Порядок привлечения судей к административной ответственности

Важная информация и советы на тему: «Порядок привлечения судей к административной ответственности». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Как привлечь судью к административной ответственности

Дисциплинарная же ответственность судей до момента вступления в силу Кодекса о судоустройстве и статусе судей регламентировалась Положением о дисциплинарной ответственности судей судов, которое не предусматривало случаев, когда за совершение административных правонарушений судья нес бы дисциплинарную ответственность. Закон «О судоустройстве и статусе судей», который на данный момент утратил силу, в ч. 4 ст. 65 предусматривал, что «в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, доставленный в орган внутренних дел или иной государственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при совершении преступления».

Изменения административного регламента гибдд с 3 февраля 2018 года

Основания для проверки документов, удостоверяющих личность Изменения затронули и пункт 107 регламента, содержащий основания для проверки документов, удостоверяющих личность (паспорта): 107. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:

  • выявление признаков нарушения правил дорожного движения либо наличие иного повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
  • выявление признаков подделки документов, удостоверяющих личность, необходимых для участия в дорожном движении, на перевозимый груз;
  • наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать их в совершении административного правонарушения или преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;
  • необходимость их привлечения в качестве свидетеля, понятого.
  • наименование квалификационной коллегии судей, в которую направляется жалоба;
  • фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо представителя организации (юридического лица) и ее наименование; их место регистрации (жительства) или нахождения и почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации жалобы, а также номер телефона и (или) адрес электронной почты заявителя в случае согласия на уведомление посредством телефонной связи или электронной почты;
  • фамилия, имя и отчество судьи, действия которого обжалуются, наименование и местонахождение суда;
  • сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка;
  • личная подпись и дата.
  • К жалобе, поданной представителем заявителя, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия, либо их надлежащим образом заверенные копии.

Привлечение судей к ответственности

Как наказать судью и привлечь к ответственности

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [3] (далее — ФКЗ о судебной системе), которая определяет, что гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом. Гарантии неприкосновенности судей, регламентированные ст. 16 Закона о статусе судей, распространяются на судей всех судов, составляющих, в соответствии со ст. 4 ФКЗ о судебной системе, судебную систему Российской Федерации (федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации). Неприкосновенность судьи закреплена в ч. 1 ст. 9 Закона о статусе судей в качестве одной из гарантий его независимости.
Неприкосновенность судьи, прежде всего, включает в себя не- 35 Вестник Омской юридической академии. 2014.

Как привлечь к ответственности судью

Более того, эта ответственность должна стать полноценной компенсацией тех серьезных исключений из общего конституционного принципа равенства всех перед законом, которые связаны с предоставлением судьям гарантий независимости и неприкосновенности. Особый должностной статус судей требует и особых исключений из общих правил административной ответственности, которыми не может охватываться все внесудебное поведение. Решая практическую проблему конкуренции норм, устанавливающих гарантии независимости судей и регламентирующих их правовой статус, с нормами, определяющими их общегражданский статус, возникает необходимость внесения изменений в Закон о статусе судей, предусматривающих установление перечня админи- 37 Вестник Омской юридической академии.
2014.

Сообщество «суды рф»

Этой ответственности судья подлежит, только если им будут нарушены нормы Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» или положения Кодекса судейской этики. При этом квалификационные коллегии проверяют поступающие к ним жалобы и сообщения о допущенных судьёй нарушениях от любого обратившегося лица. Результатом проведённой ими проверки в отношении судьи может быть наложенное взыскание в виде предупреждения или вынесение решения о досрочном прекращении полномочий судьи.

Чтобы привлечь любого судью к административной ответственности, необходимо представление Генерального прокурора РФ. Оно подаётся в Верховный Суд РФ, если привлекаются судьи Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного судов и судов субъектов РФ. Если речь идёт о судьях судов общей юрисдикции, то представление поступает в суд соответствующего субъекта РФ.

Как привлечь судью к административной ответственности

Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи. Что нужно для самостоятельного написания жалобы в Квалификационную коллегию судей? Вам потребуется ознакомиться с данной информацией:

  • Статьями 17, 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ»;
  • Статьей 12.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ»;
  • Статьями 27, 28 «Положения о порядке работы квалифицированных коллегий судей»;
  • Кодексом судейской этики.

