В москве создан орган, который будет работать над улучшением инвестиционного климата

Важная информация и советы на тему: «В москве создан орган, который будет работать над улучшением инвестиционного климата». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

 

ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ

—>

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Международное инвестиционное сотрудничество
  • Налогообложение
  • Привлечение и сопровождение инвестиций
  • Улучшение бизнес-среды
  • Правительственная комиссия по импортозамещению
  • Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
  • Прогнозирование параметров сектора государственного управления
  • Евразийская интеграция
  • Подготовка управленческих кадров
  • Анализ социально-экономической эффективности государственных программ Российской Федерации
  • Мониторинг степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий
  • Главная → Деятельность → Направления → Улучшение бизнес-среды

Улучшение бизнес-среды

Одним из ключевых приоритетов Правительства Российской Федерации является формирование благоприятной предпринимательской среды.

Для решения задачи на федеральном уровне реализуются меры, направленные совершенствование законодательства в части упрощения условий ведения бизнеса, сокращения административных барьеров, обеспечения необходимого качества правоприменительной практики.

 

Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями с 2018 года реализуется масштабный проект «Трансформация делового климата» (ТДК), который представляет собой механизм оперативного реагирования власти на запросы бизнес-сообщества. На сегодняшний день в план ТДК, принятый распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. № 20-р, включено 148 инициатив по 12 направлениям в приоритетных сферах предпринимательского климата.

Этот механизм оперативного реагирования на запросы предпринимателей направлен на снятие существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе на устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в нормативных правовых актах.

Одним из ключевых направлений деятельности по улучшению инвестиционного климата является работа на региональном уровне.

В этой связи с 2017 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов России по 9 направлениям: в сфере строительства, регистрации собственности, кадастрового учета, осуществления контрольно-надзорной деятельности, поддержки малого и среднего предпринимательства, технологического присоединения к электрическим сетям, сетям газораспределения, тепло- и водоснабжения, водоотведения, улучшения качества регионального законодательства по поддержке инвестиционной деятельности, повышения эффективности обратной связи инвесторов и руководства российских регионов, эффективности деятельности региональных специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе инвесторов.

Целевые модели определяют порядок сокращения сроков прохождения процедур и их количества, предусматривают мероприятия по повышению эффективности процедур, качества регионального государственного контроля (надзора), обеспечение принятия в регионах России документов стратегического и территориального планирования, повышения уровня поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшения качества регионального законодательства по защите прав инвесторов и т.д.

 

В настоящее время распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. № 783-р 4 целевые модели Регионального инвестиционного стандарта признаны исполненными и по 8 продолжается работа регионов.

С 2013 года ведущими деловыми объединения России и Агентством стратегических инициатив формируется Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Национальный рейтинг позволяет учитывать оценку предпринимателями практики правоприменения и эффективности реализации реформ в регионах, т.е. фактически он оценивает непосредственные усилия региональной власти по улучшению инвестиционного климата, позволяет выявить «слабые места» и лучшие практики.

Рейтинг формируется преимущественно на основе опросов предпринимательского сообщества с использованием отдельных статистических показателей.

Инвестиционный климат России глазами иностранца

Проблема привлечения инвестиций в Россию остается одной изцентральных для экономики страны. Власть и бизнес в непростых внешнеполитических обстоятельствах продолжают работать над инструментами и механизмами, которые сделают российские экономические условия максимально привлекательными для иностранного инвестора. Но как эту работу оценивают сами потенциальные инвесторы?

Оценивая текущую экономическую ситуацию, иностранные компании называют ее неблагоприятной — об этом заявляют свыше 90% респондентов исследования EY «Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов — 2015». Говоря о динамике, 90% опрошенных считают, что ситуация в экономике России за последний год ухудшилась, и лишь 5% отмечают, что в последнее время произошли определенные позитивные изменения.

