Требование об уплате налога образец бланк

Важная информация и советы на тему: «Требование об уплате налога образец бланк». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Обжалование требования об уплате налога

Обжалование требования об уплате налога

Похожие публикации

По результатам налоговой проверки декларации, если контролеры обнаружили в ней неточности, приведшие к занижению размера налоговой базы, налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Аналогичный документ компания или индивидуальный предприниматель может получить и при наличии недоимок за прошедшие периоды, в том числе, если речь идет о задолженности по штрафам и пеням.

Требование об уплате налога

Образец требования об уплате налога утвержден приказом ФНС России от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/[email protected] В приложении №2 к этому документу приведен бланк, которым обязаны пользоваться все инспекции при выставлении требований о погашении недоимок по налогам, сборам, штрафам и пеням. В документе обязательно должны содержаться данные о сумме задолженности, размеру пеней на дату составления требования. Отдельно прописывается и сам срок исполнения требования об уплате налога или иных сумм. Статья 69 Налогового кодекса обязует контролеров также указывать в требовании основания для взимания налога и ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса, которые устанавливают обязанность перечислить ту или иную сумму в бюджет.

Срок исполнения требования об уплате налога – 8 дней с даты его получения. Впрочем, в самом документе может быть установлен иной срок, который в случае его указания является приоритетным.

Законодательно установлены и сроки, в течение которого контролеры могут выставлять требование налогоплательщику. Они в данном случае будут зависеть от ситуаций, по которой возникла недоимка (ст. 70 НК РФ).

Все выше перечисленные моменты оформления требования об уплате налогов должны неукоснительно соблюдаться инспекторами при составлении документа. Любая погрешность в этом процессе сама по себе может быть основанием для обжалования требования.

Право на обжалование требования

Надо сказать, что требования об уплате налогов по сути своей в основном бывают справедливы, то есть контролеры не предъявляют к уплате несуществующих долгов. Довольно часто при получении требования проблема кроется в несвоевременном перечислении каких-то налогов и сборов, просрочках подачи отчетов или других нарушениях, привозящих к штрафам. Иногда случаются и такие ситуации, когда в отчете налогоплательщик указывает по ошибке завышенный налог, но перечисляет в бюджет правильную сумму – в таком случае при получении требования необходимо скорректировать ранее поданную декларацию. Либо же перечисление в бюджет было совершено с ошибкой в платежных реквизитах, таким образом плательщик уверен, что свои обязательства перед бюджетом он выполнил, но в ИФНС за ним числиться недоимка. В этом случае логичным решением будет пройти дополнительно сверку с бюджетом с целью проверки перечня совершенных платежей.

Однако, если видимых причин для доначисления налогов или санкций нет, и налогоплательщик не согласен с выдвинутыми требованиями, то ему предоставляется возможность отстоять свою точку зрения о корректности перечисленных сумм налогов или отсутствии задолженностей.

Порядок обжалования требования об уплате налога

Возможность обжалования актов налоговых органов закреплено в статье 137 Налогового кодекса. В принципе, оспорить можно любой ненормативный акт, действие или бездействие должностных лиц, нарушающие права налогоплательщика. Требование об уплате налога, считающееся ненормативным актом, также можно обжаловать. Сделать это можно путем обращения в две инстанции: с жалобой в вышестоящий налоговый орган и с апелляционной жалобой в суд.

Компания или ИП, получившие несправедливую, по их мнению, претензию, могут выбрать наиболее подходящий для них вариант, либо подать одновременно оба варианта возражения на требование об уплате налога. Образец, установленный законом, для такого случая не предусмотрен. Налогоплательщик просто излагает в жалобе свое несогласие с содержанием требования, ссылаясь при этом на действующие положения законодательства, а также при необходимости на имеющиеся у него документы, подтверждающие корректность его расчетов с бюджетом – например, он может представить копии платежек на перечисление сумм налога, которые якобы не были уплачены.

При составлении апелляционной жалобы изложить ситуацию стоит несколько более подробно и, что называется, с самого начала. При рассмотрении дела судьям должно быть ясно, в виду чего было выставлено требование налогового органа, с чем именно не согласен налогоплательщик, какие у него имеются доказательства несправедливости претензий со стороны налоговиков.

Выбор способа обжалования требования остается на усмотрения самого бизнесмена. Но тут нужно понимать, что у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. При обжаловании требования в выше стоящий налоговый орган нужно понимать, что на период рассмотрения жалобы действие первоначального требования не будет приостановлено. Если при этом контролеры хотят взыскать с налогоплательщика значительную сумму долга, то это может серьезным образом отразиться на его бизнесе: сумму или заблокируют на расчетном счете или же просто спишут, направив инкассовое требование в банк.

