Поменялись правила обжалования действий налоговых органов при госрегистрации юрлиц и ип

Важная информация и советы на тему: «Поменялись правила обжалования действий налоговых органов при госрегистрации юрлиц и ип». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Налоговая сообщает

Изменился порядок обжалования действий налоговых органов при госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей

Вступил в силу Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой госуслуги по госрегистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с документом изменился порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов. Теперь жалоба на действия (бездействие) специалиста инспекции подается непосредственно в инспекцию, а для обжалования решения руководителя этой инспекции необходимо обращаться в вышестоящий налоговый орган.

Кроме того, подать жалобу можно через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Также установлены требования к содержанию ответа на жалобы. Так, в ответе по результатам рассмотрения жалобы должно быть указано:

  • наименование органа, рассмотревшего жалобу;
  • должность и ФИО должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, а также сведения о специалисте, решение или действие которого обжалуется;
  • ФИО или наименование заявителя;
  • принятое по жалобе решение и его обоснование;
  • сроки устранения выявленных нарушений, если жалоба признана обоснованной;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

[1]

Данные нововведения позволяют повысить качество предоставления государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и предоставляют заинтересованным лицам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами.

Пресс-служба ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 


2015 www.admsurgut.ru
Администрация города Сургута
628400, г. Сургут, ул. Энгельса, 8 [email protected]

Информационное наполнение и сопровождение:
управление документационного и информационного обеспечения
Позвонить в пресс-центр
Написать в пресс-центр
Подписка
Для СМИ

Все материалы портала доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0

Разъяснён порядок обжалования регистрационных действий налоговых органов

ФНС России разъяснила порядок обжалования действия налоговых органов при госрегистрации ЮЛ и ИП. 17.12.2016 в ступил в силу новый Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой госуслуги по госрегистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. Приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н).

В соответствии с документом изменился порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов. Теперь жалоба на действия (бездействие) специалиста инспекции подается непосредственно в инспекцию, а для обжалования решения руководителя этой инспекции необходимо обращаться в вышестоящий налоговый орган.

Кроме того, подать жалобу можно через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Также установлены требования к содержанию ответа на жалобы.

Данные нововведения позволяют повысить качество предоставления государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и предоставляют заинтересованным лицам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица, как обжаловать отказ в регистрации ООО в 2019 году

При регистрации ООО, неважно какой, при первичной, или при регистрации изменений, или ликвидации, нередок шанс получения отказа в регистрации. Причины бывают самые разные — от невнимательности заявителя (или незнания), и не там поставленной галочки или запятой, до подозрения у налоговиков на внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений. Однако от этих самых причин нередко зависит возможность обжалования отказа в государственной регистрации юридического лица. Рассмотрим как выяснить причину и обжаловать отказ в регистрации ООО.

Как выяснить причину отказа

Самый очевидный ответ — получить его на бланке установленной формы. Однако сотрудники нечасто детально объясняют в тексте отказа, по какой он именно причине. Поэтому, если причина отказа в государственной регистрации юридического лица из текста непонятна — идите выяснять в отдельном кабинете. К примеру, в МИФНС №46 по Москве, он расположен в отдельном здании с колоннами (так и говорят, «идите в колонны»).

Там, дождавшись своей очереди, вы попадете к сотруднику, который принесет ваше регистрационное дело, и пояснит что именно было не так подано или сделано.

Что делать в случае отказа в регистрации ООО

А вот это уже зависит от причины отказа. Если он только по вашей вине – подавайте документы на регистрацию заново. Если он по ошибке налоговой – попытайтесь на разборе его развернуть, иногда это получается. Если же ошибка налоговой, и ее сотрудники ее не спешат исправлять – имеет смысл обжаловать данный отказ в вышестоящем органе. Для регистрационной налоговой это УФНС по данному региону. Если в УФНС правды не добились, но желаете продолжить – обращаетесь в ФНС или в суд.