Вместе с ухудшением экономической ситуации условия ведения бизнеса в России для большинства участников исследования незначительно (59%) или заметно ухудшились (15%). При этом 42% респондентов считают, что привлекательность России для иностранных компаний, планирующих начать или расширить коммерческую деятельность, в течение ближайших двух лет снизится, а 17% полагают, что привлекательность будет повышаться. Тем не менее значительная доля компаний заявляет о наличии планов по расширению географии своего присутствия в ближайшие два года (39%) или сохранению объемов присутствия в России (31%).

Планы ведения деятельности в России в значительной степени связаны с локализацией производства и привлечением большего количества российских поставщиков. Отвечая на вопрос о планах по использованию российских компонентов и сырья, 58% респондентов заявили о готовности увеличивать долю этой продукции в своем производстве. Говоря о перспективах привлекательности российского рынка, иностранные инвесторы настороженно относятся к дискуссии по вопросам политики в сфере импортозамещения.

Выражая готовность продолжать локализацию производства на территории страны, компании выражают опасения по поводу того, что основные действия в этой сфере будут сведены к ограничению конкуренции и затруднению доступа продукции компаний с иностранным капиталом на российский рынок.

Оценивая перспективы, респонденты в основном оптимистично смотрят в будущее: на значительный или умеренный рост в своей отрасли в ближайшие два года рассчитывают 53% опрошенных компаний. Четверть участников исследования, напротив, ожидают негативного развития ситуации.

Наиболее привлекательными в ближайшие два года в России, по мнению инвесторов, будут такие отрасли, как электроэнергетика (44% ответов), фармацевтическая промышленность (39%) и телекоммуникационные услуги (28%). Нормативно-правовое регулирование остается важным фактором, оказывающим значительное влияние на состояние инвестиционного климата в России. Исследование показывает, что иностранные компании отмечают много позитивных изменений, которые произошли в сфере нормативно-правового регулирования в последние годы.

В числе важных достижений отмечаются постепенное внедрение принципа рыночного контроля, унификация отдельных направлений законодательства в рамках ЕАЭС, внедрение Федеральной контрактной системы, сокращение административных процедур в сфере строительства. Хотя эффективность реализации отдельных инициатив, по мнению инвесторов, все еще не находится на соответствующем уровне (например, в случае внедрения принципов рыночного регулирования), сам факт улучшения ситуации в этих областях рассматривается участниками исследования в исключительно положительном ключе.

По мнению респондентов, наиболее значимой проблемой существующего российского нормативно-правового поля, снижающей инвестиционную привлекательность России, является нестабильность законодательной базы, ее подверженность частым изменениям (77%).

Эта проблема считается гораздо более серьезной по сравнению с наличием высоких административных барьеров (включая проблему коррупции, на что указали 50% опрошенных), выборочным применением законов (33%), а также применением устаревших норм и правил (33%). Наиболее проблемными областями нормативно-правового поля, затрудняющими работу компаний, по мнению инвесторов, являются сфера технического регулирования, трудовое законодательство и административное право.

Наиболее значительные позитивные изменения в российском законодательстве, по мнению участников исследования, происходят в сфере финансового и таможенного регулирования.

В частности, в области финансового регулирования к числу положительно сказавшихся на работе компаний изменений были отнесены принятие закона о специальной оценке условий труда и отмена командировочных удостоверений. В сфере таможенного регулирования в качестве позитивных нововведений указываются принятие Таможенного кодекса Таможенного союза, внедрение принципов электронного документооборота в ряде сфер операционной деятельности, более корректное правоприменение в таможенной сфере. Для значительного улучшения инвестиционного климата в России, по мнению представителей иностранного бизнеса, важно совершенствовать нормативно-правовую среду по следующим направлениям.

Участники опроса отмечают необходимость повышения эффективности взаимодействия с органами власти. Иностранные компании указывают на такие особенности коммуникаций с федеральными органами исполнительной власти:

• сложность в установлении контактов;

•нежелание некоторых федеральных органов исполнительной власти вовлекаться в решение вопросов иностранных инвесторов;

• недостаточность обратной связи на запросы;

• непоследовательность и избирательность в вопросахправоприменения;

• непрозрачность процедур принятия решений.

