Сроки рассмотрения заявлений в органе дознания

Важная информация и советы на тему: «Сроки рассмотрения заявлений в органе дознания». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Решения, принимаемые в результате рассмотрения заявления или сообщения о преступлении

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Днем поступления сообщения считается день его фактического принятия дознавателем, следователем, прокурором, а не день регистрации или тем более день передачи исполнителю.

При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок рассмотрения сообщения, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

В случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен идти со времени поступления в компетентный орган внутренних дел.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности или в суд орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по сохранению следов преступления.

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях

Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.

 

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Статья 144 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

  1. осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК);
  2. освидетельствование и назначение экспертизы — для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);
  3. иные процессуальные действия: направлять требования, поручения, запросы в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам (ст. 21 УПК);
  4. требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК);
  5. требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);
  6. оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела в порядке;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Сроки рассмотрения заявлений в органе дознания

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Каковы же сроки рассмотрения заявлений?

В случаях, если по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа отказывают в возбуждении уголовного дела, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Заявления и сообщения о происшествиях рассматриваются в течение 30 суток.

Принятые в дежурной части по телефону сообщения, не содержащие информацию о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, рассмотрению в порядке, предусмотренном нормативным документом МВД, не подлежат. Такие сообщения приобщаются к номенклатурному делу, прилагаемому к Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. О принятом решении, а также о возможности обратиться в территориальный орган МВД России письменно или в форме электронного документа в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, уведомляется абонент.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа.

С жалобами на действия (бездействие) сотрудников Отдела МВД России по Черепановскому району, связанные с приемом, регистрацией и разрешением сообщений, заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, Вы можете обратиться:

В прокуратуру Черепановского района г. Черепаново, ул. Партизанская, 25,
В районный суд г. Черепаново, ул. Республиканская, 47а
В Приемную ГУ МВД России по Новосибирской области 232-75-03
На «телефон доверия» ГУ МВД России по Новосибирской области 232-76-75
На интернет — сайт ГУ МВД России по Новосибирской области www.54.mvd.ru

Штаб Отдела МВД России по Черепановскому району

Читайте так же: Наследники первой очереди после смерти

Инспектор направления информационного обеспечения штаба Отдела МВД России по Черепановскому району капитан внутренней службы Е.В. Франк

Уголовно-процессуальное право

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему соответствующее решение.

Сообщение о преступлении должно быть принято вне зависимости от места и времени его совершения, а также полноты сообщаемых сведений. Обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа — принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении распространяется на все виды преступлений, независимо от их характера и тяжести, а также отнесения их к уголовным делам публичного, частно-публичного или частного обвинения. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их подследственности. В подобных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ — принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности. Этот порядок распространяется и на сообщения по уголовным делам частного обвинения: орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны их принять, рассмотреть и по результатам рассмотрения передать в суд.

В целях исключения из практики случаев сокрытия преступлений от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия решений по поступившим сообщениям о преступлениях введена система регистрации заявлении, сообщений и иной информации о преступлениях .

В органах внутренних дел все предусмотренные в УПК РФ в качестве поводов для возбуждения уголовного дела источники информации (заявление о преступлении, подписанное заявителем, протокол принятия устного заявления о преступлении, заявление о явке с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП).

Проверка сообщения о преступлении

Для уточнения наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела проводится обязательная проверка сообщения о преступлении. Уголовно-процессуальный закон не содержит понятия проверки сообщений о преступлениях.

Проверка сообщений о преступлениях — это действия, предусмотренные ст. 144 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении.

По сути проверка сообщения о преступлении — это его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными правовыми актами. Исключение составляет проверка сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации. Такую проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или по поручению руководителя следственного органа следователь.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ прокурор, следователь, орган дознания вправе предъявить требование о передаче имеющихся в распоряжении средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, если сообщение о преступлении было распространено в средствах массовой информации.

