Порядок учреждения и ликвидации предприятий

Важная информация и советы на тему: «Порядок учреждения и ликвидации предприятий». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Создание и ликвидация предприятий и учреждений

Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с дей­ствующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться собствен­ником; уполномоченным собственником государственными органа­ми или органами местного самоуправления; учредителями (участ­никами) негосударственных коммерческих организаций.

Учредительным документом государственного и муниципаль­ного предприятия является устав, который утверждается учреди­телем предприятия.

Учредительными документами государственных учреждений в одних случаях может быть устав, в других — положение о данном учреждении. Естественно, что различен и порядок их утверждения.

Учредительными документами негосударственных коммерчес­ких предприятий являются: а) хозяйственных товариществ — уч­редительный договор; б) хозяйственных обществ; кроме акционер­ных — учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверждения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них 1 .

1 Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральными законами: от 8 августа 2001 г. «О государствен­ной регистрации юридических лиц», от 21 марта 2002 г. «О приведении зако­нодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государствен­ной регистрации юридических лиц», предусматривающим особенности регис­трации определенных видов юридических лиц» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. c t. 3431; 2002. № 12. Ст. 1093.

Раздел II. Субъекты административного права!

Глава 9. Предприятия, организации и учреждения

1 См.: постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. «Об уполномо- | ченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем госу- | дарственную регистрацию юридических лиц» (СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872); от | 19 июня 2002 г. «Об утверждении Правил ведения государственного реестра | юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений» (СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2585).

 

Данные государственной регистрации включаются в единый! реестр юридических лиц 1 .

Предприятие и учреждение считается созданным с момента!
внесения в государственный реестр юридических лиц записи о егоз
регистрации. .

Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установ-j ленного законодательством порядка создания предприятия, учреж-‘ дения, а также несоответствия учредительных документов его тре­бованиям.

Федеральный закон «О государственной регистрации юриди­ческих лиц» предназначен для регулирования отношений, возника­ющих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении измене­ний в их учредительные документы и при ведении Единого госу­дарственного реестра юридических лиц.

Ликвидация предприятия, учреждения производится по реше­нию его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учре­дительными документами. Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учрежде­ние; достижение цели, ради которой оно создано; признание судом недействительной его регистрации.

Предприятие, учреждение может быть ликвидировано по ре­шению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего : разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом,; либо с иными грубыми нарушениями закона или иных правовых; актов. Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть ; предъявлено в суд государственным органом или органом местно-,’ го самоуправления, которому право на предъявление такого требо­вания предоставлено Законом (ст. 61 ГК РФ).

Предприятие может быть ликвидировано также в случае при- -знания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.

Предприятие, учреждение считается ликвидированным после, внесения об этом записи в Единый государственный реестр юриди­ческих лиц.

За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на феде­ральный антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью пре-

дотвращение злоупотребления доминирующим положением пред­приятиями или ограничения конкуренции. Поэтому требуется согла­сие указанного органа на: а) создание, слияние и присоединение объ­единений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций); б) сли­яние и присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплат труда; в) ликвидацию, разделение, выделение госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров опла­ты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъ­екта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет пре­вышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществля­ется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить хода­тайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возник­новению или усилению доминирующего положения соответствую­щей организации, или ограничению конкуренции, или представлен­ная документация недостаточна для принятия решения.

Порядок и условия прекращения деятельности отдельных ви­дов предприятий, учреждений регулируются соответствующими законодательными актами РФ.

Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий, учреждений может определяться правовыми актами общефедерального значения (например, бухгал­терий); актами, общими для отдельных видов структурных подраз­делений предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятель­ности (например, подразделений, ведающих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, ибо предприятия, учреждения самостоятельно опре­деляют структуру своих органов управления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8443 —

| 8049 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общество с ограниченной ответственностью: понятие, порядок создания, реорганизации и ликвидации, учредительные документы.

Понятие:

Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, общества относятся к категории коммерческих организаций, то есть таких, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Такие организации (за исключением унитарных предприятий и других предусмотренных законом) обладают общей (универсальной) правоспособностью.

Порядок создания:

Читайте так же: Налоги физических лиц

Для создания общества с ограниченной ответственностью (дальше Предприятие) предприятия-учредители или физические лица-учредители (дальше Учредители), созывают учредительное собрание, на котором принимают решение о создании этого Предприятия. Такое решение оформляется протоколом учредительного собрания.