Кроме того, у иностранных компаний вызывает сомнение целесообразность чрезмерного количества проверок и аудитов (дублирование контрольно-надзорных функций), превышение проверяющими органами своих полномочий, наличие большого объема бюрократических требований.

По мнению иностранных инвесторов, по-прежнему требует серьезного внимания проблема высокого уровня коррупции. Для снижения негативного влияния указанных факторов представители иностранных компаний при выстраивании отношений с властями делают ставку на личные контакты (29%).

Вторым по эффективности является участие в составе постоянно действующих консультативных совещательных органах (24%), в бизнес-ассоциациях и отраслевых объединениях (20%), участие в проекте по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов (17%).

Иностранные инвесторы в целом удовлетворены эффективностью взаимодействия с российскими партнерами, хотя и выделяют ряд сложностей. Одним из наиболее значимых факторов, определяющих результативность коммуникаций, является уровень доверия к иностранным компаниям. С одной стороны, 48% респондентов отметили, что иногда возникают ситуации, в которых по отношению к ним проявляется недостаточный уровень доверия, но более половины опрошенных (56%) отметили, что такие ситуации возникают редко. С другой стороны, именно низкий уровень доверия (и связанный с этим рост временных затрат на решение вопросов) в наибольшей мере вызывает беспокойство инвесторов при обсуждении вопросов ведения бизнеса на территории РФ.

Иностранные компании, работающие в России, отмечают, что инвестиционный климат в регионах значительно улучшился в последние годы. Большую роль в этом процессе играет внедрение Регионального инвестиционного стандарта, разработанного Агентством стратегических инициатив (документ определяет требования к органам власти по работе с инвесторами), дорожных карт по улучшению инвестиционного климата и набора показателей эффективности деятельности в этой области, включаемых в оценку деятельности губернаторов.

Вторым фактором, повышающим интерес регионов к иностранным инвестициям, является усиление региональной конкуренции за инвестиции на фоне ухудшения макроэкономической ситуации. Эти факторы привели к тому, что региональные власти начали уделять больше внимания как аспектам, связанным с инвестиционным климатом, так и взаимоотношениям с инвесторами. Более половины респондентов считают, что органы исполнительной власти в регионах эффективно работают над улучшением инвестиционного климата.

Противоположной точки зрения придерживаются 6% респондентов. Опрошенные компании считают, что в отношениях между инвесторами и региональными органами власти происходит быстрый прогресс. Почти половина опрошенных респондентов (44%) отмечают улучшение отношений с региональными органами власти и лишь 9% отмечают ухудшение взаимоотношений. Иностранные компании подчеркивают, что если раньше региональные власти старались дистанцироваться от трудно поддающихся влиянию крупных иностранных компаний, то сегодня ситуация меняется. Все чаще региональные власти готовы серьезно бороться за инвесторов, подтверждать заинтересованность конкретными действиями, и количество таких регионов увеличивается.

Внедрение Регионального инвестиционного стандарта и Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, в разработке которых активно участвовала система ТПП РФ, создает стимулы для улучшений и ориентиры для компаний, которые только планируют вести деятельность в России.

По мнению респондентов, внедрение этих практик показывает инвесторам, что со стороны власти есть понимание важности создания привлекательного делового климата и эффективной работы с инвесторами (наравне с такими задачами, как обеспечение социальной стабильности). Повышение интереса регионов к иностранным инвестициям все еще ограничивается чрезмерной централизацией власти, а также особенностями бюджетной системы (в части распределения налогов).

 

Лидерами инвестиционной привлекательности среди регионов России, с точки зрения инвесторов, являются Татарстан, Калужская и Тульская области. Власти указанных регионов прилагали значительные усилия для улучшения инвестиционного климата, сокращения бюрократических процедур, повышения открытости для инвесторов, создания удобной и привлекательной инфраструктуры, что подтверждается ответами опрашиваемых компаний. Респонденты отмечают, что и в других регионах органы власти также готовы менять привычные методы работы. Хотя в некоторых регионах власти по-прежнему работают с инвесторами «в парадигме командно-административных методов», но, сталкиваясь с корпоративными стандартами западных компаний, они готовы менять свои подходы.