8 (495) 773-96-008 (985) 773-96-00 Есть ли перечисления проступков судей, за которые наступает дисциплинарная ответственность? Нет, никаких перечней проступков нет. Поэтому те или иные действия (бездействия) судей будут оцениваться коллегией отдельно на предмет наличия или отсутствия признаков дисциплинарного проступка.

Порядок привлечения судей к административной ответственности

О статусе судей в Российской Федерации» [2] (далее — Закон о статусе судей) судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Вопрос об ответственности судей решается с учетом того, что Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации судьи наделены определенным статусом. Статья 122 Конституции Российской Федерации закрепила принцип неприкосновенности судей, вобравший в себя норму о том, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральном законом.

Особый порядок привле- чения судьи к уголовной ответственности закреплен в ст. 16 Закона о статусе судей. Изложенная конституционная норма воспроизведена в ст. 16 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

Особенности привлечения судей к административной ответственности

Административное право УДК 342.9 ОБ ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СУДЕЙ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Special Conditions of Bringing the Judges to the Administrative Responsibility А. С. Никонова — аспирант Омской юридической академии A. S. Nikonova — post-graduate student of the Omsk Law Academy Аннотация.

В статье рассматриваются отдельные аспекты проблем законодательства об административных правонарушениях, совершенных судьями. The article deals with some aspects of legislation problems concerning administrative infractions of judges. Ключевые слова: административная ответственность, правонарушения, судейская неприкосновенность. Аdministrative responsibility, delicts, judicial inviolability. Вопрос о возможности и порядке привлечения судей к административной ответственности был и до сегодняшнего дня остается дискуссионным. Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г.
Сотрудник службы авиационной безопасности (САБ), … обратил … внимание на состояние пассажира и на знаки, подаваемые старшим бортпроводником, стоявшим у двери воздушного судна, о том, что пассажира на борт вести не следует. После получения указания командира воздушного судна об отказе пассажиру в перевозке началось составление акта. Тем временем Плешкова Д.В. вернули обратно в микроавтобус и довели до него информацию о причине отказа в его перевозке.

[1]

Пассажир на это ничего не отвечал, вел себя спокойно». По свидетельству очевидцев «у пассажира Плешкова имелись явные признаки алкогольного опьянения: опухшее лицо, потрепанная одежда, он стоял неуверенно, шатался, была нарушена координация движений. В связи с этим командир воздушного судна принял решение данного пассажира от полета отстранить».

Читайте так же: Заочное решение суда

 

    Ранее при совершении правонарушения судьей сотрудник ГИБДД возбуждал дело об административном правонарушении и составлял протокол.

Как наказывают «служителей Фемиды»: порядок привлечения судей к уголовной ответственности

За любое преступление в Российской Федерации предусмотрено уголовное или административное наказание.

Существует особая категория граждан, которых не так просто привлечь к ответственности.

Например, судьи. Они имеют особый статус, уголовное дело на них может быть заведено только в крайнем случае.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что включает в себя работа присяжных заседателей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Судья — кто это?

Судьи — это лица, которые наделены судебной властью.

То есть, они вершат правосудие и стоят на страже закона и справедливости.

Для того, чтобы судья мог принимать беспристрастное решение, он наделяется особым статусом и неприкосновенностью. Такими правами его наделяет Конституция РФ.

Не каждый может стать судьей. К кандидатам предъявляются повышенные требования. Для того, чтобы получить этот высокий статус, гражданин должен соответствовать следующим условиям:

  1. Быть гражданином России. Иметь два гражданства для представителей Фемиды запрещено.
  2. Окончить ВУЗ, аккредитованный государством, по юридическому направлению.
  3. Проработать в юридической сфере не менее 5 лет.

Работники Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного судов обязаны иметь стаж от 11 до 15 лет.

  • На должность можно претендовать по достижению 25 лет (мировые судьи), от 30 до 40 лет — представители высших судов.
  • Не иметь серьезных проблем со здоровьем. Перед приемом на работу все кандидаты проходят медицинскую комиссию. Законом утвержден перечень заболеваний, с которыми никогда не возьмут на данную работу. Среди этих патологий: заболеваний нервной, эндокринной системы, эпилепсия, рассеянны склероз, болезнь Альцгеймера, Пика, сахарный диабет, болезни крови, порок сердца, перенесенный инсульт, хронические патологии почек, гепатит, ревматоидный артрит, волчанка и другие.