В суд же можно обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалуемого требования. В этом случае до окончания рассмотрения дела ИФНС не сможет принудительно взыскать сумму оспариваемой задолженности. С другой стороны, при обращении в суд нужно понимать, что подобный способ обжалования требования об уплате налога предполагает дополнительные траты, как минимум, в виде первоначальной оплаты госпошлины, а кроме того может затянуться на более длительный период времени.

 

Требования

Требование – это документ вспомогательного характера, нужный для отправки каких-либо официальных требований. Представляет собой вид служебного письма.

Функции письма-требования

Документ фиксирует 2 ключевых положения:

  • Требование отправителя (к примеру, о возврате задолженности).
  • Меры, которые будут приняты при невыполнении требований.

То есть, документ имеет сразу несколько функций. Он служит инструментом для предъявления требований, а также является предупреждением получателя о будущих мерах воздействия.

Это официальный документ, который можно будет предъявить в суде для доказательства своей позиции. К примеру, он может доказывать, что отправитель предпринимал попытки договориться, урегулировать вопрос в досудебном порядке.

Особенности составления

Бумага составляется в свободной форме. Она может отличаться различной структурой и содержанием. Однако есть общие правила заполнения:

  • Деловой стиль и лаконичность.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Исключена нецензурная лексика, излишняя эмоциональность, угрозы.
  • Приветствуется сжатое изложение информации.
  • Возможно ссылаться на документы, которые раскрывают суть дела (к примеру, договор, на основании которого предоставлялся займ).
  • Если составляется требование о возврате долга, нужно зафиксировать размер задолженности и реквизиты для возврата средств.

Читайте так же: Письмо о прекращении деятельности организации образец

Требование отличается стандартной для деловых писем структурой:

  • Реквизиты документа.
  • Причина заполнения документа (к примеру, наличие задолженности).
  • Ссылки на законы, на основании которых сформировано требование.
  • Требование к получателю документа (к примеру, можно написать так: «требуем предоставить реквизиты»).
  • Срок исполнения требований.
  • Меры, предпринимаемые в случае игнорирования положений документа.
  • Подпись составителя и руководителя.

Если получатель не исполнит официально предъявленных требований, к нему предъявляются меры. Они могут быть самыми разными. Примеры: наложение штрафа в определенном размере, наложение ареста на имущество, обращение в суд, прекращение деловых отношений.

Письмо-требование обычно дополняется сопроводительной документацией. Это могут быть бумаги, являющиеся доказательством обоснованности требований. К примеру, договор займа. Текст письма можно сократить. В частности, допускается отсутствие преамбулы.

В одном письме должно быть одно требование. Если к одному лицу нужно предъявить несколько требований, составляется несколько писем.

Требование об уплате задолженности

Письма-требования могут составляться в самых разных обстоятельствах. Но самое распространенная ситуация – необходимость в возврате задолженности. Если дебитор не возвращает деньги, нужно напомнить о наличии долга. Рекомендуется использовать для этого именно официальный порядок. Письмо-требование, в отличие от обычной неофициальной переписки, можно будет предъявить в суде в качестве доказательства наличия попыток досудебного разбирательства.

Письмо-требование о возврате задолженности решает эти задачи:

 

  • Сохранение нормальных отношений с контрагентом.
  • Уточнение сроков возврата долга.
  • Эффективное досудебное разбирательство, избежание судебного разбирательства.
  • Возврат долга с наименьшими расходами.
  • Корректное уведомление должника о размере долга и сроках его возврата.
  • Эффективное взаимодействие с дебиторами организации.

 

Ответом на письмо-требование могут быть следующие меры дебитора:

  • Выплата задолженности.
  • Составление гарантийного письма с указанием точных сроков возврата.
  • Письмо с сообщением о том, что дебитор не может вернуть долг в указанные сроки.

К письму-требованию можно приложить расчет пени, которые начислены за период просрочки.

К СВЕДЕНИЮ! Требование рекомендуется отправлять ценным письмом. Потребуется отметка о вручении и опись вложения. Эти дополнения нужны для подтверждения того, что документ на самом деле был отправлен дебитору.

ВАЖНО! Требование должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Этот срок отсчитывается с момента получения документа. Если в течение этого времени дебитор не рассмотрел письмо, кредитор может отправляться в суд.

