Проводится ли межевание земель сх назначения за счет государства

Важная информация и советы на тему: «Проводится ли межевание земель сх назначения за счет государства». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Особенности межевания земли общего пользования в СНТ

Установление границ земельных участков и проведение процедуры межевания может применяться к землям различного назначения, в том числе и к участкам, входящим в состав садоводческого некоммерческого товарищества.

Под СНТ понимается некоммерческое объединение граждан, осуществляющих пользование наделами, при этом эксплуатация такого рода земель осуществляется с учетом установленных рамок гражданских взаимоотношений.

Параллельно с таким понятием широко применяется аббревиатура ЗОП – земли общего пользования, которые не являются собственностью отдельных лиц и непосредственно используются владельцами или пользователями прилегающих к ним участков.

К таким землям относят дороги, проходы, детские площадки – фактически, все территории, что входят в состав СНТ, но не определены в качестве отдельного участка.

Необходимость установления границ такого рода земель может быть вызвана рядом причин, среди которых содержится определение межи собственности, оформление документов, защита своих прав и т.д.

Цели установления границ ЗОП

Основными целями проведения межевания земель общего пользования, входящих в состав территории СНТ, являются следующие:

  • Уточнение границ участков, их площади, а также конфигурации участков;
  • Снижение риска возможности возникновения споров относительно смежных с соседями границ или обвинений в проведении самозахвата территории;
  • Обеспечение возможности получения документов, подтверждающих право собственности;
  • Защита прав владельца в случае, когда относительно земли замечены неправомерные действия в плане посягательства на его собственность;
  • Возможность законного увеличения площади надела путем прирезки дополнительных территорий, не имеющих своего владельца;
  • Получение разрешения на строительство по упрощенной схеме.

 

Порядок проведения

Порядок проведения процедуры установления границ для земель, входящих в состав СНТ, несколько отличается от того, который используется по отношению к участкам, находящихся в собственности одного лица или организации.

Данный факт связан с тем, что участки не имеют единоличного владельца и все организационные процессы могут осуществляться только при наличии согласия пользователей наделами.

Общее собрание и заключение договора

Поскольку процедура межевания будет применяться к землям, входящим в состав СНТ и оплата за оказание такой услуги будет взыматься с каждого из пользователей участка, решение о необходимости установить границы участков и земель общего пользования также принимается всеми лицами, имеющими право голоса.

Для принятия такого решения необходимо инициировать проведение общего собрания, на котором путем общего голосования выносится решение как о возможности инициирования процедуры установления границ, так и о том, в какую организацию потребуется обратиться для того, чтобы провести межевание.

 

На собрании озвучиваются цели межевания, условия работы с определенной геодезической организацией, а также цена процедуры как в общем, так и разделенная на каждого из пользователей земли.

Решение в такой ситуации принимается на основании положения о кворуме и принятия решений (необходимого перевеса для возможности утверждения того или иного действия).

Необходимые документы

Для возможности обращения в геодезическую организацию и инициированию определения границ участка необходимо будет заранее подготовить пакет документации, положенный в таких случаев.

Так, в частности, потребуются:

  • Документы, которые свидетельствуют о праве на пользование участком или получении его в собственность;
  • Документальное подтверждение факта возникновения права собственности. В качестве него может выступать свидетельство о получении участка, выданное местной администрацией, а также договор купли-продажи или другой документ, который может служить основанием для эксплуатации земли любым лицом;
  • Общая схема товарищества, которая будет заверена правлением. Данные материалы могут быть использованы при непосредственном межевании, в частности, инженер будет руководствоваться сведениями при определении границ земли, которую потребуется включить в межевой план;
  • Протокол общего собрания товарищества, на котором был назначен действующий на данный момент председатель.

Проведение геодезических работ

Геодезические работы являются основной частью осуществления определения границ участков, входящих в состав СНТ, а также межей прохождения земли общего пользования.

Предварительно инженер должен ознакомиться с имеющимися документальными данными относительно таких территорий и принять во внимание всю информацию о координатах границ, которая имеется в наличии. Имеющиеся данные специалист может взять за основу для проведения дальнейших расчетов.

После того, как этап вычислений закончен, кадастровый инженер выезжает на территорию расположения участков, занятых под СНТ, и проводит работу на местности. Такая работа заключается в непосредственном выносе границ в натуру и определении правильности вычисленных им координат.

