Подведомственность дел об административных правонарушениях

Важная информация и советы на тему: «Подведомственность дел об административных правонарушениях». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

См. комментарии к статье 22.3 КоАП РФ

1. В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

2. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

3. В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

Вопрос -122 Подведомственность дел об административных правонарушениях: понятие, значение, виды

Подведомственность означает нахождение в ведении или управлении кого-либо или чего-либо.

Подведомственность дел об административных правонарушениях определяется как установление и разграничение компетенции между различными гос. органами, наделенными соответствующими юрисдикционными полномочиями по возбуждению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Понятие подведомственности имеет важное значение в 2 аспектах: материальном и процессуальном.

Материальный аспект заключается в том, что вопросы подведомственности составляют часть компетенции органа и, следовательно, определяют его права и обязанности, правовой статус в целом.

Процессуальная же сторона имеет решающее значение как для возникновения административно-юрисдикционного отношения, так и для всего процесса (производства) в целом.

КоАП определяет вопросы подведомственности в 22 и 23 главах третьего раздела.

Перечень органов и должностных лиц можно разделить на 4 группы:

1.Судебные органы, исполнительные органы гос. власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Согласно ст.22.1 ч.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 КоАП:

  • Судьями (мировыми)
  • Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • ФОИВ, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными гос. органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо НПА Президента РФ или Правительства.

2.Судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов. Перечень органов дается в ст. 22.1 п. 2 КоАП:

  • Мировые судьи
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов
  • Административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

3.Исполнительные органы гос. власти РФ и их должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об а. прав. Согласно гл. 28 КоАП.

4. Органы (должностные лица) прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу и непосредственно участвовать в процессе разрешения дела по существу, заявлять ходатайства, приносить протесты.

В производстве по делам об а. прав. Законодательно регулируются следующие виды подведомственности:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях

Постановлением Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 проблема соотношения норм процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях была рассмотрена лишь фрагментарно, в общем контексте вопросов, связанных с введением в действие АПК. Обстоятельному исследованию данной проблемы посвящено постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно п. 9 которого дело об административном правонарушении, указанном в абзаце 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование. При применении данного предписания ВАС РФ следует иметь в виду возможность его неоднозначного истолкования. По смыслу ч. 3 ст. 23.1 КоАП подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях судьям судов общей юрисдикции или арбитражным судьям устанавливается на основе следующих правовых критериев:

Дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции и судьям арбитражных судов, в обобщающем виде определены ч. 1 ст. 23.1 КоАП, при этом ч. 3 указанной статьи устанавливает, какой судья уполномочен рассматривать дело в зависимости от правовых критериев разграничения подведомственности. В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов независимо от принадлежности правонарушителей к субъектам предпринимательства — учитывается только возможность проведения указанных процессуальных действий. Таким образом, подведомственность дел об административных правонарушениях арбитражному суду в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2, во всяком случае, оспорима.

Правовые предпосылки корреляции процессуального законодательства

Возможность корреляции процессуального законодательства, предусмотренного КоАП и АПК, определена п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2. При этом установлены конкретные случаи, когда должны применяться предписания АПК. Это касается наименования категорий дел (§ 1 и 2 гл. 25 АПК), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. 206 и 211 АПК), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК).

Читайте так же: Можно ли оформить квартиру на несовершеннолетнего ребенка

По смыслу указанного Постановления ВАС РФ по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности выносится решение о привлечении к административной ответственности или решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, однако §2 гл. 25 АПК предусмотрена возможность оспаривания только решения органа, должностного лица, уполномоченных в соответствии с гл. 23 КоАП рассматривать дела об административном правонарушении. В указанных случаях оспаривание, а применительно к терминологии КоАП — обжалование, соответствующего решения осуществляется в соответствии с параграфом 2 гл. 25 АПК, что подтверждено также и п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с КоАП не исключена возможность обжалования наряду с постановлением о назначении административного наказания либо постановлением о прекращении производства по делу также и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, в отличие от обжалования постановления (определения), выносимого в соответствии с КоАП, § 2 гл. 25 АПК существенно ограничивает процессуальные гарантии оспаривания решений.

