Подведомственность гражданских дел

Важная информация и советы на тему: «Подведомственность гражданских дел». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Подведомственность гражданских дел

Понятие и виды подведомственности

Гражданские дела могут разрешаться различными органами.

Институт подведомственности призван дать ответ на вопрос о том, какой именно орган должен разрешить то или иное дело.

Под подведомственностью можно понимать определяемую законом относимость требующих властного разрешения дел к ведению органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Законодательством определены многочисленные органы, правомочные осуществлять защиту прав и интересов. Например, в ст. 11 ГК сказано, что защита гражданских прав возможна в судебном порядке, третейских судах, а в случаях, предусмотренных в законе, в административном порядке. А из ст. 382 ТК следует, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Различные формы защиты права определены и в других законодательных актах (ЖК, СК, ЗК и т. д.).

Обобщая, можно сказать, что разнообразные гражданские дела могут разрешаться: судебными органами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами, КС РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ; общественными органами (например, третейскими судами, КТС и др.); административными органами.

Наличие различных форм защиты прав и интересов обусловливает существование нескольких видов подведомственности, с помощью которых определяются возможные варианты защиты.

В гражданском процессе принято выделять исключительную, альтернативную, договорную и условную (императивную) подведомственность. В соответствии с правилами об исключительной подведомственности определяются случаи, когда один единственный орган может рассматривать то или иное дело.

Как правило, в решении вопроса о такой подведомственности законодатель исходит из специфики дела, его особой сложности или значения. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 391 ТК только суды вправе рассматривать трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения и т. д. Исключительно арбитражным судам подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве) (ст. 33 АПК).

Альтернативная подведомственность означает, что для заинтересованного лица возможен выбор между судебным и несудебным органом. Например, действия (бездействия, решения) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или орган. Зачастую обращение в такие органы для заинтересованного лица является более привлекательным, например в связи с оперативностью решения вопроса. Однако обращение лица в несудебный орган не лишает его права на обращение в суд, при этом решение суда в таком случае является приоритетным. Напротив, обращение в суд исключает возможность обращения во внесудебный орган.

При договорной подведомственности участники правоотношения по взаимному согласию определяют тот орган, который будет рассматривать их правовой спор. В настоящее время примером такой подведомственности является закрепленная в законе возможность обращения в третейские суды для разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений.

Под условной (императивной) подведомственностью чаще всего понимают то, что условием для обращения в суд является необходимость соблюдения заинтересованным лицом определенного досудебного порядка урегулирования спора. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 138 НК практически все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В ст. 797 ГК определено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Необходимо учитывать то, что и сами стороны договорного отношения могут предусмотреть в договоре претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора.

Подведомственность гражданских дел судам

Среди всех других органов только государственные суды осуществляют правосудие. Именно они, по общему правилу, дают окончательный ответ на правовой вопрос. Однако доступность судебной защиты не исключает того, что в законе могут быть предусмотрены случаи, когда определенные дела изъяты из подведомственности судам. Например, в соответствии со ст. 19

СК только в органах ЗАГС производится расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Разграничение подведомственности между различными судебными органами основано на правиле, согласно которому суды общей юрисдикции рассматривают любые гражданские дела, если в силу специального указания закона они не отнесены к подведомственности других судов (арбитражных судов, КС РФ и т. д.).

Общий перечень подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел закреплен в ст. 22 ГПК. К таким делам, в частности, относятся:

  • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК), в которых происходит разрешение правовых вопросов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами своих властных полномочий;
  • дела особого производства (ст. 262 ГПК).

Кроме того, в судах общей юрисдикции также рассматривают дела:

  • о выдаче судебного приказа;
  • об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Арбитражные суды — это суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской деятельности. Подведомственность гражданских дел этим судам зависит от наличия определенных в ст. 27 АПК критериев, как правило, применяемых в совокупности. Такими критериями являются:

1) предметный критерий. Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) субъектный критерий. Субъектами подведомственных арбитражному суду дел, по общему правилу, могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Общий круг подведомственных арбитражным судам дел определен в ст. 28–33 АПК.