Повышение интереса региональных органов власти к привлечению иностранных инвесторов отражается и в восприятии компаниями различных аспектов делового климата.

При ответе на вопрос об удовлетворенности различными элементами делового климата в регионах, наиболее позитивно инвесторы воспринимают общее отношение властей к бизнесу и содействие в преодолении бюрократических барьеров (59% респондентов полностью или в значительной мере удовлетворены этими аспектами).

Определяющими факторами привлекательности регионов для компаний являются в равной степени размер, динамика развития потребительского рынка и благоприятная предпринимательская среда (половина респондентов отметила эти факторы главными).

Отвечая на вопрос о наиболее частых проблемах, возникающих при работе в регионах, инвесторы указывают на бюрократию и административные барьеры, 34% респондентов отметили эту проблему как наиболее острую. По-прежнему требуют внимания вопросы качества транспортной инфраструктуры (22%) и доступности кадров с необходимой квалификацией (16%). Положительные отзывы дали 16% респондентов. Они указывают на то, что не сталкиваются с трудностями в работе на региональном уровне.

Президент велел прокурорам улучшить инвестиционный климат

Лента новостей

Все новости »

Дмитрий Медведев озабочен инвестиционным климатом в России. На совещании в Кремле он сообщил, что оценка инвесторами делового климата в нашей стране «просто низкая». Работать над ее улучшением поручено в том числе правоохранительным органам

Правоохранительные и контрольные органы должны внести положительный вклад в улучшение инвестиционного климата в России, заявил Дмитрий Медведев. Фото: РИА Новости —>

Сегодня в Кремле, на совещании, посвященном инвестиционному климату в России, Дмитрий Медведев назвал его улучшение «общей задачей», решать которую должны не только чиновники и регуляторы, но и правоохранительные органы.

Общий объем капитальных вложений в российскую экономику за 2009 год упал на 17% (в реальном исчислении с поправкой на инфляцию), при этом приток прямых инвестиций сократился на 41%, заявил президент. «А это печально», — резюмировал он. «Доля прямых иностранных инвестиций в ВВП России в прошлом году составила 3,6%, снижение составило приблизительно 1 процентный пункт по сравнению с 2008 годом», — привел другие данные Дмитрий Медведев.

Тем не менее, президент считает, что все же удалось избежать «панического бегства капитала из страны» — благодаря антикризисным действиям и ранее принятым решениям. По мнению Дмитрия Медведева, правительству удалось создать «базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить политическую и макроэкономическую стабильность». «Ситуация с инвестициями у России лучше, чем в Бразилии, но хуже, чем у Индии и Китая», — отметил глава государства.

«Она просто низкая»

Однако «открытость» российской экономики далеко не столь очевидна мировому сообществу. Так, по данным рейтинга Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, Россия в прошлом году заняла 120-е место по благоприятности для ведения бизнеса среди 183 стран мира, потеряв за кризисный год две позиции. «На фоне положительных факторов оценка инвесторами делового климата в нашей стране пока еще весьма нелицеприятная, она просто низкая», — сказал по этому поводу президент.

Чтобы исправить ситуацию, «необходимо преодолеть такие негативно влияющие на инвестиционный климат факторы, как низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение, нашу беду под название «коррупция» и экономическая преступность, чрезмерное администрирование, технические, информационные и другие барьеры, очень высокий уровень монополизма», перечислил глава государства.

Докризисные показатели также не помогали российскому бизнес-климату завоевывать высокие позиции в независимых рейтингах. Так, в рейтинге самых привлекательных для ведения бизнеса стран от Forbes Россия в 2008 году заняла 103-е место из 127 оцененных, оказавшись в списке за Мавританией, но все-таки перед Гондурасом.