Некоторые положения УПК РФ позволяют говорить и о других способах проверки. Так, из ч. 4 ст. 21 УПК РФ вытекает возможность предъявления следователем, дознавателем, органом дознания обязательных для исполнения требований, поручений и запросов к гражданам, учреждениям, предприятиям, организациям и должностным лицам. Поскольку закон не ограничивает какой-либо стадией уголовного процесса право предъявить указанные требования, поручения и запросы, то данная норма — общего характера, может применяться и на стадии возбуждения уголовного дела.

В виде запроса, например, могут быть оформлены обращения в учреждения и организации в целях получения сведений, подтверждающих или опровергающих сообщение о преступлении, например направление на медицинское освидетельствование, истребование справки из больницы о диагнозе и предположительной продолжительности лечения лица, здоровью которого причинен вред преступлением, и т.д.

Других проверочных действий, кроме перечисленных, УПК РФ не предусматривает. Вместе с тем на практике применяются и другие способы проверки, предусмотренные иными нормативными правовыми актами. К ним относятся средства административной, оперативной, прокурорской проверки, т.е. это непроцессуальная проверка . Такая проверка является законной, поскольку осуществляется на основе соответствующих нормативных актов и в соответствии с ними, но ее нельзя считать проверкой сообщений о преступлениях в смысле ст. 144 УПК РФ. Эта проверка может предшествовать процессуальной деятельности, и оформленные соответствующим образом ее результаты (рапортом об обнаружении признаков преступления, постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Непроцессуальная проверка не должна проводиться после появления повода для возбуждения уголовного дела 2 Исключение составляют случаи, когда дознаватель, орган дознания следователь, руководитель следственного органа, руководствуясь ч. 1 ст. 144 УПК РФ, дают органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Производимая при выполнении такого поручения деятельность не будет процессуальной, но она входит в содержание проверки сообщения о преступлении, поскольку задание на проведение оперативно-розыскных мероприятий было дано процессуальным путем. . Даже если проведение проверки поручено не следователю, а оперативному уполномоченному или участковому уполномоченному полиции, как часто бывает на практике, они не могут совмещать процессуальную деятельность с оперативно-розыскной или административной, поскольку действуют в качестве дознавателя.

Уголовно-процессуальный закон содержит гарантии прав личности при проведении проверки . Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

[1]

Лицу, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, может быть предоставлен защитник с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ).

При необходимости обеспечивается безопасность лиц, участвующих в проверке (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).

Читайте так же: Возврат ошибочно перечисленных денежных средств

Значение полученных в ходе проверки сведений столь велико, что они могут не только устанавливать наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела, но и быть использованы в качестве доказательств (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ), а при производстве дознания в сокращенной форме закон допускает не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки были получены объяснения, не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении (п. 2, 3 ч. 3 ст. 226.5 УПК РФ).

После завершения проверки дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа принимают по собранным материалам решение.

В соответствии со ст. 145 УПК РФ на стадии возбуждения уголовного дела может быть принято одно из следующих решений: (1) о возбуждении уголовного дела; (2) об отказе в возбуждении уголовного дела; (3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Решение по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня поступления сообщения. По ходатайству следователя, дознавателя соответственно руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Ходатайство следователя и дознавателя о продлении срока проверки сообщения о преступлении оформляется постановлением, в котором должны быть изложены результаты проверки сообщения о преступлении и обоснована необходимость продления ее срока.

Порядок и сроки рассмотрения дознавателем ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме

Следует обратить внимание, что гл. 32.1 УПК РФ устанавливает ряд существенных изъятий из общего порядка заявления ходатайств, установленных гл. 15 УПК РФ. Так, нравом заявления ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме наделены не все лица, указанные в ч. 1 ст. 119 УИК РФ, а только подозреваемый.

Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме может быть заявлено подозреваемым не в любой момент производства по уголовному делу, как это указано в ч. 1 ст. 120 УПК РФ, а только в течение двух суток с момента разъяснения ему соответствующего права.