При установлении фактических границ землепользования в первую очередь принимаются во внимание особенности характера территории и расположения на них природных объектов, в связи с чем потребуется несколько изменить расположение поворотных точек земельных участков.

После того, как все вехи были установлены, потребуется провести согласование установленных границ.

При этом в случае наличия споров по поводу любой из границ специалисты советуют решать такие вопросы путем мирной договоренности, поскольку в противном случае единственным вариантом решения проблемы станет обращение в судебный орган, где на основании предоставленной документации будет принято решение о том, каким именно образом будет проходить граница.

Судебные решения

В процессе установления границ земельных участков СНТ нередко приходится прибегать к обращению в судебный орган. Читайте так же: Возможно ли вернуть презервативы

Необходимость этого может возникать в связи с наличием споров относительно проходящих границ.

Такие споры могут заключаться в том, что владельцы смежных участков имеют различное мнение относительно того, как проходит граница между их участками или же один из пользователей не согласен с тем, как установлена межа.

В процессе рассмотрения таких дел могут приниматься следующие решения:

  • Отказ в рассмотрении дела по причине отсутствия у пользователя участка законных полномочий на опротестование прохождения границ таким образом;
  • Отказ в инициировании разбирательства по причине отсутствия доказательной базы для опротестования границ. Фактически это означает, что лицо имеет возможность протестовать против именно такого расположения участка, имея какие-либо документы или данные (в том числе и свидетельские показания) относительно того, что координаты поворотных точек должны быть установлены в другом месте;
  • Принятие обращения и вынесение решения в пользу истца. В такой ситуации суд рассматривает все предоставленные документы, проводит анализ данных, которые могут свидетельствовать о правоте истца и выносит решение в его пользу;
  • Принятие обращения и при этом на основании рассмотренных данных вынесение решение частично в пользу истца или же в пользу ответчика.

В такой ситуации возможно повторное обращение в суд, если истец все равно не согласен с вынесенным решением или считает его несправедливым.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается об особенностях межевания земель общего пользования в пределах СНТ.

Заключение

Итак, межевание земельных участков, что входят в состав СНТ, осуществляется путем привлечения кадастрового инженера геодезической организации, который производит анализ предоставленного плана территории товарищества и прочие документальные сведения, проводит геодезические работы на местности и составляет межевой план.

Решение о проведении процедуры установления границ должно осуществляться на основании голосования на общем собрании членов товарищества, как того требует установленный порядок.

Дачники без границ

В последние несколько месяцев в разных СМИ стали появляться тревожные публикации. В них рассказывалось о законопроекте, который якобы закрепляет на законодательном уровне требование к собственникам земельных участков — проводить межевание в обязательном порядке.

Гражданам сообщали, что вот-вот грядут изменения в федеральное законодательство, по которым землей нельзя будет распоряжаться в случае, если границы участка не установлены. И якобы такие драконовские поправки должны вступить в силу уже 1 января 2018 года.

Как объяснили корреспонденту «РГ» в Росреестре, после таких публикаций некоторые недобросовестные участники рынка кадастровых работ стали весьма вольно трактовать эту информацию.

Главное — эти манипуляторы стали запугивать неискушенных в юридических тонкостях дачников, в том числе пенсионеров, якобы грозящими со стороны государства разнообразными санкциями. Граждан стращали чуть ли не потерей права собственности на свои сотки. И ту же стали предлагать дорогостоящие услуги по составлению кадастровых планов, грозя, что до 1 января все могут и не успеть.

Для решения проблемы хитроумные дельцы предлагали собственникам участков, которые окончательно не оформлены, свои услуги.

На это в Росреестре заявили — неподтвержденная информация из СМИ иногда становилась инструментом обмана людей.

Чтобы защитить граждан, успокоить и развеять слухи, Росреестр разъяснил требования закона (эксперты «РГ» регулярно рассказывают о юридических аспектах межевания земель в рубрике «Юрконсультация»).

Первое и главное, что считают нужным сказать в Росреестре, — в настоящее время нет никаких оснований заявлять о вступлении подобных изменений в федеральное законодательство в силу с 1 января 2018 года.