Дмитрий Медведев назвал и другие меры, которые могли бы улучшить инвестиционный климат России. «К ним следует отнести снятие квот в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов; улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции; оптимизацию механизмов администрирования расходов на НИОКР; введение облегченного порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинотехническую продукцию и высокотехнологичные товары».

«Правоохранительные и контрольные органы должны внести положительный вклад в улучшение инвестиционного климата в России, — сказал затем он. — Хотел бы, чтобы они проявили и компетентность, и профессионализм в расчете на формирование благоприятного инвестиционного климата в нашей стране».

«Конечно, проверять нужно всех — и тех, кто много платит, тоже надо проверять, — уточнил Дмитрий Медведев. — Однако не очень хорошо выглядит ситуация, когда вал проверок увеличивается пропорционально экономическому росту: чем лучше компания работает, тем больше к ней требований, тем больше приходит проверок».

Игорь Шувалов ответит лично

По итогам совещания было решено создать в Министерстве экономического развития специальную отдельную структуру, которая будет анализировать те препятствия, которые имеются перед инвесторами, заявил помощник президента Аркадий Дворкович.

«Если у министерства не хватает полномочий, правительственная комиссия, которую возглавляет Собянин, может принимать решения по устранению препятствий», — сказал Аркадий Дворкович. Первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову поручено лично курировать вопросы улучшения инвестиционного имиджа РФ.

«У Шувалова будут специальные полномочия при необходимости об отмене решений органов, препятствующих осуществлению инвестиционных проектов», — пояснил его роль помощник президента.

Аркадий Дворкович также отметил, что теперь инвесторы могут направлять жалобы в правительство. Что касается функций инвестиционного омбудсмена, пост которого существует в некоторых других странах, то они будут равномерно распределены между Минэкономразвития и руководством правительства.

Рост инвестиций неизбежен

Эксперты ждут по итогам 2010 года восстановление объема инвестиций в Россию, но вызвано оно будет не столько правительственными мерами, сколько мировой экономической конъюнктурой. «Шок от падения в 2008 – 2009 годах уже прошел, и доверие инвесторов к emerging markets начинает восстанавливаться. Многие западные аналитики вновь называют Россию в числе наиболее перспективных рынков для инвестиций, — напоминает BFM.ru начальник отдела анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. — Однако объем иностранных инвестиций в Россию будет зависеть от многих факторов, в том числе от темпов восстановления мировой экономики, динамики цен на энергоносители, кредитно-денежной политики властей — прежде всего Китая и США».

Дополнительным стимулом для притока иностранных инвесторов в Россию может стать тот факт, что уже достаточно долгое время курс пары рубль-доллар остается стабильным, а ставки по банковским депозитам высокими, что делает операции carry-trade очень привлекательными, отмечает Илья Федотов.

«То, о чем упомянул Дмитрий Медведев, — только косметика, а потому реализация предложенных инициатив не приведет здесь к какому-либо прорыву», — скептически отмечает замначальника аналитического департамента «Арбат Капитал» Алексей Павлов. Основные риски — это защита прав собственности и независимая, адекватная судебная система, напоминает эксперт. «Их качество принципиально для иностранных инвесторов при принятии ими долгосрочных инвестиционных решений», — говорит он.

«Первый вопрос, который задает себе инвестор, заинтересованный во вложениях в российскую экономику, – насколько хорошо будут защищены его права собственника и инвестора», — соглашается управляющий директор УК «Эверест Эссет Менеджмент» Константин Демченко, отмечая, что сейчас система защиты прав инвесторов неразвита в силу еще формирующегося законодательства.

Что же касается инвестиционной активности в России, то она, безусловно, будет восстанавливаться в этом году «просто по мере нормализации ситуации в мировой экономики и затухания турбулентности на финансовых рынках», считает эксперт «Арбат Капитал». «Однако это пока лишь возврат в докризисное прошлое без качественных улучшений», — резюмирует Павлов.

Москва ежегодно работает над улучшением инвестиционного климата

Несмотря на кризис, экономика Москвы растет по всем показателям, сообщил Сергей Собянин на Петербургском международном экономическом форуме.