Основания для обжалования отказа

Отказ имеет смысл обжаловать, когда вы точно уверены в своей правоте. К примеру, отказ из-за недостоверных, по мнению налоговой, сведений об адресе компании, хотя компания на нем находится, есть договор аренды, сотрудники, рабочие места.

Как обжаловать отказ в регистрации юридического лица

Обжалование отказа по аналогии с судами состоит из нескольких инстанций. Сначала обязателен досудебный порядок, когда обращаемся на действия регистрирующего органа в УФНС, далее есть возможность выбрать, куда обращаться – в ФНС или в суд.

Досудебный порядок обжалования решений налоговых органов

А рамках досудебного порядка мы обращаемся на действия регистрирующей налоговой в УФНС с жалобой. Если в УФНС все проходит безуспешно, можно продолжить досудебный порядок, обратившись в ФНС. После ФНС, если все осталось без изменений, имеет смысл обратиться в суд. Либо, как уже писалось выше, обращаться в суд сразу после УФНС. Однако сроки у досудебного обжалования все-таки меньше, чем у судебного.

Читайте так же: Пользовательское соглашение

Обжалование через суд

Если досудебное обжалование оказалось безуспешным, можно попробовать обратиться в арбитражный суд с требованием отменить отказ и принять решение о регистрации. Но тут нужно быть готовым к тому, что налоговая может дойти вплоть до Верховного суда, поэтому такое обжалование может затянуться на несколько лет. Естественно, не стоит идти в суд с требованием отменить отказ в смене директора, у которого паспорт не увидели в базе как действительный. Проще получить справку в МВД, и подать заново с ней.

Как правильно составить жалобу

В жалобе, в обязательном порядке, должны содержаться следующие сведения (ст. 25.4 ФЗ о регистрации ЮЛ и ИП):

  1. фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего;
  2. сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  3. наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
  4. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  5. требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Образец жалобы

Приводим здесь образец жалобы, заполняется на бланке организации:

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве

125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А

Наименование регистрирующего органа,

решение (действие, бездействие) которого обжалуется:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Москве

125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр.2

Жалоба

ООО «Рога и Копыта» ОГРН 117774658965, далее именуемое «Общество», в лице Генерального директора Иванова Ивана Ивановича, при получении выписки из ЕГРЮЛ по Обществу, обнаружило запись о том, что сведения об адресе Общества являются недостоверными, за ГРН 918774369851 от 03.09.2017. При попытке подтверждения подлинности сведений посредством подачи заявления по форме Р14001 и сопутствующих документов в МИФНС №46 по Москве, был получен отказ за №314659А, от 28.08.2017 г., основание — представление недостоверных сведений. Подтверждаемый адрес – 110000, г. Москва, ул. покровка, д. 8/9, этаж 1, пом. VII, комн. 2, действительно арендуется Обществом, что подтверждается Договором аренды №44 от 08 февраля 2017 года с ИП Петровым Петром Петровичем, ОГРНИП 314774615569744.

Указанный адрес не менялся с момента его государственной регистрации и продолжает использоваться по настоящее время. Арендуемое помещение принадлежит ИП Петрову на основании Свидетельства 77-АО №156592 от 13 сентября 2011 года.

Указанная запись, по мнению Общества, внесена в ЕГРЮЛ ошибочно, и препятствует проводить регистрационные действия, необходимые для работы Общества. Просим разобраться в ситуации и отменить внесенную в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений ГРН 918774369851 от 03.09.2017

Генеральный директор ООО «Рога и копыта» _______________/И.И. Иванов/

Способы подачи жалобы на отказ

Жалобу на отказ в регистрации можно подать либо в тот орган, действия которого обжалуются, либо напрямую в орган, куда обращаются. Иными словами, или в регистрирующий орган, в канцелярию, либо напрямую в канцелярию УФНС.

Далее, можно подавать на бумаге как лично директору компании, так и представителю по доверенности, либо электронно через сайт ФНС посредством использования электронной подписи.

Сроки обжалования и рассмотрения жалобы

Срок на подачу — 3 месяца с момента как получили отказ.