По правилам ч. 2 ст. 128 УПК РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, следовательно, часы и минуты при исчислении рассматриваемого процессуального срока во внимание не принимаются.

Например, право на заявление ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме было разъяснено подозреваемому в понедельник 1 марта в 15:45. Срок заявления ходатайства истекает во вторник 2 марта в 24:00.

Вышеуказанная норма одновременно устанавливает, что если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Таким образом, если право на заявление ходатайства было разъяснено подозреваемому в пятницу 1 марта в 15:45, то срок оканчивается не в субботу 2 марта в 24:00, а в понедельник 4 марта в 24:00.

Возможности продления срока заявления подозреваемым ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме УПК РФ не предусматривает.

Вместе с тем из содержания ст. 129 УПК РФ следует, что срок заявления ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме не считается пропущенным, если ходатайство до истечения срока сдано на почту, а для подозреваемых, содержащихся под стражей, — передано администрации места предварительного заключения.

Если срок заявления ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме был пропущен подозреваемым по уважительной причине, то указанный срок подлежит восстановлению на основании постановления дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело (ст. 130 УПК РФ).

УПК РФ устанавливает иные сроки рассмотрения дознавателем ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме, нежели установленные ст. 121 УГ1К РФ. Указанное ходатайство может быть рассмотрено дознавателем непосредственно после его заявления, однако общее правило, установленное ст. 121 УПК РФ, позволяющее при необходимости отложить принятие решения по ходатайству на срок до трех суток, в данном случае неприменимо. Решение по ходатайству подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме должно быть принято в срок не позднее 24 часов с момента его заявления.

По итогам рассмотрения ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме дознаватель вправе вынести два вида постановлений:

  • 1) постановление об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме;
  • 2) постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме.

Постановление об отказе в удовлетворении рассматриваемого ходатайства должно быть вынесено в случаях, когда возникло или стало известно дознавателю хотя бы одно из обстоятельств, препятствующих производству дознания в сокращенной форме.

И постановление об удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, и постановление об отказе в удовлетворении данного ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ.

Ссылка в ч. 4 ст. 226.4 УГ1К РФ на гл. 16 УПК РФ означает, что в данном случае в полном объеме применяется сг. 123 УПК РФ, а следовательно, правом обжалования указанных решений дознавателя обладает не только подозреваемый, но и иные участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производство дознания в сокращенной форме затрагивают их интересы.

 

По правилам гл. 16 УПК РФ решение дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме может быть обжаловано прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ и (или) в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

Прокурор должен быть уведомлен об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме не позднее 24 часов с момента вынесения дознавателем соответствующего постановления.

Форма уведомления прокурора в законе не оговорена, однако представляется, что оно должно осуществляться посредством направления копии соответствующего постановления дознавателя.

Подозреваемый не указан в ч. 5 ст. 226.4 УПК РФ в числе субъектов, подлежащих уведомлению о производстве дознания в сокращенной форме. Однако в силу ст. 122 УПК РФ принятое по ходатайству решение должно быть доведено до сведения лица, его заявившего, т.е. в данном случае подозреваемого. Письменная форма уведомления, на наш взгляд, также является предпочтительной. Срок уведомления целесообразно установить по аналогии с уведомлением прокурора — 24 часа.

Сроки рассмотрения заявлений в органе дознания

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:

  • Для жителей Москвы и МО — +7 (499) 110-86-37
  • Санкт-Петербург и Лен. область — +7 (812) 426-14-07 Доб. 366

Рассмотрение сообщения о преступлении производится в порядке, предусмотренном ст. Согласно ч. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить данный срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. В случае, если по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа отказывают в возбуждении уголовного дела, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения.

Читайте так же: Какую можно придумать доплату до мрот

 

В целях установления в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации 1 единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, 2 в соответствии с Федеральным законом от 2 мая г. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации 4.

