Закон о дошкольном образовании

Важная информация и советы на тему: «Закон о дошкольном образовании». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Надежда Корнилова
Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании» в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Это значит, что дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования. И поэтому параллельно с Законом «Об образовании» разрабатывался федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В июне опубликован проект ФГОС ДО, который в настоящее время находится в стадии широкого обсуждения общественностью, в том числе и педагогами Дош. Учр. Хвалынского района. Именно введение ОС и повлечет за собой существенные изменения в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций. ФГОС включает в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ ; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, дошкольные С. не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по «обязательности дошкольного образования«. П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования…» и т. д.

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе — обеспечить всех полноценным дошкольным образованием«. Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка — в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его

воспитывать самостоятельно. Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования. В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 1 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы — на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Вступление нового Закона в силу вызвало появление еще одного нормативного документа: в соответствии с частью 2 статьи 13 Министерством образования РФ опубликован «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования». Данный нормативный акт устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности как для дошкольных организации, так и для иных организаций, реализующих программы дошкольного образования или осуществляющих присмотр и уход за детьми.

Итак, уважаемые коллеги, мы вступаем в новый учебный год с новым Законом. Поздравляю Вас с началом учебного года и желаю творческих, плодотворных успехов в реализации Закона на благо подрастающего поколения!

Правовые аспекты повышения квалификации работников образования Уважаемые коллеги! Приближается новый учебный год, а значит, и новый аттестационный период и связанные с ним многочисленные требования,.

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте так же: Правильная процедура выкупа земельного участка и порядок оформления документов

Комментарий к Ст. 64 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку соответствующие нормы содержала ст. 18 Закона N 3266-1. Между тем, в рамках комментируемой статьи 64 Закона Об образовании России указанные положения в значительной степени обновлены и дополнены новыми нормами.

В части 1 комментируемой статьи 64 Закона Об образовании в Российской Федерации определяется понятие дошкольного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Комментируемый Федеральный закон конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования. Дошкольный возраст — возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников.

Довольно массивный регуляционный пласт в сфере дошкольного образования составляет законодательство субъектов Российской Федерации. Так, в Калининградской области принят Закон от 10.11.2009 г. N 388 «О государственной поддержке дошкольного образования в Калининградской области». Данный Закон, предусматривая механизмы государственной поддержки дошкольных образовательных организаций, нацелен на развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования и регулирует формы такого партнерства, а также меры его финансового стимулирования.

Субъектами Российской Федерации реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений*(85). При разработке и реализации таких программ ставятся цели повышения уровня доступности дошкольного образования и совершенствования его материально-технической составляющей. Программы определяют субъекты и объекты программ, объемы и источники финансирования мероприятий в рамках программ. Мероприятия могут включать: реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций; возврат ранее перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и групп детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях и др.

В Санкт-Петербурге действует специальная программа строительства и реконструкции детских садов*(86). В некоторых субъектах Российской Федерации реализуются программы, предусматривающие специальные мероприятия, направленные на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях*(87). В Саратовской области предпринимаются меры по возврату в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений объектов, в которых находятся областные учреждения*(88). Представляется, что наличие региональных и муниципальных программ, направленных на развитие сети дошкольных учреждений и обеспеченных соответствующим финансированием, при условии их качественной реализации может способствовать скорейшему решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и полноценной реализации права граждан на дошкольное образование.

В некоторых субъектах Российской Федерации действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы*(89), которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в Республике и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. Необходимо отметить, что в Концепции не только поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, но и заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т.п.).

Часть 2 комментируемой статьи определяет общую направленность образовательных программ дошкольного образования. Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 комментируемого закона разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.

По общим нормам, закрепленным в ст. 11 Закона Об образовании в РФ, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, включают в числе таковых требования: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования — образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.

Согласно комментируемой статье 64 образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Таким образом, комментируемый Федеральный закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.

В части 3 комментируемой статьи закрепляется право родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь согласно Закону может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте так же: Виза в японию для россиян руководство по оформлению (фото видео)

Это новое полномочие субъектов РФ в сфере дошкольного образования, предусмотренное комментируемым Федеральным законом. Введение данного полномочия потребует его закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме того, во избежание декларативности названных норм субъектам Российской Федерации необходимо предусмотреть финансовое обеспечение осуществления данного полномочия. Отметим также, что полноценное функционирование консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях нуждается в регламентации в нормативных актах субъектов Российской Федерации правового статуса таких центров и механизмов их взаимодействия с родителями.