По смыслу абз. 2 п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 обжалованию (оспариванию) в соответствии с АПК не подлежат постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные судами общей юрисдикции по делам, подведомственным им в соответствии с абз. 1, 3 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

Оспаривание по правилам, установленным параграфом 2 гл. 25 АПК, решений органа, должностного лица, уполномоченных, согласно гл. 23 КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях, производится независимо от обжалования мер административного пресечения, применяемых в отношении физического или юридического лица при проведении установленных КоАП процессуальных действий на стадиях производства по делу об административном правонарушении, предшествующих рассмотрению дела: корреляция процессуальных норм КоАП и АПК осуществляется только при рассмотрении дел об административных правонарушениях (см. также абз. 3 п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях

>
Судьи
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Подсудность КоАП

Без наличия законов, кодексов, правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Независимо от того, на каком уровне развития находится общество, оно нуждается в определенной правовой организации. На сегодняшний день остаётся актуальным вопрос о подсудности.

Подсудность административных дел КоАП

Административные дела, подсудные рассмотрению по месту совершения деяния – это общее правило в судебной практике. Однако согласно официальной просьбе лица, которая излагается во время обсуждения, возможно рассмотрение по месту проживания данного лица.

Правовой вопрос, по которому проводилось разбирательство, рассматривается по месту нахождения судебного органа. Дела о проступках несовершеннолетних разбираются по постоянному месту проживания лица. В его отношении ведется процесс по делу о правонарушении. Правонарушения, влекущие за собой лишение права управления транспортным средством, нарушение правил судоходства, пользования маломерными судами и эксплуатации транспорта, очевидно, будут рассматриваться по месту учета транспортного средства. Однако, на практике производство по данным категориям административных правонарушений приводятся в исполнение в общем порядке.

Правильное определение юрисдикции того или иного правонарушения очень важно. Ведь с этого начинается судопроизводство иска и определяется вопрос об отнесении дела к подведомственности мирового или районного суда. Ошибки, допущенные на этом этапе, приводят к возврату иска без рассмотрения. В тоже время это не мешает заявителю исправить ошибку и подать иск в надлежащий судебный орган. Однако время будет упущено, а оно в ряде случаев означает деньги.

КоАП РФ: территориальная подсудность

Территориальная подсудность – это комплекс правил и установок, определяющих разделение компетенции административных судов одного уровня. Важно учитывать место проживания физического или юридического лица, место исполнения обязательств должностным лицом, либо место пребывания лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК России. Вместе с тем, сегрегация дел, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их участков, устанавливается местом нахождения отделений, деятельность которых соответствует нарушениям.

Дополнительная информация! Согласно ч. 1 ст. 29.5 АК Российской Федерации может быть изменена подсудность по официальной просьбе лица, в отношении которого ведется судебное разбирательство, с передачей дела по месту проживания данного лица для его рассмотрения.

Установки территориальной подсудности не принуждают лицо, в отношении которого ведется разбирательство, объяснять причины изменения подсудности и выдвигать доводы засвидетельствования их весомости. Страж правосудия имеет право отказать в удовлетворении официальной просьбы указанного лица, учитывая существенные обстоятельства предмета обсуждения, если это необходимо для соблюдения равенства прав всех участников по рассмотрению данного правонарушения или защиты общественной заинтересованности.

В определении об отказе в удовлетворении названного выше прошения должны быть приведены обоснования, которые затрудняют рассмотрение дела. Такие же правила существуют и при определении территориального распределения дел о противоправных действиях или бездействиях, по которым расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения федерального органа исполнительной власти.

Обратите внимание! Исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ, дело подлежит рассмотрению в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, проводившего законодательное расследование.

