Возмещение ущерба причиненного правомерными действиями гос органов

Важная информация и советы на тему: «Возмещение ущерба причиненного правомерными действиями гос органов». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

 

Энциклопедия судебной практики. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления (Ст. 16.1 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления
(Ст. 16.1 ГК)

1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, имеет иной правовой режим, нежели возмещение убытков

Следует также учитывать, что компенсация ущерба (статья 16.1 ГК РФ) и возмещение убытков (статьи 15, 16 ГК РФ) — это разные правовые конструкции, имеющие разный правовой режим. Поэтому правовые нормы, установленные статьями 15, 16 ГК РФ, не могут применяться к спорным правоотношениям ни прямо, ни по аналогии.

2. При возмещении убытков, причиненных правомерными действиями, критерий противоправности поведения причинителя вреда (ущерба) заменяется на возможность возмещения вреда (ущерба) от совершения определенных правомерных действий

При возмещении убытков, причиненных правомерными действиями, критерий противоправности поведения причинителя вреда (ущерба) заменяется на обстоятельство закрепления законом возможности возмещения вреда (ущерба) от совершения определенных правомерных действий.

3. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, возможна, если только это прямо предусмотрено законом

В предусмотренных статьей 16.1 ГК РФ случаях компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, возможна только, если это прямо предусмотрено законом.

В предусмотренных статьей 16.1 ГК РФ случаях компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, возможна только, если это прямо предусмотрено законом.

В предусмотренных статьей 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации случаях компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, возможна только, если это прямо предусмотрено законом.

Статья 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации вводит ответственность за причинение ущерба личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица правомерными действиями органов публичной власти или их должностных лиц, а также иных лиц, которым государство делегировало властные полномочия. Такое возмещение должно осуществляться только в случаях, предусмотренных законом.

4. Порядок компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, должен быть установлен специальным законом

Ст. 16.1 ГК РФ предусматривает, что законом должен быть установлен и порядок компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов. Такой порядок должен быть установлен специальным законом. Поэтому к спорным правоотношениям не может применяться по аналогии порядок, установленный для возмещения убытков (статьи 15, 16 ГК РФ).

5. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотрена статьями 279, 281, п. 5 ст. 790 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

Согласно статье 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В частности, возможность такой компенсации предусмотрена статьями 279, 281, пунктом 5 статьи 790 ГК РФ, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно статье 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В частности, возможность такой компенсации предусмотрена статьями 279, 281, пунктом 5 статьи 790 ГК РФ, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

[2]

6. Государство обязано возместить причиненный в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями вред всем, за исключением лица, участвующего в террористическом акте

Из толкования ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и ст. 16.1 ГК РФ следует, что указанными законами установлена обязанность государства за счет средств федерального бюджета возместить причиненный в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, вред всем, за исключением лица, участвующего в террористическом акте.

Из содержания приведенных выше норм ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 35-ФЗ и ст. 16.1. ГК РФ в их нормативном единстве усматривается, что данными федеральными законами установлена обязанность государства за счет средств федерального бюджета возместить причиненный в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, вред всем, за исключением лица, участвующего в террористическом акте.

7. Правомерная реализация муниципальным образованием своих полномочий в области установления тарифов влечет причинение вреда в виде недополученных доходов хозяйствующим субъектам, оказывающим соответствующие услуги

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствовался статьями 15, 16.1, 125, 1064 ГК РФ и исходил из того, что правомерная реализация муниципальным образованием своих полномочий в области установления тарифов влечет причинение вреда в виде недополученных доходов хозяйствующим субъектам, оказывающим соответствующие услуги.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте так же: Должностная инструкция воспитателя образец бланк

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 16.1, вступающей в силу с 1 марта 2013 г.

Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 16.1 ГК РФ

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

Условия выплаты государством компенсации.

В результате своей деятельности государственные органы, к которым относят также органы местного самоуправления, способны нанести вред гражданину. Физическое либо юридическое лицо ввиду бездействия государственных органов может понести убытки.

