Закон о перечне рецептурный

Важная информация и советы на тему: «Закон о перечне рецептурный». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ОТПУСКАЕМЫХ БЕЗ РЕЦЕПТА ВРАЧА

Скачать ПРИКАЗ Минздрава РФ от 19-07-99 287 О ПЕРЕЧНЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОТПУСКАЕМЫХ БЕЗ РЕЦЕПТА ВРАЧА (2019) Актуально в 2018 году

Читать далее:

  • Рубрикатор
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Налоговый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровое делопроизводство
  • Производственный календарь 2017
  • Образец договора дарения
  • Сервисы
  • Формы документов
  • Юридический словарь
  • Cоглашение о разделе имущества супругов
  • План счетов
  • Курсы, ставки, индекс
  • Правила бух. учета
  • Как оформить загранпаспорт
  • Навигация и возможности
  • Помощь
  • Поиск
  • Вступление в наследство по завещанию
  • Как получить материнский капитал
  • Как получить паспорт на квартиру
  • Как оформить развод
  • Образец нового полиса ОМС
  • О сайте
  • О системе
  • Условия использования сайта
  • Технические требования
  • Статьи и обзоры
  • Документы для открытия ИП
  • Регистрация граждан

Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
c 2010-2019. Справочно-правовая система .

ПРАВИЛА ОТПУСКА РЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Несмотря на публикации разъяснений, дополнений и изменений к приказу Министерства здравоохранения РФ №1175н от 20.12.12 «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», в аптечные организации продолжают поступать рецепты, оформленные с нарушением установленных правил.

В соответствии с требованиями законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности, работники аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами и их отпуск, ответственны за соблюдение правил обращения лекарственных средств. Сотрудникам аптек необходимо знать современный порядок назначения лекарственных препаратов и правила оформления рецептурных бланков, знать алгоритмы проведения фармацевтической экспертизы рецепта с целью недопущения ошибок при отпуске лекарственных препаратов.

О требованиях законодательства к оформлению рецептурных бланков на лекарственные препараты рассказывает Наталья Золотарева, к.фарм.н., доцент кафедры управления и экономики фармации Санкт–Петербургской государственной химико–фармацевтической академии.

Постановление Правительства РФ от 22.12.11 №1081 «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности» — ключевой документ, определяющий перечень лицензионных требований и условий, которые предъявляет на сегодняшний день государство к лицензиатам, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, а именно для аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармдеятельность.

Указанные лицензиаты в обязательном порядке должны соблюдать правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. Этим же документом определено понятие «грубое нарушение лицензионных требований и условий», к числу которых отнесены вопросы, связанные с отпуском лекарственных препаратов. Если установленные правила отпуска нарушаются, органы контроля вправе расценить выявленные нарушения как грубые со всеми вытекающими последствиями, начиная от достаточно серьезных штрафных санкций и включая приостановление деятельности лицензиата.

ЧЕМ СЕГОДНЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРАВИЛА ОТПУСКА?

Начнем с нормативно–правового регулирования, чтобы разобраться, как правильно принять рецепты, а именно с Федерального закона 12.04.10 №61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (гл. 10 «Фармацевтическая деятельность», ст. 55), который гласит: «Правила отпуска лекарственных препаратов (ЛП) для медицинского применения аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Какие законодательные акты утверждены, рнегулирующие порядок отпуска ЛП?

  • Федеральный закон №323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 07.02.92 №2300-I «О защите прав потребителей»;
  • постановление Правительства РФ от 19.01.98 №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…»;
  • приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.08.16 №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» (вступил в силу с 1 марта 2017 г.);

[1]

и ведомственные нормативные акты — приказы Минздрава России:

  • №1175н от 2012.12 (вступил в силу с 1 июля 2013 г.), который определяет порядок назначения и выписывания ЛП, а также форм рецептурных бланков;
  • №54н от 01.08.12 (вступил в силу с 1 июля 2013 г.), посвящен специальному рецептурному бланку на наркотическое средство и психотропное вещество;
  • №785 от 14.12.05 «О порядке отпуска лекарственных средств»;
  • №157н от 16.03.10 «Об утверждении предельно допустимого количества наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсора, содержащегося в препаратах».