Распределение дел

РП КоАП РФ – это распределение дел, которое определяется предметом тяжбы, обуславливается разделением компетенции между инстанциями системы судов общей юрисдикции.

Происходит разграничение осведомленности мировых судей от полномочий районных судов по разбирательству дел первой инстанции, районных судов – от компетенции судов субъектов РФ и последних – от компетенции Верховного суда РФ.

Что такое СП дел

Спорная подсудность КоАП РФ дел – это набор специальных норм, одновременно относящихся к разным критериям рассмотрения акта об управленческом правонарушении судьями районных или арбитражных либо гарнизонных военных судов. Ими же выделяются, подробно анализируются и предлагаются законодательные решения по возможным спорным ситуациям, возникновение которых обусловлено технико-юридическими погрешностями, допущенными при конструировании подсудности ч. 3 положения 23.1 КоАП РФ.

[2]

Компетенция мировых судей

Подсудность административных дел КоАП – это компетенция мировых судей. Административные дела, подсудные мировому судье, дают возможность определить конкретного судью, имеющего полномочия для судебного разбирательства.

В судебной практике мировых судей, как правило, преобладают правонарушения в области дорожного движения или предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и правовых нарушений против общественного порядка и общественной безопасности.

Наиболее частые дела о правонарушениях предусмотрены в списке положений ч. 1-2 ст. 12.8, ч. 1-3 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ст. 12.24 РФ. Мировые стражи правосудия рассматривают также дела, возбужденные сотрудниками органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действующими на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398).

Читайте так же: Инвалид по слуху какую работу предложить

Согласно ст. 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398, сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют права и полномочия федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, установленные Положением о Российской транспортной инспекции (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515). Федеральная служба выполняет вышеперечисленные права и полномочия через Управление автотранспортного, городского электротранспортного и автодорожного надзора, входящего в состав Федеральной службы.

Правонарушения в области дорожного движения

Подведомственность дел

В КоАП РФ задействованы три варианта закрепления подведомственности дел о правонарушениях:

  • исключительная – это признак, который дает право закреплять полномочия по изучению тех или иных административных вопросов только за одним из субъектов административно-деликтных отношений: судья, должностное лицо;
  • двойная – это признак, который предполагает одновременное предоставление компетенции по изучению тех или иных вопросов двум и более субъектам;
  • альтернативная подведомственность – это признак, который дает возможность одновременного предоставления доверенности по рассмотрению тех или иных вопросов двум и более субъектам административно-деликтных отношений.

Итак, подсудность определяет, на территории какого именно суда будет рассматриваться дело и в зависимости от его вида определяет концепцию судебного разбирательства.

Подведомственность административных дел

Полномочия органов власти определяют подведомственность административных дел. И нарушение правил подведомственности может повлечь отмену и протокола об административном правонарушении, и постановления. Эти правила являются основой соблюдения порядка привлечения к административной ответственности.

Как определить подведомственность административных дел

В России существуют различные контролирующие органы. Каждый из которых наделен определенными полномочиями в сфере привлечения к административной ответственности. Обширный перечень органов власти и судебной системы предопределяют также общественная опасность некоторых видов правонарушений. А также значительные ограничения прав человека при назначении отдельных видов административных наказаний.

В процессе привлечения к административной ответственности подведомственность означает полномочие рассматривать дело. То есть исследовать доказательства, личность правонарушителя, обстоятельства дела и назначить административное наказание. Но КоАП предусматривает, что и возбуждение дела об административном правонарушении тоже осуществляют определенные должностные лица органов власти. То есть это тоже своего рода подведомственность. Но связанная с составление первичных процессуальных документов.

Полномочия органов власти и суда на рассмотрение дел закрепляет глава 23 КоАП РФ. А составлять протоколы (начинать дело) – статья 28.3 КоАП РФ.

Подведомственность административных дел судам

Перечень правонарушений, по которым дело рассматривают именно суды, обширен. Его устанавливает часть 1 стати 23.1 КоАП РФ. Но сами суды тоже делятся. Они бывают мировыми, районными, арбитражными, судами субъекта РФ и т.п.

