В связи с изменением налоговой ставки

Важная информация и советы на тему: «В связи с изменением налоговой ставки». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу в особом порядке. Этот порядок определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Следует отметить, что к актам законодательства относятся федеральные законы по налогам и сборам, законы о налогах субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах (ст. 1 НК РФ). В то же время, установленный ст. 5 НК РФ порядок вступления в силу распространяется и на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 НК РФ).

Общее правило

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ). Это правило распространяется и на акты законодательства о страховых взносах (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Пример

Акт законодательства по налогу на прибыль организаций опубликован 10 ноября.

Так как налоговый период по налогу на прибыль 1 календарный год, акт законодательства вступает в силу по истечении одного месяца с 10 ноября, но не ранее 1 января следующего года.

Соответственно, дата вступления в силу акта законодательства – 1 января следующего года.

Пример

Акт законодательства по налогу на прибыль опубликован 20 декабря.

Так как налоговый период по налогу на прибыль 1 календарный год, акт законодательства вступает в силу по истечении одного месяца с 20 декабря, но не ранее 1 января следующего года.

Соответственно, дата вступления в силу акта законодательства – 21 января следующего года*.

* относительно этой ситуации существует позиция, что нормативный акт вступает в силу не с 21 января следующего года, а с 1 января года, следующего за следующим годом. Эта позиция была выражена в п. 3 ныне отмененного Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: «При решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.»

На правомерность такого подхода сослался Конституционный суд РФ в Постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П: «Следовательно, оно не может препятствовать применению судами при рассмотрении конкретных дел положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в более благоприятном для налогоплательщиков смысле, в том числе с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в постановлении Пленума от 28 февраля 2001 года N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал: при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (пункт 3).»

[1]

Эта позиция выражена в ряде судебных решений, например, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 04.09.2013 N Ф03-4115/2013 по делу N А51-30436/2012.

Пример

Акт законодательства по налогу на прибыль опубликован 5 января.

Так как налоговый период по налогу на прибыль 1 календарный год, акт законодательства вступает в силу по истечении одного месяца с 5 января, но не ранее 1 января следующего года.

Соответственно, дата вступления в силу акта законодательства – 1 января следующего года.

 

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ).

Такое же правило установлено и для акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов (абз. 3 п. 1 ст. 5 — введен с 01.01.2017 федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ):

«Акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей»

Введение новых налогов и сборов

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ).

Ограничения на обратную силу нормативных актов

Нормативные акты могут иметь обратную силу – то есть их действие может распространяться на прошедшие периоды. НК РФ устанавливает правила на обратную силу актов законодательства по налогам и сборам:

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. (п. 2 ст. 5 НК РФ).

Акты законодательства о налогах и сборах, «, плательщиков страховых взносов устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (п. 3 ст. 5 НК РФ).

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (р. 4 ст. 5 НК РФ).

Читайте так же: Иск о чести и достоинстве на редакцию

В последних двух случаях акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Опубликование актов законодательства

Дата вступления актов законодательства зависит от дня их официального опубликования. Для федеральных законов порядок их опубликования определен Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Статья 4 Закона определяет, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Как правило, наиболее ранняя публикация производится на Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Для законов субъектов Российской Федерации порядок их опубликования определяется законом каждого из субъектов РФ. Обычно эти законы также публикуются на Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). На это указывает ст. 9.1. Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

Применение правил ст. 5 НК РФ к актам органов исполнительной власти и Правительства РФ

Статья 5 НК РФ регулирует порядок вступления в силу актов законодательства о налогах. Эти же правила распространяются и на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 НК РФ). Причем, на акты Правительства РФ эти правила были распространены изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

К примеру, Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 утверждены Формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Изменения в этот документ (например, в части изменения книги покупок или книги продаж) вступают в силу в соответствии со ст. 5 НК РФ, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В то же время, существуют нормативные акты органов исполнительной власти, связанные с налогообложением, но прямо в законодательство по налогам и сборам не включаемым (например, о порядке определения кадастровой стоимости земли, недвижимости). Распространяются ли рассмотренные выше правила статьи 5 НК РФ на такие нормативные акты?

Этот вопрос был предметом расмотрения Постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина».

Рассматривая вопрос о порядке вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, КС РФ отметил, что нормы ст. 5 НК РФ распространяются и на нормативные правовые акты органов исполнительной власти, имеющие отношение к налогообложению.