Процесс отпуска ЛП по рецепту предполагает тесное взаимодействие медицинского и фармацевтического работника. В сферу ответственности первого входит назначение ЛП при соблюдении необходимых требований, а второй должен, прежде чем отпустить препарат по рецепту, провести его фармацевтическую экспертизу, если необходимо, передать на изготовление, затем отпустить препарат. Важным остается требование об обратной связи между фармацевтическими и медицинскими организациями. Дословно нормативное требование предполагает регулярную отправку информации обо всех неправильно выписанных рецептах в медицинскую организацию. Такая обратная связь, регулярная и правильно налаженная, снимает ряд вопросов по выявленным нарушениям с точки зрения рецептурного отпуска лекарств.

ПЯТЬ БЛАНКОВ РЕЦЕПТОВ

Два ключевых нормативных документа имеют непосредственное отношение к порядку назначения ЛП, формам бланка рецептуры — это приказ №1175н и приказ №54н (оба вступили в силу с 1 июля 2013 г.).

Традиционно действующие нормативные документы определили формы бланков рецептов. На сегодняшний день действуют 5 форм бланков рецептов: №107-1/у, 148-1/у-88, 148-1/у-04 (л), №148-1/у-06 (л), специальный рецептурный бланк. С 1 января 2016 г. приказом №385н были внесены отдельные изменения в формы рецептурных бланков 148-1/у-88, 107-1/у. Но для того чтобы запасы ранее закупленных рецептурных бланков использовать по назначению, допускалось использование бланков старого образца до вступления в силу приказа Минздрава России от 30.06.15 №385н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 августа 2012 г. №54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления», т.е. до 1 июля 2016 г. После этого аптечные работники должны требовать те формы бланков рецептов, структура которых изменена в соответствии с действующими нормативными документами.

Приказ №1175н привнес много нового в порядок назначения и выписывания ЛП. Первое место по значимости нововведения можно отдать самой парадигме назначения лекарственных препаратов. Если ранее медработник мог использовать любое наименование ЛП: МНН, группировочное или торговое, как ему было удобно, то в связи со вступлением в силу данного нормативного документа в приоритете четко установлено выписывание препаратов по МНН. Если оно отсутствует, то должно быть использовано группировочное наименование, а в случае отсутствия обоих наименований — по торговому наименованию.

Читайте так же: Как проходит процедура развода через суд

В перечне имеющих право назначать и выписывать рецепты появились специалисты со средним медицинским образованием: фельдшеры, акушерки. Только в том случае, если на них такие полномочия возложены соответствующим распоряжением руководителя медицинской организации. Индивидуальные предприниматели традиционно тоже имеют право назначать препараты, выписывать рецепты, но есть определенные ограничения, например, связанные с тем, что медспециалисты, осуществляющие частную медицинскую деятельность, не имеют права назначать наркотические и психотропные препараты из Списков 2 и 3.

Если рецепт поступает под торговым наименованием, как с ним быть? Можно ли его забраковать, или он выписан правильно? Ответ на этот вопрос — в приказе Минздрава №1175н — медработник имеет право использовать при выписывании торговое наименование в случае индивидуальной непереносимости и/или по жизненным показаниям, но данное решение должно быть закреплено врачебной комиссией, о чем свидетельствует соответствующий штамп на обороте рецепта.

ОТЛИЧИЯ БЛАНКОВ РЕЦЕПТОВ

Чем же отличаются указанные формы бланков рецептов и как их правильно оформить медработникам, чтобы не допустить в аптеке неправильную фармацевтическую экспертизу?

Специальный рецептурный бланк (самый сложный — по составу реквизитов, структуре, хотя с точки зрения его использования есть всего один случай, когда медработник может и должен использовать этот бланк). Этот бланк строгого учета имеет несколько степеней защиты и предназначен для выписывания наркотических и психотропных ЛП из Списка 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.03.11 №181 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (например, морфин, промедол, проседол и др.). Список 2 регулярно обновляется. Работа с наркотическими препаратами из Списков 2 и 3 требует отдельной лицензии, в отличие от работы с сильнодействующими ядовитыми препаратами.

Все бланки рецептов отличаются по целям использования, структуре, составу реквизитов, по сроку действия и сроку хранения.