По общему правилу дело по существу рассматривает мировой суд.

Районный суд рассматривает дело по существу, во-первых, если по делу проводилось административное расследование. Во-вторых, если наказание за правонарушение КоАП устанавливает в виде административного выдворения, приостановление деятельности, дисквалификацию.

Судьи районных судов будут выносить решения по делам:

  • о нарушении законодательства в сфере собраний, митингов, шествий и т.п. (ст. 5.38)
  • в области охраны объектов культурного наследия (ст. 7.13-7.16, ч. 18,19 ст. 19.5)
  • неповиновение законному требованию сотрудника органа власти (19.3)
  • возбуждение ненависти, вражды и иные, предусмотренные частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Судьи арбитражных судов рассматривают правонарушения, перечень которых устанавливает статья 23.1, когда они совершены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Это правонарушения в экономической сфере.

Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ говорит, что ряд дел тоже рассматривают судьи. Если орган власти передает суду материалы.

Подведомственность административных дел несовершеннолетних лиц

Дело об административном правонарушении, совершенное лицом до 18 лет, рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних. Обратите внимание на то, кто является законным представителем такого лица. О них мы подробно рассказали в публикации “доверенность по административным делам“.

Дела о правонарушении таких лиц в области дорожного движения и нарушение правил управления судном могут быть переданы такой комиссии по решению должностного лица, который составил протокол.

Сама комиссия может передать дело суду, если установит, что не может назначить наказание. Если правонарушение указано в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Подсудность административного дела по КоАП РФ

По общему правилу дело рассматривает уполномоченный орган по месту совершения административного правонарушения. Поэтому, к примеру, если нарушение в области дорожного движения произошло в Новгороде, а нарушитель живет в Смоленске, дело рассматривают в Новгороде.

Есть способ изменить подсудность. Подать ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства нарушителя. Причем КоАП не обязывает называть причины передачи дела.

Исключительная подсудность установлена для ряда правонарушений статьей 29.5 КоАП РФ.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Подведомственность означает распределение всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, уполномоченными рассматривать дела и назначать административные наказания.

В административных производствах нередко одни органы (должностные лица) имеют полномочия возбуждать и расследовать дела, другие — рассматривать их и принимать постановления, третьи — исполнять эти постановления. То есть в данном случае речь может идти о постадийной подведомственности.

Кроме того, выделяют родовую, видовую, территориальную и должностную подведомственность (см. Бахрах. Д.Н Административное право. Учебник. М: «БЕК», 1993.).

Родовая подведомственность определяет, в рамках какого юридического процесса (административного или судебного) рассматривается дело (само дело рассматривается в административном порядке, а жалоба на постановление — в суде).

Видовая подведомственность указывает, какой вид органов исполнительной власти расследует и рассматривает дела и исполняет постановления по ним.

Территориальная подведомственность определяет, какие территориальные органы уполномочены производить действия по делу (транспортная милиция).

Должностная подведомственность определяет, кто из должностных лиц органа исполнительной власти имеет полномочия возбуждать, расследовать дела, принимать постановления по ним, исполнять эти постановления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются основными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях лиц в возрасте от 16 до18 лет. Они образуются главами района, городской, районной (в городе) администрации.

КОАП предусматривает случаи, когда уполномоченные органы, в том числе административные комиссии, органы местного самоуправления, судьи, органы внутренних дел, пограничной службы вправе передавать дела о правонарушениях несовершеннолетних на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Однако некоторые дела, например, о неповиновении законному распоряжению сотрудника милиции, разрешаются судьями и не подлежат передаче в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут рассматривать также дела в отношении родителей (и лиц, их заменяющих), не обеспечивших надзор за несовершеннолетними.

Судьи (мировые судьи) рассматривают наиболее сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью. Они полномочны применять наиболее суровые административные наказания: административный арест, лишение специального права, конфискация и возмездное изъятие предметов, административное выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификация.