  • Если гражданин претендует на должность судьи в Конституционном суде, то он обязан защитить кандидатскую диссертацию, иметь опубликованные научные работы.
  • Человек должен быть высоко нравственным и следовать моральным принципам, не быть судимым.

Как добиться суда присяжных в России? Ответ узнайте прямо сейчас.

Права и обязанности

Права и обязанности блюстителей закона прописаны в ФЗ 3132-1. Также существует «Кодекс судебной этики» от 2012 г. Судья подчиняется Конституции и не подотчетен никому.

В работе представитель власти имеет право:

  1. Исследовать материалы дела, доказательства, опрашивать подсудимого, потерпевшего и свидетелей.
  2. Принимать или отклонять заявления, ходатайства. Выносить решения и приговоры.
  3. Истребовать доказательства, делать запросы в органы госвласти и другие организации.

Также граждане, наделенные властью, имеют серьезные обязанности:

  1. Строго следовать закону.
  2. Защищать права и свободы гражданина, нести справедливость и гуманизм.
  3. Досконально изучить практику судопроизводства.
  4. Не совершать действий, наносящих ущерб правосудию, порочащих честь и достоинство судебной системы.
  5. Хранить тайну следствия и другие сведения.

Судьи не имеют права:

  • работать на других работах;
  • заниматься политикой;
  • заниматься предпринимательской деятельностью.

к содержанию ↑

Неприкосновенность

Согласно Конституции РФ, судьи являются неприкосновенными. Это касается его жилища, личных вещей, документов, имущества и т. д.

Под неприкосновенностью понимается ограждение от действий властей, которые предпринимаются для заведения уголовных и административных дел. А именно: арест, обыск, изъятие документов и т. д.

Их нельзя привлечь к ответственности за принятое ими решение, если только вышестоящим судом не будет доказано, что работник вынес заведомо неправильный приговор из корыстных целей.

Судью нельзя арестовать, заключить под стражу и совершить другие действия без санкции Генеральной прокуратуры, СК РФ и решения ККС.

Проникнуть в жилище и изъять документы возможно только в рамках открытого уголовного дела.

Служители Фемиды находятся под государственной защитой. Органы власти принимают все меры для ограждения судей и членов из семей от противоправных действий третьих лиц.

Также им предоставляется материальное обеспечение за государственный счет.

Судьи признаются несменяемыми. Их нельзя перевести на другую работу без их согласия, лишить полномочий, кроме как в случаях, предусмотренным законодательством.

Основания для наказания

Все вышеизложенное не говорит от том, что слуг закона нельзя привлечь к ответственности. Они могут быть наказаны по следующим особым основаниям:

  1. Вынесение неправомерных (неправосудных) решений.
  2. Намеренно затягивает сроки рассмотрения дела.
  3. Не вручает или утаивает документы от сторон судебного процесса.
  4. Ведет себя неподобающим образом, то есть нарушает судебную этику (выражается нецензурно на заседании, унижает подсудимых).
  5. Занимается коммерческой деятельностью.
  6. Получил двойное гражданство.

 

Каков порядок привлечения судей к уголовной ответственности?

Уголовное дело в отношении судей заводится Генеральным прокурором РФ, председателем Следственного комитета с разрешения комиссии по квалификации судей.

Если гражданин входит в Конституционный суд, то решение принимает СК совместно с председателем.

К административной ответственности представитель закона привлекается комиссией из трех судей Верховного суда по заявлению Генеральной прокуратуры.

Для заведения уголовного дела в отношении судей соответствующим органом составляется представление и направляется в квалификационную коллегию.

Решение должно быть принято не позднее, чем через 10 суток.

Если Верховный суд совместно с СК вынесет решение о проведении обыска и заключении слуги закона под стражу, то эти мероприятия будут проведены. В противном случае судья должен быть выпущен на свободу сразу же после того, как его личность установят.

Дисциплинарная ответственность

Представитель Фемиды может быть наказан дисциплинарно. Обычно поводами являются процессуальные ошибки, нарушение законодательства. Также это может быть нарушение этики и другие поступки, принижающие судебную власть.

