Штраф за непредоставление сведений в налоговую

Важная информация и советы на тему: «Штраф за непредоставление сведений в налоговую». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Как изменятся «налоговые» штрафы

Поправки, которые вносит в Налоговый кодекс Федеральный закон от 27.07.10 № 229-ФЗ,существенно увеличивают сумму штрафов по большинству налоговых правонарушений. Но к увеличению штрафов эти поправки не сводятся. В некоторые статьи НК РФ, посвященные налоговым правонарушениям, внесены изменения, которые уточняют и состав правонарушений. Все новшества вступят в силу со 2 сентября 2010 года. В настоящей статье главный консультант портала «Бухгалтерия Онлайн» Александр Погребс описывает изменения состава правонарушений и представляет вашему вниманию итоговую таблицу, где сравнивает «старые» и «новые» составы, а также размеры штрафных санкций.

Постановка на учет в инспекции

Величина штрафа за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе раньше зависела от того, насколько налогоплательщик опоздал с подачей заявления (до 90 календарных дней или более). Теперь сумма штрафа (10 000 руб.) не будет зависеть от сроков такого опоздания (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Также не будет зависеть от срока опоздания и штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Причем, раньше этому правонарушению была посвящена самостоятельная статья 117 НК РФ. Теперь эту статью убрали, а само правонарушение перенесли в пункт 2 статьи 116 НК РФ.

При этом уточнена формулировка обоих правонарушений — добавлены слова «по основаниям, предусмотренным НК РФ». Раньше, опираясь на пункт 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5, суды отказывали налоговикам в применении штрафа за несвоевременную подачу заявления, если налогоплательщик уже состоит на учете в данной инспекции по другим основаниям. Характерный пример — подача заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Если данный налогоплательщик уже состоит на учете в этой инспекции (например, учтено обособленное подразделение), то применить штраф в случае опоздания с заявлением по ЕНВД уже было нельзя.

Формулировка, которая вводится законом 229-ФЗ, коренным образом меняет ситуацию, поскольку предусматривает наказание за опоздание с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе по каждому основанию, предусмотренному НК РФ.

Непредставление декларации

Существенной реконструкции подверглась статья 119 «Непредставление налоговой декларации». Раньше для этого правонарушения был предусмотрен сложный расчет штрафа, зависящий от срока задержки с подачей декларации. Причем, при опоздании до 180 дней и при сдаче в более поздние сроки использовались разные формулы расчета. Теперь формулировка стала единой: 5 процентов за каждый полный или неполный месяц опоздания, но не более 30 % и не менее 1 000 руб.

Есть в этой статье и другое нововведение. Если раньше сумма штрафа за непредставление в срок декларации определялась в процентах от суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, то сейчас для расчета суммы штрафа берется только та часть этого налога, которая осталась неоплаченной на момент подачи декларации. Это делает более справедливым наказание за несвоевременную подачу декларации.

Тем не менее минимальная сумма штрафа — 1000 рублей — будет взиматься независимо ни от суммы налога, ни от срока опоздания с декларацией.

Отметим еще одну поправку. Раньше была весьма нелогичная ситуация с «нулевыми декларациями», когда минимальный штраф в 100 рублей взимался только в случае опоздания до 180 дней. Поэтому часто советовали «тянуть» с непредставлением нулевой декларации до 181 дня. Теперь и сумма штрафа увеличилась в 10 раз, и взиматься он будет вне зависимости от срока опоздания.

Электронная отчетность

Обратите внимание: в Налоговый кодекс добавлена новая статья 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)». В ней за несоблюдение порядка обязательного представления налоговой декларации или расчета в электронном виде предусматривается штраф в размере 200 рублей. Новая норма адресована только тем налогоплательщикам, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде. Ранее для таких налогоплательщиков не были предусмотрены штрафы за сдачу отчетности «на бумаге», что заставляло Минфин «изобретать» способы наказания за сдачу бумажной отчетности вместо электронной.

Налоговые агенты

Весьма существенной является поправка в статью 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». В формулировку состава правонарушения добавлены слова «неудержание» и «неполное удержание». Их отсутствие приводило к спору: имеет ли налоговая инспекция право штрафовать налогового агента, если он не удержал налог при выплате дохода. Ведь раньше штраф взыскивался только за «неперечисление (неполное перечисление)» налога. А если налоговый агент не удержал налог, то у него не возникает и обязанности перечислить его в бюджет. Теперь такая уловка не поможет.

Кроме того, штраф будет грозить и тем налоговым агентам, которые перечисляют «чужие» налоги за свой счет. Такое часто случается, когда российским заказчикам услуг сложно объяснить иностранцу, который и дня не пробыл на территории России, что из его дохода нужно удержать российский НДС. Многие российские компании предпочитают в этом случае платить НДС за свой счет. Теперь такая «доброта» будет стоить штрафа в 20 процентов от суммы налога.