Читайте так же: Кто должен восстанавливать утерянную трудовую книжку

В их компетенцию входит рассмотрение дел о правонарушениях, посягающих на права граждан; здоровье; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; институты государственной власти и порядок управления; общественный порядок и общественную безопасность; правонарушение в области коммерческой деятельности, в области финансов и налогообложения.

Органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных значительным числом статей КОАП РФ.

В частности, к ведению милиции отнесено рассмотрение дел о незаконном обороте наркотических средств, нарушениях правил, связанных с обеспечением безопасности и функционировании транспортных средств и объектов, о нарушениях правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, нарушениях общественного порядка и порядка управления и др.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания могут следующие должностные лица органов внутренних дел:

а) начальники органов внутренних дел и их заместители;

б) начальники или заместители начальников районных, городских, районных (в городах) отделов (управлений) внутренних дел;

в) начальники (заместители) органов внутренних дел на транспорте;

г) начальники городских, поселковых, линейных (на транспорте) отделений милиции;

д) начальники (заместители начальников) отделений (отделов, управлений) ГИБДД, командиры подразделений дорожно-патрульной службы, их заместители, инспекторы ГИБДД, автомобильные инспекторы дорожного надзора и другие работники ГИБДД, имеющие специальные звания;

е) уполномоченные инспекторы милиции.

Виды конкретных дел об административных правонарушениях, рассматриваемых должностными лицами милиции, размер санкций по этим делам определены КАОП РФ.

Органы государственной противопожарной службы осуществляют специальный вид государственной надзорной деятельности. В соответствии с Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» от 12 декабря 1994 г. определен перечень должностных лиц, полномочных возбуждать и рассматривать дела об административных нарушениях правил норм и стандартов в области пожарной безопасности и назначать административные наказания. Кроме перечисленных, КОАП РФ закрепляет юрисдикционные полномочия значительного числа других органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормативные акты и литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие с 1 июля 2002г.).

3. Законодательные акты субъектов РФ об административных правонарушениях (по выбору студентов).

4. Учебники и учебные пособия по административному праву.

5. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (под ред. Е.Н. Сидоренко, изд. 2, исп. и доп.). М., 2002.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10121 —

| 7541 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Вопрос -122 Подведомственность дел об административных правонарушениях: понятие, значение, виды

Подведомственность означает нахождение в ведении или управлении кого-либо или чего-либо.

Подведомственность дел об административных правонарушениях определяется как установление и разграничение компетенции между различными гос. органами, наделенными соответствующими юрисдикционными полномочиями по возбуждению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Понятие подведомственности имеет важное значение в 2 аспектах: материальном и процессуальном.

Материальный аспект заключается в том, что вопросы подведомственности составляют часть компетенции органа и, следовательно, определяют его права и обязанности, правовой статус в целом.

Процессуальная же сторона имеет решающее значение как для возникновения административно-юрисдикционного отношения, так и для всего процесса (производства) в целом.

КоАП определяет вопросы подведомственности в 22 и 23 главах третьего раздела.

Перечень органов и должностных лиц можно разделить на 4 группы:

1.Судебные органы, исполнительные органы гос. власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Согласно ст.22.1 ч.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 КоАП:

· Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав

· ФОИВ, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными гос. органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо НПА Президента РФ или Правительства.

2.Судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов. Перечень органов дается в ст. 22.1 п. 2 КоАП:

· Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

· Уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов

· Административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

3.Исполнительные органы гос. власти РФ и их должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об а. прав. Согласно гл. 28 КоАП.

4. Органы (должностные лица) прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу и непосредственно участвовать в процессе разрешения дела по существу, заявлять ходатайства, приносить протесты.