  • Замечание. Следует за малозначительным проступком, который не влечет нарушение права и свободы гражданина. Так данное взыскание можно получить за затягивание сроков. Решение принимает квалификационная коллегия, замечание выносится устно.
  • Предупреждение. Выносится, когда комиссия признала проступок немалозначительным. Например, решение несколько раз отменяется вышестоящими судьями. Также применяется, если уже имеется устное замечание.
  • Понижение квалификации. Комиссия может принять решение вернуть провинившегося на предыдущий уровень квалификации.
  • Досрочное лишение полномочий. Назначается, если гражданин совершил действия, порочащие судебную систему и не позволяющие нести высокое звание судьи. Например, гражданин вынес приговор, существенно нарушивший права участников дела.

Также во внимание берутся моральные качества, поведение в личной жизни, в том числе и в нерабочее время. Например, дебоширство, рукоприкладство.

Читайте так же: Судебная практика по ипотечным кредитам

  • Лишение статуса судьи в отставке. Применяют в отношении граждан, находящихся на заслуженном отдыхе, но совершивших незаконный или аморальный поступок.

К дисциплинарной ответственности разрешено привлечь не позднее, чем через 180 дней с момента обнаружения правонарушения.

Срок может быть продлен, если наказываемый находится на больничном, в отпуске.

Но не позднее, чем через 2 года после совершения.

Взыскание считается погашенным, если у работника не произошло нового правонарушения в течение 12 месяцев.

Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Читайте об этом здесь.

Отставка и прекращение полномочий

Отставка — это не наказание, а основание выхода на пенсию. У слуги закона сохраняются все льготы и полномочия, он также остается неприкосновенным и считается принадлежным к сообществу судей.

В отставку гражданин подает сам, основанием для этого являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • участие в любых выборах в качестве кандидата;
  • приобретение заболевания, делающего невозможным дальнейшую работу на данной должности.

Приостановление же полномочий бывает как дисциплинарной мерой, так и следствием решения самого человека. После этого гражданин лишается высокого статуса, льгот, и неприкосновенности.

Это может произойти по следующим причинам:

  1. Получение второго гражданства или утрата гражданства РФ.
  2. Признание человека судом без вести пропавшим.
  3. Заведение в отношении лица уголовного дела.
  4. Нарушение им или его близкими родственниками норм и правил, принятых законом. Например, открытие счетов в зарубежных банках, ведение бизнеса.

  • Истечение срока полномочия, если он предусмотрен договором.
  • Приобретение недееспособности.
  • Смерть.
  • Отказ от перехода на другое место работы, если прежнее упразднено.
  • Обвинительный приговор, который вступил в силу.

к содержанию ↑

Практика привлечения

На самом деле, к уголовной ответственности судьи привлекаются очень редко. Обычно ограничиваются дисциплинарными наказаниями, также предлагают добровольно уйти в отставку.

Однако, в практике имеются подобные дела. Так, судья Х организовала свадьбу для своей дочери, потратив на нее 2 миллиона долларов. Позже выяснилось, что диплом об образовании вызывает сомнения в его подлинности. ККС решила прекратить полномочия Х досрочно.

Другой пример — недостойное поведение судьи М на процессе. Он безосновательно удалил из зала адвоката подсудимого, лишив его права на защиту.

Кроме того, М грубо разговаривал с родственниками подсудимого. Коллегия признала действия М порочащими высокое звание судьи и вынесла ему письменное предупреждение.

Судья С лишился полномочий из-за того, что в течение года из 35 принятых им решений были отменены 18 судом вышестоящей инстанции. Также обнаружены случаи волокиты и грубого нарушения сроков.

Судья г. Абакан лишился статуса из-за того, что совершил подлог документов, тем самым ухудшил положение обвиняемого.

Председатель Тимашевского суда лишен полномочий за появление на судебном заседании в состоянии алкогольного опьянения.

Несмотря на неприкосновенность, судьи могут быть привлечены к ответственности за нарушение законодательства и этики.

Подать жалобу в квалификационную комиссию может гражданин, который обнаружил несоответствие поведения служителя закона высокому званию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Билет 14. Неприкосновенность судьи. Особый порядок привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

1.Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

2. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение.

3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда — Председателем СКП с согласия Конституционного Суда РФ;

в отношении судьи Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, областного суда, военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем СКП с согласия Высшей квалификационной коллегии судей;

[2]

в отношении судьи иного суда — Председателем СКП с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, областного суда, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда областного суда, по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается.