Ministry Of Internal Affairs Of The Republic Kazakhstan

Рассмотрение сообщения о преступлении производится в порядке, предусмотренном ст. Согласно ч. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить данный срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В случае, если по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа отказывают в возбуждении уголовного дела, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

 

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

 

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Найти Поиск по всем разделам. Для граждан. Руководство Структура Координационные и совещательные органы Общественный совет Противодействие коррупции Наши Герои Ветеранское движение. Криминогенная обстановка Служба.

Отчеты должностных лиц Контрольно-надзорная деятельность Взаимодействие с органами гос. Прием обращений Графики приема граждан Работа с обращениями граждан Государственные услуги Информация для лиц с ограниченными возможностями Внимание, розыск!

Поиск детей. Общественный совет Ветеранское движение Культурный центр Детская страничка Часто задаваемые вопросы. Каковы сроки рассмотрения сообщения о преступлении? Ссылки на сайты органов государственной власти:. Полезные ресурсы.

Портал органов государственной власти ЯО Закон о полиции Спас-экстрим. Портал детской безопасности. Об использовании информации сайта Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Порядок приема и рассмотрения обращений

Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. Правоотношения, связанные с рассмотрением в органах прокуратуры Российской Федерации поступивших обращений от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства о нарушении их прав и свобод за пределами территории Российской Федерации, регулируются соответствующими международными договорами Российской Федерации. Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Каковы сроки рассмотрения сообщения о преступлении?

Купить систему Заказать демоверсию. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Федерального закона от

Вы точно человек?

Сроки рассмотрения обращений граждан органами прокуратуры

Одной из основных функций органов прокуратуры является защита прав и свобод граждан. Одним из важнейших источников информации о нарушениях закона являются заявления, жалобы и иные обращения граждан, которые позволяют оперативно реагировать на нарушение прав и свобод человека и гражданина. При этом основным принципом, лежащим в основе процедуры рассмотрения обращений граждан, является принцип своевременности, то есть соблюдение установленных законом сроков рассмотрения обращений. Именно поэтому одним из наиболее часто возникающих у граждан при обращении в органы прокуратуры является вопрос о сроках рассмотрения обращений.

Срок рассмотрения заявления в полиции

Заявление в полицию являет собой сообщение о факте преступления. Если человек становится жертвой мошенничества, кражи, а так же иных преступлений – ему необходимо обратиться с заявлением в органы полиции. Точно так же можно обратиться и просто с сообщением о неком преступлении, даже если Вы являлись свидетелем, а не жертвой.

Полиция обязана защищать граждан от преступных посягательств, оберегая права граждан и расследуя поступающие сообщения. Расследование каждого дела подразумевает выяснение обстоятельств и деталей, все аспекты дела уже влияют непосредственно на решение. А так же на то будет ли возбуждено уголовное дело или нет.

Читайте так же: Субсидия на дрова пенсионерам новая москва

Однако может случиться и так, что Вы подали заявление в полицию, но совершенно не знаете сроки рассмотрения заявлений. А телефон тем временем молчит, письма Вам не приходят, а преступник до сих пор на свободе. Что происходит после подачи заявления и каков срок рассмотрения заявления в полицию? Как себя повести в том случае, когда рассмотрение заявления затянулось? Об этом расскажем в нашей статье.

Срок рассмотрения

Согласно Уголовно-процессуальному Кодексу Российской Федерации следователь (или же иной представитель дознания, сотрудник следственного органа) обязан принять, проверить, а так же принять решение по сообщению о преступлении в течение трёх суток с момента его поступления.

Во время самой проверки сотрудник органов имеет право получать объяснения или показания, образцы, которые могут потребоваться для дела, а так же имеет право требовать документы, предметы, иные улики. Даже изымать их, но придерживаясь установленного Кодексом порядка. По ходу исследования так же может быть назначена судебная экспертиза, освидетельствования, осмотры места происшествия, различные ревизии. Если рассматривать все возможные действия, то перечень их достаточно велик, поэтому сразу же рождается вопрос о том, а может ли срок рассмотрения заявлений быть увеличен? Да, конечно. Но что может послужить причиной задержки?