Среди незаконных действий, которые могут быть причинены судом, прокуратурой, органами дознания или предварительного следствия, выделяют:

  • Неправомерное осуждение гражданина или юридического лица;
  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности без достаточных для этого обстоятельств;
  • Безосновательное заключение под стражу;
  • Принудительная подписка о невыезде;
  • Наложение безосновательного административного взыскания, коим может быть арест или исправительные работы.

Помимо указанных случаев нанесения вреда гражданам, государственные органы могут издать акт, который не будет соответствовать законодательству. В этом случае также могут пострадать обычные люди.

«Незаконные» действия

Статья 13 Гражданского кодекса предусматривает ряд определений, позволяющих назвать тот или иной акт «не соответствующим закону». К таким действиям, как правило, относятся деяния, которые нарушают не только законодательные нормы, но и любые нормативные акты.

В понятие бездействия входит то, что органы местного самоуправления или государственные структуры не выполняли действия, которые должны были совершать. При этом должностные лица никакой ответственности за совершенное «бездействие» не несут, поэтому потерпевший не может предъявлять к ним требования о возмещении причиненных ему убытков.

Привлечь к материальной ответственности должностные лица можно только в порядке регресса.

Это значит, что государственный орган после произведения выплат по требованию пострадавшего, по собственной инициативе может взыскать уплаченную сумму с непосредственного виновного лица.

Если гражданин или юридическое лицо понесли убытки ввиду того, что должностные лица допустили неправомерные действия, необходимо обратиться в суд для возмещения ущерба.

Условия возмещения убытков

В случае, если юридические и физические лица пострадали из-за бездействия, причиненного органами местного самоуправления, либо государственными органами, они вправе требовать возмещения понесенных убытков.
Согласно статье 16 Гражданского Кодекса убытки гражданина из-за неправомерных действий должностных лиц подлежат возмещению государством. Денежные средства, как правило, выделяет определенный субъект страны, либо местное муниципальное образование.

В статье 1069 Кодекса имеется более подробная информация о возмещении причиненного гражданину вреда. Пострадавший гражданин имеет право получить компенсацию из казны страны, субъекта, либо муниципального образования.

В случае, если есть факт, подтверждающий бездействие должностных государственных лиц, они обязаны обеспечить возмещение причиненного вреда гражданину вне зависимости от его вины.

Исключением в данном случае становится такая правовая инстанция, как суд. Если в результате правосудия гражданин понес убытки, это вред будет возмещаться только после того, как вина судьи окажется доказанной приговором суда.

Всегда ли возможно полное возмещение убытков?

Если гражданин стал жертвой бездействия должностных лиц, он имеет право потребовать возмещения причиненного ему вреда. Эти убытки должны быть компенсированы в полной мере. К сожалению, так бывает не всегда. Получить полную компенсацию за причиненные неудобства сложнее всего тогда, когда дело касается транспортного законодательства. Если по вине должностных лиц был утрачен или поврежден груз, багаж, возникли просрочки с доставкой и так далее, добиться полного возмещения убытков будет сложно.

Что значит «полное возмещение»?

Условия выплаты государством компенсации предполагают полное возмещение всех понесенных гражданином убытков. Состоит такое понятие из двух частей:

  • Реальный ущерб гражданина, который еще называют положительным;
  • Упущенная выгода, иначе именуемая неполученными в результате действий должностных лиц доходами.

В первую часть понятия входят расходы, которые должна понести пострадавшая сторона, чтобы восстановить все, что было нарушено в результате вреда, причиненного должностными лицами. При этом суд возьмет во внимание только те расходы, которые были произведены до заседания. Будущие расходы в расчет браться не будут.

Вторая часть понятия «полное возмещение» предполагает право требования от должностных лиц возмещения предполагаемых доходов, которые гражданин не смог получить ввиду неправомерных действий государственных органов.
В статье 15 Кодекса предусмотрено, что возмещение причиненного вреда гражданину не может быть меньше суммы доходов, полученных должностным лицом из-за нарушения прав потерпевшего. Обычно это касается убытков, которые несет пострадавшая сторона из-за неисполнения договорных обязательств.