Читайте так же: Обязан ли банк вернуть страховку

Однако в отношении некоторых дел, подведомственных АС критерий «субъектный состав» не действует. Это исключение из общего правила. Так, в ст. 33 АПК определены дела специальной подведомственности. К ним относятся, например, дела о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам и т. д.

Общим у всех этих дел является то, что они подлежат рассмотрению исключительно в арбитражных судах вне зависимости от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Если при связи нескольких требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Но если при обращении в суд общей юрисдикции обнаружится, что разделение требований возможно, суд выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22, п. 1 ст. 134.ГПК).

КС РФ — это орган, осуществляющий конституционный контроль. Разграничение подведомственности между этим судом и судами общей юрисдикции возникает по двум категориям дел: 1) об оспаривании нормативных правовых актов; 2) по спорам о компетенции.

1) В ст. 125 Конституции РФ и Законе о Конституционном Суде РФ исчерпывающим образом определены те виды нормативных правовых актов, дела о соответствии которых Конституции РФ разрешает КС РФ. Речь идет, например, о федеральных законах, нормативных актах Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституциях республик; уставах, а также законах и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, и т. д.

Следовательно, по общему правилу дела о соответствии Конституции РФ не указанных в ст. 125 Конституции РФ нормативных правовых актов, а также дела о соответствии одних нормативных правовых актов иным актам ниже уровня Конституции РФ, подведомственны судам общей юрисдикции или арбитражным судам в зависимости от разграничения подведомственности между ними.

2) КС РФ в соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

Споры о компетенции между органами могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т. д. Следовательно, эти дела судам общей юрисдикции не подведомственны.

Необходимо учитывать, что если речь идет о спорах о компетенции между не перечисленными в ч. 3. ст. 125 Конституции органами власти, то они подведомственны судам общей юрисдикции, а если в субъекте РФ создан конституционный (уставный) суд — такому суду, но только при условии, если его полномочия по рассмотрению таких споров закреплены в конституции (уставе) или специальном законе субъекта РФ.

Подведомственность гражданских дел. Виды подведомственности

Понятие подведомственности гражданских дел

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы .

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдается судебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;
    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;
    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
    • дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

Внимание! Споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции (см. Обзор Президиума Верховного Суда России от 22 мая 2013 г. «Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств»).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности гражданских дел

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Читайте так же: Отличие кредита от займа и ссуды

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции , если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Глава 3. Подсудность (ст.ст. 22 — 33)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Глава 3. Подсудность

>
Подсудность гражданских дел
Содержание
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Понятие и виды подведомственности гражданских дел

Термин подведомственность имеет исконно русское происхождение и означает подвести под ведомство, то есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в ведении определенного органа.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах.

Институт подведомственности объективно необходим в праве. Защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды, Конституционный Суд, уставные суды.

Возможны также самозащита гражданских прав и административный порядок защиты. Поскольку суды осуществляют контроль за решениями, принятыми в административном порядке (ст. 11 ГК), то при таком юридическом регулировании института защиты без подведомственности сложно обойтись.

Подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др.

С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов по осуществлению правосудия по тем или иным гражданским делам.

Однако понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции (лат. — добиваюсь, соответствую, подхожу).

Компетенция — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица, определяющая их место в системе государственных органов.

Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

Основными принципами данного института необходимо признать следующие:

— судебная юрисдикция будет законна только в отношении подведомственных дел. В противном случае судебная деятельность и судебные постановления будут ничтожны в правовом отношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления (п. 1 ч. I ст. 134 ГПК); если неподведомственность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению (ст. 220 ГПК). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенные по неподведомственным делам, и прекратить производство;

— стороны вправе в соответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его на разрешение третейского суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежат рассмотрению только судами общей юрисдикции;

— при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК).

В случае, если возможно разделение требований, судья должен вынести определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Следовательно, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.

Исключительнаяподведомственность. К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др.).

Альтернативнаяподведомственность предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).

Условнаяподведомственность предполагает, что дело может быть рассмотрено судом только при наступлении условий, предусмотренных законом.