Действующие нормативные документы требуют в том случае, если наркотическое средство или психотропное вещество выписано для льготных категорий граждан, дополнительно к специальному рецептурному бланку необходимо предоставлять формы 148-1/у-04 (л), №148-1/у-06 (л). Специальный рецептурный бланк претерпел изменения — стал больше, а с 30 июня 2015 г. существенно увеличен и срок действия данного рецептурного бланка — с 5 до 15 дней со дня выписывания. Штамп медицинской организации должен четко читаться (ее наименование, адрес и телефон). Форма бланка имеет серию, номер, дату выписки рецепта, указание «детский» или «взрослый» (подчеркивается); ФИО пациента указывается полностью, возраст (количество полных лет (дети до года — количество месяцев), серия и номер полиса ОМС, номер медицинской карты амбулаторного больного. На латинском языке по МНН с указанием дозировки, фасовки и количества указывается соответствующий лекарственный препарат. Только в этой форме бланка рецепта количество выписанных психотропных и наркотических ЛП из Списка 2 должно быть указано не только цифрой, но и прописью.

Заверяется все это личной подписью врача, а также личной печатью медработника. На данном бланке должно быть указано ФИО уполномоченного лица, в качестве которого может выступать руководитель или заместитель руководителя медорганизации, структурного подразделения либо назначенное уполномоченное лицо, которое заверяет эти бланки (полностью ФИО, подпись). Заверяется дополнительно печатью медорганизации либо печатью для рецептов. Далее в рецептурном бланке следует отметка аптечной организации об отпуске ЛП. Если аптечного работника все устраивает в оформлении рецептурного бланка, он указывает, что отпущено, дозировку, фасовку. Заверяется ФИО (полностью), датой отпуска и печатью аптечной организации.

Бланк рецепта 148-1/у-88 — форма которого проще по составу реквизитов, но если говорить о целях бланка, получается 5 вариантов применения.

Данная форма бланка действительна в течение 15 дней. С августа 2016 г. указывается на бланке рецепта или полный адрес пациента с индексом, или номер медицинской карты пациента.

Бланк рецепта 107-1/у — самая простая форма рецептурного бланка. При этом нормативные документы указывают следующее: этот бланк должен быть использован для назначения и выписывания ЛП комбинированных, содержащих малые дозы наркотических, психотропных веществ, их прекурсоров и другие фармакологически активные вещества, но те комбинации, которые обозначены в п. 4 приказа Минздрава России №562.

На бланке должен быть штамп медорганизации, наименование (полностью), адрес, телефон, дата, указание «взрослый» или «детский», ФИО пациента (полностью), его возраст, ФИО врача (полностью), название лекарственного препарата на латыни по МНН с указанием дозировки, фасовки и дозировки.

До трех наименований ЛП могут быть выписаны на данном рецептурном бланке (в отличие от других бланков, где возможно указание только одного наименования). Личная подпись и печать врача на бланке. Действителен до 60 дней. Для хронических пациентов возможно продление до 1 года.

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РЕЦЕПТОВ

Санкт–Петербургской государственной химико–фармацевтической академией было проведено исследование, в ходе которого проанализированы рецепты, помещенные в журнал неправильно выписанных рецептов. Иногда медработники не указывают срок действия рецепта, неправильно оформляют реквизит «полный адрес», не полностью указываются ФИО врача и пациента, штампы нечетко читаются, неправильно оформляют реквизит, касающийся возраста пациента, нет пометок врачебной комиссии, когда рецепт выписан по торговому наименованию, есть лишние печати и надписи, превышают норму отпуска ЛП.

Последняя — часто появляющаяся ошибка. Действующими нормативными постановлениями установлены предельно допустимые нормы отпуска и рекомендованное количество на один рецепт. Но любое правило допускает исключение, оно отмечено приказом №1175н (п. 15, п. 22, п. 23), который дает возможность на законных основаниях превышать установленные нормы отпуска ЛП.

Читайте так же: Резерв отпусков больше фактического

По материалам семинара онлайн, организованного Петербургским союзом врачей

ОСОБЕННОСТИ РЕЦЕПТУРНОГО ОТПУСКА

Отпуск рецептурных препаратов — один из самых тонких вопросов фармацевтической розницы. Здесь много проблем и сложностей, а ответственность весьма серьезна — вплоть до уголовной.

В Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства от 19.01.1998 N 55 (в ред. от 6.02.2002 г.), есть специальный раздел, посвященный особенностям продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (введенный постановлением Правительства РФ от 20.10.98 г. N 1222). В Правилах оговорено, что продажа лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.06.98 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 10.01.2003 г.) с учетом особенностей, определенных самими Правилами.

В частности, пунктом 76 Правил предусмотрено, что продажа лекарственных препаратов производится либо на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, либо без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Неисполнение данных обязанностей является нарушением указанных Правил и является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15. КоАП РФ.

СТРОГО ПО РЕЦЕПТУ

В доме человека, давно не посещавшего поликлинику, всегда найдутся средства, на которых написано «Отпускается только по рецепту врача»: иногда создается впечатление, что на эту надпись, как на мелкую формальность, фармацевтическая розница давно махнула рукой. Известно, что если лекарство не отпустит без рецепта государственная аптека, то клиент просто пойдет в коммерческую аптеку за углом, где у него есть все шансы. Чиновники из Департамента здравоохранения г. Москвы жалуются, что поймать за руку недобросовестного врача, вручающего пациенту вместо рецепта клочок бумаги, можно, только если пациент сам принесет эту бумажку в Департамент.

И тем не менее средства контроля существуют. Самым распространенным способом поймать нарушителя закона является так называемая контрольная закупка. Последствия могут быть самые печальные: от административного штрафа по ст. 14.2. Кодекса об административных правонарушениях (на аптечное учреждение может быть наложен штраф до 400 МРОТ, руководитель аптеки может быть оштрафован на сумму до 40 МРОТ) до уголовного преследования по ст. 228 и 234 УК РФ.

ВЫКЛАДЫВАТЬ ИЛИ НЕ ВЫКЛАДЫВАТЬ?

Рецептурным препаратам реклама противопоказана. Согласно пункту 16 Временных правил работы хозрасчетной аптеки по обслуживанию населения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 06.08.1980 г. N 463, в витринах аптеки выставляются образцы только тех лекарственных средств и трав, минеральных вод, которые реализуются без рецепта врача. Эти правила распространялись на аптеки системы Министерства здравоохранения РСФСР и были обязательны для выполнения всеми аптечными работниками. Этот же принцип информирования покупателя подтверждается приказом МЗ от 04.03.2003 N 80 («Отраслевой стандарт Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»; гл. VI, п. 6.11.: «Для информации о лекарственных препаратах и других товарах, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, могут быть использованы витрины различного типа, где выставляются лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача, и образцы имеющихся товаров»).

К сожалению, эту норму трудно обойти, хотя она неявным образом вступает в противоречие с другими правовыми нормами.

Статьей 8 Закона РФ от 7.02.92 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 30.12.2001 г.) установлено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Такая информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Очевидно, что наиболее наглядной и доступной формой информирования потребителей является именно размещение товаров на витрине (прилавке). Однако Федеральным законом от 22 июня 1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (Гл. XI. Информация о лекарственных средствах. Реклама лекарственных средств, п. 3) реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, разрешается только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников: «Информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Информация о лекарственных средствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может быть представлена в виде монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по применению лекарственных средств, предназначенных для врачей».

В статье 2 Федерального закона РФ от 18.07.95 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 30.12.2001 г.) дается определение рекламы как распространяемой в любой форме, с помощью любых средств информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. (Т.е. получается, что информирование о рецептурных ЛС в специальных изданиях также подпадает под определение рекламы!).

А согласно Примерным правилам работы предприятия розничной торговли, разработанными Комитетом по торговле РФ и направленными письмом от 17.03.94 г. N 1-314/32-9, для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины (прилавки, шкафы), где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя.

[2]

Получается, что, с одной стороны, выкладка товаров во внутренней витрине (прилавке) является информированием покупателей об ассортименте товаров и выполняется в соответствии с требованием законов «О применении ККМ» и «О защите прав потребителей»; с другой стороны, противоречит Федеральному закону N 86-ФЗ и приказу МЗ N 80.

Подобные «лакуны» в законодательстве ставят фармацевта в тупик. Как же дать понять человеку, стоящему в очереди у прилавка, есть ли в наличии нужное ему средство? Это действительно большая проблема для аптеки и ее клиента.