Читайте так же: Обманули с арендой квартиры

Прямая и дополнительная ответственность государства

Если гражданин пострадал исключительно из-за действий должностных лиц, вред должен возмещаться государством. При этом возможно 2 варианта этих действий:

  • Прямая ответственность государства за причиненный гражданину или юридическому лицу вред;
  • Дополнительная (или субсидиарная) ответственность, которую несет государство.

Если дело касается прямой ответственности, пострадавший может предъявить требования государству в лице уполномоченных на это органов. Возмещение убытков в этом случае будет происходить из бюджета страны.

Когда речь идет о субсидиарной ответственности, требования гражданина о возмещении ему причиненного вреда должны быть адресованы определенным государственным органам, которые и стали причиной убытков пострадавшего.

Компенсация причиненного вреда идет из средств, принадлежащих данному государственному органу. Статья 120 Кодекса предполагает, что дополнительная ответственность должна быть понесена именно государством, так как оно финансирует все государственные органы. Данная форма ответственности не предполагает прописанных в законе оснований для выплат.

Имущественные споры

Если в результате причиненного государственными органами или органами местного самоуправления вреда пострадало имущество гражданина или юридического лица, наступает имущественная ответственность. Порядок возмещения этого вреда определяется нормами и законами. Но, как правило, убытки возмещаются пострадавшему в полном объеме.

В статье 26 Закона о конкуренции сказано, что убытки, которые были причинены гражданину хозяйствующими субъектами из-за неправомерности их действий, возмещаются ему в полном объеме. Поэтому пострадавшая сторона имеет право написать исковое заявление в суд, либо в арбитраж с требованиями возместить понесенные им убытки.

Статья 60 Закона «О залоге» говорит о том, что если залогодержатель понес убытки из-за того, что орган государственного управления издал акт, который не соответствует законодательным актам, он имеет право на их возмещение. Причиненный ему вред должен быть возмещен полностью. Возмещение вреда идет из казны соответствующего государственного, либо местного управления.

Отсылки к законодательству

Существует большое количество актов, в которых решается вопрос об ответственности за нанесение ущерба гражданским лицам. И в них используется только отсылка к законодательству.

Бывает так, что должностные лица органов государственной власти своими действиями могут нанести ущерб лицам, участвующим в биржевых сделках.

В этом случае государством предусмотрено возмещение причиненного гражданам ущерба и выгоды, которая была упущена по вине должностных лиц.

В данном случае адресатами, которым вменяется вина за причинение вреда, становятся сами должностные лица, а значит, и средства на возмещение идут из бюджетов органов, которые они представляют.

Подобная отсылка имеется и в ряде других законов. Так, если ущерб гражданам, либо учреждениям был нанесен сотрудниками полиции, условия его возмещения обговариваются согласно действующему гражданскому законодательству.
Указанная в заявлении отсылка на Гражданский кодекс означает, что все убытки, которые понес потерпевший в результате действий должностных лиц, будут ему возмещены государством.

Кубанское агентство судебной информации

Потапенко С.В., доктор юридических наук,

профессор, почетный работник судебной системы, заслуженный юрист РФ,

заведующий кафедрой гражданского процесса

и международного права юридического факультета

Кубанского государственного университета

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

(Опубликовано: Власть Закона. 2013. № 4 (16). С. 38-42. На сайте pro-sud-123.ru статья размещена с разрешения автора)

С 1 марта 2013 г., за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 30.12.12 № 302-ФЗ “О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” (далее – Закон № 302-ФЗ). В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ (в ред. Закона № 302-ФЗ), в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

В чем новизна приведенной нормы. Если ранее и сейчас действующая ст. 16 ГК РФ предусматривает возмещение убытков, причиненных только незаконными действиями (бездействиями) государственных органов и органов местного самоуправления, то Закон № 302 – ФЗ дополняет ГК РФ новой статьей 16.1, предусматривающей компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. При этом в соответствии с данной статьей ответственность несут не только указанные органы, но и должностные лица этих органов, а также иные лица, которым государством делегированы властные полномочия.

Таким образом, ущерб должен быть компенсирован как от неправомерных, так и от правомерных действий публичной власти. Возмещение ущерба, причиненного правомерными действиями публичной власти, явление новое, но не революционное.