На учредительном собрании учредители должны рассмотреть и утвердить следующие вопросы:

1. О создании Предприятия;

2. Об утверждении Учредительного Договора и Устава;

3. О распределении и утверждении частей между учредителями;

4. Об утверждении размера Уставного фонда; На сегодняшний день минимальный размер Уставного фонда определяется ста минимальными заработными платами. На момент регистрации каждый из учредителей обязан внести не менее 30% указанного в учредительных документах вклада, что подтверждается документами, выданными банковским учреждением. Для получения такой справки, в учреждение банка необходимо предоставить: учредительный договор (нотариально заверенный), протокол учредительного собрания, в котором обязательно нужно указать лицо, отвечающее за регистрацию Предприятия, и акт сдачи-приемки имущества с четким перечнем имущества, которое вносится в Уставный фонд, и оценочную стоимость вносимого имущества;

5. О выборах директора Предприятия;

6. О государственной регистрации (проведение государственной регистрации учредители поручают директору или назначают другое лицо, которому выдают доверенность, где указываются полномочия и его паспортные данные).

Нужно отметить, что перед проведением учредительного собрания, учредители, (это относится к предприятиям-учредителям) должны получить от своих полномочных органов решение о создании такого Предприятия и размере части, которая будет внесена как вклад в Уставной фонд. Для того чтобы выяснить компетенцию полномочных органов, необходимо получить от них учредительные документы.

После принятия решения и подготовки необходимых документов, документы подаются для государственной регистрации. Такими документами являются:

1. Учредительные документы в трех экземплярах (учредительный договор и устав);

2. Регистрационная карточка установленного образца, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации;

3. Документ, удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию;

4. Документ, удостоверяющий уплату учредителями взноса в Уставный фонд Предприятия (такими документами является справка из банка или акт сдачи-приемки в случае внесения вклада имуществом);

5. Свидетельства о государственной регистрации предприятий-учредителей (нотариально удостоверенная копия);

6. Договор аренды помещения (юридический адрес).

После государственной регистрации Предприятие необходимо поставить на учет в органах государственной статистики, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, налоговой милиции (для того, чтобы встать на учет в налоговой милиции, директор Предприятия и/или руководители предприятий-учредителей, физические лица должны явиться на прием лично) и налоговой инспекции соответствующего района. Потом открывается счет в банковском учреждении и подается заявление в соответствующий орган внутренних дел для получения разрешения на изготовление печатей и штампов.

Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Реорганизация и ликвидация ООО:

Реорганизация

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО, Общество) может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон N 14-ФЗ).

Решение о своей реорганизации ООО обязано письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее трех дней с момента принятия такого решения.

Налоговый орган, получив уведомление о реорганизации, вправе назначить проверку Общества независимо от времени проведения предыдущей проверки за три предшествующих проверке календарных года его деятельности.

Обеспечение прав кредиторов — один из основных вопросов правового регулирования ООО.

Перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора (ст. 391 Гражданского кодекса РФ). Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) ООО или орган, принявший решение о его реорганизации, т.е. практически на само Общество (ст. 60 ГК РФ), — не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации.

Кредитор реорганизованного ООО вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.

Ликвидационный баланс

Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами. Однако если ликвидационный баланс не позволяет сделать вывод о том, что все расчеты с кредиторами завершены, требования Общества к регистрирующему органу о выдаче свидетельства о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения его деятельности не будут удовлетворены.

Пример (по материалам Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2008 N Ф08-8532/07).

Участником ООО было принято решение о его ликвидации.

В связи с этим в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о ликвидации и в периодическом печатном издании было размещено объявление об этом.

Налоговым органом ООО было направлено требование об уплате налога и приняты меры по взысканию сумм налогов и пеней в бесспорном порядке.

Решением участника ООО был утвержден ликвидационный баланс.

Регистрирующий орган принял решение отказать в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации), согласно которому отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов. Представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не подтверждает завершения всех расчетов с кредиторами, т.к. имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет.

ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением к регистрирующему органу о признании недействительным его решения об отказе в государственной регистрации и обязании выдать свидетельство о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.