Загрузка документа
«Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем)»

Подождите: 19 сек

Имя файла документа: 39693

Доступные форматы скачивания: .doc, .pdf

Размер текстовой версии файла: 10,7 кб

Как скачать документ?

  • Договоры
  • Все документы

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов

Внедрено программное обеспечение, которое позволит налогоплательщикам получать из инспекции требование об уплате налога, пени и штрафа, поручение об истребовании документов, справку о проведенной выездной проверке и многие другие документы.

Чем можно было обмениваться с инспекцией

До сих пор налогоплательщик, сдающий отчетность в электронном виде, кроме деклараций и расчетов мог обмениваться с инспекцией весьма ограниченным количеством документов. Через сервис ИОН (информационный обмен с налогоплательщиками) он мог получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверки, перечни представленной им налоговой и бухгалтерской отчетности. Через сервис «Письма» он мог направить в инспекцию не имеющие утвержденного формата документы: справки, приложения, пояснительные записки к отчетности, а также запрос на получение какого-либо документа или на получение разъяснения по применению налогового законодательства.

Чем полтора года назад разрешил обмениваться закон

В 2010 году в Налоговый кодекс были внесены изменения, которые существенно расширили перечень пересылаемых документов. По сути, эти поправки дают налогоплательщикам возможность полностью отказаться от «бумажного» документооборота с инспекцией, заменив его на электронный (см. «Как поправки в Налоговый кодекс изменят обмен электронными документами с инспекцией»). Всего поправки позволяют пересылать в электронном виде несколько десятков документов, среди которых требование об уплате налога, сообщение об открытии обособленного подразделения, сообщения об открытии счета, первичные документы, истребованные в рамках камеральной проверки и т. д (перечень документов можно посмотреть на сайте ФНС).

Однако чтобы пересылать эти документы, помимо изменений в НК РФ необходимы еще 2 вещи: множество подзаконных актов, которые утверждают форматы документов и порядок обмена; программное обеспечение, позволяющее осуществлять обмен. Часть необходимых приказов Федеральная налоговая служба выпустила еще год назад (см., например, «Требование об уплате недоимки вышлют в электронном виде», приказ ФНС от 17.02.11 № ММВ-7-2/[email protected], от 17.02.11 № ММВ-7-2/[email protected], от 09.12.10 № ММВ-7-8/[email protected]) и процесс выпуска подзаконных актов продолжается. А вот программное обеспечение для пересылки хотя бы одного документа до сих пор готово не было.

Чем стало можно обмениваться

Ситуация изменилась в начале февраля. На стороне инспекций и в самых популярных системах для отправки отчетности (в частности, «Контур-Экстерн») было установлено программное обеспечение, которое позволяет получать из инспекции 16 документов (полный список см. ниже). Теперь налоговики будут высылать в электронном виде поручение об истребовании документов, справку о проведенной выездной проверке, решение о продлении срока предоставления документов, решение о привлечении к ответственности.

Но, пожалуй, самым важным из этих документов для налогоплательщика является требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа (высылается при обнаружении недоимки).

Раньше требование об уплате налога инспекция могла либо вручить лично, либо направить по почте заказным письмом. Как правило, налоговики выбирали второй способ — направляли требование по почте. При этом требование считалось полученным по истечении шести дней со дня отправки заказного письма.

Требование должно быть исполнено в течение восьми дней (если в самом требовании не указан иной срок). В случае неисполнения требования инспекция приостанавливает операции по счетам налогоплательщика (п. 2 ст. 76 НК РФ). На практике нередко случалось так, что налогоплательщик сначала узнавал от банка о блокировке счетов, и только потом получал требование об уплате налога. А бывало и так, что налоговики просто посылали требование на юридический адрес компании, хотя знали адрес, который компания использовала для получения корреспонденции.

Читайте так же: Сроки дисциплинарного взыскания лнр

Теперь налоговики обязаны сначала выслать это требование в электронном виде всем, кто сдает отчетность через интернет. Такой вариант полностью исключает блокировку счетов без ведома налогоплательщика.

Порядок обмена

На примере требования об уплате налога рассмотрим алгоритм действий налогоплательщика (приказ ФНС России № ММВ-7-8/[email protected]), так как этот алгоритм применятся при получении любого из 16 документов.

Налоговики готовят «бумажное» требование, подписывают и регистрируют его в установленном порядке. Не позднее следующего рабочего дня они формируют соответствующий электронный документ и направляют его налогоплательщику.