Как известно, противоправность – одно из важных условий гражданско-правовой ответственности. Однако, согласно п. 3 ст. 1064 ГК РФ (общие основания ответственности за причинение вреда), вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Один из таких примеров возмещения вреда, причиненного правомерными действиями, приведен в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 “О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования” [i] Пленум ВС РФ отметил, что с учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон “Об охране окружающей среды” допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ). Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды”); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона “Об охране окружающей среды”).

Если ст. 16 ГК РФ предусматривает возмещение убытков, причиненных только незаконными действиями (бездействиями) государственных органов и органов местного самоуправления, то ст. 16.1 ГК РФ говорит уже не о возмещении убытков, а о компенсации ущерба. Проблема соотношения понятий “вред”, “убытки”, “ущерб” далеко не новая, поэтому выскажу свою позицию по этому вопросу исключительно применительно к ст. 16.1 ГК РФ.

Читайте так же: Декретный отпуск сотрудника полиции

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При возмещении убытков имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. Исходя из этого, возмещение убытков всегда носит компенсационный характер. Не случайно, поэтому в ст. 16.1 ГК РФ речь идет именно о компенсации ущерба.

Ответственность по ст. 16.1 ГК РФ (компенсация реального ущерба) значительно уже ответственности по ст. 16 ГК РФ (возмещение убытков), поскольку возмещение убытков предполагает не только компенсацию реального ущерба, но и взыскание упущенной выгоды. Такое положение вполне справедливо и обусловлено тем, что по ст. 16.1 ГК РФ компенсируется ущерб, причиненный правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, а по ст. 16 ГК РФ возмещаются убытки, причиненные незаконными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.

[1]

Компенсация ущерба по ст. 16.1 ГК РФ связана с так называемым внедоговорным вредом и носит характер деликтной ответственности, поэтому при ее взыскании следует руководствоваться нормами гражданско – правового института «Обязательства вследствие причинения вреда». В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. На последнее обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку в ст. 16.1 ГК РФ речь идет о безвиновной компенсации ущерба.

По общему правилу вина в гражданском праве – необходимый элемент состава гражданского правонарушения, обусловливающий применение гражданско-правовой ответственности. В п. 1 ст. 401 ГК РФ говорится о вине в форме умысла или неосторожности. Такой же вывод можно сделать при анализе гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда». То есть гражданское законодательство не отказалось от традиционного для уголовно – правовой сферы понимания вины как субъективного психического отношения лица к своему поведению и его последствиям. При этом гражданские правонарушения, как правило, совершаются с виной в форме неосторожности.

Ответственность, наступающая независимо от вины правонарушителя (объективная ответственность) составляет исключение и применяется только в прямо установленных законом случаях. Так, например, независимо от вины причинителя в соответствии со ст. 1070 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненнный гражданину незаконными действиями правоохранительных органов, и вред, причиненный лицу деятельностью, которая создает повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности) (ст. 1079 ГК РФ), а во многих случаях также моральный вред (ст. 1100 ГК РФ).

Следовательно, случаи безвиновной ответственности по ст. 16.1 ГК РФ должны быть специально оговорены в законе.

В качестве примера причинения ущерба правомерными действиями в СМИ часто приводят операции по освобождения заложников, ущерб имуществу при задержании преступников. Например, если преступник захватил банк, ювелирный магазин и взял заложников, то правоохранительные органы принимают все меры к освобождению людей. Но в ходе операции витрины разбиваются, стены, двери и мебель ломаются. Таким образом, правомерными действиями правоохранителей наносится ущерб имуществу предпринимателя. Но для взыскания этого ущерба с государства недостаточно вступившей в силу ст. 16.1 ГК РФ.

Требуется дополнительное правовое регулирование в виде конкретных случаев и порядка безвиновной ответственности государства за ущерб, причиненный правомерными действиями публичной власти.

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов или органов местного самоуправления

Ущерб который был нанесен гражданину,должен быть возмещен.