Если подали в сам рег. орган — у него 3 дня на передачу всех документов в вышестоящий орган.

Вышестоящий орган рассматривает жалобу и принимает решение в течение 15 дней, срок может быть продлен не более чем на 10 дней.

Дни имеются в виду рабочие.

В среднем, получается месяц на обжалование отказа. При «горящих» сроках на регистрационные действия, иногда проще заново подать документы, учтя ошибки.

Поменялись правила обжалования действий налоговых органов при госрегистрации юрлиц и ИП

Учебно-Методический Центр Российского Союза аудиторов

Российский союз аудиторов

Диплом ACCA «Финансы и управление бизнесом»

Академия «Новые Горизонты»

Кулинарные мастер-классы и гастрономические путешествия

Обзор арбитражной практики оспаривания регистрационных записей и решений налогового органа о внесении изменений в егрюл

1. Внесение изменений в государственный реестр на основании документов, не соответствующих закону, может являться основанием для удовлетворения требования заинтересованного лица о признании незаконной записи о государственной регистрации изменений в сведения ЕГРЮЛ[1].

2. При отсутствии иска о незаконности записи о государственной регистрации изменений в сведения ЕГРЮЛ установление факта не проведения собрания по утверждению той редакции Устава, которая зарегистрирована налоговым органом, в силу ст. 16 АПК РФ влечет обязательность внести в ЕГРЮЛ сведения о недействительности самой записи как условие реального восстановления прав участника общества[2].

3. Государственная регистрация изменений, внесенных в устав, произведенная ИФНС может быть признана недействительной в случае признания недействительным протокола общего собрания, принятого с существенным нарушением закона, в том числе и по причине не извещения акционера[3].

4. Иск к ИФНС о признании недействительными решений о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, и обязании Инспекции внести в ЕГРЮЛ записи о недействительности оспариваемых решений (в порядке обжалования ненормативных правовых актов налогового органа) подлежит удовлетворению в случае, если решение собрания, являющееся основанием для внесения изменений, признано недействительным[4].

5. Внесение в ЕГРЮЛ записей о признании судом недействительными записей ЕГРЮЛ о регистрации изменения сведений об обществе может не привести к восстановлению в реестре записи о лице как об участнике в связи с наличием в реестре иных более поздних записей, не оспоренных в судебном порядке[5].

6. Для признания решения ИФНС незаконным (в порядке обжалования ненормативных правовых актов налогового органа) суд должен установить наличие двух условий в совокупности: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности[6].

7. Запись в ЕГРЮЛ о внесении изменений может быть признана недействительной при недействительности решения общего собрания участников, недействительного по причине отсутствия на нем заблаговременно неуведомленного истца, не ознакомленного с предлагаемой редакцией устава, поскольку лишает истца возможности своевременно распорядиться правом на выход из состава участников с выплатой действительной стоимости доли, что влечет вывод о возникновении у истца убытков в связи с принятием решения[7].

Читайте так же: Уведомление об открытии расчетного счета образец бланк

8. Запись в ЕГРЮЛ может быть оспорена в порядке главы 24 АПК РФ в случае ничтожности решения собрания участников, являющимся основанием для внесения данной записи[8].

9. Иск к ИФНС о признании недействительными решений о государственной регистрации, о внесении изменений в сведения о юридическом лице и исключении из ЕГРЮЛ регистрационных записей о смене руководителя подлежит удовлетворению в случае, если первоначальный договор купли-продажи доли признан судом недействительным, а действия лиц, направленных на смену руководителя, признаны преступлением вступившим в силу приговором суда[9].

10. Внесение изменений в сведения о юридическом лице возможно лишь двумя способами: либо самостоятельно, либо путем признания недействительными в судебном порядке решения юридического лица и решения о государственной регистрации изменений[10].

11. Если оспариваемые действия регистрирующего органа совершены на основании документов, объем которых формально соответствует предъявляемым требованиям, но содержащаяся в них информация не соответствует фактическим обстоятельствам и требованиям закона, нарушают права заявителя как акционера на участие в управлении делами общества, такие действия могут быть признаны незаконными[11].