Спецоператор связи высылает инспекции и налогоплательщику подтверждение даты отправки требования. Дата направления требования фиксируется по этому подтверждению.
Налогоплательщику отводится один рабочий для того, чтобы отреагировать на полученное требование. Поэтому в приказе специально оговаривается, что те, кто сдает отчетность в электронном виде, должны каждый день входить в систему для отправки отчетности и проверять поступление документов из инспекции.

Итак, в течение следующего рабочего дня после получения требования налогоплательщик должен проверить полученный документ и направить в инспекцию либо квитанцию о приеме, либо уведомление об отказе. Отказаться принять требование можно в трех случаях: неверный формат документа; неверная ЭЦП инспекции или отсутствие подписи; требование направлено по ошибке, так как предназначено другому адресату. Если обнаружена одна из перечисленных ошибок, налогоплательщик направляет в инспекцию уведомление об отказе в приеме требования. В этом случае налоговики исправляют ошибки и при необходимости направляют новое требование.

Если ошибок нет, налогоплательщик направляет в инспекцию квитанцию о приеме требования. В этом случае датой получения требования считается день отправки квитанции. Дату направления квитанции или уведомления об отказе фиксирует спецоператор.

Предположим, что инспекция отправила требование в понедельник. Если налогоплательщик в течение вторника не высылает ни квитанцию, ни уведомление, в среду инспекция отправляет ему «бумажное» требование по почте. Как уже говорилось, такое требование считается полученным по истечении шести дней с момента отправки.

 

В регламентах об обмене документами указано, что налогоплательщики обязаны не реже одного раза в сутки проверять, не пришло ли требование об уплате налога или иной документ. Чтобы налогоплательщикам не пришлось каждый день входить для такой проверки в систему, система «Контур-Экстерн» будет присылать им уведомления на электронную почту. Кроме того, по словам менеджера проекта «Контур-Экстерн» Игоря Гольдберга, скоро в системе будет реализован сервис sms-оповещений. В «Контур-Экстерне» найти документы, поступившие от инспекции, можно перейдя в пункт меню «Документы» (вкладка «Требования…»).

Какие документы можно получать из инспекции в электронном виде

1. Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки;
2. Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки;
3. Решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов;
4. Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения;
5. Справка о проведенной выездной налоговой проверке;
6. Поручение об истребовании документов (информации);
7. Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
8. Требование о представлении документов (информации);
9. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
10. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
11. Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
12. Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
13. Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
14. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа;
15. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа физическому лицу;
16. Платежный документ.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ

Инспекция составляет требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-8/[email protected]).

Требование направляется налогоплательщику:

— на бумажном носителе

— в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ).

С 1 июля 2015 г. в п. 6 ст. 69 НК РФ предусматривается возможность передачи требования в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п. 9 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). Подробнее о передаче налоговым органом документов через личный кабинет налогоплательщика вы можете узнать в Практическом пособии по налоговым проверкам.

Отметим, что в форме требования отсутствует поле для проставления подписи руководителя налогового органа или его заместителя. Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 06.06.2013 N ВАС-3796/13 указал, что отсутствие данного реквизита само по себе не является основанием для признания формы требования несоответствующей законодательству. Добавим, что п. 4 ст. 69 НК РФ не указывает подпись руководителя налогового органа или его заместителя в числе реквизитов, которые должны содержаться в требовании. Поэтому признать требование, составленное по действующей форме, недействительным из-за отсутствия в нем подписи руководителя инспекции или его заместителя вряд ли возможно.

При наличии у налогоплательщика технической возможности получать документы по телекоммуникационным каналам связи инспекция может направить требование в электронной форме (п. 6 ст. 69 НК РФ). Оно также должно соответствовать форме, утвержденной Приказом N ММВ-7-8/[email protected] Данное требование подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП), позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата). Это следует из п. 1, абз. 2 п. 15 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/[email protected] (далее — Порядок направления требования в электронной форме).

Требование в электронной форме передается налогоплательщику по телекоммуникационным каналам в виде файла, Формат которого определен Приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/[email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ

В требовании об уплате налога (пеней, штрафа, процентов) указываются (п. п. 4, 8 ст. 69 НК РФ):

— сумма задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования, штрафа, а также сумма задолженности по процентам, начисленным на основании гл. 9 НК РФ;

— основания для взимания налога, а также положения законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика по его уплате;

— срок, в течение которого налогоплательщик вправе исполнить требование добровольно;

— информация о мерах принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа, которые налоговый орган вправе применить, если налогоплательщик не исполнит требование и добровольно не погасит налоговую задолженность;

Читайте так же: Бланк распоряжения образец

— сведения о мерах, которые налоговый орган вправе применить для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Если требование направляется физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, в нем также должен приводиться установленный законодательством срок уплаты налога (абз. 4 п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 69 НК РФ).