В ведомстве сказали, что с 1 января 2017 года «отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость», являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Или по-простому — за это отвечает закон N 218-ФЗ.

Но ни в этом законе N 218, ни в каких-либо других нормативных правовых актах не установлена обязанность дачников, то есть правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков. Проще говоря, провести так называемое «межевание» и внести такие сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Росреестр напомнил, что межевание и внесение его данных в госреестр проводятся по усмотрению правообладателей таких земельных участков. И никакими сроками не ограничиваются.

Необходимо подчеркнуть, сказали в ведомстве, что по части 6 статьи 72 закона N 218 государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам прежнего законодательства, в том числе при отсутствии на такой участок сведений о координатах характерных точек границ земли, признается юридически действительной.

Сейчас законом N 218 вообще не предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации прав на земельные участки из-за того, что на них нет сведений в Едином государственном реестре недвижимости из-за отсутствия «межевания».

Но и это еще не все. Действующее законодательство не содержит и ограничения на совершение сделок с участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но границы которых не установлены. И нет в законе сроков, в течение которых собственники дачных соток обязаны привести свои границы в порядок.

Все это так, но тем не менее Росреестр рекомендует собственникам участков, у которых до сих пор нет точных границ, рассмотреть «возможность проведения межевания». Практика последних лет, уверяют в ведомстве, показывает, что внесение в ЕГРН сведений о границах избавит дачников и садоводов от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами власти.

[1]

Напомним, что сейчас Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения более чем о 60 млн земельных участков, из которых почти половина не имеет точных границ.

Читайте так же: Какие нужны документы для приватизации построенного дома

Межевание земельных участков сельскохозяйственного назначения

Процедура межевания участков практически для всех категорий земель является стандартной.

Собственники наделов, предназначенных для использования их под сельское хозяйство, сталкиваются с тем, что оформление межевого плана имеет отличительные особенности, которые заключаются как в самой процедуре, так и необходимых документах для установления границ и определения координат поворотных точек.

Кроме того, межевание земельного пая (надела) сопровождается обязательной процедурой проведения собрания участников, на котором происходит утверждение проекта.

Что это такое?

Лицо или организация, которые имеют право на пользование земельным паем с/х назначения, могут распоряжаться с ним посредством следующих действий:

  • Продажа как государству, так и частному лицу;
  • Оформление дарственной на любое физ. или юр. лицо;
  • Выделение территории в ее натуральном выражении.

В процессе возникновения необходимости оформления каких-либо сделок собственник в любом случае столкнется с проведением межевания.

Межевание земельного пая, имеющего строго сельскохозяйственное назначение, заключается в проведении процедуры установления границ поворотных точек земельного участка, после чего между ними проводятся линии, определяющие межи, которые и становятся границами надела.

 

Нормами права определяется возможность выделения пая из общих земель с/х назначения, в процессе чего потребуется решение органа, имеющего соответствующие полномочия на утверждение возможности как проведения процесса, так и выделения участка для предоставления его в собственность одного из дольщиков.

Инициатором, то есть тем лицом, которое возьмет на себя организацию проведения собрания и оповещение всех заинтересованных лиц, может выступать такое лицо или заинтересованный орган:

  • Участник долевой собственности сельскохозяйственного пая;
  • Те лица, которые используют пай по непосредственному назначению, при этом имеют законное право на такое действие;
  • Орган власти, относящийся к территории, на которой расположен земельный участок.

Инициатором осуществляется публикация объявления, в котором должна содержаться следующая информация:

  • Дата собрания;
  • Вопросы, которые будут рассматриваться на повестке дня;
  • Место, где можно ознакомиться с документацией, что будет составлена на основании проведенного собрания;

Такое оповещение необходимо осуществить не позднее, чем за 40 дней до момента проведения собрания.

На проводимом собрании могут рассматриваться следующие вопросы:

  • Рассмотрение возможности подготовки проекта межевания;
  • Заключение договора с кадастровым инженером;
  • Установление расценок, которые будут допустимы при проведении кадастровых работ;
  • Определение долей каждого из участников.

Кроме того, на собрании решается один из важных вопросов – кто будет наделен компетенцией действовать от имени всех членов при проведении процедуры согласования границ.