12. Исковые требования к ИФН об исключении из ЕГРЮЛ записи о внесении изменений могут обосновываться нарушением правил проведения общего собрания и правом участника на обжалование решения[12].

13. Оспаривание реестровых записей о реорганизации является допустимым способом защиты, позволяющим разрешить существующий корпоративный спор[13].

14. Запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией может быть признана недействительной в случае предоставления в ИФНС недостоверного ликвидационного баланса (с оговоркой на возможность пересмотра)[14].

15. Отсутствие в повестке дня и в принятых решениях общего собрания изменений устава, отсутствие указаний на новую редакция устава, а также не направление участнику проекта нового устава, зарегистрированного позднее ИФНС, свидетельствует об отсутствии юридической силы у принятого решения и влечет недействительность положений устава, измененных таким решением[15].

16. По делам о признании недействительным решения общего собрания об избрании директора и признании недействительной соответствующей регистрационной записи в ЕГРЮЛ ИФНС является вторым ответчиком[16].

17. Оспаривание государственной регистрации изменений, осуществленных на основании незаконного решения, является ненадлежащим способом защиты права[17]. (-)

18. Отмена регистрационной записи в ЕГРЮЛ, принятой по решению общества о прекращении полномочий предыдущего руководителя и регистрации возникновения полномочий нового руководителя, признанному судом недействительным, при отсутствии между ними спора о руководстве не соответствует принципу достоверности содержащихся в реестре сведений, нарушает права предыдущего руководителя на размещение в реестре информации о нем как об ответственном лице общества[18] .

19. Не может считаться началом течения срока давности дата внесения изменений в ЕГРЮЛ, поскольку запись сама по себе не раскрывает существо изменений в учредительных документах[19].

[2] АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 12 января 2012 года Дело N А45-10055/2011

[3] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А75-3326/2012

[4] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 по делу N А75-2548/2011

[6] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу N А46-7274/2013

[8] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2013 по делу N А45-26443/2012

[9] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу N А70-8427/2009

[11] Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 N 18АП-699/2007, 18АП-1103/2007 по делу N А76-19002/2006

[12] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2010 по делу N А45-1131/2008

[13] Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 15АП-6832/2012 по делу N А32-7836/2010

[14] Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010

[15] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2012 по делу N А45-10055/2011

[17] Определение ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-1154/10 по делу N А50-3269/2009

Аналогичная практика: Определение ВАС РФ от 12.02.2010 N ВАС-1257/10 по делу N А50-621/2009

[18] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 по делу N А70-10070/2010 «Учитывая, что заявление ООО

[19] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по делу N А70-7881/2010 «Оснований считать началом течения срока давности дату внесения изменений в ЕГРЮЛ суд апелляционной инстанции не усматривает. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» являются открытыми и общедоступными.Однако, записи в ЕГРЮЛ сами по себе на раскрывают существо изменений в учредительных документах, касающихся статуса участника».

9 комментариев: Обзор арбитражной практики оспаривания регистрационных записей и решений налогового органа о внесении изменений в егрюл

Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы

добрый день! есть решение АС МО о признании недействительной записи о внесении изменений в ЕГРЮЛ юридического лица «ААА». какие документы необходимо направить в налоговые органы для того, чтобы в егрюл внесли отметку о недействительности записи?

Порядок обжалования действий налоговых органов при госрегистрации ЮЛ и ИП изменился

В связи с вступлением в силу Приказа Министерства финансов РФ от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» изменился порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов.

Теперь жалоба на действия (бездействие) специалиста инспекции подается непосредственно в налоговую инспекцию, а для обжалования решения руководителя этой инспекции необходимо обращаться в вышестоящий налоговый орган.