В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

Читайте так же: Для чего вызывают в качестве свидетеля согласно статьи 90 налогового кодекса рф как проходит процесс

— документ об уплате госпошлины.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, после завершения расчетов с кредиторами. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

В связи с этим, поскольку ликвидируемое юридическое лицо не выполнило все обязательства по удовлетворению требований кредиторов, суд отказал Обществу в удовлетворении его требований.

При рассмотрении данного дела суд также указал на то, что кредиторы, в т.ч. и налоговый орган, обязаны соблюдать установленный законом порядок предъявления требований.

Срок заявления требований кредиторами устанавливается ликвидационной комиссией и не может быть менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Пункты 2 и 5 ст. 63 ГК РФ предусматривают последовательное составление двух ликвидационных балансов — промежуточного и окончательного.

Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявлять к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут оспаривать предъявленные к ним претензии; споры решаются в судебном порядке.

Достоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, чрезвычайно важна, т.к. данная информация отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидационный баланс и приложения к нему содержат сведения об итогах деятельности ликвидационной комиссии, в т.ч. о взыскании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе юридического лица, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания.

Таким образом, неправомерно игнорирование ликвидируемыми юридическими лицами отдельных требований кредиторов при составлении ликвидационного баланса.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 29.11.2007 N А65-6715/2007-СА2-8 суд также отказал в удовлетворении требования к регистрирующему органу, т.к. у ликвидируемого юридического лица имелись не указанные им в промежуточном ликвидационном балансе недоимки по налогам. В связи с этим суд пришел к выводу о недостоверности ликвидационного баланса.

Удовлетворяя требования о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с непредставлением заявителем уведомления кредиторов, ФАС Центрального округа в Постановлении от 18.09.2007 N А14-492/2007/11/24 учел положения ст. 51 Закона N 14-ФЗ, ст. 57 ГК РФ, ст. 17 Закона о государственной регистрации и исходил из следующего: все необходимые для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица документы при обращении с заявлением в регистрирующий орган заявителем были представлены.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятия

Создание предприятия начинается с принятия решения о его создании на общем собрании учредителей. В случае, если участник один решение принимается единолично. Учредители утверждают Устав организации и/или заключают договор. Устав предприятия является учредительным документом, который содержит полное и сокращенное фирменное наименование, место его нахождения, тип общества (для акционерных обществ), вид деятельности, размер вклада (уставного капитала), сведения о филиалах и представительствах (при наличии), порядок управления деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Уставный капитал (акционерный) предприятия необходим для начала деятельности предприятия (закупки сырья, аренды помещений, оплаты труда наемного персонала и т.д.). Он образуется как за счет материальных ценностей (денежных, основных и оборотных средств), так и нематериальных активов (например, права на пользование природными ресурсами, объекты интеллектуальной собственности: патенты, лицензии). Величина уставного капитала зависит, прежде всего, от организационно-правовой формы предприятия, а также его размера, структуры, вида деятельности. Нижняя граница размера уставного капитала для различных форм предприятий определяется законодательством (см. параграф 1.1). По мере необходимости допускается увеличение уставного капитала за счет прибыли, выпуска и продажи акций и иных ценных бумаг, что позволяет предприятию использовать более широкие возможности для наращивания производственного потенциала, а, следовательно, увеличить прибыль.

На момент регистрации предприятия должны представить в налоговую инспекцию решение учредителя (или общего собрания учредителей) о формировании капитала. Если оплата уставного капитала осуществлялась путем внесения имущества, необходимо указать его наименование и стоимость. Если стоимость имущества превышает 20 тыс. руб. рублей, то для ее подтверждения необходим акт оценки имущества, составленный независимым оценщиком. При формировании уставного капитала путем внесения денег банк откроет временный (накопительный) счет, на который к моменту регистрации организации разрешается внести не менее 50%[10]. Остальную часть денежных средств можно внести в течение года после завершения процедуры государственной регистрации.

На временный счет можно положить любые суммы, но распоряжаться ими, то есть перечислять в уплату чего-то, нельзя. После завершения регистрации и постановки на учет организации банк закроет временный счет, и, удостоверившись в наличии всех регистрационных документов, а также нотариально заверенных образцов подписей должностных лиц организации (руководителя и главного бухгалтера) откроет расчетный счет, на который переведет с временного счета вклады учредителей и ранее внесенные денежные средства. Информацию об открытии (закрытии) расчетного счета необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица, в противном случае, оно может быть привлечено к налоговой и административной ответственности.