В производстве по делам об а. прав. Законодательно регулируются следующие виды подведомственности:

· Постадийная.Согласно КоАП, каждая стадия производства имеет свой круг участников с определенным для каждой стадии статусом. Субъектами, ведущими производство, на разных стадиях могут быть разные субъекты, т. е. лицо, компетентное возбуждать дело, не имеет полномочий рассматривать или выносить решение, поэтому передает данное дело др. органу, обладающему соотв. компетенцией. Отступление от правил постадийной подведомственности влечет незаконность дальнейших действий и определение вынесенного решения по делу как ничтожно.

· Родовая.Это разграничение полномочий между разными видами гос. власти. Наиболее значимым является вопрос о разграничении суд. и адм. подведомственности, которые закреплены в ст. 22.1. Судебная определяется законодателем как подсудность. Судьи судов общей юрисдикции, арб. судов и мировые рассматривают подсудные им дела об а. правонар. Административной подведомственностью наделяются уполномоченные органы исполнительной власти.

· Видовая.Это законодательное закрепление видов органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать конкретные дела. При определении судебной видовой подв-ти требуется четкое выяснение того, какой суд – районный, арбитражный, гарнизонный или мировой – правомочен рассмотреть дело. Видовая подв. Бывает единоначальная (судья, должностное лицо) и коллегиальная (адм. комиссия).

· Должностная.Заключается в четком определении круга вопросов, которые правомочно решать каждое конкретное должностное лицо уполномоченного органа в процессе производства по делу. Так ст. 23.3 определяет, какие дела правомочны рассматривать: начальник ГИБДД; сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания; государственные инспекторы безопасности дорожного движения.

· Территориальная.Устанавливает правила рассмотрения дел на основе принципа территориальной юрисдикции уполномоченных органов. Общее правило: дело рассматривается по месту совершения правонарушения.

· Альтернативная.Когда при наличии соответствующих условий допускается разрешение дела одним из нескольких юрисдикционных органов (рассмотрение дела или по месту учета транспортного средства или по месту совершения правонарушения. Это аспект альтернативной территориальной подв-ти связан с усмотрением заинтересованного лица. Другой стороной альт. подв-ти является усмотрение органа или должностного лица. Так в ч.2 ст. 23.1 названо более 60 составов, производство по которым может быть передано органом или д. лицом в суд.

Читайте так же: Лишение родительских прав за неуплату алиментов – условия, алгоритм и последствия процедуры для мате

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2658 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Согласно условиям действующего КоАП и других законов РФ, подведомственность дел об административных правонарушениях — это специальное распределение и последующее закрепление всех соответствующих дел между разными органами юрисдикции. Последние должны быть уполномочены решать вопросы, которые относятся к их компетенции, а также назначать юридическим и физическим лицам наказания в соответствии с действующими законами Российской Федерации.

Что такое административные нарушения?

Если кратко, то под понятием «административное нарушение» подразумевают совершение противоправных действий либо, наоборот, бездействие физических и юридических лиц, за которые виновник несет ответственность в соответствии с КоАП. К объектам посягательства относятся имущество, общественные порядок и нравственность, здоровье людей и другое.

Такие нарушения обязательно рассматриваются в суде.

Особенности

В КоАП РФ оговорено, что подведомственность всех нарушений, касающихся разбирательства о противозаконных поступках, подразумевает строгое распределение между различными органами юрисдикции. При этом обязательно учитывается компетенция госучреждений. Однако в судебном производстве часто наблюдается постадийное разделение между организациями.

Обратите внимание! В некоторых случаях данное понятие используется для определения закрепленной действующими законами РФ компетенции на рассмотрение тех или иных случаев и назначение наказания.

Основные уровни

Чтобы определить, на рассмотрение какой организации отдавать то или иное дело о противозаконном действии, для начала следует разобраться в следующих вопросах:

  • Какой подведомственный орган является компетентным в решении возникшей проблемы, связанной с нарушением законодательства;
  • Какое должностное лицо уполномочено рассматривать совершенный физическим или юридическим лицом проступок;
  • Где территориально нужно рассмотреть, а также ряд других аспектов.