Арестованное имущество

Поправки в статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест» расширяют сферу применения этой статьи. К имуществу, на которое наложен арест, добавлено имущество, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога. Всяческие «манипуляции» в отношении этого имущества теперь тоже чреваты штрафом, который, кстати сказать, увеличен в три раза и составляет 30 000 рублей.

Грубое нарушение правил учета

Внесены изменения в определение «грубых нарушений» (статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»). Теперь наряду с регистрами бухгалтерского учета здесь упомянуты и регистры налогового учета.
Так что со 2 сентября (дата вступления всех описываемых поправок в силу) налоговики будут штрафовать еще и за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Причем размер штрафов увеличен:

— за грубые нарушения в течение одного периода — 10 000 руб. вместо 5 000 руб.;
— в течение нескольких периодов — 30 000 руб. вместо 15 000 руб.;
— если занижена налоговая база — 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (было, соответственно, 10 процентов и 15 000 руб.).

Выездная проверка

Поправки не обошли стороной и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) Туда введена новая статья 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка». Такой отказ, а также незаконное воспрепятствование доступу проверяющего к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб.

Увеличение штрафов

Увеличены штрафы для банков:
— за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (при отсутствии задолженности) — 20 000 руб. вместо 10 000 руб. (ст. 134 НК РФ);
— за непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам — 20 000 руб. вместо 10 000 руб. (ст. 135.1 НК РФ).

Читайте так же: Договор на охрану объекта с физическим лицом образец бланк

Все остальные изменения, касающиеся ответственности налогоплательщиков и налоговых агентов за налоговые правонарушения, мы включили в сравнительную таблицу.

Ответственность налогового агента за представление отчетности по НДФЛ с пропуском срока или недостоверными сведениями

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

В настоящее время продолжает формироваться практика применения новых составов правонарушений, связанных с привлечением налогового агента к ответственности за пропуск срока представления расчета по форме 6-НДФЛ, а также за представление документов, содержащих недостоверные сведения. Некоторым вопросам ответственности налоговых агентов посвящено интервью с экспертом.

— Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?

С 2016 года ответственность налогового агента дифференцирована в зависимости от вида непредставленного документа. Самостоятельными статьями НК РФ установлены санкции:

  • за непредставление в установленный срок документов (сведений), обязанность представления которых установлена НК РФ (штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ — 200 рублей за документ, например, за непредставление справки 2-НДФЛ);
  • за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ как отдельного документа (штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ — от 1000 рублей);
  • за представление недостоверных документов — штраф по статье 126.1 НК РФ 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения;
  • за непредставление в установленный срок сведений, отказ от представления документов по запросам налогового органа — штраф 10 000 рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).

Обратим внимание, что при наличии соответствующих оснований указанная ответственность (за исключением ответственности за непредставление расчета сумм НДФЛ) касается всех налоговых агентов, а не только агентов по НДФЛ.

Иными словами, просрочка на один день будет влечь штраф 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день — 2000 рублей и т.д.

В целях исчисления продолжительности такой просрочки учитывается срок от даты, следующей за установленной НК РФ датой представления расчета, по дату его фактического представления в налоговый орган.

— Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?

Представление налоговым агентом налоговому органу предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом. Штраф составляет 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения (статья 126.1 НК РФ). Речь идет о составляемых налоговым агентом документах налоговой отчетности, налоговых регистрах.

Для привлечения к ответственности не имеет значения, представлен документ налоговым агентом в рамках исполнения им положений части второй НК РФ или в ответ на требование налогового органа в порядке статей 93, 93.1 НК РФ.

Привлечение к ответственности по статье 126.1 НК РФ возможно только при условии фактического получения документа налоговым органом.

На возможность привлечения к ответственности не влияет факт представления налоговым агентом документа досрочно (до истечения срока его представления, установленного НК РФ).

Представление налоговым агентом документа с пропуском срока и при том, что такой документ содержит недостоверные сведения, будет влечь ответственность за каждое правонарушение отдельно.

— Что относится к недостоверным сведениям?

Недостоверными, то есть не соответствующими действительности, могут оказаться любые сведения, отраженные в соответствующих реквизитах формы отчетности (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).
Примерами таких сведений являются:

  • арифметические ошибки;
  • искажение суммовых показателей;
  • ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).

Ответственность может наступать не только, когда налоговый агент подменил дату, внес иные исправления в документ, но и первоначально составил его не в соответствии с имеющимися фактическими данными.

— Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?