Некоторые юристы полагают, что в этом случае целесообразно разграничить два понятия:

1. Понятие оконной (внешней) витрины (как непосредственно рекламу аптеки и продаваемых в ней товаров) и, соответственно, подпадающую под действие Закона «О рекламе».

Читайте так же: Доп соглашение к трудовому договору образец бланк

2. Понятие внутренней витрины (шкафы, прилавки), выкладку на которых можно рассматривать как ознакомление в наглядной и доступной форме потребителей с имеющимися товарами в полном соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и Правилами продажи отдельных видов товаров.

Новые законодательные акты, регулирующие рецептурный отпуск:

«Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 578);

«Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» (Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.09.2005 г. N 601).

НОВЫЕ ВОПРОСЫ

В связи с выходом новых постановлений обнаруживаются новые пробелы в законодательстве и возникают новые вопросы. Например, можно ли без рецепта отпускать препараты, которых нет в новом приказе от 13.09.05 N 578, однако при этом в инструкции по применению есть указание об их безрецептурном отпуске? Здесь нужно учесть, что формальным критерием отнесения лекарственного средства к лекарствам, отпуск которых разрешен только по рецепту врача, является невключение международного непатентованного наименования такого препарата в действующий «Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача». Если данный препарат отсутствует в «Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача», утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.09.2005 г. N 578, любые контролирующие органы будут однозначно трактовать его реализацию без рецепта врача как нарушение лицензионных требований и условий.

Учитывая сложности, связанные с отпуском ЛС по рецептам, всегда лучше перестраховаться и проконсультироваться с грамотным юристом, чем на свой страх и риск толковать хитросплетения нашего законодательства.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: покупка горбыль по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Закон о перечне рецептурный

Теперь купить нужный препарат может быть сложно или невозможно. Аптеки требуют рецепты и даже забирают их на хранение. А родственникам лекарство могут вообще не продать: попросят доверенность. Мы изучили новые правила и объясним, как они работают. Приказ Минздрава сложный и непонятный даже для фармацевтов, поэтому к нему уже выпустили разъяснения. Их мы тоже изучили. Рецептурные препараты по правилам всегда нужно было продавать по рецептам. Для каждой категории — свои правила продажи и учета. Такие лекарства продают с учетом строгих федеральных требований, но аптеки не всегда их соблюдали. Раньше можно было взять один рецепт и покупать по нему лекарство сколько угодно. Врачи не указывали сроки, а фармацевты не обращали на это внимания. И забирать рецепты могли только в редких случаях и на опасные препараты.

Новые правила отпуска лекарств: отставить панику

N 681; иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету; анаболические стероиды». Для получения разъяснений о необходимости предметно-колличественного учета препаратов, содержащих кодеин и его соли (Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года №599, вступившее в силу 1 июня 2012 года), Аптечная палата Владимирской области направила соответсвующий запрос в Департамент здравоохнанения Владимирской области, в результате которого был получен ответ о том, что указанные препараты предметно-колличественному учету не подлежат. Также для получения подобных разъяснений относительно Приказа №562н Аптечной палатой Владимирской области был направлен запрос в Минздравсоцразвития РФ.

Приказ минздрава № 403н: новые правила отпуска

Как вернуть деньги за лечение Наркотические и психотропные препараты могут продавать только аптеки со специальным допуском. Свои ограничения для иммунобиологических препаратов: например, вакцину для прививки ребенку можно купить только в аптеке и аптечном пункте и только если есть термоконтейнер. Еще есть различия в бланках рецептов. Если врач выписал лекарство по рецепту, лучше заранее уточнить, где его можно купить.

Лекарства по рецепту с 1 марта 2017 года

При отпуске комбинированных лекарственных препаратов по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, срок для которых в соответствии с Инструкцией установлен до 1 года, рецепт подписывается фармацевтическим работником аптеки (аптечного пункта) и возвращается пациенту с указанием на обороте наименования аптеки (аптечного пункта), количества отпущенного комбинированного лекарственного препарата и даты его отпуска. Отпуск комбинированного лекарственного препарата осуществляется фармацевтическим работником аптеки (аптечного пункта) в соответствии с периодичностью отпуска, указанной в рецепте. При очередном обращении пациента в аптеку (аптечный пункт) фармацевтическим работником учитываются отметки о предыдущем отпуске комбинированного лекарственного препарата.
По истечении срока действия рецепт гасится штампом «Лекарственный препарат отпущен» и возвращается на руки пациенту.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача

  • декстрометорфана гидробромид в количестве до 200 мг (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения);
  • эфедрина гидрохлорид в количестве, превышающем 100 мг, и до 300 мг (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения);
  • эфедрина гидрохлорид в количестве до 50 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы);
  • фенилпропаноламин в количестве до 75 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы), или до 300 мг (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения).

