В чьих интересах устанавливается право данного государства

Важная информация и советы на тему: «В чьих интересах устанавливается право данного государства». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

В чьих интересах устанавливается право данного государства

Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.

3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.

5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.

1) Пра­во­вое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права — да, верно.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от об­ще­ства — нет, неверно, оно есть в любом государстве.

3) Власть в пра­во­вом го­су­дар­стве, так же, как и в не­пра­во­вом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы — да, верно.

4) Пра­во­вое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в об­ще­стве, пра­во­вое ра­вен­ство — да, верно.

5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга — да, верно.

[1]

Учение римских юристов о праве

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н. э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия.

Деятельность юристов по разрешению правовых вопросов включала: 1) respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц, 2) cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок, 3) agere – сообщение формул для ведения дела в суде. Причем юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. Опираясь на источники действовавшего права (обычное право, Законы ХII таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции императоров), юристы при разборе тех или иных дел интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости (aequitas) и в случае коллизий зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum ius).

Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики и особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. В этих целях выдающиеся юристы уже со времени правления Августа получили специальное право давать ответы от имени императора (ius respondendi). Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) стали обязательными для судей, а в III в. на отдельные положения юристов-классиков ссылались как на текст самого закона.

Со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времени Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам ius respondendi. Правда, положения юристов классического периода сохраняли свой авторитет и в новых условиях.

Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел (II–III вв.), Ульпиан (II– Ш вв.) и Модестин (II–III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus iuris civilis), которая включала: 1) Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения; 2) Дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (с I в. до н. э. – по IV в. н. э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест; 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан.

К римским юристам восходит деление права на частное и публичное. Ульпиан в своем, ставшем классическим, делении всего права на публичное (право, которое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц») отмечал, что, в свою очередь, «частное право делится на три части, ибо оно составлено из естественных предписаний, из (предписаний) народов, или (предписаний) цивильных». Названные «части» – это не изолированные и автономные разделы права, а взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, теоретически выделяемые в структуре реально действующего права в целом.

Включение римскими юристами естественного права в совокупный объем понятия права вообще со всеми вытекающими отсюда последствиями соответствовало их исходным представлениям о праве как справедливом явлении.

Понятие aequi (и aequitas) играет существенную роль в правопонимании римских юристов и используется ими, в частности, для противопоставления aequum ius (равного и справедливого права) ius iniquum (праву, не отвечающему требованиям равной справедливости).

Aequitas, будучи конкретизацией и выражением естественно-правовой справедливости, служила масштабом для корректировки и оценки действовавшего права, руководящим ориентиром в правотворчестве (юристов, преторов, сената, да и других субъектов правотворчества), максимой при толковании и применении права.

«Iustitia (правда, справедливость), – отмечал Ульпиан, – есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право». Из такого общего понимания правовой справедливости Ульпиан выводил следующие, более детальные «предписания права»: «жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит». В соответствии с этим и юриспруденцию он определял, как «познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого».

Читайте так же: Договор найма в устной и письменной формах

В целом для правопонимания древнеримских юристов характерно постоянное стремление подчеркнуть не только аксиологические (ценностные) черты права, но и присущие понятию права качества необходимости и долженствования. Причем оба эти аспекта тесно связаны в определенное единство справедливого права.

Эти требования, согласно воззрениям древнеримских юристов, распространяются на все источники права, в. том числе и на закон (lex). Так, Папиниан дает следующее определение закона: «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства».

Аналогичные характеристики закона содержатся и у Марциана, солидаризирующегося со следующим определением греческого оратора Демосфена: «Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, совершаемых как по воле, так и помимо воли, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней».

 

Справедливость права подразумевается и там, где римские юристы заняты юридико-техническим анализом закона и иных источников права. Так, например, когда юрист Модестин пишет, что «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать», то при этом предполагается, что подобные формализации и классификации правовой императивности имеют смысл (и силу) лишь постольку, поскольку речь идет об императивах (велениях) именно права, т.е. справедливого права. Данное принципиальное обстоятельство ясно подчеркивали сами римские юристы. То, что противоречит принципам (началам) права, не имеет юридической силы. Ту же мысль развивал и Юлиан: «Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому правилу».

Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристами правилах и приемах толкования норм права, призванных обеспечить адекватное установление смысла толкуемого источника.

В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права.