См. образец требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов.

На практике при оформлении требования налоговая инспекция может отразить в нем перечисленные выше сведения неполно (например, не укажет срок добровольного исполнения требования налогоплательщиком). Суд, скорее всего, оставит такое требование в силе, особенно если фактически у вас есть задолженность перед бюджетом. Более того, Пленум ВАС РФ отметил, что, если сведения, указанные в п. 4 ст. 69 НК РФ, в требовании отсутствуют, но в нем есть ссылка на документ, где они содержатся, такое требование не может быть признано недействительным в связи с неотражением в нем необходимых сведений (п. 52 Постановления от 30.07.2013 N 57). Речь идет о ссылке на документ, на основании которого вынесено требование, например на решение налогового органа, налоговую декларацию (расчет авансового платежа).

Однако при нескольких формальных нарушениях со стороны налогового органа не исключено, что в совокупности они послужат основанием для признания требования недействительным.

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 3.8 «Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену)».

Рассмотрим подробнее, какие сведения должны быть указаны в требовании об уплате налога, пеней, штрафа, процентов.

1. Сумма задолженности по налогу и размер пеней, начисленных на момент направления требования (п. 4 ст. 69 НК РФ, Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/[email protected]).

В требовании отражается ваша текущая задолженность перед бюджетом (п. 1 ст. 69 НК РФ). Иногда в нем может быть указана сумма меньше отраженной в решении, на основании которого инспекция доначислила вам налог. Так происходит, если:

— организация (индивидуальный предприниматель) погасила часть задолженности до того, как инспекция направила ей требование;

— на момент выставления требования у налогоплательщика имелась переплата, которую инспекция самостоятельно зачла в счет погашения задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Подробнее о правилах зачета переплаты в данном случае вы можете узнать в разд. 3.2 «Порядок и срок зачета излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов налоговым органом самостоятельно (в одностороннем порядке)» Практического пособия по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов).

При административном обжаловании решения инспекции вышестоящий налоговый орган может его изменить, уменьшив доначисленные суммы (абз. 5, 9 п. 2 ст. 140 НК РФ). При составлении требования инспекция должна учесть такие изменения.

[2]

Указанная в требовании задолженность по пеням может превышать сумму, зафиксированную в решении инспекции по результатам налоговой проверки. Это связано с тем, что при оформлении требования инспекция пересчитает пени на текущую дату (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Подробнее о порядке расчета пеней вы можете узнать в разд. 2.2 «Начисление пеней за несвоевременную уплату налога. Расчет пеней по недоимке».

Возможно, что на момент оформления требования задолженность по налогу вы погасили, а пени не уплатили. Тогда в требовании будут указаны и недоимка, и пени. Сумму недоимки, на которую начислены пени, инспекция приводит для сведения. Повторно уплачивать налог в такой ситуации вам не нужно.

Также в требовании отражаются сумма штрафа, выявленная налоговым органом задолженность по процентам, которые начислены на основании гл. 9 НК РФ (п. п. 1, 8 ст. 69 НК РФ).

Если вы считаете, что указанная в требовании задолженность по налогу, пеням, штрафам, процентам превышает вашу фактическую задолженность перед бюджетом, рекомендуем обжаловать требование в этой части. Иначе инспекция взыщет с вас всю сумму задолженности, отраженную в требовании (п. п. 2, 8 ст. 45, п. п. 3, 9, 10 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Подробнее о признании требования недействительным вы можете узнать в разд. 3.8 «Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену)».

2. Данные об основаниях взыскания задолженности, а также ссылка на положения законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить соответствующий налог, пени, штраф, проценты (абз. 2 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).

В качестве основания для взыскания задолженности инспекция указывает в требовании (Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/[email protected]):

— решение налогового органа, если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки;

— налоговую декларацию, если налогоплательщик не уплатил отраженную в ней сумму налога;

— документ о выявлении недоимки, составленный в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ.

 

Также в требовании должны быть перечислены статьи закона, которые определяют порядок уплаты конкретных налогов, начисления пеней, применения штрафа. Если налог устанавливается не только федеральным законодательством, но и региональными законами или нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 1, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), в требовании должна содержаться ссылка и на них.