«Мы видим все показатели, включая инвестиции в экономику, количество зарегистрированных предприятий, доходы бюджета. По всем этим становится понятно, что экономика Москвы, несмотря на проблемы, несмотря на кризис, растет. И то, что сегодня Владимир Владимирович (Президент России Владимир Путин) сказал и поставил особую задачу заниматься инвестиционным климатом, — совершенно правильная нужная задача, которая обеспечивает развитие и безопасность и Москвы, и страны», — сказал он.

Сергей Собянин напомнил, что на одной из сессий форума презентовали Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В этом году столица заняла в нем третье место, тогда как в прошлом году находилась на десятом.

«Для Москвы это, конечно, многое значит в силу того, что это глобальный город и выйти на такие позиции чрезвычайно важно. Важно и то, что была озвучена не только оценка по сравнению с нашими коллегами по России — по Москве судится во многом и инвестиционный рейтинг Doing Business страны в целом. Во многом за счет Москвы, в большинстве за счет Москвы этот рейтинг страны с 124-й позиции перешел на 40-ю, то есть на 80 позиций улучшился», — добавил он.

Это говорит о том, что Москва последовательно ежегодно работает над улучшением инвестиционного климата.

Климат инвестиционный: его составляющие

Инвестициям отведена ключевая роль в стабилизации экономического положения в стране. Это положительно влияет на работу предприятий, так как ведет к росту валового продукта, тем самым увеличивая активные действия государства на внешних рынках.

Именно инвестиционная деятельность способна провести различные преобразования в стране, создав все условия для роста экономики. Таким образом, вопрос повышения инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности выступает ключевым.

Инвестиционный климат страны и его улучшение – этот вопрос должен всегда стоять перед государством.

Что скрывает климат

Под инвестиционным климатом следует понимать совокупность условий, влияющих на инвестора в момент выбора объекта инвестирования.

Рассматривая понятие на уровне частных лиц, это сотрудничество инвестора и каких-либо учреждений. В роли инвестора выступает компания или частное лицо.

В роли учреждения могут быть:

  • банки;
  • государственные органы;
  • различные финансовые структуры;
  • трудовые коллективы.

В ходе реального общения уточняется оценка климата, которая была произведена заочно. На макроуровне определение состоит из анализа обстановки в целом.

Инвестиционный климат страны – это обстановка в стране, которую оценивают потенциальные инвесторы. Если такое положение с их точки зрения прибыльно, они будут привлекать в страну свои средства для повышения эффективности их применения. Но лишь при условии, что государство предоставит гарантию их сохранности.

Коэффициенты, характеризующие инвестиционный климат:

  • инвестиционный риск. Неопределенность касательно извлечения дохода от вложений в будущем. На него влияет обстановка в стране;
  • инвестиционный потенциал. Это макроэкономические данные: инфляция, темпы роста экономики, ключевая ставка, норма прибыли, показатели спроса.

Зачем нужен инвестиционный климат

Сущность инвестиционного климата кроется в его основной задаче: создание всех условий для притока капиталов в государство, что будет способствовать развитию экономики.

Политика в этой области ориентирована на:

  • расчет необходимых объемов вложений и их структуры для разных периодов времени;
  • обозначение главных направлений развития;
  • рост эффективности вложений.

Цель политики в области привлечения инвестиций состоит в том, чтобы:

  • поддержать перестройку экономики;
  • стимулировать предпринимательство;
  • снизить уровень безработицы;
  • получить как можно больше источников, включая иностранные;
  • сформировать оптимальные условия для ипотеки;
  • развить систему лизинга;
  • сформировать поддержку малого предпринимательства;
  • сформировать благоприятную атмосферу для венчурных инвестиций.

Важно! Инвестиционная политика и регулирование инвестиций государством – не одно и то же. Политика в этой области работает по принципу невмешательства. Регулирование государством же, наоборот, имеет все инструменты для непосредственного контроля за инвестиционной деятельностью, в том числе, инвестиционной политикой.