При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования претензий императоров на законодательную власть.

Многие из юристов были доверенными советниками при императорах и занимали высокие должности в государстве.

Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права, и прежде всего цивильного права. Юрист Гай трактовал цивильное право, как право, установленное (письменно или устно) у того или иного народа (например, у римлян, греков и т. д.). Эта трактовка дополняется у Папиниана указанием источников цивильного права – законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, положений ученых-юристов. В качестве источника «дополнения и исправления цивильного права» характеризуется им преторское право.

В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т. д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника.

Объектом собственности, наряду с животными и другими вещами, являются, согласно римскому праву и учению юристов, также и рабы.

«Важнейшее различие в правовом положении лиц, – писал Гай, – то, что люди – или свободные, или рабы. Также из свободных одни – свободно рожденные, другие – отпущенники». Такое же деление дает Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, так как «по естественному праву все рождаются свободными».

Право народов, как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с не римлянами (перегринами).

Право народов содержало целый ряд норм международно-правового характера. Согласно праву народов море является «общим для всех».

Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, четкость формулировок, обширность разработанных проблем общетеоретического, отраслевого и юридико-технического профиля и т. д.), так и той ролью, которая выпала на долю римского права (процесс его рецепции и т. д.) в дальнейшей истории права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В чьих интересах устанавливается право данного государства

Какие две стороны суверенитета называет автор? Укажите их и приведите каждой характеристику по тексту.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета.

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец — коллективность. С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить. сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права — от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил.

Читайте так же: Как отложить судебное заседание по гражданскому делу

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) три цели государственного суверенитета по тексту:

— сохранение правовой и политической системы;

— различение государства от догосударственного состояния;

— различение права как основного инструмента государственного управления от примитивных форм социального регулирования (обычаев, табу и т. д);

(Цели могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) цель государственного суверенитета не по тексту:

— обеспечение благоприятных условий для экономического, социального, культурного развития;

Ответы на тесты по Римскому праву

Скачивание файла

Введите число с картинки:

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ПО РИМСКОМУ ЧАСТНОМУ ПРАВУ

Примечание: правильные ответы подчеркнуты. Если есть разногласия между данными из учебников и ответами в самопроверке, указаны оба варианта с пояснениями.

1. Лишение какого состояния считалось средним ограничением статуса, приводящим к лишению права вступить в законный римский брак и заключать различного рода сделки?

А) Лишение состояния гражданства.

В) Лишение семейного статуса.

С) Лишение права занимать высокие государственные должности.

Лишение состояния свободы.

2. Какие основные черты характеризовали брак cum manu?

А) Нахождение жены под властью мужа на положении дочери.

В) Сохранение за женой самостоятельности по вступлению в брак.

С) Наличие раздельного имущества супругов.

Оставление приданого жены в ее собственности.

3. На кого распространяло свое действие ius gentium (право народов)?

А) На перегринов, а также на их взаимоотношения с государственными органами.

В) на перегринов, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами .

С) на римских граждан, а также на их взаимоотношения с государственными органами.

d) на государственные органы, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами и перегринами.

4. Каково было положение ребенка, рожденного от свободной и раба в Древнем Риме?

А) Он становился свободным по достижении 25 лет.

В) Он рождался свободным.

С) Он считался вольноотпущенным.

D) Он рождался рабом.

5. Что такое дееспособность?

А) Способность иметь права и обязанности.

 

В) Способность совершать действия с юридическим последствиями.

С) Способность совершать действия от имени другого лица.

Способность быть объектом права.

6. Чем отличается формулярный процесс от легисакционного?

А) Особой ритуальностью и составлением преторской формулы.

В) Упрощением процедуры рассмотрения дела и составлением судь ей особой формулы.

С) Упрощением процедуры рассмотрения дела и составлением преторской формулы.

Предельным формализмом, составлением особой формулы.

7. Что в римском праве обозначалось термином «пекулий»?

А) Имущество, находящееся во владение латина.

В) Имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в самостоятельное управление рабом.

С) Имущество, находящееся во владении колона.

Имущество, находящееся во владении перегрина.

8. Что такое реституция?

А) Изъятие имущества из чужого владения.

В) Восстановление в первоначальное положение.

С) Изъятие вещи из незаконного чужого владения.

Устранение помех при пользовании вещью.

9. Какая часть формулы из 4-х основных ее составляющих является важнейшей?