Например, налогоплательщик осуществляет деятельность на территории г. Москвы. В требовании об уплате налога на имущество организаций должны быть ссылки на ст. ст. 372 — 385.1 НК РФ, а также на Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций».

В требовании, содержащем сумму пеней, инспекция должна привести ссылку на ст. 75 НК РФ, которая предусматривает их начисление.

Если в требовании указана сумма штрафа, в нем должна быть приведена норма Налогового кодекса РФ, которая устанавливает ответственность за соответствующее правонарушение.

Задолженность по уплате процентов, начисленных в связи с предоставлением рассрочки, отсрочки платежа по налогам, инвестиционного налогового кредита, отражается в требовании со ссылкой на соответствующее решение уполномоченных органов, указанных в ст. 63 НК РФ. По общему правилу на основании решения определяется порядок уплаты соответствующих процентов (абз. 2 п. 2 ст. 61 НК РФ).

Отсутствие или указание неверной информации об основаниях взимания задолженности в бюджет само по себе не влечет признания требования недействительным (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2011 N А05-8634/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.10.2011 N ВАС-13020/11)). Однако в совокупности с другими нарушениями, допущенными налоговым органом при выставлении требования, такая ошибка может повлечь его отмену (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 29.03.2011 N КА-А40/1941-11).

В то же время встречаются ситуации, когда решение, послужившее основанием для взимания недоимки, признано недействительным. В таких случаях требование подлежит отмене в связи с тем, что указанная в нем сумма задолженности не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Читайте так же: Единовременное пособие при рождении ребенка

Подробнее о признании требования недействительным вы можете узнать в разд. 3.8 «Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену)».

3. Срок добровольного исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов.

Инспекция обычно указывает в требовании конкретную дату, до которой вам нужно самостоятельно погасить задолженность (Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/[email protected]).

О том, как определяется в требовании последний день срока его добровольного исполнения, вы можете узнать в разд. 3.6 «Срок и порядок исполнения требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов».

Если инспекция не указала этот срок, для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафа, процентов) вам дается восемь рабочих дней с даты получения требования. Этот минимальный срок добровольного исполнения требования закреплен в п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ.

Полагаем, что требование, в котором инспекция не указала срок его исполнения, суд вряд ли признает недействительным, поскольку определить его позволяет законодательство.

Отметим также, что инспекция не может уменьшить восьмидневный срок, но у нее есть право установить в требовании более продолжительный срок (абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).

4. Меры принудительного взыскания, которые налоговый орган вправе применить, если налогоплательщик не исполнит требование и своевременно не погасит задолженность (п. 4 ст. 69 НК РФ).

По общему правилу инспекция вправе на основании ст. ст. 46, 47, п. 10 ст. 68 НК РФ взыскать с вас недоимку, пени, штраф и проценты в бесспорном (внесудебном) порядке, а также ограничить вас в совершении расходных операций по банковским счетам (ст. 76 НК РФ), арестовать ваше имущество (ст. 77 НК РФ).

Форма требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов содержит стандартную оговорку, предупреждающую о возможности применения налоговым органом указанных мер. Ошибок при оформлении этой части требования, как правило, не возникает.

Отметим, что оговорка о применении мер принудительного взыскания включается в требование, даже если взыскать задолженность налоговый орган может исключительно в судебном порядке. Ведь в случаях, указанных в пп. 1 — 4 п. 2 ст. 45 НК РФ, бесспорное взыскание неприменимо, а действующая форма требования в качестве основания для взыскания указывает положения ст. 45 НК РФ. Кроме того, специальной формы требования для них не утверждено.

5. Предупреждение о том, что налоговый орган направит материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Передать материалы следственным органам инспекция обязана при одновременном выполнении следующих условий (п. 3 ст. 32 НК РФ):

— основанием для выставления требования послужило решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение;

— налогоплательщик не погасил задолженность в полном объеме в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования.

Инспекция обязана направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, даже если задолженность по требованию погашена частично (Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (п. 4));

— недоимка является крупной или особо крупной. Какая сумма налоговой задолженности считается таковой, определено в примечаниях к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

Форма требования содержит соответствующую стандартную оговорку, поэтому ее отсутствие в требовании практически исключено.

Составляем ответ на требования налоговой о предоставлении пояснений

Когда составлять ответ

Если по результатам проведения проверки в организацию поступило письмо из налоговой с требованием предоставления пояснений, вероятнее всего, при автоматическом контроле отчетности были выявлены ошибки. Но учреждение не всегда обязано отвечать на запрос из ИФНС. Разъяснения необходимо направлять, если вопросы у инспектора возникли по факту проведения камеральных проверок периодической или итоговой отчетности.