Читайте так же: Возражение на апелляционную жалобу, образец, бланк

В целях законного оформления прав заниматься предпринимательской деятельностью необходима государственная регистрация предприятия. Процедура регистрации предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Одновременно с этим все организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. И государственная регистрация, и постановка на учет осуществляются налоговыми органами. Порядок постановки на учет и снятия с учета регулируется статьями 83 и 84 Налогового кодекса. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, является незаконной и предусматривает ответственность в соответствии со статьями 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и 171 Уголовного кодекса.

Для государственной регистрации необходимы следующие документы:

— Заявление о государственной регистрации юридического лица (где содержится нотариальное удостоверение подписи заявителя);

— Учредительные документы юридического лица (Устав) и/или Учредительный договор;

— Решение о создании юридического лица (для ООО) или Протокол учредительного

собрания (для АО);

— Квитанция об оплате госпошлины[11].

Следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрены понятия «юридический адрес» и «фактический адрес». Адресом регистрации юридического лица считается место постоянного нахождения его исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Возможно использование адреса собственного (арендованного учредителем) помещения в качестве адреса организации. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Если физическое лицо имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, оно подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), с этого момента юридическое лицо считается созданным. Подтверждением данного факта является получение Свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и Свидетельство о постановке на учет в соответствующем территориальном органе налоговой инспекции и Выписки из ЕГРЮЛ. С этого момента организация занимается предпринимательской деятельностью от своего имени, как юридическое лицо.

Одновременно налоговые органы сообщают сведения о государственной регистрации во внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), а также окружные отделы государственной статистики по месту регистрации предприятия. С момента государственной регистрации предприятие обязано предоставлять в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по каждому налогу (сбору), плательщиком которого оно признано, независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности, а также предоставлять в налоговый орган внебюджетные фонды, органы статистики, бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Следует отметить, что наиболее удобной для малого предпринимательства организационно-правовой формой деятельности является общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое не должно выпускать акции и публиковать финансовые результаты деятельности в средствах массовой информации. Действующее законодательство предъявляет минимальные требования к его участникам и процедуре регистрации. В то же время, право выбора организационно-правовой формы деятельности остается за его участниками.

Процесс реорганизации предполагает прекращение существования одного или нескольких юридических лиц и создания нового юридического лица, при котором права и обязанности определяются в соответствии с передаточным актом (или разделительным балансом в случае разделения юридического лица), утвержденным его участниками или органом, принявшим решение о реорганизации. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизация предприятия может проводиться в следующих формах: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Различают добровольную, принудительную и вынужденную реорганизацию.

При добровольной реорганизации, собственники юридических лиц принимают решения самостоятельно, на основе добровольного волеизъявления, руководствуясь личными мотивами. Слияние и присоединение предприятий возможны только на добровольной основе, а вот остальные формы могут иметь и иной характер.

Принудительная реорганизация предприятий возможна при определенных случаях установленных законом, только в форме его разделения либо выделения, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Например, Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ) вправе выдать Предписание о принудительном разделении коммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций

При вынужденной реорганизации решение также принимается собственниками предприятия, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства. Например, если участников ЗАО станет более 50 человек, то общество должно преобразоваться в ОАО.

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

[2]

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Читайте так же: Отмена обязательного претензионного порядка

| следующая лекция==>
Организационные структуры предприятий | Организация статистического наблюдения за предприятиями

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 571 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Порядок образования и ликвидация предприятия

Автор: zara26 • Сентябрь 27, 2019 • Курсовая работа • 6,716 Слов (27 Страниц) • 41 Просмотры

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ФИЛОССОФИИ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦЕПЛИН

ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

по направлению «Профессиональное обучение»

профиля «Экономика и управление»

дисциплина «Экономика предприятия»