А) Та, в которой указывалось на назначение судьи.

В) Та, в которой излагались основания, из которых возник иск.

С) Та, в которой определялось содержание претензии истца — по учебникам

Та, в которой содержалось предписание о присуждении, если требование подтвердится — по ответам в самопроверке

10. Кем выносятся интердикты (запрещения) о немедленном прекращении каких- либо действий, нарушающих общественный порядок и интересы граждан?

С) Народным собранием.

11. Каково было положение ребенка, рожденного от рабыни и свободного?

А) Он рождался рабом.

В) Он рождался свободным.

С) Он становился свободным по достижении 25 лет.

Он считался вольноотпущенным.

12. Почему агнатское родство сменилось когнатским?

А) Индивидуальная частная собственность сменилась семейной собственностью.

В) Семейная собственность сменилась индивидуальной частной собственностью.

С) Патриархальная семья укрепилась под властью paterfamilias.

Подвластный совершеннолетний сын получил право на пекулий.

13. Что такое правоспособность?

А) Способность совершать действие с юридическими последствиями.

В) Способность нести определенные обязанности.

С) Способность быть объектом права.

D) Способность иметь права и обязанности.

14. Что собой представляла Кодификация Юстициана?

А) Устранение устаревших законов и расположение действующих в хронологическом порядке.

В) Объединение и систематизацию закона в алфавитном порядке.

С) Объединение законов в едином сборнике.

Объединение и систематизацию всего накопившегося правового материала с устранением из него устаревших и противоречивых положений с целью приведения в соответствие с потребностями эпохи.

15. Что имела своей целью стадия in iure?

А) Выявление чисто правовой стороны дела – наличия иска – перед магистратом (претором) — по учебникам

В) Выявление чисто правовой стороны дела – наличия иска – перед судьей — по ответам в самопроверке

С) Рассмотрение дела по существу претором.

Рассмотрение дела по существу судьей.

16. Что следует понимать под личным иском?

А) Иск, служащий для защиты права собственности (и некоторых других вещных прав) против любого лица, нарушающего это право.

В) Иск, вынесенное по которому решение приобретает юридически обязательную силу при рассмотрении в будущем другого дела.

С) Иск, обеспечивающий введение наследника во владение наследственным имуществом.

Иск, служащий целям охраны права лица от нарушений со стороны строго определенного лица (лиц).

17. Чему была посвящена стадия in iudicio ?

А) Рассмотрению дела по существу судьей.

В) Выявлению чисто правовой стороны дела – наличия иска перед магистратом.

С) Выявление чисто правовой стороны дела – наличия иска – перед судьей.

Читайте так же: Куда можно пожаловаться на коллекторов

Рассмотрение дела по существу претором.

18. Почему из всех существовавших рабовладельческих государств только право

Древнего Рима было заимствовано в последующие века?

А) Римское право строилось как конкретное частное право, применяемое к правовым случаям часто встречающимся в повседневной жизни.

В) Римские юристы построили систему конкретных правовых норм – опередивших свое время.

С) Римское право строилось как абстрактное частное право, применимое непосредственно или с определенными модификациями к любым частнособственническим интересам.

D) Римлянами был разработан один из самых древних законов – Законы

XII таблиц, применяемый к любым частнособственническим интересам.

19. Чьи интересы охраняло частное право?

А) Интересы перегринов и латинов.

В) Интересы отдельных лиц.

С) Интересы народов, населяющих отдельные провинции Римского государства.

Общие интересы Римского государства.

20. Что следует понимать под вещным иском в римском праве?

А) Иск, охраняющий право лица от нарушений строго определенного лица (лиц).

В) Иск, вынесенное по которому решение приобретает юридически обязательную силу при рассмотрении в будущем другого дела.

С) Иск, обеспечивающий введения наследника во владении наследственным имуществом.

Иск, защищающий право собственности (и некоторые другие вещные права) против любого лица, нарушающего это право.

21. Какие виды гражданского процесса известны римскому праву?

А) Легисакционный, формулярный, магистратский публичный.

В) Легисакционный, формулярный и экстраординарный.

С) Легисакционный, экстраординарный, магистратский публичный.

Формулярный, экстраординарный, муниципальный.

22. В чем заключалось значение Конституции Каракаллы 212 года?

А) В объявлении свободными рабов.

В) В усилении охраны частной собственности.