Самыми распространенными неточностями, подразумевающими ответ на требование из налоговой о предоставлении пояснений, являются:

  • ошибки в налоговых декларациях — погрешности по НДС, налогу на прибыль;
  • расхождения сведений из взаимосвязанных документов и отчетов налогоплательщика;
  • несовпадение сведений, предоставленных организацией, и данных, имеющихся в ИФНС;
  • погрешности в документах и действиях по получению налоговых льгот.

Разъяснительное письмо в ответ на требование о предоставлении пояснений необходимо направлять, если расхождения выявлены в процессе проведения камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Но для налогоплательщику не повредит, если он отправит пояснительную информацию на запрос ИФНС, не связанный с камералкой. Это поможет сформулировать четкую позицию учреждения в разрешении той или иной проблемы.

Что будет, если не направить ответ в налоговую

Если же предприятие, получившее запрос о предоставлении пояснений, проигнорирует запрос, то по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, последствием станет привлечение к административной ответственности и штрафные санкции в размере от 5000,00 (если ответ не предоставлен однократно) до 20 000,00 рублей (если это повторное нарушение).

Поредоставление подробной пояснительной информации приведет к диалогу с ИФНС и дальнейшему разрешению ситуации, тогда как неотвеченный запрос повлечет за собой серьезные разбирательства, не исключающие обращения в суд.

Как написать пояснение на запрос от ФНС

Все сроки и правила, как написать письмо в налоговую в ответ на требование об уплате налога, прописаны в НК РФ. После завершения камеральной проверки периодической или итоговой отчетности инспектор направляет в учреждение письмо в бумажном или электронном виде о выявленных расхождениях, подлежащих уточнению, разъяснению или корректировке.

Организация должна сформировать и передать пояснительный материал в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса из ИФНС (п. 3 ст. 88 НК РФ). Письмо составляется в произвольной форме. Если налогоплательщик готовит ответ на запрос по факту камеральной налоговой проверки, то ему надлежит использовать образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений.

Ответ подают через систему электронного документооборота с обязательным использованием ЭЦП, по электронной почте, курьером либо непосредственно в инспекцию (письмо зарегистрируют в канцелярии). В доказательство своей позиции налогоплательщик формирует пакет документов со всеми необходимыми приложениями, заверенными и подписанными руководителем.

Если специалист уверен, что в поданной отчетности неточностей и расхождений нет , то по инструкции, как правильно ответить на требование ИФНС о предоставлении пояснений, в ответе необходимо указать, что в декларации или отчете за указанный период ошибок не содержится. Е сли ошибки все же были допущены, налогоплательщик предоставит корректировку декларации, уточняющую поданные сведения (п. 1 ст. 81 НК РФ).

При обнаружении технических помарок или неточностей, не влияющих на налогооблагаемую базу и величину исчисленного налога, в разъяснительном материале опишите сложившуюся ситуацию, отметив при этом, что верный вариант предоставлен в ответе на запрос либо в уточненной декларации.

[1]

Обобщенный бланк ответа на запрос ИФНС

Ответ на требование по декларации НДС

Образец ответа на запрос по декларации НДС формируется в электронном виде, если организация по законодательству должна сдавать отчет через средства электронного документооборота (п. 3 ст. 88 НК РФ). Для ответа на запрос по НДС есть специально утвержденный бланк, поэтому, на основании п. 1 ст. 129 НК РФ, налогоплательщик обязан соблюдать не только условия об электронной сдаче, но и о форме подаваемых разъяснений. В качестве подтвердительной документации по НДС специалист подготовит копии счетов-фактур и книг покупок и продаж.

Читайте так же: Регрессный иск образец бланк

Ответ на запрос по убыткам

Правильный образец письма в ИФНС в ответ на требование о предоставлении пояснений по убыткам содержит информацию, по какой причине у налогоплательщика наблюдается превышение расходной части над доходной. Главное, что отмечает специалист при составлении пояснения, — это экономическую эффективность и целесообразность увеличившихся издержек и приложить к ответу оправдательные документы по каждому виду произведенных расходов. Вот так выглядит ответ в налоговую на требование о предоставлении пояснений по прибыли или убыткам:

Как получить справку об отсутствии задолженности по налогам (КНД 1120101)

КНД 1120101: что за справка

Для того чтобы подтвердить отсутствие или наличие задолженности перед бюджетом или сверить остатки, существуют несколько документов ( статья 32 НК РФ ):

  • информация о состоянии расчетов (КНД 116080 и 116081);
  • информация об исполнении обязанности налогоплательщика (форма КНД 1120101);
  • акт сверки по налогам и сборам (КНД 116070).