Выполнила студентка 3 курса

1 группы очного отделения

Пшеничная Марина Владимировна

кандидат экономических наук, доцент

Дайнеко Елена Юрьевна

Глава 1.Порядок образования предприятия 5

1.1 Учредительные документы 5

1.2Государственная регистрация предприятий 8

1.3 Основные проблемы при создании предприятий 12

1.4. Показатели рождаемости организаций в целом по Российской Федерации 14

Глава 2. Ликвидация предприятия 16

2.1. Основания для ликвидации юридических лиц 16

2.2. Порядок ликвидации юридических лиц 19

2.3. Основные проблемы при ликвидации юридических лиц 26

2.4. Показатели ликвидации организаций в целом по Российской федерации. 30

Список литературы 34

Приложение А 36

Приложение Б 37

Приложение В 38

Предприятие – хозяйствующий субъект, который производит товары, оказывает услуги. Оно имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Как хозяйствующий субъект предприятие обладает обусловленной законодательством административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим единством, общностью целей деятельности. Как юридическое лицо фирма имеет в распоряжении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

В период перехода экономики от административно-хозяйственной к смешанной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия. Иными словами, применительно к российской экономике речь должна идти о создании жизнеспособных образований, адекватных современному уровню требований производственных и организационных условий развития рынка.

Проблемы создания и прекращения деятельности предприятий весьма актуальны для современной российской действительности. Именно поэтому тема данной курсовой работы: «Порядок образования и ликвидации предприятия».

Целью исследования является изучение порядка образования и ликвидации предприятия.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить порядок образования предприятия
  • Рассмотреть документы необходимые для создания предприятия
  • Исследовать основные проблемы при создании предприятия
  • Причины ликвидации
  • Изучить порядок ликвидации
  • Рассмотреть основные проблемы при ликвидации предприятия

Объектом исследования являются предприятия.

Предметом исследования — порядок образования и ликвидации предприятия.

Методы исследования — теоретический анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Порядок учреждения, реорганизация и ликвидация предприятий (организаций)

Сущность и содержание предпринимательства, порядок создания нового предприятия. Причины принятия решения о реорганизации/ликвидации и понятие о несостоятельности предприятия. Процедура реорганизации предприятия (юридического лица), ее основные формы.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.11.2013
Размер файла 1,1 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Добровольная ликвидация предприятия. Она осуществляется в следующем порядке:

— решение о добровольной ликвидации принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником;

— собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего;

— конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия;

— предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.

Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов при добровольной ликвидации такой же, как и при принудительной.

Альтернативные способы ликвидации. Юридическое лицо остаётся на учете в ЕГРЮЛ (Единый Гос. Реестр Юр. Лиц.), ИФНС (Инспекция Федеральной налоговой службы), внебюджетных фондах или исключается из реестров в указанных органах, но имеет своего правопреемника.

1. Замена генерального директора и главного бухгалтера.

2. Смена учредителей, замена генерального директора и главного бухгалтера.

3. Смена учредителей (участников, акционеров) на нового участника (акционера) — юридическое лицо, замена генерального директора и главного бухгалтера на новых. Дальнейшая ликвидация или банкротство нового участника (акционера) — юридического лица.

4. Частичная ликвидация в порядке ГК РФ (внесение юридического лица в ликвидационный реестр).

5. Полная ликвидация юридического лица по ГК РФ.

6. Упрощенная процедура банкротства.

7. Банкротство на основании заявления кредитора.(17)

Ликвидация или реорганизация любого предприятия, независимо от уставного капитала, количества филиалов и успешности бизнеса, процедура не только неприятная и болезненная, но и, в силу множества «подводных камней», весьма трудоемкая. Здесь необходимо учитывать интересы не только учредителей и акционеров, но и «третьих лиц», а также, особенно если ликвидация предприятия происходит путем банкротства, кредиторов. Как правило, процедура ликвидации и реорганизации предприятия сопровождается обязательными финансовыми проверками, которые, по нашему опыту, в 99% выявляют множество нарушений: неправильное исчисление и уплата налогов, обязательных платежей и т.д. Вот почему процесс реорганизации и или ликвидации предприятия считается не менее сложным, чем процесс его создания.(18)

Принимая решение о реорганизации ликвидации производства необходимо вначале оценить все факторы, возможные варианты продолжения деятельности (в случае реорганизации), взвесить все плюсы и минусы, спрогнозировать последствия, вытекающие из вашего решения. Также не менее важно четко понять процедуру реорганизации ликвидации фирмы, чтобы избежать неблагоприятных последствий. Очень часто предприниматели, желающие изменить структуру своего бизнеса или вынужденные ликвидировать его, прибегают к помощи специалистов, знающих все нюансы данной сферы.