Ответственность по статье 126.1 НК РФ может наступать в случае представления налоговым агентом в налоговые органы любых предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями, включая и справки 2-НДФЛ.

Статья 126.1 НК РФ применяется в отношении действий, совершенных с 1 января 2016 года, и охватывает случаи выявления налоговым органом недостоверных сведений в документах, представленных начиная с 2016 года, в том числе, в уточненных документах, представленных налоговым агентом за периоды, предшествующие 2016 году.

— Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?

Вопрос о квалификации деяний налогового агента при неполном или неправильном заполнении расчета сумм НДФЛ зависит от конкретных обстоятельств.

Когда в расчете налоговый агент указал неполную информацию о суммах начисленных и выплаченных физическим лицам доходов, то представление такого расчета может влечь применение ответственности по статье 126.1 НК РФ.

При этом за несоблюдение порядка заполнения расчета, предположим, когда при отсутствии значения по суммовым показателям вместо ноля поставлен прочерк, ответственность не применяется.

— Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?

Непосредственно в статье 126.1 НК РФ последствия представления недостоверных сведений — привело это к неудержанию суммы налога или нет, не указаны.

Вместе с тем, если недостоверность сведений не стала причиной невозможности для налогового органа идентифицировать налогоплательщика, вид и размер выплаченного дохода, то привлечение к ответственности неправомерно.

Объективной стороной правонарушения является представление документов, содержащих недостоверные сведения, если указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ, привести к нарушению прав физических лиц. Об этом сказано в решении ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, вынесенном по жалобе налогового агента.

При применении данного подхода неправильное указание в документе даты получения дохода, кода дохода, отражение в документе доходов, освобождаемых от налогообложения, не должно являться основанием для привлечения к ответственности.

— При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?

Освобождение от ответственности за представленные недостоверные сведения применяется в случае самостоятельного выявления налоговым агентом ошибок и представления налоговому органу уточненных документов (пункт 2 статьи 126.1 НК РФ).

Для освобождения от ответственности по статье 126.1 НК РФ уплаты налога, пени не требуется.

— Когда должны быть совершены такие действия?

Такие действия должны быть совершены до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

Момент обнаружения налоговым органом правонарушения может определяться как составление налоговым органом акта по итогам выездной или камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ), составление акта в порядке пункта 1 статьи 101.4 НК РФ.

Напомню, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат. Соответственно недостоверность сведений в этом документе может выявляться в рамках выездной проверки или вне рамок камеральной и выездной проверки в пределах трехгодичного срока давности привлечения к ответственности.

— Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?

ФНС трактует положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по представленному документу, с указанием выявленных ошибок и противоречий, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

Читайте так же: Оценка автомобиля в твери, оценка авто

На мой взгляд, данная трактовка не в полной мере соответствует выработанному правоприменительной практикой подходу к освобождению от ответственности лица, представившего уточненную декларацию (расчет) в порядке статьи 81 НК РФ.

Налоговый орган может указывать в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер.

Налоговый агент, получивший требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган, в которых указаны выявленные налоговым органом ошибки и противоречия, вправе подать уточненные сведения и претендовать на освобождение от ответственности на основании пункта 2 статьи 126.1 НК РФ.

Другое дело, если в составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки, то есть, когда очевидность нарушения сомнений не вызывает. В этом случае налоговому агенту, представившему уточненный расчет, корректирующую справку, рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ).

— Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?

Обязанность представления физическим лицом налоговому агенту свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан присвоенный ему ИНН, НК РФ не предусмотрена. С учетом пункта 7 статьи 84 НК РФ физические лица вправе использовать вместо ИНН свои персональные данные.

Согласно Приказу ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected] в форме 2-НДФЛ в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается ИНН — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Аналогичные положения отражены в порядке заполнения Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» (Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/[email protected]).

В форматах представления указанных форм налоговой отчетности таблицы, посвященные персональным данным физического лица — получателя доходов, предусматривают, что такой элемент как ИНН физического лица не относится к обязательным. То есть, данный элемент (совокупность наименования элемента и его значения) в файле обмена может отсутствовать.

Отсутствие у налогового агента сведений об ИНН физического лица — получателя дохода, в том числе по причине неполучения налогоплательщиком ИНН, не может являться основанием для отказа в принятии отчетности налоговым органом.

При незаполнении поля «ИНН в Российской Федерации» налоговый орган сформирует протокол приема сведений с типом сообщения налоговому агенту «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России». Однако сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений) будут считаться прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 06.09.2017 № БС-4-11/[email protected]).

Иными словами, незаполнение показателей об ИНН физического лица — получателя дохода нарушением не является.

— А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?