В отдельных субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне существует практика регламентации вопроса организации бесплатной методической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Это обусловлено тем, что прежнее законодательство об образовании предусматривало правомочие органов местного самоуправления по организации и координации такой помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Так, в Астраханской области администрацией муниципального образования «Лиманский район» постановлением от 22.03.2011 г. N 324 утверждено Положение об организации методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Положение предусматривает, что организация такой помощи производится на базе дошкольного учреждения посредством интеграции деятельности специалистов такого дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов), которые проводят групповые и индивидуальные занятия с родителями, воспитывающими детей на дому (лектории, консультации, семинары для родителей и т.д.).

Практика создания консультационных центров для родителей с детьми дошкольного возраста распространена во многих европейских странах. Например, в Финляндии существуют бесплатные детские сады со свободным посещением, находящиеся в муниципальном ведомстве. В таких садах родители сами ухаживают за детьми и могут получать консультации по уходу и обучению. В Дании статья 11 Сводного закона о социальных услугах (Consolidation Act On Social Services, 2007) обязывает местные администрации создавать условия для получения гражданами услуг дошкольного образования, в том числе организовывать бесплатные консультационные центры, в которых семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе.

Закон о дошкольном образовании

Формирование личности и будущая успешность в обществе любого человека предопределяется многими факторами:

  • но особое значение имеют те установки, что были заложены в раннем детстве.

Поэтому раннее обучение и развитие детей в системе дошкольного образования справедливо рассматривается в числе важнейших ступеней развития человека.

На сегодняшний день в большинстве развитых государств мира и практически во всех странах Европы реализуются поддерживаемые государством программы раннего развития детей.

В Российской Федерации дошкольному образованию детей в последнее время также стало уделяться значительное внимание.

Стратегические аспекты развития системы дошкольного образования детей заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В числе задач Концепцией обозначено:

повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования,

которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Правовое регулирование дошкольного образования детей в Российской Федерации базируется на ст. 43 Конституции РФ, которая:

гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях,

возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права.

Однако эта конституционная норма не конкретизирует содержание права семей с детьми на дошкольное образование и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений.

Более детальная регламентация права семей с детьми на дошкольное образование осуществляется:

  • на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

В субъектах РФ предпринимаются определенные шаги по решению проблем обеспеченности семей с детьми доступным дошкольным образованием:

  • одной из характерных черт законодательства субъектов РФ является наличие разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дошкольное образование с 2013 года было отнесено к системе общего образования.

В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование:

это первый уровень общего образования в ряду с начальным общим образование, основным общим образованием и средним общим образованием;

это означает, что все требования, установленные для общего образования, отнесены и к дошкольному образованию.

ч. 4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Однако Закон об образовании не устанавливает однозначно обязательности дошкольного образования:

закон определяет, что только начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования,

тем самым подразумевая, что дошкольное образование обязательным образованием не является.

ч. 5 Статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Понятия «дошкольное образование» детей и «присмотр и уход» за детьми

Впервые понятие «дошкольное образование» детей было введено Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования детей, называя в их числе:

формирование общей культуры детей;

[2]

развитие у детей физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

формирование у детей предпосылок учебной деятельности;

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Наряду с введением понятия «дошкольного образования» детей Федеральный закон № 273-ФЗ ввел определение понятия «присмотр и уход» за детьми.

Читайте так же: Приказ о допуске к самостоятельной работе образец бланк

Под присмотром и уходом за детьми в Законе понимается:

комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг.

Плата за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях

Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер.

ч. 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон № 273-ФЗ в части платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях:

не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях,

оставляя, это на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми;

дает право учредителям снижать размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций.

Таким образом, законодательно закреплена сложившаяся во многих субъектах РФ практика установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы.

Также ч. 4 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает:

недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.

Категории детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы

Федеральный закон № 273-ФЗ установил конкретный перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы:

дети, оставшиеся без попечения родителей, а также

дети с туберкулезной интоксикацией,

обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Права семей с детьми дошкольного возраста, обучающихся в форме семейного образования

Федеральный закон № 273-ФЗ закрепил также право за родителями несовершеннолетних детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования:

на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;

такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях,

однако не исключается и создание специальных консультационных центров;

при этом Закон предусмотрел обязанность родителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.

Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении:

данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях,

а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным Законом требованиям;

при этом транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации.

Статья 40 «Транспортное обеспечение» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

В следующем материале будут рассмотрены правовой статус и виды организаций дошкольного образования.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

[1]

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

См. Сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Рекомендации субъектам РФ по подготовке к реализации настоящего Федерального закона, направленные письмом Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ

Закон о дошкольном образовании

8(495)912-63-37
[email protected]

Разъяснения Министерства образования Российской Федерации. Перечень типовых вопросов и ответов по дошкольному образованию

Уважаемые коллеги!

На сайте http://do.edu.ru/ размещён перечень типовых вопросов и ответов по дошкольному образованию.

1. На каком основании и в какие сроки осуществляется зачисление в дошкольные образовательные организации?