Цели межевания земель сельхозназначения

Необходимость межевания таких участков возникает в следующих ситуациях:

  • Согласование границ для уточнения прохождения межи и утверждения ее с представителями органов власти и соседями;
  • Восстановление границ, которые были установлены ранее, но данные по ним утеряны;
  • Оформление права собственности на надел;
  • Осуществление гражданско-правовой сделки, которая заключается в продаже участка, его обмене, предоставлении в аренду;
  • Необходимость решения спорных вопросов, которые возникают в процессе эксплуатации земли;
  • Разделение одного участка на два или более (размежевание) или объединение нескольких участков в один.

Процедура межевания земель, основным назначением использования которых является сельское хозяйство, осуществляется прохождением таких этапов:

  • Предоставление необходимой документации и получение данных по ним;
  • Определение точных координат поворотных точек земельного участка;
  • Оформление межевого плана;
  • Уведомление заинтересованных лиц о проведении процедуры согласования
  • Согласование плана с заинтересованными лицами или одним представителем, который уполномочен на такое действие общим собранием;
  • Постановка участка на учет.

В процессе обращения в геодезическую организацию, которая будет осуществлять постановку на учет, лицо, непосредственно подавшее заявление для составления межевого плана, должно будет предоставить перечень следующих документов:

  • Само заявление о проведении процедуры межевания;
  • Паспорт;
  • Основание для возникновения права собственности на надел;
  • Постановление органа местного самоуправления;
  • Документ, подтверждающий право собственности или пользования участком;
  • Прочие документы, которые могут быть отдельно затребованы – справка из БТИ об отсутствии объектов, план местности, на которой расположен пай.

Составление и утверждение проекта

Составление проекта осуществляется посредством указания четких границ участка или нескольких паев, относительно которых проводится межевание.

Данный документ должен включать в себя информацию, какая впоследствии будет утверждаться всеми участниками, относительно наделов, которые предоставляются лицам путем выделения из общей массы земель.

Сам проект межевания подготавливает исключительно кадастровый инженер, имеющий разрешение на осуществление такого вида деятельности.

Кроме соответствующей лицензии, наличие которой дает ему такое право, удостовериться в компетенции можно проверив информацию на официальном сайте Росреестра, где размещен список лиц, имеющих действительные разрешения.

 

Отдельно необходимо учитывать, что к составлению проекта межевания предъявляются определенные требования, которые формируются на основании НПА федерального органа власти.

Учет всех таких норм является прямой обязанностью кадастрового инженера, поскольку документ, составленный без их соблюдения, не будет иметь юридической силы.

Читайте так же: Срок подачи иска о моральном ущербе

Сам проект межевания является предварительным документом, который содержит схему одного участка (или нескольких), а также координаты поворотных точек их границ.

Составленный проект в обязательном порядке предоставляется заинтересованным лицам или их представителю, после чего формируется окончательный межевой план.

Итоговый документ

В результате проведения процедуры межевания собственник участка получает на руки межевой план. Данный документ состоит из двух частей – графической и текстовой.

Графическая представляет собой чертеж принадлежащего лицу земельного участка, а текстовая – описание надела с четким указанием координат границ всех линий, которые, соединяясь, и обозначают границы собственности.

Межевой план дает собственнику возможность получения кадастрового паспорта, регистрации права собственности, продажи участка, его дарения и предоставления в аренду.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором показан процесс межевания земель сельхозназначения.

Заключение

Итак, межевание земель, предназначенных для использования их под сельское хозяйство, имеет некоторые отличия и заключается в проведении общего собрания, на котором утверждается проект межевания.

Отличается также и процедура согласования, которая имеет место перед окончательным формированием документа – для представления интересов собственников земель сельхозназначения может выбираться один человек путем общего голосования.

В результате полученный межевой план дает право владельцу участка на постановку надела на учет и осуществление с ним любых гражданско-правовых сделок.

Как провести межевание земельного участка бесплатно

В 2015 году были приняты новые поправки к ФЗ № 221 от 2007 года, согласно которым у собственников земельных наделов появилась возможность проведения межевания земли за счет средств муниципального бюджета.

Такой возможности обрадовались многие владельцы неотмежеванных участков, однако на деле все не так просто. В статье мы расскажем, при каких условиях возможно бесплатное проведение этой процедуры.