В письмах ФНС России от 12.02.2016 № БС-4-11/[email protected], от 06.09.2017 № БС-4-11/[email protected] высказана позиция, согласно которой указание в документах недостоверных сведений об ИНН налогоплательщика (не соответствующего фактически присвоенному) влечет привлечение налогового агента к ответственности.

Вместе с тем, с учетом уже названного решения ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, привлечение к ответственности можно оспорить, если в документе были указаны иные сведения о физическом лице — получателе дохода, позволяющие его идентифицировать.

Кроме того, на мой взгляд, налоговый агент не может быть привлечен к ответственности за использование в документах недостоверных или некорректных сведений, которые получены им от налогоплательщика и налоговый агент не знал и не мог знать о недостоверности имеющихся у него сведений. Например, при изменении паспортных данных физического лица, присвоении ему нескольких ИНН. В подобной ситуации вина налогового агента в совершении правонарушения отсутствует (статьи 106, 109, 110 НК РФ).

  1. Главная
  2. » Штраф за непредставление сведений в ФНС

Штраф за непредставление сведений в ФНС

Если вы владеете недвижимость или транспортом, при этом не получаете налоговые уведомления и соответственно не уплачивали налоги, с 1 января 2017 года, вас могут оштрафовать.

С 1 января 2017 года действует налоговая ответственность за непредставление сведений в ФНС.

Эта норма Налогового кодекса РФ по привлечению к налоговой ответственности за непредставление либо несвоевременное представление сведений действует с 1 января 2017 года. В 2015 году и 2016 году вы, как физическое лицо, могли отправить сообщение в налоговую инспекцию в любой срок, но обязательно до 31 декабря 2016 года.

Если вы ранее никогда не получали налоговое уведомление, вы обязаны самостоятельно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию в соответствии с пунктом 2.1. статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Налоговый кодекс РФ Пункт 2.1. статья 23.

Налогоплательщики – физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пуктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Наказание за непредставление сведений в налоговую

Если вы не получали ранее налоговые уведомления и сейчас не сообщите о своей недвижимости и транспорте согласно статье 129.1, такая оплошность грозит вам штрафом: в первый раз в размере 5 000 руб., затем в размере – 20 000 рублей.

И еще обойдется вам в 20% от неуплаченной суммы налога по каждому объекту, которым вы владеете.

Налоговый кодекс РФ

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Неуплаченный земельный налог, транспортный налог и налог на недвижимость

Если вы в течение нескольких лет не уплатили налоги на машину, квартиру, дачу и т.п., инспекция может вам отправить уведомление не более чем за три налоговых периода. Вы, как налогоплательщик, также уплачиваете налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления. Таким образом, неуплаченные транспортный налог, земельный налог и налог на недвижимость вы заплатите не более чем за 3 года по каждому налогу.

Читайте так же: Доп соглашение к трудовому договору образец бланк

Как отправить сообщение в налоговую

Сообщение о своей собственности – неизвестной для ФНС недвижимости или транспорте – нужно представить в ФНС по месту жительства или по месту нахождения вашей собственности.

Сообщение можно отправить в бумажном или в электронном виде.

В бумажном виде. Вы распечатываете бланк сообщения на сайте ФНС России или скачайте здесь и заполняете. Затем вы можете лично отнести ваше сообщение в налоговую, приложив к нему копии документов на собственность. Также вы можете отправить Сообщение и документы на собственность по почте с описью сложения. Датой отправки будет считаться дата, указанная на почтовом штампе.

В электронном виде. Вы распечатываете бланк, заполняете, сканируете и отправляете по электронной почте с пакетом правоустанавливающих документов на свою собственность.

Кроме того, сообщение можно заполнить в своем личном кабинете на сайте ФНС России.

Чтобы работать с Личным кабинетом на сайте ФНС России, вам нужно зарегистрироваться на сайте nalog.ru. Затем, обратитесь лично в налоговую инспекцию и получить код доступа. Москвичи могут обратиться в любую налоговую Москвы вне зависимости от своей регистрации.

Вы получите код доступа и можете пользоваться личным кабинетом. Код доступа нужно сменить в течение месяца.

Почему могут отказать в рассмотрении сообщения

Отказать могут, если вы неразборчиво заполните сообщение и не предоставите либо предоставите в нечитаемом виде документы, подтверждающие ваше право собственности.

Новый штраф за непредставление пояснений

Собственно за непредставление пояснений раньше в Налоговом кодексе вообще не было специальной ответственности. Но это не мешало некоторым налоговикам применять «непрофильные» штрафы.

Так, иногда инспекторы пугали должностных лиц организации административным штрафом в размере от 2000 до 4000 руб. в случае непредставления в срок пояснений — как за неповиновение законному требовани ю абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ . Причем отсылка к ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ могла стоять прямо в требовании о представлении пояснений.