Создание должного правового регулирования института реорганизации предприятий видится одним из насущных вопросов современного российского права. По мере усложнения общественных отношений возникает потребность в их регулировании. Так и в данном случае — необходимость правового регулирования процедуры реорганизации появилась по прошествии определенного времени после появления различных форм и видов субъектов хозяйствования.

Читайте так же: Расчет среднего заработка для больничного

Проведя исследовательскую работу по теме создания, реорганизации и прекращения деятельности, мы можем сделать следующие выводы:

1. Основным звеном развития экономики является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.

2. Важнейшие проблемы, которые предстоит решить любому предпринимателю: найти свою хозяйственную нишу, выбрать форму предпринимательства, сформировать производственную базу и привлечь финансовые средства.

3. Важным средством контроля в рыночной системе служит конкуренция. Конкуренция заставляет предприятия надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей, применять при этом наиболее эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и труда и в итоге понижать цены до уровня, соответствующего издержкам производства.

4. Элементами процесса предпринимательства служат: определение и оценка возможностей бизнеса, разработка бизнес-плана, определение потребности в ресурсах, управление предприятием.

[1]

5. Создание, реорганизация, ликвидация организации — это три важные процедуры, которые имеют место практически в каждом бизнесе. И если создание — это самое начало функционирования общества, образование нового хозяйствующего субъекта, то реорганизация, ликвидация организации — это эффективизация бизнеса в первом случае и прекращение деятельности во втором.

Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом ее прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Необходимость реорганизации юридического лица может возникнуть по производственной необходимости, или ввиду изменений в законодательстве. Реорганизация предприятия осуществляется в 5 формах: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В случае присоединения одного юридического лица к другому в государственный реестр вносится запись о ликвидации присоединенного юридического лица.

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта хозяйственного права без правопреемства. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта не переходят к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование — с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

Банкротство — неизбежное явление рыночной системы хозяйствования, выступающее, с одной стороны, в качестве средства отсеивающего все ненужное, непрогрессивное, а с другой — в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала, направленного на структурную перестройку экономики. Вместе с тем банкротства можно избежать, если хозяйствующий субъект будет систематически отслеживать факторы, негативно влияющие на его финансовое состояние, и своевременно принимать меры по их уравнению или ослаблению.

Для эффективного функционирования экономической системы необходимо постоянное вливание в нее новых предприятий и выход из нее обанкротившихся. Разрешение проблем создания новых предприятий — одно из приоритетных направлений современной российской экономики. Вопросы, связанные с процессами создания, реорганизации и ликвидации бизнеса, часто ставят предпринимателей в затруднительное положение, так как в нашей стране, если реально оценивать экономическую ситуацию на сегодняшний день, данные процедуры имеют массу погрешностей и темных пятен. Для способствования развитию бизнеса в стране в целом, в том числе малого и среднего, необходимы значительные изменения в порядке государственной регистрации для вновь создаваемых или реорганизуемых предприятий.

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс РФ, Глава 2.

2. Федеральный закон РФ —№ 127 от 26.10.2002

3. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998г. №6-ФЗ.

4. Федеральный закон РФ № 948-1 от 22.03.1991 г.

5. Федеральный закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Монографии, учебники и учебные пособия

1. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля, проф. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).и доцента О.В. Девяткина.

3. Современный бизнес: Учеб. в 2-х т. Т.1: пер. с англ. / Д.Дж. Речмен, И.Х. Мескон, К.Л. Буви, Дж.В. Тилл. — М.: республика, 1995.

4. Планирование на предприятии :Учебник. Ильин А. И. — Мн.: Новое знание, 2004.

5. Основы экономики предприятия: краткий курс. Яркина Т. В. — М. 1999.

Организационно-правовые формы предпринимательства в России

Порядок создания нового предприятия

Приложение 3. Элементы процесса предпринимательства

Мировое соглашение принимается не менее ? (по сумме требований) конкурсными кредиторами на собрании кредиторов

Мировое соглашение принимается не менее ? (по сумме требований) конкурсными кредиторами на собрании кредиторов

Должник направляет в суд:

1. Мировое соглашение

2. Бухгалтерский баланс

3. Список всех конкурсных кредиторов 4-й и последующих очередей

4. Справку о сумме задолженности, на которую распространяется мировое соглашение

Источники


  1. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  2. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  3. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  4. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
  5. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.