2. Каковы условия осуществления инновационной деятельности в сфере образования в Российской Федерации?

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) инновационная деятельность в сфере образования ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта программы должны быть обеспечены соблюдением прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.
Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 20 Закона об образовании).

Читайте так же: Предварительный договор купли продажи квартиры с задатком образец

3. С какого возраста начинается и в каком завершается дошкольное образование?

4. Какие лица имеют право на занятие педагогической деятельностью?

5. Для каких категорий граждан предусмотрена компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях?

6.Чем регламентируются взаимоотношения между родителями (законными представителями) ребенка и дошкольной образовательной организацией, где он получает дошкольное образование?

7. Имеют ли право родители (законные представители) получить денежную компенсацию в случае, если их дети не получили место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях?

8. Каковы основные квалификационные требования, предъявляемые при зачислении на работу педагога-психолога?

9. С какого возраста возможно обучение детей в дошкольных образовательных организациях, в том числе в группах раннего развития?

10. Каким образом проходят утверждение образовательные программы дошкольного образования? Компетентна ли сама образовательная организация в выборе и разработке программ, которые будет реализовывать?

11. Предусмотрены ли выплаты компенсации родителям за то, что ребенку не может быть предоставлено место в детском саду?

12. Необходимо ли заключение договора об образовании между родителями и дошкольной образовательной организацией? До какого возраста возможно обучение по программам дошкольного образования?

13. Возможно ли получение вынужденными переселенцами дошкольного образования на территории Российской Федерации? Предусмотрено ли первоочередное право на зачисление?

14. Возможно ли зачисление ребенка в дошкольную образовательную организацию, если ребенок или его родители (законные представители) не имеют постоянной регистрации по месту расположения указанной дошкольной образовательной организации?

15. Какие категории граждан имеют первоочередное право на прием детей в дошкольные образовательные организации?

16. Что включает в себя родительская плата и кто устанавливает ее размер?

17. Какие услуги в детском саду являются платными? Кто устанавливает их перечень и размер платы?

18. В чьих полномочиях учет детей, подлежащих обучению по программам дошкольного образования?

В Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования. Согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (подпункт 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, также осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из этого, по вопросу предоставления ребенку места в дошкольной образовательной организации рекомендуется обращаться в органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого находится интересующий детский сад.

19. В чьей компетенции находится определение должностного состава, количества работников, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций дошкольного образования?

20. Как формируется очередь в дошкольные образовательные организации? Возможен ли перевод из очереди одной организации в другую?

Пунктом 1.6 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, которые также являются учредителями дошкольных образовательных организации (далее – ДОО).
Каждый учредитель имеет отдельную очередь и свой порядок учета.
Таким образом, перевод в ДОО с учетом очередности на территории разных субъектов Российской Федерации или разных муниципалитетов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть осуществлен при условии, что такая возможность предусмотрена учредителями образовательных организаций в порядке учета детей.

21. Какие квалификационные требования предъявляются к работникам на должности «воспитатель»?

Новый закон об образовании в сфере дошкольного образования

Продолжая рассматривать основные положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), вступившего в силу 1 сентября 2013 г., в рамках данного материала остановимся на статьях 12, 28, 29, 63 и 65. В соответствии со ст. 12 Закона № 273-ФЗ каждая образовательная программа , претендующая на статус «примерной», должна пройти экспертизу и получить одобрение (порядок проведения экспертизы устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации).

Сравнение образовательных программ старого и нового образца в сфере дошкольного образования

Если эксперты принимают положительное решение о соответствии образовательной программы в сфере дошкольного образования требованиям федерального государственного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утв. Приказом Минобр науки от 17.10.2013 № 1155, данная программа включается в федеральный реестр примерных основных образовательных программ. «Вхождение» образовательной программы в федеральный реестр примерных образовательных программ является первичной гарантией ее качества («последнее слово», безусловно, остается за дошкольной образовательной организацией!).

Для сравнения: ранее действовавшим законом механизм централизованного экспертирования образовательных программ не предусматривался, стало быть, объективно существовали предпосылки для проникновения в практику дошкольного образования как качественных, так и некачественных программных продуктов. При этом не каждый детский сад, реализующий ту или иную образовательную программу, располагал достаточными ресурсами для проведения подобной экспертизы силами сотрудников педагогического коллектива. Действующий Закон об образовании в сфере дошкольного образования вменяет в обязанность образовательным организациям, в т. ч. и дошкольным, проводить самообследование и самооценку образовательной деятельности, не дожидаясь оценки извне со стороны контролирующих органов и уполномоченных лиц.

Читайте так же: Правила подачи документов в суд по почте

Что говорит закон об образовании в сфере дошкольного образования об аттестации?