Декларации и расчеты по налогам

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», установлены особые правила вступления в силу нормативных актов, связанных с установлением и изменением форм налоговых деклараций и расчетов. Эти изменения вступили в силу с 1 июня 2016 года. Суть правил:

«Нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.»

Пример из судебно практики

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.07.2016 № Ф10-2363/2016 по делу № А35-3276/2015

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость, которую применил для расчета налогоплательщик, установлена постановлением от 27.12.2012, следовательно, месячный срок истек 27.01.2013. При этом в самом тексте постановления отсутствует указание на то, что данный нормативный акт имеет обратную силу и распространяет свое действие на налоговые отношения, возникшие с 01.01.2013. Суд пришел к выводу, что в спорном налоговом периоде (2013 г.) для целей налогообложения действовало более ранее постановление, в связи с чем налоговый орган правомерно доначислил земельный налог.

Если договор заключен до даты вступления в силу нормативного акта по налогам и сборам, то применяются ли изменения к такому договору?

В общем случае, дата договора не играет никакой роли в определении налоговых последствий. Положения нормативного акта распространяются на налоговую базу, которая возникает с даты его вступления в силу и не важно когда был заключен договор (до изменений или после). Так, если договор заключен в текущем году, а изменения вступают в силу с 1 января следующего года, то налоговая база (например, доходы) по такому договору с 1 января будет облагаться налогом по новым правилам, а до 1 января по старым правилам.

Пример

Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ отменил с 01.01.2015 нормирование расходов на проценты по полученным займам. На вопрос о том, применяются ли новые правила к процентам по займам, полученным до 01.01.2015 Минфин РФ ответил (Письмо Минфина РФ от 13 января 2015 г. N 03-03-06/1/69460):

 

«Каких-либо переходных положений Федеральный закон N 420-ФЗ не содержит. В связи с этим считаем, что к долговым обязательствам, возникшим до 2015 года, с 2015 года при учете для целей налогообложения расходов в виде процентов необходимо применять вышеуказанный порядок, установленный Федеральным законом N 420-ФЗ.»

Аналогичные выводы в Письме Минфина РФ № 03-01-10/5222 от 03.02.2016.

Особый случай, если закон, который внес изменения, устанавливает особые правила вступления в силу таких изменений. Тогда применяются такие правила.

Пример

Федеральный закон от 08.03.2015 N 32-ФЗ устанавливает особые правила налогообложения в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 года (ст. 2).

Дополнительно

Налоговый кодекс Российской Федерации (структура) — основополагающий документ законодательства по налогам и сборам

Статья 39.1. Налоговая ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Информация об изменениях:

Законом Чувашской Республики от 22 июня 2015 г. N 27 статья 39.1 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Читайте так же: Самые дорогие юристы в мире. самый лучший адвокат в мире

Статья 39.1. Налоговая ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2020 г. — Закон Чувашской Республики от 18 февраля 2019 г. N 4, Закон Чувашской Республики от 11 октября 2019 г. N 68

Пункт 1 изменен с 15 октября 2018 г. — Закон Чувашской Республики от 15 сентября 2018 г. N 48

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

1. Ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается в размере 12 процентов для категории налогоплательщиков (за исключением резидентов индустриальных (промышленных) парков):

не имеющих задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом;

размер среднемесячной заработной платы которых за налоговый период в расчете на одного работника, принятого по трудовому договору, составляет не менее чем полтора минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

Право на применение налоговой ставки в размере 12 процентов подтверждается налогоплательщиком путем представления в налоговый орган книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 1 января 2018 г. — Закон Чувашской Республики от 28 сентября 2017 г. N 52.

Информация об изменениях:

В случае нарушения условий на применение налоговой ставки в размере 12 процентов, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, налогоплательщик считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 2 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации, за налоговый период, в котором нарушены указанные условия.

Законом Чувашской Республики от 18 февраля 2019 г. N 4 пункт 2 признан утратившим силу с 1 января 2020 г.

Информация об изменениях:

Законом Чувашской Республики от 28 сентября 2017 г. N 52 в пункт 2 статьи 39.1 внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

2. Для резидентов индустриальных (промышленных) парков в отношении хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории индустриального (промышленного) парка, ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается в размере 5 процентов на срок до 2018 года для категории налогоплательщиков:

не имеющих задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом;

размер среднемесячной заработной платы которых за налоговый период в расчете на одного работника, принятого по трудовому договору, составляет не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

Право на применение налоговой ставки в размере 5 процентов подтверждается налогоплательщиком путем представления в налоговый орган книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 1 января 2018 г. — Закон Чувашской Республики от 28 сентября 2017 г. N 52.