Рецепты на комбинированные лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы N 107-1/у, погашаются штампом аптеки (аптечного пункта) «Лекарственный препарат отпущен» и возвращаются на руки пациенту.

Закон о продаже антибиотиков только по рецепту

Благодаря изменениям в рекомендациях и приказах Минздрава Российской Федерации, многие лекарства будут выдаваться по рецепту с 1 марта 2017 года. Начало текущего года для многих аптечных сетей, а также фармакологической сферы в целом оказалось бурным. Отдельные указания уже вступили в силу, другие скоро вступят.

В одних из приказов ввели мораторий на работу фармацевтов, в других отпуск лекарств по рецептам существенно усложняется. Какие именно отпускаются лекарства по рецепту с 1 марта 2017 года? По приказу Минздрава вводятся определенные ограничения на продажу препаратов лекарственного назначения. Реализация медицинских средств в одни руки осуществляется в ограниченном количестве.

Читайте так же: Срок для обжалования решения арбитражного суда первой инстанции

Имеется ввиду торговля сиропами и настойками, которые содержат этиловый спирт в концентрации не меньше 15%. Провизоры могут продать не более двух упаковок в руки. С какой целью это делают, понятно многим.

Новости и акции

Аптека может его забрать насовсем или вернуть с пометкой: сколько и когда продано, в какой дозировке и на какое время этого хватит. Нет, про запас теперь купить не получится. По правилам по рецепту продадут столько препарата, сколько выписал врач. Для некоторых препаратов устанавливают предельно допустимое количество.

Даже если для курса лечения нужно больше, продадут только это количество.

Закон об отпуске лекарственных средств по рецепту 2017

Также он сообщает, что с каждым днем все больше людей приходят в аптеку с рецептами, а фармацевты работают исключительно по инструкции, то есть, по согласнованию с действующим законодательством. Сегодня продажа рецептурных лекарственных средств без наличия нужных документов угрожает штрафом до 50 т.р. Власти рассматривают возможность сделать наказание за торговлю рецептурными лекарствами без рецепта более жестким. Речь идет о потенциальном прекращении деятельности на период до 90 дней. Информацию о лекарственных препаратах, которые отпускаются без рецепта, разрешается размещать на полках, в форматах воблеров и постеров, а также на других носителях, чтобы покупатель мог в полной мере ознакомиться с товаром. В комфортном обозрении необходимо разместить ценник с названием, количеством доз в упаковке, дозировке, производителе.

Изменились правила продажи лекарств в аптеках

Обзор законов: поправки в правилах выписки рецептов и новый перечень ЖНВЛП

Что изменилось в нормативно-правовом поле в сентябре 2019 года

Сентябрь выдался богатым на различные законодательные инициативы. Депутаты вернулись с каникул и сразу же приступили к обсуждению отложенных ранее законопроектов. Одним из которых, к сожалению, стал закон, отменяющий патентную систему налогообложения и ЕНВД для аптек. Также законотворцы задумались о том, чтобы разрешить дистанционную продажу рецептурных препаратов и помочь производственным аптекам. Кроме этого, Минздрав представил новые поправки в приказ № 4н, касающиеся назначения незарегистрированных ЛС, и опубликовал проект лекарственных перечней на следующий год. Обо всем этом более подробно — в нашем ежемесячном обзоре.

Никаких льгот

В конце сентября Госдума в третьем окончательном чтении приняла поправки к Налоговому кодексу, которые фактически запрещают аптечным организациям использовать патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Изменения заключаются в редактировании понятия «розничная торговля». Теперь такой деятельностью не является реализация лекарственных препаратов (и любых других товаров), подлежащих маркировке специальными идентификационными знаками. Таким образом, с 1 января 2020 года, когда маркировка станет обязательной для всех ЛС, аптеки не смогут применять указанные льготные налоговые режимы, поскольку они предназначены только для организаций розничной торговли.