Кроме того, подать жалобу можно через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Также установлены требования к содержанию ответа на жалобы. Так, в ответе по результатам рассмотрения жалобы должно быть указано:

  • наименование органа, рассмотревшего жалобу;
  • должность и ФИО должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, а также сведения о специалисте, решение или действие которого обжалуется;
  • ФИО или наименование заявителя;
  • принятое по жалобе решение и его обоснование;
  • сроки устранения выявленных нарушений, если жалоба признана обоснованной;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Читайте так же: Образец положения о комиссии по социальному страхованию в институте

Данные нововведения позволяют повысить качество предоставления государственной услуги по госрегистрации ЮЛ, физических лиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств и предоставляют заинтересованным лицам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами.

Новый порядок обжалования действий ИФНС при госрегистрации юрлиц и ИП

В связи со вступлением в силу Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по госрегистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, изменился порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов.

Теперь жалобу на действия специалиста налоговой инспекции необходимо подавать в этот же налоговый орган, а жалобу на действия руководителя инспекции — в вышестоящий налоговый орган. Так же жалобу можно подать через МФЦ.

Ответы налоговых органов по жалобам заявителей должны содержать следующую информацию: наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, ФИО лица, принявшего решение по жалобе, номер, дата, место принятия решения, а также сведения о специалисте, решение которого обжалуется, ФИО или наименование заявителя, принятое по жалобе решение и его обоснование, сроки устранения выявленных нарушений, если жалоба признана обоснованной, сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Налоговики пояснили, что указанные нововведения направлены на повышения качества предоставления услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок обжалования действий налоговых органов при госрегистрации юрлиц и ИП изменился

Вступил в силу Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой госуслуги по госрегистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с документом изменился порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов. Теперь, по сообщению ФНС, жалоба на действия (бездействие) специалиста инспекции подается непосредственно в инспекцию, а для обжалования решения руководителя этой инспекции необходимо обращаться в вышестоящий налоговый орган.

Кроме того, подать жалобу можно через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Также установлены требования к содержанию ответа на жалобы. Так, в ответе по результатам рассмотрения жалобы должно быть указано:

наименование органа, рассмотревшего жалобу;

должность и ФИО должностного лица, принявшего решение по жалобе;

номер, дата, место принятия решения, а также сведения о специалисте, решение или действие которого обжалуется;

ФИО или наименование заявителя;

принятое по жалобе решение и его обоснование;

сроки устранения выявленных нарушений, если жалоба признана обоснованной;

сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Данные нововведения позволяют повысить качество предоставления государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и предоставляют заинтересованным лицам более широкие возможности для коммуникации с налоговыми органами.

Регистрация ООО или ИП: введен досудебный порядок обжалования решений налоговиков

С 22 августа 2014 года действует новая глава VIII.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). Название главы — «Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации». Этот порядок регулирует действия тех, кто решит обжаловать действия налоговиков по результатам государственной регистрации (например, отказ в регистрации новой организации).

Вводная информация

Процедура государственной регистрации проводится, в частности:

  • при создания организации;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в целях внесения изменений в учредительные документы организации;
  • при регистрации в качестве ИП.

С 22 августа 2014 года Закон № 129-ФЗ дополнен положениями об обжаловании решений налоговиков по результатам госрегистрации (Федеральный закон от 21.07.14 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Прежде такие решения нужно было обжаловать в суде (пункты 9 ст. 22 и 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Теперь же для отдельных случаев введен обязательный досудебный порядок обжалования.

Новый порядок

Для государственной регистрации в налоговую инспекцию подается комплект определенных документов. Налоговики его проверяют и выносят одно из двух решений:

  • о государственной регистрации;
  • об отказе государственной регистрации.

Новым порядком предусмотрено, что любое из этих решений можно обжаловать. Предпосылки к обжалованию могут быть различными. Так, решение об отказе в регистрации новой компании может пожелать обжаловать заявитель-учредитель. А жалобу на решение о госрегистрации может направить кто-либо из участников компании (он посчитает, что его права были нарушены). В зависимости от вида обжалуемого решения различается и сам порядок подачи жалобы. Различия приведем в таблице.