Все эти документы в настоящее время можно получить и в бумажной, и в электронной формах.

Сегодня остановимся подробнее на том, что представляет собой справка о задолженности по налогам по форме КНД 1120101. Бланк документа утвержден Приказом ФНС от 20.01.2017 № ММВ-7-8/[email protected]

КНД 1120101 (бланк)

Справка о наличии (отсутствии) задолженности по налогам: где и как получить

Чтобы получить информацию об исполнении обязанностей налогоплательщика, необходимо обратиться в ИФНС. Документ может быть получен от налоговой:

  • в бумажном виде с печатью и подписью руководителя ИФНС;
  • в электронной форме с ЭЦП руководителя ИФНС.

В бланке отсутствуют конкретные цифры задолженности. Если долг отсутствует, то будет получена от ФНС справка об отсутствии задолженности. Если же задолженность есть, то будет сделана в бланке соответствующая запись, а в Приложении будут указаны коды инспекций, по расчетам с которыми налогоплательщик имеет долг.

Если получив информацию о наличии долга перед бюджетом, вы с этим не согласны, следует свериться с ИФНС, чтобы обнаружить и исправить ошибку.

Особенности получения в бумажной форме

Справка по налогам и сборам на бумаге выдается по письменному запросу. Его лучше заполнить по рекомендуемой ФНС форме (скачать бланк заявления можно в конце статьи).

Запрос можно подать, лично посетив инспекцию, а можно направить по почте ценным письмом с описью вложения. Если компания имеет регистрацию в личном кабинете налогоплательщика, то запрос можно отправить через него. При личном визите запрос должен подать сам руководитель компании или уполномоченное лицо.

В бланке необходимо указать:

  • наименование, ИНН, адрес налогоплательщика;
  • реквизиты инспекции, в которую подается запрос;
  • дату, на которую нужно сформировать сведения;
  • способ получения документа (лично или почтовым отправлением);
  • подпись и Ф.И.О. руководителя или уполномоченного лица.

Документ должен быть сформирован инспекцией и передан налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Если в заявлении было указано, что справку заберет руководитель или представитель компании, то по истечении этого срока необходимо обратиться в операционный зал ИФНС. Документ будет выдан под подпись, и факт выдачи зарегистрирован в соответствующем журнале учета.

Особенности получения в электронной форме

Все чаще в практике используется электронный документооборот и применяются электронные формы документов. Не стала исключением и справка о наличии задолженности по налогам. Инспекции очень активно внедряют электронный документооборот по телекоммуникационным каналам связи через уполномоченных операторов.

Чтобы получить документ в электронной форме, необходимо также направить запрос в электронной форме по ТКС. Для этого ФНС разработан соответствующий бланк. Он утвержден Приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н (см. бланк в конце статьи).

В заявлении заполняем следующие реквизиты:

  • наименование, ИНН, адрес налогоплательщика;
  • реквизиты инспекции, в которую подается запрос;
  • код запроса (в нашем случае это 2);
  • дату, на которую нужно сформировать сведения.

В ответ ФНС выдаст форму, аналогичную бумажной, подписанную электронно-цифровой подписью.

Срок ответа по ТКС также составляет 10 дней. Но, как правило, налоговые инспекции формируют ответ намного быстрее, и ответ может быть получен в течение 2-3 дней.

Правильно ли заполнена полученная справка

Рассмотрим на примере, как должна выглядеть заполненная справка КНД 1120101: образец представлен ниже.

1. Должен быть присвоен порядковый номер.

2. Указано наименование, ИНН и КПП, адрес налогоплательщика. При формировании информации по компании, имеющей обособленные подразделения, КПП может быть не указан.

3. Дата должна соответствовать дате, указанной в запросе

4. Самая главная запись — это запись о наличии или отсутствии задолженности

5. Должно быть приведено наименование инспекции, выдавшей бланк

6. Внизу на бумажном документе должны стоять подпись и печать руководителя ИФНС, а на электронном — реквизиты ЭЦП.

Ниже — заполненный документ, которому присвоен код по КНД 1120101: справка (образец).

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  3. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
  4. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
  5. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.