6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, областного суда, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда по ходатайству Председателя СКП;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя СКП.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель СКП.

7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, областного суда, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

9. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия заключений и решений, предусмотренных пунктами 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации.

Читайте так же: Образец жалобы на сотрудника полиции начальнику полиции

10. Заключения и решения, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.

11. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции

Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, принадлежащие им документы, багаж и др.

После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.[19].

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке, должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Отметим также, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности (как и к уголовной) за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в палате Федерального Собрания и некоторые другие действия, соответствующие их статусу. Если же в связи с такими действиями эти лица допустили публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения неприкосновенности соответствующего члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[20], закрепляя неприкосновенность судей, в части 4 ст. 16 этого Закона устанавливает следующее. В отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и некоторых других судей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре РФ) к административной ответственности регламентирован ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[21]. Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами[22]. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и большинстве случаев согласно воинским уставам.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

В этой связи статьей 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Все эти лица в соответствии с ч.2 указанной статьи несут административную ответственность на общих основаниях лишь за совершение административных деликтов, связанных с нарушениями:

· избирательных прав граждан и законодательства о проведении выборов (ст. 5.1 – 5.25 , ст. 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ);

· законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), а также области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

· требований законодательства о размещении заказов на поставки, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 – 7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ);

· требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), а также правил пожар ной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4 КоАП РФ);

· в области дорожного движения, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела (гл. 12, 15 и 16 КоАП РФ);

· норм, определяющих необходимость выполнения законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

· пограничного режима (ст. 18.1 – 18.4 КоАП РФ).

За совершение других административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение ими службы и их статус.

Читайте так же: Генеральная доверенность от ип физическому лицу образец бланк

 

Необходимо отметить, что в соответствии с первоначальной редакцией ч.3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим не могли применяться административные наказания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительные работы и административный арест. К сотрудникам органов внутренних дел не применялись исправительные работы и административный арест. Все это нашло свое отражение в тексте ст. 16 действовавшего тогда КоАП РСФСР.

В связи с принятием КоАП РФ положения ч. 3 ст. 28 указанного закона были отменены[23]. При этом в ст. 2.5 КоАП РФ определялось, что к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не могли применяться административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа[24]. Казалось бы налицо принятие нормы, отягчающей административную ответственность для данной категории лиц за счет реализации рассмотренного выше варианта отмены запрета на применение тех или иных административных наказаний к определенным субъектам. Действительно, в последующем ст. 2.5 КоАП РФ получила новую (нынешнюю) редакцию[25], в которой отсутствуют указания на невозможность применять к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и лицам, имеющим специальные звания, каких-либо видов административных наказаний.

Однако в ч.6 ст. 3.5 КоАП РФ уточняется, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. А в новой редакции ст. 3.9 КоАП РФ говорится, что административный арест не может применяться к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8443 —

| 8048 — или читать все.

Административная ответственность судей в РФ

Секция: Юриспруденция

XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Административная ответственность судей в РФ

Administrative responsibility of judges in the Russian Federation

Irina Ulshina

student, The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Moscow

Аннотация. В статье идет речь о привлечении к административной ответственности судей, совершивших нарушение правил дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения. Поднимается вопрос о неприкосновенности судей как гарантии вынесения независимого решения по судебному делу.

Abstract. The article deals with the bringing to administrative responsibility of judges who have committed a violation of traffic rules under the influence of alcohol. Raise the issue of inviolability of judges as a guarantee of an independent decision on a court case.

Ключевые слова: судья; неприкосновенность; административное правонарушение; ответственность.

Keywords: judge; inviolability; administrative offense; responsibility.

Как часто из средств массовой информации мы узнаем о том или ином дорожно-транспортном происшествии? По статистике в нашей стране в среднем каждый месяц совершается от 8 до 14 тысяч ДТП. 40% аварий происходит из-за алкогольного опьянения граждан, садящихся за руль своего автомобиля. Так, на 2017 год в Российской Федерации 4647 человек погибло от рук нетрезвого водителя и более 22 000 пострадало. Безусловно, по сравнению с предыдущими годами в целом обстановка улучшается, однако показатели все равно остаются неутешительными.