Однако ФНС уже давно разъяснила, что административная ответственность за неповиновение законному требованию ИФНС должна применяться только за неявку (в случае вызова должностных лиц в инспекцию), а не за отказ от дачи пояснени й Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (п. 2.3) . И судьи такой подход поддерживал и Постановления ФАС ВСО от 28.08.2012 № А10-355/2012 ; 8 ААС от 07.12.2010 № А70-8103/2010 . Правда, были и исключения: иногда судьи все же признавали законным административный штраф за непредставление пояснени й Постановления 5 ААС от 14.10.2013 № 05АП-11259/2013 , от 13.03.2012 № 05АП-902/2012 .

[1]

Упомянутые в статье судебные решения можно найти:

Известны и случаи, когда инспекторы пугали организации и предпринимателей довольно внушительным — 10-ты ­сячным —штрафом по п. 2 ст. 126 НК РФ как за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщик е Постановление 5 ААС от 13.03.2012 № 05АП-902/2012 .

В то же время Президиум ВАС еще в 2003 г. разъяснил, что этот штраф возможен лишь при запросе у налогоплательщика документов, содержащих сведения о другом налогоплательщике (а не о нем само м) п. 18 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71 . Так что непредставление пояснений о собственных операциях и иных данных не должно повлечь такой штраф.

Вместе с тем, никаких сомнений не возникало в отношении наказания за несвоевременную передачу инспекции квитанции о приеме электронного требования о представлении пояснений. Если этого не было сделано в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции (6 рабочих дней считая со дня его отправки налоговым органом), то ИФНС могла заблокировать расчетный счет (электронный кошеле к) п. 6 ст. 6.1, п. 1, подп. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ .

Некоторые инспекции пытались оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную передачу квитанции о приеме требования на 200 руб. на основании п. 1 ст. 126 НК РФ (как за непредставление документов).

Но ФНС сама против такого подхода: ведь подача пояснений и представление документов — понятия принципиально разны е Решение ФНС от 17.03.2016 № СА-3-9/[email protected] .

Однако в большинстве случаев представление пояснений было (да и остается сейчас) в интересах самого налогоплательщика. Так можно избежать доначисления налогов по итогам проверки и ненужных споров с проверяющими.

С 2017 г. правила ужесточились. Инспекция может оштрафовать вашу организацию на 5000 руб. за непредставление или несвоевременное представление пояснений в следующих случая х п. 1 ст. 129.1, п. 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) :

• в декларации обнаружены ошибки или противоречия (несоответствия) между указанными в ней сведениями и сведениями, содержащимися в иных документах, имеющихся у ИФНС;

• в уточненной декларации по сравнению с ранее представленной уменьшена сумма налога к уплате;

• в декларации по налогу на прибыль или по «доходно-расходной» упрощенке заявлен налоговый убыток.

А в случае повторного в течение календарного года непредставления пояснений в рассмотренных случаях грозит еще более серьезный штраф — 20 000 руб. п. 2 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017)

Что делать

Итак, порядок такой. При проведении камеральной проверки деклараций инспекция может затребовать пояснения по ней.

Не забудьте вовремя передать в инспекцию квитанцию о приеме сообщения о требовании пояснений.

Как и прежде, при получении от инспекции такого требования в электронном виде надо не позднее 6 рабочих дней (считая со дня его отправки налоговым органом) передать в инспекцию квитанцию о его прием е п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ .

После получения требования о представлении пояснений у вас есть 5 рабочих дней для отправки таких пояснений либо представления уточненной декларации. Иначе — готовьтесь к штрафу, если поводом для получения пояснений были указанные выше случа и п. 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) .

Если же инспекция запросила у вас пояснения по иным причинам (не перечисленным в п. 3 ст. 88 НК РФ), то штрафа за их непредставление быть не должн о п. 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) . К примеру, пояснения налоговики могут запросить в связи с заявленными в декларации налоговыми льготам и п. 6 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) . В качестве оснований для получения таких пояснений в требовании об их представлении должен быть указан п. 6 ст. 88 НК РФ (а не «штрафной» п. 3 этой статьи).

Но учтите, что для проверки права на заявленные льготы налоговики чаще запрашивают не пояснения, а подтверждающие документы. И если такие документы у вас имеются, но вы их не представите, организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный докумен т п. 1 ст. 126 НК РФ .

Если в течение 5 рабочих дней вместо пояснений вы представили в ИФНС уточненную декларацию, то штрафов за неподачу собственно пояснений не буде т п. 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017) .

Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации

Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации

Похожие публикации

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей своевременно отчитываться о своих объектах налогообложения, суммах доходов и расходов, исчисленных налоговых платежах. Отчетным документом является налоговая декларация. Несвоевременная подача налоговой декларации – штраф на предприятие, риск заморозки операций по счетам в банке и привлечение к административной ответственности.

Читайте так же: Принудительный привод в суд по гражданскому делу

 

Штраф за непредоставление налоговой декларации

Для уклонистов от сдачи декларации в органы ИФНС предусмотрено несколько форм наказаний:

  1. Штраф за непредоставление декларации, размер которого регламентируется ст.119 НК РФ.
  2. Блокировка операций по банковским счетам – условия и механизм применения такой нормы прописаны в ст. 76 НК.
  3. Штраф за несвоевременную подачу декларации или предупреждение, адресованные ответственным должностным лицам, в рамках требований ст. 15.5 КоАП.

Штраф за непредоставление налоговой декларации в соответствии с НК рассчитывается в процентном отношении к сумме недоимки по конкретному налогу. В расчете штрафа учитывается и срок, на который была произведена задержка с подачей отчетной документации. Штраф за несданную декларацию равен 5% от суммы просроченного платежа по соответствующему налогу, начисляется он за каждый месяц задержки, в том числе и неполный.

Максимальный штраф за несдачу декларации может находиться на уровне 30% от суммы задержанного платежа по неподанной декларации. Минимальная планка размера штрафа установлена на отметке 1000 рублей. Штраф ИП за непредоставление декларации рассчитывается аналогично штрафным санкциям для юридических лиц по нормам ст. 119 НК.

Штраф за неподачу налоговой декларации ИП или юридическим лицом в рамках административной ответственности предусматривает наложение санкции на виновное в правонарушении физическое лицо. Размер штрафа находится в диапазоне от 300 до 500 рублей. При нарушении формата отчета (вместо электронной декларации документ подан в бумажном варианте) предусмотрен дополнительный штраф – 200 рублей.

Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации без задолженности по уплате налога

Нарушение сроков при подаче налоговых деклараций с нулевыми показателями также влечет за собой наказание в форме штрафов. В этом случае штраф на несдачу декларации ИП и предприятию будет назначен в размере 1000 рублей.

Если налоги были рассчитаны, вовремя перечислены в бюджет, а декларацию забыли подать или просрочили, наказания избежать не получится. Мнение, что 5% ставка штрафа при умножении на нулевую задолженность по налогу будет означать, что плательщику налога грозит нулевой штраф, неверно. Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации при условии вовремя перечисленной суммы налога будет равен минимальному значению – 1000 рублей.

Иная ситуация с документацией за отчетные периоды, которая призвана отобразить авансовые платежи по налогам. Итоговое значение налога еще неизвестно, у предприятия есть обязанность уплатить не сам налог, а аванс по нему. Поэтому штраф по нормам ст. 119 НК применять нельзя, но штраф в сумме 200 рублей в соответствии со ст. 126 НК РФ может быть выписан (Письмо ФНС № СА-4-7/16692, датированное 22.08.2014).

Какой штраф за неподачу налоговой декларации – пример расчета

ООО «Крикус» осуществляет хозяйственную деятельность на общей системе налогообложения. Предприятием была задержана подача декларации по НДС на 4 полных месяца и 16 дней. Сумма налога по декларации также была перечислена с задержкой. Размер задержанного налогового платежа составляет 115 000 руб.

Расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации будет вестись за 5 месяцев, так как по нормам НК учитываются не только полные, но и неполные месяцы просрочки. Сумма штрафа по ст. 119 НК будет равна 28 750 руб. (115 000 х 5% х 5).

Другое предприятие не сдавало декларацию по прибыли 7 полных месяцев и 2 дня. Сумма накопленной недоимки по налогу составила 565 000 руб. Алгоритм расчета следующий:

  • вычисляется период просрочки – 8 месяцев (2 дня являются неполным месяцем, который тоже должен участвовать в расчете);
  • определяется процент штрафа – 30% (8 месяцев х 5=40%, этот показатель выше максимально допустимого, поэтому за основу в расчетах берется 30%);
  • исчисление суммы штрафа к уплате – 169 500 руб. (565 000 х 30%).

Ответственность за нарушения отчетности по НДФЛ

Налоговые агенты должны ежегодно подавать сведения о доходах физических лиц и сумме начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/[email protected] (ст. 230 НК РФ). С 2016 года налоговые агенты ежеквартально должны представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ, формат и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/[email protected] (п. 2 ст. 230 НК РФ, письма ФНС от 08.06.2016 N ЗН-19-17/97, от 04.05.2016 N БС-4-11/[email protected]). Также для налоговых агентов в НК РФ ужесточили ответственность за неисполнение обязанностей по представлению отчетности по НДФЛ.