На что стоит обратить внимание

Инвестиционный климат и инвестиционные риски (см. Риск инвестиций и доходность, или Будь уверен — игра стоит свеч) зависят от потенциала страны, который является показателем, подразумевающим под собой основные ее характеристики. Инвестиционный климат регионов формирует потенциал всей страны.

Поэтому важно понимать, от каких факторов он зависит:

  • сырьевых (наличие запасов природно-сырьевых ресурсов);
  • трудовых (есть или нет экономически активное население страны и какое у него образование);
  • производственных (работа предприятий);
  • инновационных (наличие НТП (научно-технического прогресса));
  • инфраструктурных (развитость инфраструктуры);
  • финансовых (уровень налоговых поступлений в казну);
  • потребительских (потребительский спрос в регионе).

Важно! Большинство экономистов сходятся во мнении, что благоприятный инвестиционный потенциал формируется за счет развития инфраструктуры в регионе, наличия как инновационного, так и интеллектуального развития.

Западные экономисты предлагают следующим образом анализировать инвестиционный климат и факторы его определяющие:

  • политическая стабильность;
  • уровень роста экономики;
  • стоимость национальной валюты и ее конвертируемость;
  • издержки на оплату труда и его производительность;
  • возможность взять кредит, в том числе на долгий срок;
  • наличие собственного капитала;
  • уровень управления на местах;
  • свобода в заключении договоров;
  • совершенствованное законодательство в области иностранных инвестиций;
  • развитая инфраструктура (транспорт и связь).

Нужна ли оценка климата

Различные факторы инвестиционного климата влияют в итоге на его оценку, которая может быть:

В первом случае инвестиционный климат и его составляющие благоприятно воздействуют на деятельность вкладчиков, увеличивают поступление средств в регион/страну. Неблагоприятная обстановка – это повышенные риски для капиталов, большая вероятность их потери.

Оценки этого показателя очень разнообразны. Они основываются на различных показателях, которые характеризуют регион. Рейтинг инвестиционного климата регионов характеризует страну в целом. Исходя из суммы показателей, стране присваивают общий показатель. Подавляющая часть методик разработана западными странами.

Самые известные рейтинги:

  • Moody’s Investors Service;
  • Standard & Poors;
  • Thomson Financial Bankwatch;
  • Fitch Ratings FITCH IBCA.

Сегодня нельзя не учитывать их, так как они присваиваются каждой стране. Наличие этого рейтинга, тем более, положительного, дает дополнительный повод для инвесторов рассмотреть данный регион как объект для вложений капитала.

Кредитный рейтинг, определенный международной организацией, – оценка эмитента отвечать по своим обязательствам. Под эмитентом может выступать не только страна, но и отдельные корпорации (частные организации). С падением рейтинга возрастает и риск невозврата долга.

Показатели рассчитываются ежегодно. И при положительной политике эмитента в рамках своей экономической деятельности международное агентство повышает рейтинг. Предусмотрен пересмотр в экстренном порядке на протяжении года, если случились коренные изменения в положении эмитента.

Важно! На инвестиционный климат РФ в предыдущие годы оказали существенное влияние такие факторы, как присоединение Крыма, санкции Запада и США, война в Сирии и другие. Все они, как известно, негативно отразились на экономической стабильности, снизив и без того небольшой приток капитала в страну.

Есть ли шанс повысить инвестиционную привлекательность страны

Да, шанс есть всегда. С другой стороны, как им воспользоваться. Проблемы регулирования инвестиционного климата всегда есть и будут для любого государства ключевыми.

С учетом глобального переустройства мира, роста экономических и геополитических рисков необходимы механизмы, которые будут поддерживать рост экономики и в то же время снижать риски, идущие извне.