В государстве принимают множество нормативно-правовых актов, направленных на уменьшение дорожно-транспортных происшествий и снижение смертности на дорогах. Однако в феврале этого года вступил в силу приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2017 № 948 «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664». Данный документ вызвал немало возмущений и споров в обществе. Все ли равны перед законом? Или же есть определенный круг людей, которые могут обойти его и остаться безнаказанными за совершенные ими преступления?

Так из пункта 302 приказа МВД России №664 мы узнаем, что лица, занимающие государственные должности РФ и лица, занимающие государственные должности субъектов РФ при совершении административного правонарушения должны нести ответственность на общих основаниях. Сотрудникам ГИБДД необходимо составить протокол или вынести определение о возбуждении дела. Данные документы незамедлительно должны передаться руководителю подразделения ДПС. А из пункта 303 следует, что теперь не только в отношении прокурора, но и судьи, замеченного в административном правонарушении, составляется только рапорт, который также вместе с другими материалами передается руководителю подразделения ДПС, а затем прокурору и вышестоящему прокурору.

Пункт 304 гласит: «При наличии достаточных оснований полагать, что судья или прокурор, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для немедленного информирования органов прокуратуры». [6]

По факту, данное нововведение разрешает представителям государственной власти покидать место ДТП. Инспектор ГИБДД не вправе отправлять их на медицинское освидетельствование, составлять протокол и самое главное отстранять от вождения, как всех остальных нетрезвых водителей транспортных средств. Правильно ли это? Почему правительство внесло данную поправку в административный регламент? Ведь мы можем напрямую обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 19, в которой сказано: «Все равны перед законом и судом». [1] Тогда почему образуется какой-то разряд людей, способных преступить через него?

Ведь не будем забывать о неприкосновенности судей. Статья 16 закона «О статусе судей в РФ» раскрывает под этим понятие не только неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, но и используемых личных и служебных транспортных средств. Это распространяется и на мировых судей, что подтверждается статьей 2 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Поэтому приказ МВД №948 внес изменения, опираясь именно на эти положения. Административный регламент ГИБДД стал соответствовать вышеуказанному закону. Об этом, как сообщает РБК, пишет и первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой в ответе на запрос депутата Государственной Думы Валерия Рашкина, возмущенного данным нововведение.

По нашему мнению, с одной стороны, это даже и правильно. Мы не исключаем случаев, когда судью могут специально «подставить» из-за того или иного разбирательства дела. Судья должен оставаться независимым и объективным в вынесении решений и приговоров. Возле него необходимо организовывать определенное пространство, в которое не должны вторгаться лица, стремящиеся каким-либо образом повлиять на стража правосудия. А неприкосновенность как раз это и обеспечивает.

Читайте так же: Статья 32 зозпп отказываемся от договора на услуги без объяснения причин

Но, с другой стороны, посмотрите через какое количество должностных лиц должен пройти рапорт: сам сотрудник ГИБДД, руководитель подразделения, прокурор, вышестоящий прокурор и лишь затем судья. Для тех, кто действительно нарушил закон, это довольно-таки выгодное положение. Ведь у него есть возможность на определенном из этапов повлиять на принятие решение, «договорившись» с тем же самым инспектором или прокурором, чтобы данный документ, умаляющий авторитет судьи, не дошел до вышестоящего судебного органа.

Именно поэтому целесообразно стремиться не отменить нововведение, а внести в него определенные коррективы. По нашему мнению, было бы правильным сразу вызывать на место происшествия представителя квалификационной коллегии судей или вышестоящего суда, которые фиксировали бы сложившуюся обстановку, также они могли бы давать разрешение на прохождение медицинского освидетельствования, если правонарушитель в судейской мантии действительно находился за рулем транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения. И затем на этих основаниях следовало бы судебное разбирательство по общим правилам.

Многие всё равно остаются недовольны, ссылаясь на зарубежное законодательство, якобы на западе нет никаких привилегий у судей. Попробуем разобраться в этом на примере одной из европейских стран. Проведем параллель между законодательством о судьях Франции и России.

В Конституции Французской республики мы не находим пунктов, подобных статье 122 или статье 97 Конституции РФ, закрепляющих в себе принципы неприкосновенности судей и независимости соответственно. Первоосновой в судопроизводстве данной страны выступает несменяемость магистратов.