Недостоверные сведения и их выявление

С 2016 года действует новый вид ответственности для налоговых агентов — штраф за представление отчетности по НДФЛ с недостоверными сведениями, установленный ст. 126.1 НК РФ. Согласно данной норме налогового агента смогут оштрафовать на 500 руб. за каждый представленный документ, который содержит недостоверные сведения (письма ФНС России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424, ФНС от 16.11.2016 N БС-4-11/[email protected], от 01.11.2016 N БС-4-11/20817, от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515, от 11.02.2016 N БС-4-11/[email protected]). Причем определения того, какие сведения считаются недостоверными, в НК РФ нет.

Ранее контролирующие органы в своих разъяснениях высказывали разные точки зрения. Так, в письмах ФНС России от 09.03.2016 N БС-3-11/[email protected], N БС-3-11/[email protected], N БС-4-11/[email protected] отмечено, что представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН (присвоенного другому физическому лицу) является представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 500 руб. (ст. 126.1 НК РФ).

В то же время отсутствие ИНН в справке 2-НДФЛ, прошедшей форматный контроль, не считается правонарушением, за которое взыскивается штраф по ст. 126.1 НК РФ. При этом организация — налоговый агент должна предпринять все возможные меры по идентификации налогоплательщика, получившего от нее доход, включая направление в налоговый орган запроса об ИНН. Такая позиция была высказана в письмах Минфина России от 18.04.2016 N 03-04-06/22325, N 03-04-06/22209, от 21.04.2016 N 03-04-06/23193.

В Письме от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515 ФНС высказала официальную позицию по вопросу привлечения к налоговой ответственности налоговых агентов. Данное письмо доведено до территориальных инспекций. По мнению ФНС, к недостоверным следует относить любые заполненные реквизиты отчетности по НДФЛ, не соответствующие действительности. Следовательно, любые ошибки в справках 2-НДФЛ и расчете 6-НДФЛ считаются недостоверными сведениями.

Недостоверными сведениями в справках 2-НДФЛ может быть признано некорректное отражение персональных данных физических лиц: Ф.И.О., ИНН, паспортных данных, даты рождения, а также иных сведений в отчетности.

В обеих формах — 2-НДФЛ и 6-НДФЛ — недостоверными сведениями могут быть признаны: неверное отражение кодов доходов и вычетов, неправильное отражение сумм, в том числе из-за арифметических, технических ошибок, опечаток, даже если ошибка привела к переплате, неисчисление или неполное исчисление НДФЛ, ошибки, которые привели к нарушению прав физических лиц (неправильное отражение налоговых вычетов), любые иные ошибки.

Такие ошибки могут быть обнаружены контролирующими органами в расчете по форме 6-НДФЛ при камеральной, выездной налоговых проверках и вне рамок этих проверок (ст. 88 НК РФ, п. 3 Письма ФНС от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515).

Недостоверность сведений, отраженных налоговым агентом в справках по форме 2-НДФЛ, определяется в рамках проведения выездной налоговой проверки за соответствующий период или вне рамок ее проведения (ст. 89 НК РФ). Камеральные проверки в отношении справки 2-НДФЛ налоговики проводить не могут, поскольку она не является декларацией (ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07). При этом предельный срок для установления недостоверных сведений в 2-НДФЛ в НК РФ не установлен.

Читайте так же: Возврат ндфл при покупке стройматериалов

При обнаружении ошибок налоговый орган должен выслать требование о представлении пояснений либо уведомить вас о вызове в ИФНС (ст. 88 НК РФ). При этом он должен указать, какие именно ошибки были выявлены.

Когда штрафа может не быть?

Штрафа за ошибки в справках 2-НДФЛ и расчете 6-НДФЛ можно избежать, если налоговый агент сам обнаружит ошибку и представит исправленные формы до того, как инспекция узнает об ошибке или назначит выездную проверку по НДФЛ (п. 2 ст. 126.1 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 N БС-4-11/13012).

Уточненные справки 2-НДФЛ представляются по форме, которая действовала в налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/[email protected]). При представлении уточненного расчета по форме 6-НДФЛ на титульном листе указывается номер корректировки (разд. II Порядка заполнения и представления расчета). В случае если ошибка привела к занижению налога, до подачи уточненного расчета надо доплатить налог и пени (ст. 81 НК РФ).