Обозначим основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

  1. Совершенствование налоговых механизмов, развитие гарантийных обязательств, которые намного снижают кредитные риски.
  2. Проведение преобразований в экономическом плане. Реализация механизмов формирования «длинных» денег, которые будут доступны для коммерческих структур. За счет этого будет доступна реализация инновационных проектов.
  3. Повышение роли Центробанка страны, основная цель которого должна заключаться в контролировании инфляции и уровня валютного курса. Их оптимальное положение станет поддержкой для роста экономики и занятости населения. Политика Центрального банка должна сочетаться с целями в отраслях промышленности, с политикой в регионах.
  4. Банковский сектор должен стать фундаментом для крепкой финансовой системы, важно повышать его капитализацию.
  5. Постоянный анализ движения капитала как в страну, так и из страны. Важно понимать его предназначение, происхождение, цели, сроки.
  6. Прогнозирование инвестиционного климата должно стать важной задачей руководства страны.

К примеру, инвестиционный климат Китая в последние несколько лет показывал свою привлекательность.

Это было достигнуто за счет:

  • тотального контроля за исполнением решений;
  • быстрой реализации принятых программ;
  • наличия как долгосрочной стратегии, так и текущих планов на выполнение;
  • многоуровневого характера документооборота.

В результате, еще раз отметим, что инвестиционный климат представляет собой обстановку в стране, рассмотренную со всех ракурсов. Перед тем, как направлять капитал куда-либо, важно изучить потенциал страны, региона, предприятия, который выбран объектом для инвестирования.

Это поможет понять риски, разработать план по их минимизации. Возможно, это подтолкнет вас к смене объекта.

Опыт Пермского края по улучшению инвестиционного климата представили в Москве 28 ноября 2014

В рамках III ежегодной конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», которая прошла в Москве 24 ноября, Дмитрий Теплов, председатель пермского отделения «Деловой России», представил опыт улучшения инвестиционного климата в Пермском крае. Организаторами мероприятия выступили АНО «Агентство стратегических инициатив» и газета «Ведомости».

Конференция собрала представителей бизнеса, органов власти федерального и муниципального уровней, активистов общественных движений и ассоциаций со всей России – всех тех, от кого зависит предпринимательский климат в стране. Участники смогли систематизировать и оценить опыт, полученный за последний год, наметить планы на будущее и предложить способы решения самых острых проблем ведения бизнеса в России.

В рамках круглого стола «Атлас муниципальных практик» эксперты обсудили опыт реализации Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (Стандарта), а также механизмы внедрения лучших практик в муниципалитетах. Кроме того, участникам удалось обменяться примерами эффективного взаимодействия органов власти всех уровней и предпринимателей для обеспечения благоприятного инвестклимата в регионах.

Напомним, инициатива Агентства стратегических инициатив по формированию «Атласа муниципальных практик» появилась в ответ на запрос со стороны региональных органов власти и представителей бизнеса. В Пермском крае проект был поддержан пермским отделением «Деловой России».

«Анализируя известный Стандарт Ассоциации стратегических инициатив для регионов, для нас, в 2012 году, было достаточно очевидно, что большинство требований вполне можно распространить на муниципальный уровень, подходы, заложенные в Стандарте, достаточно универсальны, и исходят из потребностей бизнеса, поэтому странно было бы утверждать, что законы экономики и рынка работают в разных территориях по разному, – отмечает Дмитрий Теплов. – Приятно осознавать, что в течение этого года мы смогли достичь реальных результатов».

Пермский край один из первых принял участие во внедрении Стандарта. Документ был поддержан на всех уровнях власти и рекомендован к использованию в 13 муниципальных образованиях региона. Пилотные районы были выбраны по критерию – размер консолидированного бюджета более 1 млрд. рублей.

На данный момент главы администраций всех районов внедрения Стандарта уже разработали дорожные карты проекта, пермское отделение «Деловой России» утвердило состав экспертных групп на территориях муниципальных округов, а также в постоянном режиме обеспечивает методологическое сопровождение и мониторинг работы на территориях.

Конференция «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату» прошла в рамках реализации национальной предпринимательской инициативы «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (НПИ) – президентского проекта по созданию комфортной нормальной предпринимательской среды в России.

Источники


  1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

  2. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  3. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.
  4. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
  5. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.