Данная норма Закона об образовании в сфере дошкольного образования носит превентивный характер, ведь, как известно, видение и осознание собственных проблем обеспечивает примерно половину успеха в их решении. Для сравнения: во второй половине 90-х гг. ХХ в. дошкольные образовательные учреждения проходили процедуры аттестации и государственной аккредитации. Ключевыми составляющими аттестации были самообследование, самоанализ и самооценка образовательной деятельности ДОУ. В 2000-е годы и аттестация, и государственная аккредитация для дошкольных учреждений были упразднены. Многие работники и руководители сферы дошкольного образования искренне сожалели об этом: системный анализ собственной образовательной деятельности был мощным стимулом профессионального развития педагогических коллективов. Основополагающим принципом системы образования Российской Федерации является ее открытость. Нормы и положения обновленного законодательства (ст. 29 Закона № 273-ФЗ) – одно из проявлений принципа информационной открытости образовательных организаций. Согласно новому закону каждая образовательная организация должна создать официальный сайт в сети Интернет и разместить на нем следующую информацию:

Для сравнения: до вступления в силу Закона об образовании в сфере дошкольного образования многие дошкольные образовательные учреждения имели свои странички в Интернете. Но их было немного (в основном в крупных городах), поскольку прежнее законодательство не требовало от образовательных учреждений обязательного ведения собственного сайта. Однако даже учреждения-первопроходцы, создавшие свои интернет-страницы, не демонстрировали столь высокую степень открытости информации о собственной деятельности. Некоторые виды документов традиционно считались «закрытыми» для широкой общественности (например, предписания контролирующих органов). Одним из несомненных преимуществ нового закона, как уже отмечалось ранее, является признание дошкольного образования первым уровнем общего образования.

Учет детей в сфере дошкольного образования по новым правилам

Соответственно положения ст. 63 Закона об образовании в сфере дошкольного образования, касающиеся общего образования, действуют и в системе дошкольного образования. Так, органы местного самоуправления обязаны вести учет детей дошкольного возраста, а также учитывать форму получения образования, которую для каждого ребенка определяют его родители (законные представители). Иными словами, для обеспечения государственных гарантий прав граждан Российской Федерации на общедоступное дошкольное образование муниципалитет должен точно знать, какое количество дошкольников проживает на его территории, сколько из них желает получать дошкольное образование в образовательных организациях, а сколько – вне образовательных организаций (в форме семейного образования).

Для сравнения: ранее действовавшим законом механизм учета детей, подлежащих обучению по программам общего образования, также предусматривался, но дошкольное образование не являлось составной частью общего образования, соответственно специального учета дошкольников не велось. В заключение следует отметить, что один из спорных моментов нового закона, регулирующего деятельность сферы дошкольного образования, – плата, которая взимается с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного

образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (на образование ребенка, как известно, расходуются не родительские, а бюджетные средства). В соответствии со ст. 65 Закона № 273-ФЗ учредитель вправе устанавливать родительскую плату и ее размер. Требований к размеру родительской платы закон об образовании в сфере дошкольного образования не предъявляет.

Для сравнения: до вступления в силу нового закона об образовании в сфере дошкольного образования действовал аналогичный механизм долевого финансирования образования и содержания ребенка в ДОУ. Расходы на образование дошкольников полностью брал на себя бюджет муниципалитета и (или) региона РФ. Расходы на содержание распределялись между бюджетом и родителями детей в следующей пропорции: из бюджета – не менее 80% средств за присмотр и уход, от родителей – не более 20%. Такое соотношение позволяло обеспечить финансовую доступность российского дошкольного образования: во второй половине 2000-х – начале 2010-х гг., пожалуй, не было ни одной российской семьи, которая не имела бы возможности привести ребенка в детский сад лишь потому, что установлена высокая плата. Анализ текущей ситуации в сфере дошкольного образования показывает, что, как и прогнозировалось, наблюдается очевидная тенденция к повышению родительской платы (по разным источникам, примерно на 1–7%).

Снимая часть финансового бремени с российских муниципалитетов, большинство которых являются дотационными, и перекладывая его на плечи родителей, важно сохранить баланс. Найти так называемую золотую середину долевого финансирования дошкольного образования с учетом доходов и уровня жизни жителей конкретного муниципалитета (региона). При этом важно обеспечить адресную поддержку семей, финансовые возможности которых ниже среднего. Таким образом, мы рассмотрели далеко не полный перечень норм и положений Закона об образовании в сфере дошкольного образования. Некоторые из них, на наш взгляд, заслуживают особого внимания, т. к. открывают новые возможности и перспективы развития системы, например нормы и положения ст. 15 Закона № 273-ФЗ о сетевой форме взаимодействия организаций и др. Как они будут реализованы покажет время. Ведь они только начинают действовать на практике, которая, как известно, главный критерий истины.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.

  2. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.

  3. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.
  4. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.
  5. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.