Информация об изменениях:

В случае нарушения условий на применение налоговой ставки в размере 5 процентов, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, налогоплательщик считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 2 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации, за налоговый период, в котором нарушены указанные условия.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2020 г. — Закон Чувашской Республики от 11 октября 2019 г. N 68

Статья 39.1 дополнена пунктом 3 с 15 октября 2018 г. — Закон Чувашской Республики от 15 сентября 2018 г. N 48

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

3. Для резидентов территории опережающего социально-экономического развития ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, устанавливается в размере 3 процентов на срок до 1 января 2022 года для категории налогоплательщиков:

не имеющих задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом;

размер среднемесячной заработной платы которых за налоговый период в расчете на одного работника, принятого по трудовому договору, составляет не менее чем полтора минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

Право на применение налоговой ставки в размере 3 процентов подтверждается налогоплательщиком путем представления в налоговый орган книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В случае нарушения условий применения налоговой ставки в размере 3 процентов, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, налогоплательщик считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации, за налоговый период, в котором нарушены указанные условия.

>
Налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной системы налогообложения
Содержание
Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Дополнительное соглашение об изменении НДС

С начала 2019 года начала действовать увеличенная ставка НДС. Теперь она составляет 20%. В связи с этим предприниматели должны были подготовиться к изменениям. У компании может быть договор, который был заключен до нового года, но продолжил действовать после наступления 2019 года. Предполагается, что цены в нем указаны с учетом прежнего НДС в 18%. Требуется ли в этом случае составлять дополнительное соглашение? Все зависит от конкретного случая.

Читайте так же: Последствия несоблюдения письменной формы кредитного договора

Требуется ли создавать допсоглашение?

Пересмотр договора необходим для урегулирования разницы цен, возникшей в связи с изменением размера НДС. Для пересмотра составляется дополнительное соглашение. Но не всегда нужно корректировать договор. Соответствующие разъяснения содержатся в письме инспекции ФНС №СД-4-3/[email protected] от 23 октября 2018 года. Представители налоговой указали, что новая ставка будет применена автоматически. Актуально это даже тогда, когда в договоре прописана ставка 18%.

[2]

Не нужно составлять дополнительное соглашение при наличии этих условий:

  • В договоре есть положение, позволяющее увеличивать стоимость в одностороннем порядке при увеличении ставки НДС.
  • В договоре есть положение о согласовании цен в дополнительных документах.
  • Цена указана без учета НДС. При этом в документе должна содержаться соответствующая формулировка.

Если же договор не соответствует данным условиям, рекомендуется составить допсоглашение. Законом это не предусмотрено, но подобная мера поможет предпринимателям избежать конфликтов.

 

ВАЖНО! Если в договоре нет никаких формулировок, касающихся НДС, то по умолчанию будет считаться, что он включен в стоимость.

 

Когда нужно заключать допсоглашение

Пример. Компания «Квадрат» в 2018 году заключила договор с компанией «Строитель» на поставку строительного материала. Фирма «Квадрат» внесла предоплату в 2018 году, но детали она получила только в 2019 году. Если не будет заключено допсоглашение, одна из компаний понесет убытки вследствие увеличения НДС.

Зафиксировать увеличение НДС можно такими способами, как:

  • Корректировка цены с учетом изменившейся ставки НДС. Можно указать, с какой именно даты будет применяться новая стоимость.
  • Указание стоимости без указания точной ставки НДС, со ссылкой на пункт 3 статьи 164 НК.
  • Фиксация стоимости с учетом нового НДС с учетом пункта 3 статьи 164 НК.

Рекомендуется сделать ссылку на статью 164 НК, на основании которой меняется ставка НДС.

Образец допсоглашения

к договору поставки оборудования №55 от 22.06.18 г.

28 декабря 2018 года

ООО «Квадрат» и ООО «Строитель» заключили допсоглашение к №55 от 22.06.2018 о следующем:

  1. Увеличить стоимость поставляемого оборудования в соответствии с увеличением ставки НДС на основании пункта 3 статьи 164 НК.
  2. Поменять формулировку, содержащуюся в пункте 4.1 договора №55: «цена 1 штуки газосварочного оборудования составляет 1 180 рублей с учетом НДС 18%» на «цена 1 штуки газосварочного оборудования составляет 1 200 рублей с учетом НДС 20%.
  3. Настоящее допсоглашение вступает в силу с 1 января 2019 года.
  4. Настоящее допсоглашение считать частью договора №55 от 22.06.18 г.