Случаи и порядки, предусмотренные законом, при которых ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит компенсации

Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, ущерб который был нанесен гражданину в результате правомерных действий органов государственной власти или органов местного самоуправления, должен быть возмещен – пострадавшему выплачивается компенсация убытков. До принятия данной нормы, пострадавшие имели право на компенсацию, если действия органов государственной власти были неправомерными. Нанесение вреда государственными органами власти требует рассмотрения каждой отдельной ситуации, исходя из норм законодательства. Действие, которое нанесет юридические последствия, называют юридическим фактом. Правомерные действия – вид юридического факта, это действия, которые согласуются с нормами права.

Компенсации также подлежит ущерб, который причинен гражданину в результате действий органов, которые получили полномочия от органов государственной власти.

Особенности возмещения ущерба описаны в статье 1064 Гражданского кодекса – это общие положения, которые описывают основания ответственности за причинения убытков. Эти нормы распространяются и на рассматриваемые ситуации, когда вред нанесен правомерными действиями органов государственной власти.

Общие положения о возмещении вреда, описанные в статье 1064, устанавливают, что ущерб должен быть возмещен в полном объеме, в порядке, который установлен нормами права.

Общие положения о возмещении вреда

Нормы, регулирующие особенности возмещения ущерба, изложены в Гражданском кодексе РФ. Общие положения о возмещении вреда гласят, что обязанность возмещения ущерба может быть возложена на лицо, которое фактически не причастно к факту нанесения ущерба.

Современное российское законодательство оперирует такими понятиями для определения вины стороны, которая ответственная за причинение ущерба:

  • Умысел или умышленно нанесенный вред – действия, совершенные виновной стороной против личности или имущества пострадавшего.
  • Грубая неосторожность – действия, совершенные виновной стороной с грубым нарушением прав пострадавшей стороны, с отсутствием минимальной заботы о личности пострадавшего и его имуществе.
  • Неосторожность – ситуация, в которой виновная сторона приняла меры для защиты интересов пострадавшего, но это не обеспечило отсутствия вреда личности и имуществу пострадавшего.

 

Вред может быть нанесен как самой личности гражданина, так и его имуществу. Согласно нормам, регулирующим особенности возмещения ущерба, в основе компенсации лежит принцип полного возмещения – это компенсация фактически нанесенных убытков, расходов лица и доходов, которые не были получены в результате нанесения вреда имуществу. Действует норма выплаты компенсации сверх фактически нанесенного ущерба.

Читайте так же: Какие выплаты положены при сокращении работника

Также возможна выплата компенсации убытков сверх меры, если это не нарушает нормы права. Обязанность выплатить такую компенсацию может быть возложена на лицо, которое является фактическим виновником нанесения ущерба, или на лицо, которое не наносило вред пострадавшему. В последнем случае обязанность выплатить ущерб может быть возложена по результатам договора или по закону.

Возмещение убытков – обязанность стороны, которая виновна в нанесении вреда, но, в некоторых ситуациях, если это не противоречит закону, обязанность возместить нанесенный вред может быть возложена на лицо, которое фактически не виновно в нанесении ущерба.

Нормы закона дают право лицу, которое обвиняется в причинении вреда, доказать факт того, что вред причинен не по его вине. В такой ситуации лицо может быть освобождено от необходимости выплачивать компенсацию.

Все особенности возмещения ущерба регулируются действующим законодательством. Если ущерб нанесен по факту правомерных действий государственных органов, но данные действия были последствием просьбы потерпевшей стороны или с ее согласия, в компенсации ущерба могут отказать.

Понятие принципа полного возмещения

Суть понятия «полное возмещение убытков» сформулирована в статье 15 ГК РФ. Согласно нормам статьи, полное возмещение – это принцип, по которому потерпевшая сторона имеет право на полную компенсацию вреда, который был ей нанесен. Исключение – случаи, когда по закону предусматривается компенсация в меньших размерах.

Пострадавшее лицо имеет право на компенсацию вреда, который был нанесен в результате правомерных действий государственных органов власти, лиц, которые исполняют обязанности, по приказу органов государственной власти. Источник финансирования компенсации определяется, исходя из ситуации, которая возникла, основываясь на нормах права. Например, если ущерб был нанесен во время предотвращения теракта, то компенсация пострадавшим выплачивается из федерального бюджета.