Договорная – при ней выбор юрисдикционного органа зависит от соглашения, заключенного сторонами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8868 —

| 7559 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Подсудность и подведомственность гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. Т.е. подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

Подведомственность в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы. В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах.

Читайте так же: Если дом зарегистрирован на мужа после смерти права жены

Подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы — исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые — все иные юри­дические вопросы самых различных правоотношений.

В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.

Судам общей юрисдикции подведомственны следующие категории гражданских дел:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

[1]

2) дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела по требованиям, основанным на нотариально удостоверенной сделке: сделке, совершенной в простой письменной форме, совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, не­акцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК):

— по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

— по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;

4) дела особого производства (ст. 262 ГПК):

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом осви­детельствовании и др.;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностран­ными инвестициями, международных организаций.

При наличии в заявлении нескольких требований различной подведомственности судья принимает к рассмотрению требование, подведомственное суду общей юрисдикции, и отказывает в принятии требований, не подведомственных суду общей юрисдикции. Если же разделение нескольких требований различной подведомственности невозможно, судья суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.

Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на 4 вида.

1) Исключительная подведомственность — к этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.

2) Альтернативная подведомственность — предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).

[2]

3) Условная подведомственность-предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рас­смотрения (например, по трудовым спорам).

4) Подведомственность по связи исковых требований- когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду.

Подсудность – это гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Выделяют следующие виды подсудности.

1. Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы РФ. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т.д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

2. Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела. В свою очередь территориальная подсудность делится на:

а) альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;

б) исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;

в) договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Читайте так же: Уведомление о расторжении договора аренды

3. Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Тема 10. Подведомственность гражданских дел

Основополагающие начала о подведомственности дел судам содержатся в Конституции РФ и принятых в развитие ее положений федеральных конституционных законах. Так, в Конституции РФ говорится о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме того, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45).

В ст. 46 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а в ст. 11 ГК РФ отмечается, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть в любом случае обжаловано в суде.

Подведомственность

– относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению какого-либо государственного или иного органа, т.е., это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. Суды рассматривают и разрешают данные дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Для разграничения подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам в ГПК РФ и АПК РФ по-прежнему в основном использовались в совокупности два критерия: субъектный состав спора и его характер. Принято считать, что предметом разбирательства арбитражных судов являются экономические споры, возникающие между юридическими лицами. Однако использованный в Конституции РФ термин «экономические споры» не определяет характера правоотношений, из которых возникает спор, и правовую природу спора. Если под экономическими понимать споры, возникающие в предпринимательской деятельности, то многие дела, разрешаемые арбитражным судом, не подпадают под это понятие. В то же время одни и те же категории споров, возникающие в предпринимательской деятельности в зависимости от субъектов отношений (сторон спора), подведомственны как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду. Например, взыскание недоимок по налогам и таможенным платежам с граждан и другие подобные дела рассматривает суд общей юрисдикции, а аналогичные дела с участием организаций подведомственны арбитражному суду. Такие дела с участием граждан тоже являются экономическими спорами.[13]

В то же время оспаривание законности ряда нормативных актов организацией, получение ею приказа по опротестованным векселям, вызывное производство при утрате организацией ценной бумаги, споры по качеству товаров, приобретенных гражданами в предприятиях розничной торговли, осуществляющих предпринимательскую деятельность, споры по перевозкам пассажиров-граждан подведомственны судам общей юрисдикции.

Если государство создало два вида судов, разрешающих гражданско-правовые и связанные с ними споры, и если понятие экономических споров не определено и не может быть четко определено, то каждый из судов должен рассматривать определенные категории дел и подведомственность дел каждому суду должна быть четко определена законом.

Основным критерием разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и государственными органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию фактов бесспорного характера, является спорность или бесспорность права.

Наличие договора между сторонами разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами.

В ч. 4 ст 22 ГПК содержится коллизионная норма о том, что при взаимосвязи нескольких требований, если хотя бы одно из них подведомственно суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду и разделение требований невозможно, дело подведомственно суду общей юрисдикции. Закон отдает предпочтение суду общей юрисдикции.