Подобно Федеральному Закону «О статусе судей в Российской Федерации» во Франции действует Органический закон о статусе магистратуры от 22 декабря 1958 г., с которым тесным образом взаимосвязан Органический закон о Высшем совете магистратуры. Действительно, ни в одном из вышеуказанных документов не упоминается о каких-либо привилегиях. Единственное в статье 11 Закона о статусе магистратуры сказано, что «магистраты пользуются защитой от любых угроз и посягательств при исполнении или в связи с исполнением ими своих обязанностей». [8]

Зато ниже мы находим целую главу, посвященную дисциплинарным наказаниям, в котором довольно подробно описан процесс привлечения магистратов к ответственности. Стоит сразу отметить: всякое нарушение должностных обязанностей, а также тех, что касаются чести, порядочности или достоинства, рассматривается как дисциплинарный проступок. Об этом говорится в статье 43 Закона о статусе магистратуры. Следовательно, наша административная ответственность судей во Франции будет расценивается, как дисциплинарная. Осуществляется она во Франции Высшим советом магистратуры. Дисциплинарный судебный совет собирается под председательством первого председателя Кассационного суда, который назначает докладчика из числа его членов. Он поручает ему, если для этого имеются основания, проведение расследования. Обвиняемый магистрат имеет право на ознакомление с материалами дела и с документами первоначального расследования, если оно проводилось. Также он может быть отстранен от выполнения своих обязанностей до вынесения окончательного решения. Оно должно быть мотивированным, обжалованию не подлежит и вступает в силу в день уведомления. Как нам кажется, это сложнейший процесс. Отрадно, что законодатель так подробно его расписывает.

Наше внимание остановилось на еще одной главе Органического закона о статусе магистратуры. Глава вторая посвящена профессиональной подготовке судей. Чтобы стать служителем фемиды во Франции мало получить юридическое образование. Для завоевания данный статус необходимо пройти обучение в Национальной школе магистратуры, в которую не так легко попасть. Проводится жесткий отбор претендентов на роль слушателей. Помимо того, что кандидату необходимо обладать дипломом о высшем образовании и французским гражданством, он должен быть дееспособным и владеть хорошими моральными качествами; соблюдать в соответствии с законом свои обязанности по призыву в армию; отвечать условиям о физической пригодности, необходимой для выполнения своих обязанностей, и быть признанным здоровым. Под ответственность магистратов слушатели участвуют в судебной деятельности. Жюри дает классификацию слушателям, которых оно считает способными к выполнению судебных функций по окончании школы. Оно может отстранить слушателя от назначения на судебные должности или обязать его повторить учебный год (ст.25). Данная система отбора судей, как нам кажется, очень эффективна. Она позволяет воспитать настоящий стражей правосудия.

Ведь на судье лежит огромная ответственность, невероятные трудности, в первую очередь моральные. В их руках находятся судьбы людей, одно решение может кардинально перевернуть жизнь человека и всего его окружения. Страж правосудия должен быть априори мудрым и рассудительным, являться эталоном соблюдения закона. Необходимо производить отбор именно опираясь на нравственные качества претендента. Когда человек сам боится совершить правонарушение, причинить вред кому-либо, он не допустит, чтобы кто-то другой преступил закон и не получил заслуженного наказания. У настоящего судьи уже на подсознательном уровне должно быть выработано отвращение к преступлениям. И тогда как он может сесть за руль в нетрезвом состоянии? Ведь этот человек наперед должен осознавать, какие последствия он может повлечь за собой. В первую очередь он должен стать судьей для самого себя. Как он может назначить наказание другим, если сам позволяет себе нарушить закон? Обидно, что у нас в стране вообще фиксируются подобные случаи.

Из всего вышесказанного мы приходим к выводу, что в нашей стране необходимо поднимать уровень правовой культуры. Ведь именно на стадии обучения и правового воспитания формируется отношение всех людей, в том числе будущих служителей правосудия, к закону, к жизни человека, как высшей ценности, общественному правопорядку и т.д. В нашей стране следует внимательнее относится к отбору кандидатов на должность судьи. Необходимо добавить дополнительные этапы повышения уровня квалификации, без которых невозможно будет занять данную должность. И на их основе выработается истинный образ судьи.

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  2. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.

  3. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
  4. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
  5. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.