Законодательная база

Возможность бесплатного межевания земельных наделов, принадлежащих частным лицам, определена 5 пунктом статьи 42.6 ФЗ № 221.

Здесь указано, что при проведении комплексных кадастровых работ (ККР) собственники наделов, которые находятся на территории проведения работ, могут потребовать у кадастрового инженера показать межи их участка на местности.

При этом ни кадастровый инженер, ни муниципалитет, за счет бюджета которого проводятся работы, не могут взимать с него плату за это.

Здесь важно понимать, что такое комплексные КР. Это кадастровые работы (в первую очередь, межевание и составление карты-плана межуемой территории), которые выполняются сразу на большой территории.

При проведении работ инженеры определяют границы всех ранее неотмежованных участков, составляют необходимые документы и передают их муниципальным властям, которые отправляют данные документы на регистрацию в ЕГРН.

При этом не имеет значения, кому принадлежит данные участки: государству, муниципалитету, физическому или юридическому лицу. Межеванию будут подлежать все, ранее неотмежованные участки.

Согласно статье 42.2 ФЗ № 221 заказчиком ККР выступает муниципалитет (в редких случаях региональные власти).

Заказчик же и определяет кадастровые кварталы, которые будут включены в работы. Причем это не обязательно могут быть кадастровые кварталы, где есть участки, принадлежащие физлицам. В состав комплексных кадастровых работ могут быть включены кварталы, где земля принадлежит исключительно муниципалитету (государству).

Основная суть этого положения заключается в том, что сам владелец надела не может подать заявку на бесплатное проведение межевания до тех пор, пока кадастровый квартал, в котором находится его надел, не будет включен в проект работ.

Та же статья 42.2 ФЗ № 221 определила, что в любом из случаев кадастровые работы финансируются за счет средств заказчика. То есть, за счет средств муниципального (регионального) бюджета. Владельцы наделов никак не участвуют в финансировании работ, что еще раз подтверждает возможность бесплатного межевания.

В этом же пункте отмечено, что заказчик выступает с инициативой о проведении кадастровых работ исходя из имеющихся у него средств. Если в бюджете нет денег, кадастровые работы проводить не будут.

Сколько времени занимает

Законом не определены сроки в которые нужно провести комплексные кадастровые работы.

Однако, учитывая масштабность процедуры, а также учитывая, что все документы по каждому участку кадастровые инженеры готовят только к концу проведения работ, на весь процесс (от извещения о проведении работ до регистрации сведений в едином государственном реестре недвижимости) уходит до 4-6 месяцев.

[2]

На срок также прямо влияет размер территории, подлежащей плановым ККР.

Кто имеет право проводить

Пункт 1 статьи 42.1 ФЗ № 221 определил, что при проведении ККР межевание выполняется в отношении всех наделов, включенных в проект работ.

Если земельные участки не требуют проведения кадастровых работ (были ранее отмежованы и зарегистрированы должным образом в ЕГРН), в отношении их межевание повторно не проводится.

Иными словами, на бесплатное межевание претендует любой собственник неотмежованного земельного участка, который был включен в ККР.

Как проводится процедура

Порядок проведения ККР закреплен статьей 42.6 ФЗ № 221.

Весь процесс состоит из этапов:

  1. Составление и утверждение проекта территории будущих работ.
  2. Назначение исполнителя работ. В качестве исполнителя может выступать кадастровый инженер ИП, или геодезическая фирма.
  3. Оповещение заинтересованных лиц (владельцев земельных участков) о скором проведении кадастровых работ. Есть несколько способов оповещения заинтересованных лиц:
    • отправка извещения обычной или электронной почтой, если известен адрес владельца участка;
    • размещения объявления в местных печатных СМИ;
    • размещение объявления на информационных щитах.
  4. Предоставление документов кадастровому инженеру – исполнителю. Подпункт 3 пункта 2 статьи 42.6 ФЗ № 221 определил, что собственники земельных участков должны предоставить кадастровому инженеру только копии документов о праве владения (свидетельство о праве собственности и др.)
  5. Выполнение работ по межеванию. Работы производятся по плану, разработанному кадастровым инженером.
  6. Составление итоговой карты-плана, утверждение его заказчиком и согласование установленных границ со специально созданной комиссией.