Причины задержки при рассмотрении дел

Как уже писалось ранее, следователь имеет право и по факту обязан провести расследование по сообщению о совершении преступления. Трёх дней практически никогда не хватает для вынесения какого-либо решения. Так же стоит учитывать день, когда было подано заявление в полицию. В соответствии с частью 3 ст. 144 УПК РФ срок может быть продлён до 10 суток. В качестве причин обычно указывается необходимость проведения допросов, получения результатов экспертиз, а так же иной информации для выяснения обстоятельств произошедшего.

Если виновного не представляется возможным опросить (если имеется виновное лицо, как в случаях с мошенничеством), а так же если не были предоставлены необходимые данные экспертиз, не поступило ответа на запрос необходимых документов – в таком случае срок рассмотрения заявлений может быть увеличен до 30 дней.

Что делать, если рассмотрение задерживают

По истечению 30 дней так или иначе принимается решение, однако, даже если принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела – есть огромная вероятность того, что решение не будет окончательным. То есть материал проверки может быть возвращён исполнителю для того, чтобы было проведено дополнительное расследование. Количество таких отмененных постановлений, возвращений исполнителю по причинам необоснованности или незаконности решения может быть бесконечным.

Не всегда можно сказать с какого именно раза должностное лицо, отвечающее за рассмотрение заявления, сможет собрать достаточное количество информации и подтверждений для того, чтобы решение соответствовало всем требованиям уголовно-процессуального и уголовного права. По закону заявителя должны информировать об продлении рассмотрения, причинах продления сроков, но по факту такое производится не постоянно.

В случае если дело ощутимо задерживают – Вы имеете право запросить подтверждения. Так же Вы можете обратиться с жалобой в прокуратуру, поскольку полиция обязана документально подтверждать вынесенные решения, которые должны быть вынесены на законных основаниях. Прокуратура после Вашей жалобы должна будет провести проверку работы данного отделения и конкретных сотрудников.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Сроки рассмотрения заявлений в органе дознания

Так, на основании ст. 124 УПК РФ, прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.

Как только ваше заявление о совершенном преступлении было зарегистрировано, а вы получили квиток о регистрации, оперативный дежурный полицейской части, куда вы обратились, должен принять незамедлительные меры оперативного реагирования, т.е. выехать на место происшествия, принять меры к установлению лиц, причастных к преступлению, установить обстоятельства и т.д.

По правилам гл. 16 УПК РФ решение дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме может быть обжаловано прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ и (или) в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

Что делать, если ответ не получен

При этом основным принципом, лежащим в основе процедуры рассмотрения обращений граждан, является принцип своевременности, то есть соблюдение установленных законом сроков рассмотрения обращений.
Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.

Чтобы тщательно контролировать сроки рассмотрения вашего обращения, при его подаче потратьте несколько минут свободного времени и получите талон-уведомление.
Исключение составляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовной деятельности. Следует отметить, что осмотр места происшествия вообще рекомендуется производить незамедлительно после получения данных, позволяющих предположить совершение преступления, вызвавшего какие-либо изменения в обстановке.

Комментарий к Статье 144 Уголовно-процессуального кодекса

Хотелось бы сразу отметить, что данная деятельность осуществляется различными правоохранительными органами — ФСБ РФ, ФСКН РФ, ФСИН РФ, органами дознания, на которых в соответствии со ст. 40 УПК РФ возложено производство дознания и возбуждение уголовного дела с производством неотложных следственных действий.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

По окончанию проверки и установления всех обстоятельств должно быть вынесено одно из следующих постановлений:

Сроки рассмотрения заявления о преступлении в полиции могут продлеваться до 10, а то и 30 суток. По окончанию этого времени выносится решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя. Постановление об отказе в удовлетворении рассматриваемого ходатайства должно быть вынесено в случаях, когда возникло или стало известно дознавателю хотя бы одно из обстоятельств, препятствующих производству дознания в сокращенной форме.