ООО «Квадрат»
Адрес: 143500, г. Москва, ул. Бабушкина, д. 90
ИНН 907656788
КПП: 907756788
Р/с 4076976566788888
БИК: 7777789999000000

Генеральный директор А.Д. Вихров (подпись)

ООО «Строитель»
Адрес: 145500, г. Москва, ул. Ленина, д. 80.
ИНН: 000876777
КПП: 000887777
р/с 74079988778888888
БИК: 8889999998

Генеральный директор Л.Д. Никитин (подпись)

П

ерсональный Налоговый Менеджмент

С 1 января 2019 года происходит увеличение ставки НДС с 18% до 20% в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), начиная с 1 января 2019 года. С тем, что в договорах и соглашениях, заключаемых с 01 января 2019 года, необходимо будет указывать ставку НДС 20%, все понятно.

Остаются вопросы в отношении изменений и необходимости внесения таких изменений в договора, заключенные до 01 января 2019 года. Внесение изменений в действующие договора позволит компаниям исключить в дальнейшем споры с контрагентами и избежать претензий со стороны налоговых органов в части расчета НДС.

Вопросы налогоплательщиков сводятся к следующим:

Можно ли применять ставку НДС 18% к оплате и поставкам/оказанию услуг/выполнению работ, если договор был заключен сторонами до 1 января 2019 года?

Необходимо ли заключение дополнительных соглашений к уже действующим договорам?

Можно ли уже сейчас включать в договора условие, что по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) с 1 января 2019 года применяется ставка НДС 20 %?

Что указывать в дополнительном соглашении к договору, если его заключение связано с изменением ставки НДС?

Как исчислять НДС, если в договор не будут внесены изменения?

Можно ли потребовать (в том числе в судебном порядке) от контрагента доплачивать повышенную сумму?

Рассмотрим каждый из вопросов по отдельности:

1.Можно ли применять ставку НДС 18% к оплате и поставкам/оказанию услуг/выполнению работ, если договор был заключен сторонами до 1 января 2019 года?

Норма закона не ставит размер применяемой ставки НДС в зависимость от даты подписания договора.

Федеральным законом от 03.08.2018 №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» не предусмотрено исключений в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых по договорам, заключенным до 1 января 2019 года, в том числе предусматривающим перечисление авансовых платежей. Данную позицию занял и Минфин России в своем Письме от 06.08.2018 N 03-07-05/55290.

Следовательно, если продавец отгрузит товары, а исполнитель окажет услуги в 2019 году, — он должен начислить налог по ставке 20%. Новая ставка НДС применяется по товарам/услугам/работам, отгруженным/выполненным, начиная с 1 января 2019 года, что указано в п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ.

2.Необходимо ли заключение дополнительных соглашений к уже действующим договорам?

Все зависит от условий Вашего договора с контрагентом. Нет необходимости в заключение дополнительных соглашений к следующим договорам:

  • если в договоре сторонами согласовано условие, предоставляющее продавцу/исполнителю/подрядчику право в одностороннем порядке увеличить цену в случае, если законодатели повысят ставку НДС;
  • если условием договора предусмотрено согласование цены на товар/услуги/работы в отдельных спецификациях/дополнительных соглашениях/заявках и других дополнительных документах к договору;
  • если в договоре установлена цена товара/услуги/работы без НДС и формулировка «без НДС» прямо прописана в договоре. В этом случае поставщик/исполнитель должен начислить НДС сверх цены товара/услуги/работы. В 2018 году поставщик/исполнитель рассчитывает НДС в сумме 18 руб. (100 ₽ × 18%). А в 2019 году налог составит 20 руб. (100 ₽ × 20%).

3.Можно ли уже сейчас включать в договора условие, что по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) с 1 января 2019 года применяется ставка НДС 20 %?

Можно. Законодательством РФ такие препятствия не устанавливаются. Нормы Гражданского Кодекса РФ говорят о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424).