Это не относится к случаям, когда от инспекции уже получено требование пояснить выявленные ошибки либо иной документ, свидетельствующий об обнаружении недостоверных данных. Освобождение от ответственности не применяется, если налоговый агент представил отчетность с ошибками, которые были исправлены после обнаружения их налоговым органом (Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424). Аналогичный вывод в отношении справок 2-НДФЛ сделан специалистами ФНС в Письме от 19.07.2016 N БС-4-11/13012. Оговорки о том, что штрафовать будут только после того, как истек срок представления отчетности в НК РФ, нет.

Поэтому, если до представления уточненных сведений ИФНС обнаружила, что в отчетности содержатся недостоверные сведения, на организацию может быть наложен штраф в размере 500 руб. за каждую справку с ошибками, даже если они будут исправлены до 1 апреля, но уже после того, как инспекция уведомила об этом налогового агента (п. 1 ст. 126.1 НК РФ, письма Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424, ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515 (п. 3), от 19.07.2016 N БС-4-11/13012).

Кроме того, ФНС России напомнила, что оштрафовать налогового агента будет нельзя, если со дня нарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено нарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности прошли три года (п. 1 ст. 113 НК РФ, Письмо от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515).

Обратите внимание, что штраф за недостоверные сведения по ст. 126.1 НК РФ может быть наложен только за расчеты и справки, которые были представлены после 1 января 2016 года (п. 2 ст. 5 НК РФ). При выявлении налоговым органом начиная с 2016 года недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ, представленных до 2016 года, ответственность по ст. 126.1 НК применяться не должна.

В случае представления недостоверной информации, которая не привела к потерям бюджета либо к нарушению прав физических лиц, ФНС России советует проверяющим учитывать смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 112 НК РФ, п. 3 Письма ФНС от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515).

Одним из обстоятельств, исключающих ответственность, является выполнение письменных разъяснений Минфина и ФНС, касающихся порядка исчисления уплаты и иных вопросов применения налогового законодательства (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, Постановление Президиума ВАС от 30.11.2010 N ВАС-4350/10).

То есть, если расчет по форме 6-НДФЛ или справки по форме 2-НДФЛ заполнены с учетом разъяснений писем ФНС России, штрафа по ст. 126.1 НК РФ быть не должно. Это относится и к тем случаям, когда налоговая служба изменила свое мнение по отражению данных в отчетности. То есть, если будет дано разъяснение, отличное от ранее выпущенного, оштрафовать вас на 500 руб. за недостоверные сведения в расчете, составленном на основании более раннего разъяснения, налоговая уже не вправе.

Ответственность за непредставление

За непредставление в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ налоговым агентом в инспекцию по месту учета взимается штраф в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со дня, установленного для представления расчета, до фактической даты его представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ, п. 1 Письма ФНС от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515).

Если расчет 6-НДФЛ не представлен в течение 10 рабочих дней после последнего дня установленного законом срока, налоговики по истечении этого срока вправе заблокировать банковские счета организации. ФНС указала, что, прежде чем заблокировать счет, инспекции должны убедиться в том, что организация является налоговым агентом. Об этом могут свидетельствовать: перечисление организацией НДФЛ, представление справок 2-НДФЛ за предыдущий год и др. обстоятельства (п. 2 Письма ФНС от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515). Решение об отмене приостановления операций по счетам инспекция должна принять не позднее чем на следующий рабочий день после сдачи отчета (ст. 76 НК РФ).

Штраф за несвоевременную подачу справок 2-НДФЛ по итогам года остался прежним: 200 руб. за каждую справку (п. 1 ст. 126 НК РФ, Письмо ФНС от 28.01.2015 N БС-4-11/[email protected]). Блокировать счета за нарушение срока представления справок 2-НДФЛ налоговики не вправе (Постановления ФАС МО от 10.01.2008 N КА-А40/12282-07, от 14.02.2008 N КА-А40/235-08).

Нарушение порядка представления расчета 6-НДФЛ

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты, составляющие расчет 6-НДФЛ на 25 и более физлиц, должны представлять его в ИФНС в электронной форме. В случае если численность работников, которые получили от налогового агента доходы, составляет менее 25 человек, отчет по форме 6-НДФЛ может быть представлен на бумаге.

При этом в НК РФ не говорится, что при нарушении этого требования расчет не считается представленным. Поэтому, если организация отчиталась по форме 6-НДФЛ за 25 и более физических лиц на бумаге, но сделала это в срок, блокировать ее банковские счета и штрафовать за опоздание с расчетом налоговики не вправе.

За несоблюдение порядка представления расчета 6-НДФЛ (бумага вместо электронного вида) штраф составит 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

В случае если при привлечении к ответственности налогового агента не будут учитываться обстоятельства исключающие вину налогоплательщика, смягчающие обстоятельства действия налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящей УФНС в соответствии со ст. 138 НК РФ.

[2]

Источники


  1. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.

  2. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  3. Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
  5. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.