Гражданский кодекс фиксирует два варианта ущерба, который может быть нанесен:

  • Реальный: фактические убытки, нанесенные имуществу и личности потерпевшего (полная утрата имущества, частичное повреждение).
  • Упущенная выгода: доходы, которые еще не получены, но могли быть получены, если бы не был нанесен ущерб.

Обязанность возместить нанесенный ущерб возлагается на лицо, виновное в нанесении вреда.

Лицо, которое обязуют возместить ущерб, может быть освобождено от этой обязанности, если докажет, что вред нанесен не по его вине. В некоторых случаях, согласно нормам права, обязанность компенсировать ущерб может быть возложена на сторону, которая фактически не виновата во вреде и нанесении ущерба – государственный орган, орган местного самоуправления.

Причины отказа в возмещении ущерба

В компенсации нанесенных убытков могут отказать, если:

  • Лицо, на которое возлагают обязанность возместить ущерб, доказывает, что его вины в нанесении вреда не было.
  • Если вред нанесен правомерными действиями органов государственной власти, но эти действия были реализованы по просьбе или по согласию пострадавшей стороны.

Убытки компенсируется в полном объеме, согласно нормам Гражданского кодекса РФ. В некоторых случаях, ущерб компенсируется свыше суммы, которая отображает фактический вред, нанесенный личности или имуществу. Компенсации подлежит реальная сумма ущерба и, так называемая, утраченная выгода.

Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

СТ 16.1 ГК РФ

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Комментарий к Ст. 16.1 Гражданского кодекса РФ

1. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

На данные отношения распространяются общие положения о возмещении вреда, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Иначе говоря, и здесь действует принцип полного возмещения, то есть как расходов, так и неполученных доходов.

Так, например, в силу ч. 2 ст. 18 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (ред. от 30.09.2015)). При этом следует учесть, что согласно ч. 3 ст. 18 указанного Закона вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

Возможность компенсации, о которой идет речь в комментируемой статье, предусмотрена также ст. ст. 279, 281, п. 5 ст. 790 ГК РФ.

С 01.01.2020 действуют положения ч. 4 ст. 66 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающие, что при компенсации Российской Федерацией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в ч. 3 данной статьи, орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм:

1) к органу государственной власти или органу местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

2) к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данное требование не может быть обращено к юридическому лицу или физическому лицу, заключившим договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;

Читайте так же: Исковое заявление об уплате алиментов образец бланк

3) к иному физическому лицу или юридическому лицу, незаконные действия которых привели к возникновению таких убытков.

2. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. 16);

— Определение ВС РФ от 21.09.2015 N 22-КГ15-4 (о взыскании компенсации морального вреда, причиненного потерей кормильца);

— Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.06.2014 по делу N 33-1067/14 (о возмещении ущерба, компенсации морального вреда).

Статья 16.1 ГК РФ. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления

Комментарий к статье 16.1 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

Комментируемая статья, предусматривающая компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ. Как видно, законодатель не пошел по пути включения соответствующих норм в уже имеющуюся в комментируемой главе статью 16, регламентирующую возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, хотя такое предложение звучало при работе над законопроектом, принятым в качестве Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ.

В комментируемой статье говорится о возможности компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия.

В отношении же случаев и порядка компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, комментируемая статья отсылает к законам. С учетом нормы п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ речь идет о данном Кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса.

Содержащуюся в комментируемой статье норму вряд ли можно считать нововведением, поскольку ранее она охватывалась более общей нормой п. 3 ст. 1064 части второй ГК РФ, в которой в качестве одного из общих оснований ответственности за причинение вреда установлено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Примером соответствующего акта является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” , в ч. 2 ст. 18 которого предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 “О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий” , которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Названные Правила определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в т.ч. на возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4822.

Наряду с общей нормой п. 3 ст. 1064 части второй ГК РФ существовали и существуют отдельные нормы, регламентирующие возмещение вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов. Причем эти нормы, по существу, содержат такое же регулирование. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Аналогичная норма закреплена в ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” в отношении вреда, причиненного лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц.

Источники


  1. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.

  2. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
  5. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.