Закон получил одобрение в Совете Федерации и 29 сентября был подписан президентом. Подробно о последствиях отмены специальных налоговых режимов читайте в нашей статье «Больше не торговцы».

Почти окончательный перечень

Минздрав опубликовал проект перечней лекарственных препаратов (ЖНВЛП, ВЗН и минимального ассортимента) на следующий год. С большой долей вероятности именно в таком виде списки будут утверждены правительством. По сравнению с прошлым годом, в перечень ЖНВЛП вошли 25 новых препаратов. Также из минимального ассортимента был исключен ампициллин.

Окончательное утверждение перечней, скорее всего, произойдет в конце года. Например, действующий сейчас перечень ЖНВЛП был утвержден в декабре прошлого года. Но, возможны и исключения. Так, в 2017 году постановление о лекарственных перечнях утвердили уже в конце октября.

Экстемпоральные препараты — в массы

Депутаты Государственной Думы решили поддержать институт производственных аптек и подготовили соответствующие изменения в закон № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которые разрешат аптекам изготавливать зарегистрированные в России лекарственные препараты.

Сейчас производственные аптеки не имеют права изготавливать лекарства, имеющие регистрацию в России. Кроме этого, для изготовления любых других препаратов фармацевты должны использовать субстанцию, сведения о которой указаны в Государственном реестре. Отметим, что в реестре практически все субстанции указаны в больших фасовках (50, 100 кг и больше), подходящих для промышленного производства. В свою очередь, для аптек это делает производство экстемпоральных препаратов нерентабельным.

В связи с этим депутаты предлагают убрать из закона требование об использовании зарегистрированных субстанций, а также разрешить изготавливать любые препараты, включая те, что имеют регистрацию в РФ. Таким образом депутаты планируют решить проблемы с доступностью лекарств, не имеющих «детских» дозировок, а также подготовить производственную базу в случае перебоев с поставками готовых ЛС.

Лекарства без регистрации

Минздрав в начале сентября опубликовал новые поправки в порядок оформления рецептов. В дополнение к уже представленным в мае поправкам, таким как увеличение максимального курса лечения пациентам с хроническими заболеваниями и новая форма рецептурного бланка № 148–1/у-04 (л), министерство предлагает разрешить назначение незарегистрированных лекарственных препаратов при необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям при отсутствии альтернативного метода лечения (пункт 8 приказа).

Кроме этого, проект поправок установит срок действия льготных рецептов (на бланке № 148–1/у-04 (л)) в 15 дней, если на них выписаны наркотические и психотропные препараты списка II в дополнение к рецептам № 107/у-НП или № 148–1/у-88.

Напомним, что тема с назначением и применением незарегистрированных лекарств в России получила активное обсуждение в конце августа, когда правительство дало поручение Минздраву и Минпромторгу сформировать потребности в иностранных препаратах, чтобы закупить несколько тысяч незарегистрированных ЛС для отдельных категорий нуждающихся в них пациентов.

Решение проблем с госзакупками ЛС

В сентябре Минздрав анонсировал изменения в приказ, который определяет то, как государственные заказчики (например, районные больницы) должны формировать начальную цену для аукционов на закупку лекарственных препаратов. Министерство предложило поправки, которые разрешают в случае несостоявшегося аукциона проводить закупку в другой форме, а также увеличивать в документации остаточный срок годности ЛС на период проведения процедуры. По действующему приказу, если аукцион признан несостоявшимся, заказчик должен провести повторную процедуру с небольшим увеличением цены.

Читайте так же: Подали в суд по расписке что делать

Кроме этого, при расчете средневзвешенной цены лекарственного препарата (средней стоимости ЛС на основании данных прошлых закупок такого же препарата) заказчики должны будут использовать сведения только об исполненных договорах, а не о заключенных, как сейчас.

Отметим, что в приказе остался пункт, по которому заказчики будут обязаны использовать референтные цены при определении стоимости препаратов. Именно из‑за него, по мнению общественных организаций и Счетной палаты, многие покупки признаются несостоявшимися — рассчитанная по такой методике цена получается слишком низкой, из‑за чего количество участников аукционов сильно сокращается.