По итогу проведения работ заказчик (органы муниципальной или региональной власти) получает карту-план территории проведения работ.

Эта карта направляется в Росреестр для регистрации сведений в ЕГРН. С момента регистрации карты-плана в ЕГРН, все участки, в отношении которых проводились работы, считаются отмежованными и зарегистрированными.

Читайте так же: Наследство по праву представления

Теперь при необходимости можно будет посмотреть границы своего участка на кадастровой карте Росреестра.

Как узнать, какие территории включены в состав кадастровой карты

Заказать кадастровые работы может региональное Министерство имущественных отношений, или горсовет (райсовет) муниципального образования.

Если собственник желает уточнить, включен ли его участок в проект ККР, в зависимости от места проживания ему необходимо обратиться в одну или другую структуру.

Так, жителям региональных центров необходимо обращаться в Министерство имущественных отношений, жителям более мелких населенных пунктов – в горсовет (райсовет).

Обращение может быть как устным, так и письменным, на основе запроса. Помимо этого, если орган власти имеет официальный сайт, информация о проводимых кадастровых работах обязательно будет там размещена.

Сколько земли можно присоединить

Часто, при проведении межевания реальная площадь земельного надела на сколько-либо отличается от той, которая указана в документах.

Пункт 3 статьи 42.8 ФЗ № 221 определил, что при проведении межевания в рамках ККР земельный участок может быть увеличен не более чем:

  • На минимальную площадь надела данного вида целевого использования, установленную в конкретно взятом регионе.Условно, если местным законодательным актом определено, что участок под ЛПХ не может быть менее 6 соток, то при проведении бесплатного межевания допускается, что площадь межуемого земельного участка ЛПХ может быть увеличена на те же 6 соток. Если по документам размер участка составлял 20 соток, то после проведения межевания он не может быть больше 26 соток.
  • На 10% от площади участка, указанной в документах, если в регионе не установлена минимальная площадь надела данного вида целевого использования. Если площадь участка по документам составляла 20 соток, то после проведения межевания можно присоединить не более 2 соток.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано о тонкостях и особенностях осуществления бесплатной процедуры межевания надела.

Заключение

Действующее законодательство допускает возможность бесплатного межевания, однако только муниципальные (региональные) власти решают, где и когда это бесплатное межевание будет проводиться. Сам собственник участка никак не может повлиять на включение его надела в проект бесплатных кадастровых работ.

В свою очередь, муниципальные (региональные) власти принимают решение о проведении ККР, основываясь на доступном бюджете. Чем больше денег выделено под кадастровые работы – тем на большей территории можно будет сделать процедуру.

Если участок был включен в проект кадастровых работ, то его собственнику необходимо дождаться извещения о проведении таких работ, передать кадастровому инженеру копии документов о праве владения и обеспечить беспрепятственный доступ к участку.

Особенности межевания земель сельхоз. назначения, земельного пая, а также лесных участков и территории общего пользования

Процедуру межевания проводят для отделения одного надела от другого.

В процессе работ кадастровый инженер определяет координаты участка, они официально закрепляются в документах.

Но есть земли особого статуса, межевание которых имеет свои особенности.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что такое межевание?

Процедура определения границ состоит из нескольких этапов. Сначала специалист разграничивает участки. Для этого он использует специальные средства, которые носят название межевых знаков.

После определения координат границы надела осуществляется оформление топографической карты. Следующим этапом становится создание межевого плана. В Кадастровой палате происходит согласование и оформление бумаг, результат межевания закрепляется документально.

Межеванием занимаются кадастровые инженеры, которые прошли аттестацию, либо организации, имеющие лицензию на выполнения работ.

Для каких видов земель оно проводится?

Межевание проводят для того, чтобы определить, восстановить или упорядочить границы участка.

Сегодня все земли разделены на 7 категорий, они перечислены в Земельном кодексе:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • земли запаса;
  • промышленного назначения;
  • населенных пунктов;
  • территории, относящиеся к лесному фонду;
  • водного фонда;
  • особо охраняемые (рекреационные).

Межевать нужно все виды земель указанные выше.