С) В провозглашении равенства свободных людей в области частного права.

В регламентации прав на недвижимое имущество.

23. Что означает «Corpus juris civilis» (Свод гражданского права)?

А) Название, которое получил систематизированный сборник постановлений Марка Аврелия.

В) Название, которое получила Кодификация Юстиниана в средние века.

С) Название, которое получили, сведенные воедино Юлием Павлом декрета императоров.

Название, которое получила официальная кодификация преторских эдиктов.

24. Какие отношения регулировало римское гражданское (частное) право в его классическом понимании?

А) Имущественные отношения между отдельными лицами, а также связанные с ними семейные отношения.

В) Имущественные отношения, а также отношения, связанные с деятельностью государственных органов.

С) Имущественные отношения, а также неимущественные отношения, связанные с уголовными правонарушениями.

Имущественные отношения, а также отношения, связанные с административными правонарушениями.

25. Какими основными чертами характеризовался экстраординарный процесс?

А) Упразднением двухстадийности процесса, рассморением дела по существу магистратом.

В) Упразднение двухстадийности процесса, рассмотрением дела по существу выборным судьей.

С) Сохранением двухстадийного процесса и рассмотрением дела выборным судьей.

Сохранением двухстадийного процесса и рассмотрением дела с участием суда присяжных.

26. Договор передачи вещи одним лицом в бесплатное пользование другого лица, обязанно возвратить ее по первому требованию передавшего назывался

27. Понятием res corporales можно обозначить

А) Право наследования

В) Права на чужую вещь

28. Формой залога, при которой заложенная вещь оставалась у должника, являлась

С) «ручной заклад»

29. Римское законодательство установило, что независимо от количества легатов наследник может оставить себе не менее

А) 1/3 наследства

30. В Древнем Риме обязательство признавалось натуральным, когда

А) должнику можно предъявить иск, но без принудительного взыскания по нему

В) платеж по обязательству рассматривался третейским судом

С) должника можно было путем подачи иска и принудительного взыскания заставить исполнить обязательство

платеж по обязательству считался действительным, а обратное истребование уплаченного допускалось

31. Манципация как способ установления права собственности означала

А) определенный обряд в присутствии 5 свидетелей и весовщика

В) нотариальное удостоверение сделки

С) получение преторского разрешения

регистрацию сделки в муниципальных комициях

32. Договоры купли-продажи и найма в Древнем Риме относились к

33. Должник в случае неисполнения обязательства нес ответственность перед

34. В Древнем Риме посредством записи в специальных книгах или соответствующих иных актах заключались договора

35. Обстоятельством, освобождающим от ответственности в римском праве был(а)

В) небрежность (culpa levissima)

С) непреодолимая сила (vis maior)

[2]

D) простая неосторожность (culpa levis)

36. При договоре хранения депозитарий

А) мог использовать вещь в личных нуждах

В) не имел права пользоваться вещью

С) мог свободно пользоваться вещью, обеспечив ее сохранность

мог пользоваться вещью по соглашению сторон

37. По договору стипуляции должник принимал на себя обязательство в силу

А) подписания определенного документа

В) наличия каузы

С) записи в специальной книге

произнесения одной стороной (должником по договору) определенных слов в ответ на вопрос другой стороны (кредитора)

38. В Древнем Риме ограничения доли легатов в наследстве было установлено

А) Законом Петелия

В) Законом Квилия

С) Законом XII таблиц

39. В Древнем Риме право собственности определялось как

А) полное господство собственника над вещью

В) любое фактическое обладание вещью

С) обладание вещью, имеющее юридическое основание

отношение людей, классов по поводу вещей

40. Владение движимыми вещами защищается с помощью

А) интердикта uti possidetis

С) интердикта utrubi

 

41. Содержанием обязательства может быть

А) все что возможно и не противозаконно

В) обещание возмещения причиненного вреда

С) обещания что-либо сделать или не делать

обещания передать какую-либо вещь кредитору

42. В Древнем Риме существовали следующие виды наследования:

А) легаты, фидеикомиссы

В) универсальное, по завещанию

С) по закону, по завещанию

43. Право иметь строение на чужом участке с правом бессрочного пользования

Земельным участком называется:

44. Под держанием (detentio) в римском праве понималось

А) фактическое обладание вещью без юридических оснований

В) владение вещью на правах собственника

С) фактическое обладание вещью без намерения относиться к ней как к своей

любое фактическое обладание вещью

45. Право долгосрочной аренды земли для сельхозобработки на срок более 100 лет обеспечивалось

С) сельским сервитутом

46. При договоре хранения депозитарий нес ответственность за гибель вещи

А) в случае умысла и неосторожности

В) при любой степени вины

С) в случае умысла

D) в зависимости от соглашения сторон

47. Назначение залогового права состояло

Читайте так же: Субсидия на квартиру

А) в предоставлении права собственности на вещь, переданную в залог

В) в обеспечении исполнения контрактов

С) в использовании залога в качестве объекта купли-продажи

в обеспечении исполнения обязательств

48. Согласно римскому праву в наем можно было сдать

Нормативное определение права

Каждый из рассмотренных подходов претендует на то, чтобы по-разному давать определение права. Однако определение права вытекает не только из той или другой теории, но напрямую обусловлено существующей правовой системой. Россия принадлежит к романо-германской правовой семье, в которой традиционно велик пиетет перед писаным правом, потому и определение права навеяно нормативным подходом.

Право – это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе.

Подробнее характеризуя такое явление, как право, обычно останавливаются на следующих моментах.

Одно из основных свойств права – нормативность. Право состоит из норм – правил поведения общего характера, регулирующих общественные отношения. «Норма» в переводе с латинского означает образец; а нормативное регулирование общественных отношений представляет собой установление общих правил для определенной группы конкретных случаев.

Право как регулятивная система состоит из дозволений («можно»), запретов («нельзя») и обязываний («должно»), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет неперсонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие па всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.

Право – это не просто совокупность норм, а определенная их система. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, и чем теснее согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право.

Право устанавливается государственными органами. Каждый государственный орган в пределах своей компетенции издает нормативные акты, в которых содержатся нормы права. Это не единственный, но наиболее характерный способ установления права.

Право обязательно для исполнения теми гражданами, организациями или органами государства, которым оно адресовано. В общеобязательности официальных предписаний проявляется суверенитет государства.

Реализация права гарантирована государством. Большинство правовых норм соблюдается и исполняется добровольно, однако за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению и ответственность за ее нарушение. Это для многих людей является фактором, обеспечивающим правомерное поведение.

Последние три свойства права в литературе иногда обозначаются термином «процедурность». Право как регулятивная система имеет определенные процедуры создания, реализации и защиты. Данная характеристика подчеркивает связь права с государством.

Право – система формально определенных норм; их содержание выражено в тексте нормативного акта. С древнейших времен государство стремилось к записи, к четкому внешнему выражению своих официальных велений и, как правило, – к ознакомлению с ними населения. Так, законы Хаммурапи были выбиты клинописью на базальтовом столбе, который, предположительно, находился в центре Вавилона.

Иногда говорят о таком признаке права, как динамизм. Право с развитием общества не остается неизменным, вводятся новые правовые нормы, отменяются старые, многие предписания со временем переформулируются, излагаются иначе, по-другому группируются (например, объединяются в более крупные нормативные акты).

В различных изданиях можно встретить указание и на другие признаки права. В частности, обращают внимание на следующие два момента, которые в марксистско-ленинской юридической науке считались существенными характеристиками права, поскольку в них прослеживается связь с экономической сферой жизни общества и с борьбой классов.

Содержание права в целом определяется материальными условиями жизни общества. Такой вывод был сделан с опорой на труды К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности на «Критику Готтской программы»: «Право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. С. 19).

Право выражает волю экономически господствующего класса. Этот вопрос – в чьих интересах право регулирует общественные отношения – является традиционным для марксистско-ленинской теории государства и права, которая говорила о том, что «право по своей сущности является возведенной в закон волей экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни» (Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Сочинения. Т. 4. С. 443). В современной теории права эта проблема рассматривается уже не столь однозначно (см. ниже).

Многие современные учебные пособия предлагают различные варианты рассмотренного выше так называемого нормативного понимания права, т.е. понимания права как совокупности правил, содержащихся в издаваемых государством нормативных актах. Однако юридическая действительность достаточно сложна и разнообразна, она предполагает наличие самых разных подходов к ее изучению. Наряду с нормативным пониманием права и основанном на нем научном направлении – юридическом позитивизме, как было показано выше, есть иные варианты понимания и постижения сущности права, иные научные школы.