Также по теме госзакупок лекарственных препаратов высказались в Госдуме. Межфракционная рабочая группа депутатов по решению проблем в сфере здравоохранения объявила о разработке поправок в законодательство, которые позволят закупать наркотические средства и психотропные вещества у одного поставщика без проведения конкурентных процедур.

Логика парламентариев в этом вопросе очень простая — в России действует монополия на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических и психотропных веществ. В стране существует всего один уполномоченный завод-изготовитель, а квоты и тарифы на такие вещества утверждаются Министерством промышленности и торговли. Следовательно, разрешение закупать такие препараты напрямую у одного поставщика позволит избавиться от процедур, которые носят формальный характер, и уменьшит сроки поставок ЛС в больницы.

Однако, как отмечают депутаты, для этого потребуется изменение не только российского законодательства (Федерального закона № 44‑ФЗ «О контрактной системе»), но и документов, принятых внутри Евразийского экономического союза. В настоящий момент подобный законопроект еще не внесен в Думу для обсуждения.

Маркировка ближе, чем кажется

В начале сентября правительство внесло поправки в Положение о системе мониторинга движения лекарственных средств. Самым ожидаемым событием стало сокращение «криптохвоста» (кода проверки подлинности маркировки) в два раза — с 88 до 44 знаков. Таким образом меньшая длина кода позволит увеличить производительность линий и ускорить внедрение маркировки на предприятиях.

Следующим важным изменением стало разрешение наносить сам идентификационный знак на упаковку любыми методами, которые не допускают отделение кода без повреждения упаковки. Ранее средства идентификации на упаковку ЛС разрешено было наносить только методами печати или этикетирования. Таким образом производители смогут выбрать наиболее удобный им вариант нанесения маркировки на лекарство.

Также в новой версии Положения прописаны случаи, когда код маркировки может быть аннулирован. Например, если оператор не получит подтверждения оплаты предоставленных кодов, или, если сведения о препарате не будут внесены в систему в установленный период времени.

А в конце сентября уже Минздрав представил очередной вариант поправок в положение о маркировке. В частности, министерство предлагает уточнить, что коды маркировки должны быть оплачены производителем в течение 180 дней с момента их получения, но не позднее даты выхода ЛС в оборот. Также при регистрации в системе участники должны будут предоставлять сведения о наличии (или отсутствии) лицензии на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также по культивированию наркосодержащих растений. Сейчас этого не требуется.

Кроме этого, новые поправки разрешат иностранным производителям не предоставлять информацию о производственных площадках, осуществляющих производственную стадию фасовки лекарственных препаратов во вторичную упаковку.

Лекарства на дом — по рецепту и не только из аптек

И в заключение вернемся к теме дистанционной продажи лекарственных средств. Несмотря на то, что последние официальные мероприятия по законопроекту (принятие в первом чтении) состоялось еще в декабре 2017 года, в Госдуме предлагаются всё новые и новые поправки в документ ко второму чтению.

В конце сентября межфракционная рабочая группа Госдумы по лекарственному обеспечению граждан рассказала о планах расширить перечень товаров, которые аптеки смогут продавать дистанционно. Кроме лекарств это будут биологически активные добавки и сопутствующие медицинские товары.

Кроме этого, новые поправки разрешат дистанционную торговлю лекарственными препаратами организациям с фармацевтической лицензией на оптовую торговлю. Таким образом к продажам будут допущены не только аптеки, имеющие лицензию на розницу, но и оптовые поставщики.

Также в Думе рассматривают возможность разрешить доставку рецептурных препаратов. Для этого, возможно, будет запущен эксперимент в одном из регионов России (в каком — пока неизвестно). При этом правительство сможет оперативно реагировать на ситуацию и изымать из ассортимента лекарства, дистанционное распространение которых может быть опасным.

Отметим, что в опубликованной версии законопроекта речь идет о дистанционной торговле только безрецептурными ЛС. Согласно информации на сайте Госдумы, текст документа с поправками ко второму чтению должен был быть опубликован 26 сентября. На момент выхода этой статьи новая версия законопроекта пока не опубликована.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Источники


  1. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.

  2. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

  3. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.
  4. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
  5. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.