Порядок обжалования

Обжалуется решение об отказе в госрегистрации

Обжалуется решение о госрегистрации

Сначала жалобу на решение следует направить в вышестоящую налоговую инспекцию. Если в удовлетворении жалобы откажут, то с жалобой можно обратиться:

— или в ФНС России;

Жалобу можно подать на выбор:

— в вышестоящую налоговую инспекцию;

В таблице мы привели общий порядок обжалования. Однако из него есть исключения. Так, жалоба на отказ в регистрации может быть подана сразу в ФНС России или в суд в двух случаях:
1. Вышестоящим органом по отношению к налоговому органу, отказавшему в регистрации, является центральный аппарат ФНС России;
2. Решение по жалобе не принято вышестоящей инспекцией в установленные сроки (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).

Сроки обжалования

Отведенные на подачу жалобы сроки мы также обобщили в таблице. Обратите внимание: пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить на основании соответствующего ходатайства (п. 3 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ). Если этого не сделать, то «просроченную» жалобу оставят без рассмотрения (ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ).

Вид жалобы

Срок

Жалоба подается заинтересованным лицом, чье право нарушено (в вышестоящую инспекцию или ФНС России).

Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (вне зависимости от того, какой вид решения обжалуется)

Жалоба подается заявителем при государственной регистрации, который обжалует отказ в регистрации (в вышестоящую инспекцию или ФНС России).

Жалобу можно подать в течение трех месяцев с момента получения решения об отказе в государственной регистрации.

При уклонении от получения решения об отказе срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Читайте так же: Исправление описки в решении суда акты, образцы, формы, договоры консультант плюс

Жалоба подается в ФНС России на решение вышестоящей налоговой инспекции.

Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по ранее поданной жалобе.

Заявление в суд.

В течение 3-х месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Содержание жалобы

В соответствии со статьей 25.4 Закона № 129-ФЗ в жалобе нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество, а также место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование налоговой инспекции, чье решение обжалуется;
  • основания, которые позволяют лицу, подающему жалобу, считать, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

В документе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Заявитель может приложить документы, подтверждающие его доводы.

Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить документы, подтверждающие полномочия.

Способ отправки

Подготовленную в письменном виде жалобу можно подать (п. 1 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ):

  • непосредственно в вышестоящую налоговую инспекцию или в ФНС России;
  • в налоговую инспекцию, чье решение обжалуется (считается подачей жалобы в вышестоящую инспекцию или в ФНС России).

Что же касается способа подачи, то жалобу можно направить (статья 25.4 Закона № 129-ФЗ):

  • по почте;
  • представить лично;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Результат рассмотрения

Как уже говорилось выше, поданную жалобу налоговики могут оставить без рассмотрения. Исчерпывающий перечень оснований для этого приведен в статье 25.5 Закона № 129-ФЗ.
Однако если жалоба принята к рассмотрению, то решение по ней должно быть принято в течение 15 дней со дня получения. Срок могут продлить, но не более чем на 10 рабочих дней.
Заметим, что пока решение по жалобе не принято, заявитель может представить дополнительные документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе.

Результатом рассмотрения жалобы могут стать:

  • отмена решения налоговой инспекции;
  • оставление жалобы без удовлетворения (ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ).

Поменялись правила обжалования действий налоговых органов при госрегистрации юрлиц и ИП

Вступил в законную силу приказ Министерства финансов РФ под №169н от 30.09.2016 года в котором регламентируются предоставления ФНС госуслуги при госрегистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В документе написано об изменении порядка подачи жалобы на действие или бездействия сотрудников налоговых органов. Теперь обращение с жалобой на действие(бездействие) должностных лиц инспекции нужно подавать в саму инспекцию, а чтобы обжаловать решение руководителя конкретной ФНС придётся писать в вышестоящий налоговый орган.

Помимо этого, для подачи вашего обращения(жалобы) можно воспользоваться услугами многофункционального центра(МФЦ) вашего края или области.