Говоря о категориях земель, нужно сказать о существующих ограничениях. Например, на сельскохозяйственных землях запрещено строительство и другая деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Если говорить о процессе межевания, то земли некоторых категорий имеют свои особенности проведения таких работ. Дело в том, что такие территории имеют особый статус. Речь идет о следующих наделах:

  1. сельскохозяйственных землях;
  2. участках, которые относятся к лесному фонду;
  3. наделах общего пользования.

Читайте так же: Заявление о выдаче (копии) судебного решения

Обязательные условия для процедуры

Завершив процедуру, нужно подписать договор о том, что все стороны согласны на результаты замеров. Возможно, что контакта с заинтересованными лицами нет.

В этом случае нужно сделать объявление, известив о дате проведения межевания в СМИ. С соседей, которых удалось предупредить о процедуре, нужно взять подписку о том, что они ознакомлены с датой проведения межевания.

Если этого не сделать, то результаты измерений могут быть оспорены в суде.

Разграничение земель, имеющих особый статус

Процедуру осуществляет кадастровый инженер, используя геодезическое оборудование. Лучше всего обращаться к специалистам, которые имеют положительные отзывы и большой опыт работы.

Земли сельхоз. назначения

Сельскохозяйственными землям называют те участки, которые выходят за границы территорий со стоящими на них жилыми домами. Такие земли выделяют органы власти для того, чтобы на них велись сельскохозяйственные разработки. Возможна передача наделов в долевое пользование.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся пастбища, лесные массивы и фермерские наделы. Но большую часть занимают земли, предназначенные под возделывание. Кроме того, в категорию территорий сельскохозяйственного назначения включены участки с объектами специального назначения.

Межевание территорий выполняется в обязательном порядке, по итогам процедуры готовится кадастровый паспорт. Если надел относится к долевой собственности, то при межевании должны быть учтены права всех владельцев.

Процедура также проводится в следующих ситуациях:

  1. по желанию собственника, если он планирует продать или купить участок.
  2. При слиянии нескольких участков или разделении надела, а также при решении споров, которые возникли между соседями.
  3. При аренде земельного участка или сдаче его внаем.
  4. При оформлении земли в собственность. При получении надела в наследство.
  5. Если государство передало территорию для ее эксплуатации в определенных целях.

Сначала кадастровый инженер собирает все сведения о наделе, проводит анализ результатов геодезической съемки, выполненной ранее. После этого он составляет технический проект и уведомляет тех лиц, интересы которых может затронуть процедура.

Находясь на участке, эксперт делает его обмер, а затем с помощью межевых знаков осуществляет закрепление его краев. При этом он руководствуется документами, которые были в наличии первоначально.

На следующем этапе специалист составляет акт согласования. Владельцы соседних участков подтверждают подписями, что они согласны с установленными границами. После этого кадастровый инженер проводит геодезическую съемку. Он фиксирует площадь надела и записывает координаты поворотных точек.

Завершающим моментом становится составление межевого плана. Собственник участка получит два экземпляра, один из которых будет направлен в Росреестр. Заказчик межевания получит кадастровый паспорт.

Этот документ становится подтверждением того, что надел поставлен на учет. После выполнения всех описанных выше шагов в Регистрационной палате собственник получит свидетельство, оно подтвердит его права сельскохозяйственные земли.

Лесные участки

Границы участков устанавливают, если возник вопрос оформления прав постоянного, временного пользования и аренды. Процедуру проводят, если планируется продажа насаждений или их покупка.

 

Лесными участками могут пользоваться не только юридические лица, но и граждане. Они имеют право выступить с инициативой межевания.

Отличием процедуры можно назвать то, что согласовывать процедуру с заинтересованными лицами не нужно.
Все дело в том, что пограничные точки на местности не отмечают.

Поскольку на землях лесного фонда могут находиться наделы, относящиеся к другим категориям, могут возникнуть трудности при постановке участка на учет.

Дачные участки и СНТ

Поскольку такие наделы используются для выполнения коммерческих задач, они пользуются спросом у потребителей.

Участки делят на паи, которыми заведуют садоводческие некоммерческие товарищества.

Процедуру межевания может инициировать как собственник надела, так и товарищество.

Заключение

Межевание земель особого статуса имеет свои особенности. Процедуру выполняет кадастровый инженер, именно он занимается составлением плана межевания. Территории ставят на кадастровый учет, записи ведет Росреестр.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  2. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.

  3. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
  4. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
  5. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.