Считаем необходимым во вновь заключаемых договорах разграничить цены 2018 и 2019 и последующих годов. Например, можно использовать следующие формулировки:

  • «Ежемесячная стоимость услуг, оказанных до 31.12.2018 г. (включительно) составляет 118 руб. (в т. ч. НДС 18%), а ежемесячная стоимость услуг, оказанных с 1 января 2019 года составляет 120 руб. (в т. ч. НДС 20%)»;
  • «В 2018 году цена товара составляет 1180 (Одна тысяча сто восемьдесят) руб. за единицу товара, в том числе НДС по ставке 18 процентов – 180 (Сто восемьдесят) руб. С 1 января 2019 года цена товара составляет 1200 (Одна тысяча двести) руб. за единицу товара, в том числе НДС по ставке 20 процентов — 200 (Двести) руб.»;
  • «Ежемесячная стоимость услуг составляет 100 руб. без учета НДС. НДС предъявляется дополнительно к стоимости услуг по ставкам, установленным п.3 ст.164 НК РФ: до 31.12.2018 г. — по ставке 18%, с 01.01.2019 г — по ставке 20%».

Читайте так же: Занесение записи в трудовую книжку о награждении сотрудника

Что касается условий об исчислении сумм авансовых платежей, то предлагаем использовать в договорах следующие формулировки:

  • «Авансовые платежи, уплачиваемые в 2018 году в счет поставки товаров/ оказания услуг в 2019 году, Покупатель/Заказчик перечисляет исходя из цены товара на 2018 год, установленной с учетом НДС по ставке 18 процентов. Разницу в цене в размере 20 руб. по каждой единице товара/услуги, возникающую в связи с увеличением цены товара/услуги с 1 января 2019 года в связи с увеличением законодательно установленной ставки НДС, Покупатель/Заказчик уплачивает Продавцу/Исполнителю в течение___ календарных дней после подписания Сторонами товарной накладной/акта оказанных услуг»;
  • «Авансовые платежи, уплачиваемые в 2019 году, Покупатель/Заказчик перечисляет исходя из цены товара/услуги, установленной с 1 января 2019 года с учетом НДС по ставке 20%».

4.Что указывать в дополнительном соглашении к договору, если его заключение связано с изменением ставки НДС?

Если договор заключен сторонами до 01 января 2019 года и в нем указана цена товара/услуги/работы с НДС по ставке 18%, то при заключении дополнительного соглашения необходимо зафиксировать цену товара/услуги/работы, ставку и сумму НДС с 01 января 2019 года.

Формулировки условий дополнительного соглашения могут быть следующими:

  • «С 1 января 2019 года цена товара составляет 1200 (Одна тысяча двести) руб. за единицу товара, в том числе НДС по ставке 20 процентов — 200 (Двести) руб.».
  • « С 1 января 2019 года ежемесячная стоимость услуг составляет 100 руб. без учета НДС. НДС предъявляется дополнительно к стоимости услуг по ставке 20%».

Конечно, оптимально будет, если такое дополнительное соглашение подписать с контрагентом в 2018 году. Однако, в том случае, если подписание дополнительного соглашения состоится только после 1 января 2019 года, то в части определения стоимости услуг и ставки НДС, действие дополнительного соглашения необходимо будет распространить на отношения сторон, сложившиеся с 01 января 2019 года (в порядке п. 2 ст. 425 Гражданского Кодекса РФ).

5.Как исчислять НДС, если в договор не будут внесены изменения?

Многие задаются вопросом, что делать, если контрагент не согласен вносить изменения в договор и подписывать дополнительное соглашение? Или, если сложилась обстоятельства, при которых нет возможности оформить и подписать такое дополнительное соглашение?

Например, в договоре сказано, что цена товара — 118 руб., в том числе НДС. Вы предложили контрагенту с 1 января 2019 года увеличить цену товар/услуги/работы в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом повысили ставку НДС. Но контрагент не согласился с этим. Тогда сумму налога следует определять, исходя из той цены, которую указали в договоре, по расчетной ставке. Так, сумма налога составит 19,67 руб. (118 ₽ × × 20/120). Следовательно, цена без учета налога будет равна 98,33 руб. (118 – 19,67).

Как видно, все же безопаснее выделить НДС из той цены, которую стороны установили в договоре.

6.Можно ли потребовать (в том числе в судебном порядке) от контрагента доплачивать повышенную сумму?

Можно. Есть вероятность, что контрагент отреагирует на требование и будет оплачивать стоимость товаров/услуг/работ, с применением ставки НДС 20% к цене.