По новым требованиям к содержанию ответа на обращения(жалобы) граждан, в ответе на обращение по вынесенному решению должны быть следующие пункты:

  • название органа, выносящего решение по жалобе;
  • должность и ФИО сотрудника, вынесшего решение по жалобе;
  • место принятия решения, а также номер и дата, данные на должностное лицо в отношении которого поступила жалоба;
  • ФИО или наименование организации, подающей жалобу;
  • вынесенное решение по жалобе с обоснованием и ссылками на законодательные акты;
  • дата или количество дней до которой будут устранены выявленные нарушения (если жалоба признана обоснованной);
  • информация о порядке обжалования вынесенного по жалобе решения.

На официальном сайте ФНС сообщается что данные нововведения позволят повысить качество оказываемых госуслуг по госрегистрации юрлиц, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств и дают заинтересованным лицам больше возможностей для установления доверительных отношений с налоговыми органами.

Порядок обжалования действий налоговых органов

О порядке обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган.В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

При этом к актам налоговых органов, которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, относятся документы любого наименования (решения о проведении налоговой проверки, решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и т.д.), подписанные начальником (заместителем начальника) налогового органа и касающиеся конкретного налогоплательщика. Документы, подписанные иными работниками налогового органа (инспектором, начальником отдела) могут быть обжалованы в налоговый орган, вынесший данный акт.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган имеет ряд преимуществ перед судебным обжалованием:

· простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста;

· рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу;.

· быстрое рассмотрение жалобы;

· отсутствие необходимости уплаты пошлины;

· обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает возможность налогоплательщику более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

· в случае обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем.

При этом следует учитывать, что согласно главе 4 Налогового кодекса РФ право на представление интересов налогоплательщика без доверенности имеют только законные представители.

Законными представителями налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (например, генеральный директор, руководитель, председатель и т.д.).

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое либо юридическое лицо, уполномоченный представлять интересы налогоплательщика на основании надлежаще оформленной доверенности. Порядок оформления доверенности регулируется ст. ст.185-189 Гражданского Кодекса РФ.

Читайте так же: Как оформить пропуск на мкад владельцу грузового автомобиля

Для представления интересов налогоплательщика – физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) доверенность должна быть нотариально удостоверена либо приравниваться к нотариально удостоверенной (п.3 ст.29 НК РФ, ст.185 ГК РФ).

При подписании жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика к экземпляру жалобы, направленному в налоговый орган, должна быть приложена доверенность либо ее надлежаще удостоверенная копия.

Указание в жалобе предмета обжалования (действия, бездействие, ненормативный акт) является ее существенным элементом, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой. В жалобе нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование. Это может быть требование об отмене решения (полностью или частично), о проведении дополнительной проверки или об изменении решения. Кроме того, в жалобе обязательно нужно указать на процессуальные нарушения, если таковые имели место.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
жалоба не подписана заявителем,
представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
имеется решение УФНС России по Новгородской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

Статьей 139 Налогового кодекса РФ предусмотрена подача двух видов жалоб.

[2]

1. Апелляционная жалоба может быть подана только на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст.101 Налогового кодекса РФ.

Данная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения – в течение 10 дней со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение (п.2 ст.101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Решение по апелляционной жалобе выносится вышестоящим налоговым органом.

При подаче апелляционной жалобы процедура взыскания начисленных платежей приостанавливается до рассмотрения апелляционной жалобы по существу вышестоящим налоговым органом.

Законодательством не предусмотрено восстановление пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен. Для восстановления срока к жалобе необходимо приложить письменное мотивированное ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

В соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на 15 дней.

О принятом по жалобе решении в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает подачи аналогичной жалобы в суд.

Особенности обжалования постановлений Инспекций по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ постановление по делу об административном правонарушении также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления.

В соответствии с п.1 ст.30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на акты (действия (бездействие) должностных лиц Межрайонных ИФНС России по Новгородской области подается в УФНС России по Новгородской области (173002, г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.17 к.1).

Жалоба на акты, действия (бездействие) должностных лиц УФНС России по Новгородской области подается в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д.23).

Отдел налогового аудита УФНС России по Новгородской области

Источники


  1. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.

  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

  3. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
  4. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.
  5. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.