролируемым сделкам должен составлять три миллиарда рублей, в 2013 г. — два миллиарда рублей;

  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. Предметом такой сделки должно быть добытое полезное ископаемое, по которому и уплачивается данный налог в процентах (пп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб.

Для данной нормы переходных положений не предусмотрено: лимит необходимо учитывать уже с 2012 г.;

  • сумма дохода по сделкам превышает 100 млн руб. за год (для плательщиков ЕСХН или ЕНВД, а также налогоплательщиков, применяющих иные системы налогообложения (пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки является участником проекта «Сколково», который освобожден от уплаты налога на прибыль или перечисляет данный налог по нулевой ставке, и хотя бы одна из сторон таковым не является.

При этом сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

  • в сделке участвуют резидент особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, и нерезидент ОЭЗ (пп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Лимит для таких сделок также составляет 60 млн руб., однако соответствующие нормы будут применяться только с 1 января 2014 г.

Не признаются контролируемыми сделки:

  1. между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;
  2. с лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:
  • стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • у них нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;
  • они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;
  • у них нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
  • отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми согласно пп. 2 — 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Российская организация — налогоплательщик, отнесенная в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (соглашение о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия — не более чем два года).

Читайте так же: Трудовой кодекс отпуск

Такое соглашение крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России, предусмотрев в нем:

  • виды контролируемых сделок, в отношении которых заключается соглашение (по остальным контролируемым сделкам, осуществляемым налогоплательщиком, будет действовать общий порядок контроля ценообразования);
  • порядок определения цен, описание и порядок применения методик ценообразования;
  • перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
  • срок действия соглашения (до трех лет);
  • перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения.

За рассмотрение ФНС заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5 млн руб.

Если налогоплательщик соблюдает все условия соглашения о ценообразовании, то ФНС не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

Налоговые проверки

Закон N 227-ФЗ вводит новый вид налоговой проверки — проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки нельзя. Такой запрет прямо установлен в Законе.

Основаниями для проведения проверки соответствия цен являются:

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориальной инспекции, которая в ходе камеральной или выездной проверки выявила факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении инспекторами повторной выездной проверки.

 

Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения контролирующим ведомством соответствующего уведомления или извещения.

ФНС может проверять контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 1 п. 5 ст. 105.17 НК РФ).

Срок такой проверки — шесть месяцев, в исключительных случаях этот срок можно продлить до 12 месяцев.

Проверки ФНС при назначении территориальными налоговыми инспекциями выездных проверок учитываться не будут. Факт того, что сделку, совершенную в налоговом периоде, ранее проверяла ФНС, не будет препятствовать последующему проведению инспекцией выездных и камеральных проверок за этот же налоговый период (абз. 3 п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами применяются следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Кроме того, допускается использование комбинации двух и более методов.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ налоговые органы вправе требовать следующие документы:

  • перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка;
  • описание контролируемой сделки и ее условий, а также указание сроков и условий уплаты платежей по этой сделке.

Обратите внимание: если организация использует метод, предусмотренный ст. 105.7 НК РФ (метод сопоставимых рыночных цен, цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и распределения прибыли), то перечень запрашиваемых документов увеличивается.

Так, в этот перечень должны войти:

  • информация об обосновании причин выбора и способа применения используемого метода;
  • источники информации, которые были использованы;
  • расчет интервала рыночных цен или рентабельности по контролируемой сделке с описанием подхода, который используется для выбора сопоставимых сделок;
  • информация о корректировках налоговой базы и сумм налога;
  • информация о факторах, которые повлияли на цену или рентабельность сделки;
  • сумма полученных доходов (прибыли) и расходов в результате совершенной сделки;
  • сведения об экономической выгоде, которая получена от совершения сделки.

Инспекция вправе запросить документы по контролируемым сделкам не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Закон N 227-ФЗ предусматривает возможность проведения симметричных корректировок для тех случаев, когда налоговый орган в ходе проверки одной из сторон контролируемой сделки установил несоответствие примененной цены в сделке со взаимозависимым лицом уровню рыночных цен.

В этом случае вторая сторона контролируемой сделки вправе самостоятельно провести симметричные корректировки.

Симметричные корректировки допускаются только в том случае, когда одной из сторон сделки, в отношении которой вынесено решение о доначислении налога по результатам корректировки, исполнено соответствующее решение налогового органа.

Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет за собой взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Санкция в размере 40% будет применяться только при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 г.

В 2012 — 2013 гг. штраф назначаться не будет, а в 2014 — 2015 гг. сумма штрафа составит 20% от неуплаченной суммы налога.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ), совершенных в календарном году, или представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Источники


  1. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  2. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

  3. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
  4. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  5. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.