Что касается удовлетворения такого требования в судебном порядке, то предсказать результат судебного рассмотрения таких споров достаточно сложно.

 

В Налоговом кодексе сказано, что поставщик предъявляет покупателю сумму НДС дополнительно к цене товаров (п. 1 ст. 168 НК). Действительно, если цена товаров без учета НДС составляет 100 руб., то в 2019 году поставщик/исполнитель должен начислить этот налог в размере 20 руб.

Но судебной практики по цене товаров в связи с повышением ставки НДС нет. А в спорных ситуациях с НДС судьи могут переложить риски на поставщика/исполнителя (определение Верховного суда от 23.04.2018 по делу № А32-4803/2015). Возможно, они предложат поставщику/исполнителю выделить НДС из цены договора по расчетной ставке (п. 17 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

В аналогичной ситуации, когда с 2004 года ставка НДС менялась с 20% на 18% суды также указывали, что изменить стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки налога можно только по соглашению сторон. Например: лизингополучатель требовал снижения цены на 2%, поскольку с 2004 произошло уменьшение ставки налога. Но ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.07.2008 г. N Ф09-4928/08-С5 указал, что даже если стоимость услуг указана с учетом 20% НДС — «120, в т.ч. НДС 20%», то лизинговый платеж можно пересчитывать только по договоренности сторон.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (пп. 1, 2 ст. 424 ГК РФ).

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

В Федеральном законе от 03.08.2018 № 303-ФЗ (о повышении ставки НДС с 18% до 20%), прямо не установлено, что его действие распространяется на договоры, заключенные до 01 января 2019 г. Следовательно, в целях исчисления НДС продавец/исполнитель обязан рассчитать сумму НДС по ставке 20%, но в соответствии с нормами ГК РФ у продавца/исполнителя нет оснований для автоматического увеличения стоимости товаров/услуг/работ, установленных договором, заключенным до 1 января 2019 года, на 2% НДС, т.е. общая стоимость, указанная в договоре с учетом НДС, должна остаться неизменной.

Изменение ставки НДС можно квалифицировать и как существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Читайте так же: В какие банки судебные приставы отправляют запросы

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Но изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Однако расторгнуть или изменить договор можно при определенных обстоятельствах только в том случае, если увеличение ставки НДС, о котором стороны не предполагали при заключении договора, приведет к значительному ущербу для продавца/исполнителя, если он исполнит договор на прежних условиях.

Причем, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п.4 ст.451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий (п.2 ст.451 ГК РФ):

  • в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет (т.е. речь может идти только о договорах, заключенных до опубликования Закона № 303-ФЗ- до 03.08.2018 г.);
  • изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
  • исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  • из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условия (п.4 ст.451 ГК РФ).

Как видно, потребовать от контрагента доплачивать повышенную сумму в связи с увеличением ставки НДС можно, но такой процесс будет весьма затратным не только финансово, но и по времени, и это без гарантии завершения процесса в вашу пользу.

В связи с изменением налоговой ставки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каким образом указывать ставку НДС в договорах, заключаемых до 01.01.2019, в случае принятия закона о повышении ставки НДС с 01.01.2019 до 20% (сейчас ставка налога составляет 18%)? В настоящее время заключаются договоры, предусматривающие многоэтапное выполнение работ. То есть часть работ (или часть поставок, услуг) будет выполняться в 2018 году, часть в 2019 году.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая ставка НДС является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Ставка НДС устанавливается только НК РФ и не может устанавливаться договором.
При заключении в настоящее время долгосрочных договоров, распространяющих свое действие как на 2018, так и на 2019 год, при определении стоимости товаров (работ, услуг) целесообразно не указывать конкретную ставку налога, а сделать отсылку на п. 3 ст. 164 НК РФ.
Можно указать, что стоимость товаров (работ, услуг) установлена без НДС, а НДС исчисляется дополнительно по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ на дату отгрузки (получения предоплаты). В таком случае окончательная стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных покупателем в 2019 году, и подлежащая оплате им, увеличится.
Либо можно указать, что договорная стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС, исчисленный по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ. В таком случае итоговая стоимость товаров (работ, услуг) для покупателей (заказчиков) в 2019 году не изменится. А бремя повышения ставки НДС ляжет на продавца (подрядчика, исполнителя).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источники


  1. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.

  2. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  3. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
  4. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
  5. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.