[2]

Представляется, что под местом происшествия следует понимать место совершения преступления и место обнаружения следов совершения преступления.

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Срок проверки по заявлению о преступлении. статья 144 упк рф.

Заявление о преступлении составляется в произвольной форме, где заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ. Заявитель вправе приложить к заявлению необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме. Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления о преступлении в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут. Места ожидания (приема) оборудуются стульями, столами (стойками) для возможности составления заявления. Обеспечение писчей бумагой и ручками осуществляется по просьбе заявителя сотрудниками органов внутренних дел, принимающими заявления. Прокурор должен быть уведомлен об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме не позднее 24 часов с момента вынесения дознавателем соответствующего постановления.

Читайте так же: Ходатайство о наложении обеспечительных мер образец бланк

Так, пунктом 5.1 Инструкции установлено, что обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Производство иных следственных действий до возбуждения уголовного дела законом прямо не предусмотрено. Правда, из ч. 4 ст. 146 УПК напрашивается вывод о том, что закон допускает производство в стадии возбуждения уголовного дела еще двух следственных действий — освидетельствования и назначения судебной экспертизы. Однако нормы, специально посвященные регламентации указанных следственных действий, умалчивают о такой возможности.

Определенные особенности присущи порядку проведения проверки сообщения о преступлении, распространенному средством массовой информации. Такую проверку проводит орган дознания по поручению прокурора или следователь — по поручению руководителя следственного органа. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Продление указанного срока допускается только в исключительных случаях и не более чем на 30 дней. Что можно отнести к таким случаям? Например, когда возникает необходимость проведения дополнительной проверки, запроса материалов.

Под редакцией средства массовой информации понимаются организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Главным редактором является лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

Под случаями, не терпящими отлагательства, следует, видимо, понимать следующие различные для конкретных уголовных дел ситуации: место происшествия находится на оживленной трассе, перекрытие, вызывающее неудобства для значительного числа граждан или в месте большого скопления людей; есть опасность, что люди либо природные явления (например, осадки) нарушат обстановку места происшествия; незамедлительный осмотр места происшествия необходим для раскрытия преступления по горячим следам, в том числе с использованием мероприятий оперативно-розыскного обеспечения раскрытия преступления, и др. И постановление об удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, и постановление об отказе в удовлетворении данного ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ.

После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. В то же время уголовное дело может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или иной информации в соответствии со ст. 144 УПК РФ при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Анализ ч. 4 ст. 146 УПК позволяет сделать вывод, что данные действия могут быть произведены тотчас после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но до его направления прокурору. Таким образом, проведение указанных действий будет возможным лишь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Иными словами, после того, как информации для принятия решения о возбуждении уголовного дела будет достаточно и без привлечения к проверке освидетельствования и экспертизы.

Статья 144. порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Для получения заключения следователь обязан в трехдневный срок с момента поступления сообщения о преступлении направить в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
Порядок и сроки рассмотрения и разрешения обращений установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).
Эти же правила для радио- и телепрограмм применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и через иные телекоммуникационные сети.

При необходимости, в случае, когда требуется дополнительная проверка, рассмотрение обращения может быть продлено до десяти суток.

После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Ссылка в ч. 4 ст. 226.4 УГ1К РФ на гл. 16 УПК РФ означает, что в данном случае в полном объеме применяется сг. 123 УПК РФ, а следовательно, правом обжалования указанных решений дознавателя обладает не только подозреваемый, но и иные участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производство дознания в сокращенной форме затрагивают их интересы.

Заявления о преступлении могут поступать в дежурную часть территориального органа в письменном виде, по почте, по телеграфу, по информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи либо доставляются заявителем или его представителем лично, а сообщения о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии — в устной форме.

Источники


  1. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

  3. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
  4. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
  5. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.