Закон допускает разъединение требований, если они могут быть рассмотрены отдельно. В этом случае судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. В таком определении суда должны быть приведены мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

В теории гражданского процесса различают исключительную, условную, альтернативную подведомственность и подведомственность по связи требований.

Исключительнаяподведомственность – это подведомственность гражданских дел, исключающая возможность обращения за защитой своих прав в иной орган, чем тот, который указан в законе.

Альтернативная

подведомственность – это подведомственность, допускающая рассмотрение гражданских дел не только судами общей юрисдикции, но и в ином юрисдикционным органе.

Условная

подведомственность – это подведомственность, требующая соблюдения установленного законом предварительного внесудебного порядка урегулирования спора.

Подведомственность по связи требований

– это подведомственность, установленная на случаи заявления нескольких требований, одни из которых подведомственны судам общей юрисдикции, а другие арбитражным судам. В таком случае, все требования подлежат рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции, если разделение таких требований невозможно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Подведомственность гражданских дел: понятие, виды

Подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено зако­ном к ведению определенного юрисдикционного органа.

При определении подведомственности юридическое значе­ние будут иметь характеристика заинтересованных лиц, приро­да правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливают­ся правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

Однако понятие подведомственности существенно отлича­ется от понятия компетенции, которая означает совокупность правомочий суда или иного правоприменительного органа Подведомственность же характеризует конкретное дело, подле­жащее разбирательству в определенном порядке.

Читайте так же: Возврат ошибочно перечисленных денежных средств

 

В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы — исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые — все иные юри­дические вопросы самых различных правоотношений.

Подведомственность является обя­зательным условием законности правосудия, так как обеспечи­вает четкое функционирование судебной власти и правиль­ность рассмотрения и разрешения гражданских дел.

В гражданском судопроизводстве основную массу граждан­ских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, состав­ляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.

Так, в соответствии со ст. 22 ГПК суды рассматривают и раз­решают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите на­рушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений

Подобные споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо права — имуще­ственные, личные), так и с его оспариванием (когда в резуль­тате поведения участника спора становятся неясными содержа­ние правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с ис­ковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Судам общей юрисдикции подведомственны следующие ка­тегории гражданских дел:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и закон­ных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, се­мейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела по требованиям, основанным на:

нотариально удостоверенной сделке: сделке, совершенной в простой письменной форме, совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, не­акцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК):

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспари­вании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений и действий (без­действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муни­ципальных служащих;

по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;

4) дела особого производства (ст. 262 ГПК):

об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособ­ным (эмансипация);

о принудительной госпитализации гражданина в психиат­рический стационар и принудительном психиатрическом осви­детельствовании и др.;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о вы­даче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и раз­решают дела с участием иностранных граждан, лиц без граж­данства, иностранных организаций, организаций с иностран­ными инвестициями, международных организаций.

При наличии в заявлении нескольких требований различной подведомственности судья принимает к рассмотрению требование, подведомственное суду общей юрисдикции, и отказывает в приня­тии требований, не подведомственных суду общей юрисдикции.

Если же разделение нескольких требований различной под­ведомственности невозможно, судья суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.

Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.

Исключительная подведомственность. К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дее­способности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.

Альтернативная подведомственность предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомер­ных действий должностного лица помимо суда возможно вы­шестоящему должностному лицу (органу).

Условная подведомственность предполагает, что перед обра­щением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рас­смотрения (например, по трудовым спорам).

Подведомственность по связи исковых требований — когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требова­ний разной подведомственности, одно из которых подведомст­венно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду.

Судебная система Российской Федерации включает в себя суды различных уровней (звеньев), наделенных полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел по первой ин­станции.

Так, в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» преду­смотрено, что в Российской Федерации действуют федераль­ные суды, конституционные (уставные) суды и суды мировых судей субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федераль­ного значения, суды автономной области и автономных окру­гов, районные суды, военные и специализированные суды (ст. 4 Закона).

Конституция РФ в ст. 47 установила общий принцип под­судности дел судам, согласно которому никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судь­ей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1461 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  2. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.

  3. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
  4. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
  5. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.