 

Сущность государства. Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: государство выражает и отстаивает интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказания за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа — штраф, за убийство тиуна — смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.

6. Типология государства: формационныи и цивилизационный подходы

Тип государства и права — это совокупность признаков, свойственных определенной исторически обособленной группе государств. Типология необходима для раскрытия социальной сущности государства и права; к определению типа государства и права возможны два подхода — формационныи и цивилизационный.

Формационныи подход (К.Маркс, Ф.Энгельс): устанавливает понятие общественно-экономической формации — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства — это совокупность средств производства и производственных отношений, которые составляют экономический базис государства. Базис определяет характер и сущность надстройки, в которую входят государство и право.

Читайте так же: Ответ судебным приставам о погашении долга образец

Типы государств согласно формационному подходу:

1.Рабовладельческое государство: экономически господствующий класс рабовладельцев имеет право собственности на средства производства и на рабов, присваивает плоды их труда. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только рабовладельцев, приравнивая рабов к «живым орудиям труда».

2. Феодальное государство: экономически господствующий класс феодалов имеет право собственности на землю, зависимых крестьяне несут обязательные повинности в виде барщины и оброка за право пользоваться землей. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только феодалов.

3. Буржуазное (капиталистическое) государство: господствующий класс буржуазии держит в экономической зависимости пролетариат, имея собственность на средства производства. Пролетариат лично не зависит от буржуазии, но вынужден продавать свой труд. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы прежде всего буржуазии.

 

4. Социалистическое государство(существует в переходный период к коммунизму) является общенародным, т.е. бесклассовым. Государственная собственность на средства производства исключает возможность эксплуатации человека человеком. Государство становится общесоциальным, а затем при Коммунизме отмирает, т.к. оно может существовать только в классовом обществе. Право защищает интересы каждого члена общества, при Коммунизме также отмирает.

Цивилизапионный подход (У.Ростоу, А. Тойнби):существует множество определений цивилизации, поэтому цивилизационных подходов несколько.

Цивилизация — это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, характере их взаимоотношений, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

1. У.Ростоу выделяет типы государств в зависимости от уровня экономического развития — проаграрные (преобладает сельское хозяйство), индустриальное (промышленность), постиндустриальное (информационные технологии).

2.А.Тойнби выделяет типы государств в зависимости от общности географических признаков (европейские, латиноамериканские, африканские), религиозных признаков (православные, исламские, протестантские), менталитета (западные, восточные), нации-основателъницы государства (китайское, российское, мексиканское), от времени возникновения (первичные и вторичные).

3. Г.Кельзен: в зависимости от степени участия человека в принятии государственных решений — демократические и автократические.

4.Г.Еллинек: в зависимости от исторического времени и характера государственного объединения: древневосточные деспотии, древнегреческое и древнеримское (рабовладельческие), средневековые, современные.

Таким образом, одно и то же государство может быть отнесено к разным типам государств, что в совокупности позволяет наиболее глубоко раскрыть его социальную сущность, которая отражается также в праве.

7. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов

Форма государства — это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из трех элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

Элементы формы государства:

1. форма правления- это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет две формы правления — монархию и республику.

— Монархия:верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.

— Республика: государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

2. государственно-территориальное устройство — это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства — унитарную и федеративную.

— унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

— федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ).

Конфедерация не относится к формам государственно-территориального устройства, т.к. является не государством, а межгосударственным союзом.

3. Государственно-правовой режим — это элемент формы государства, который отражает совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Виды государственно-правового режима:

а) демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства (либеральный, парламентарный режимы), отсутствие цензуры и политический плюрализм; идеологический плюрализм;

б) антидемократические режимы:

— тоталитарный режим предполагает всеобщий контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь), отсутствие прав человека, террористические методы осуществления государственной власти, жесткую цензуру, господствующую государственную идеологию и однопартийность (фашизм, расизм);

— авторитарный режим является переходным между тоталитарным и демократическим, предполагает ограничение реальных прав человека и роли выборных государственных органов, существует мягкая цензура, может допускаться деятельность политических партий под контролем правящей партии (СССР в 1970-е гг.).

Таким образом, каждое государство имеет определенную форму правления, государственно-территориального устройства и государственно-правовой режим. Их сочетание можно считать национальной моделью государства.

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 1166 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.

  2. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  3. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
  5. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.