В связи с этим специалисты выделяют несколько уровней:

  1. Международный — определяет, какие именно проступки должен рассматривать суд на территории Российской Федерации;
  2. Государственный— он разграничивает полномочия РФ, а также субъектов в области рассмотрения дел о несении наказания;
  3. Родовой подведомственностью дел об административных правонарушениях называют распределение между специалистами различных направлений и уровней власти. Способ наказания зависит от того, какое решение примет судья (мировой судья), комиссия по делам несовершеннолетних, коллегиальные либо федеральные органы исполнительной власти;
  4. Видовой — контролирует, какие противозаконные действия могут разбираться в определенных государственных организациях, согласно их полномочиям;
  5. Инстанционный или иерархический — определяет уровень государственного органа или структурного подразделения;
  6. Территориальный вид — определяет, где должен проходить суд по разбирательству о нарушении;
  7. Должностной — устанавливает должность сотрудника, которому может быть поручено рассмотрение.

Разбирательство осуществляется в разных учреждениях в зависимости от их компетенции

Подсудность проступков зависит от степени тяжести последствий от совершенных поступков либо бездействия. При желании физическое или юридическое лицо имеет право обратиться в арбитражный суд для пересмотра в случае, если, по мнению нарушителя, приговор был вынесен несправедливо.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Административно-процессуальный статус лиц (органов) ведущих производство по делу об административном правонарушении

КоАП (в ст. 22.1) определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях:

1) судьи (мировые судьи);

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральные органы исполнительной власти, их учрежде­ния, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномо­чиями и задачами и функциями, возложенными на них федераль­ными законами либо нормативными правовыми актами Прези­дента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотрен­ных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полно­мочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов ис­полнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени вышеназванных органов, в соответствии с частью 1 статьи 22.2 КоАП РФ, имеют право рассматривать:

— руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

— руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

[1]

— иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени соответствующих органов имеют право рассматривать уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов российской Федерации.

Остановимся подробнее на правовом положении названных органов.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП представителями судебной власти, уполномоченными рассматривать дела об администра­тивных правонарушениях в пределах установленной компетен­ции, являются судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов и мировые судьи.

В настоящее время, согласно Федеральному конституционно­му закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 де­кабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями), мировой судья в пределах своей компетенции уполномочен рассматривать административные дела в качестве суда первой инстанции. Пол­номочия судей в этой сфере постоянно расширяются.

К исключительной подведомственности судей отнесены преимущественно дела об административных правонарушениях, посягающих на права граждан либо представляющих большую общественную опасность.

Что касается комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, то в их состав входят председатель, его заместитель, осво­божденный секретарь, а при необходимости вводится штатная должность инспектора по работе с детьми. Кроме того, в состав комиссии входят депутаты представительных органов власти или самоуправления, работники органов образования, здравоохране­ния, сотрудники органов внутренних дел, других учреждений, представители общественности.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об ад­министративных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Кроме того, комиссии рассматривают дела о правонарушениях подростков, отнесенные к компетенции других юрисдикционных органов (должностных лиц) в случае передачи этих дел на рассмотрение соответствующих комиссий.

Административные комиссии являются единственными юрисдикционными органами, специально образуемыми для рас­смотрения всех категорий дел об административных правонару­шениях, за исключением отнесенных законодательством к компе­тенции других органов (должностных лиц). В состав комиссий входят председатель, его заместитель, ответственный секретарь, а также члены комиссии.

Самостоятельную и самую многочисленную группу органов от­раслевой административной юрисдикции составляют предусмотренные гл. 23 КоАП органы внутренних дел, органы государ­ственных инспекций и другие органы исполнительной власти (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях.

Читайте так же: Прописка ребенка по месту жительства (регистрация детей)

Характеризуя различные виды органов административной юрисдикции, необходимо иметь в виду, что все юрисдикционные функции от имени этих органов выполняют соответствующие должностные лица, уполномочен­ные рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, предусмотренные Осо­бенной частью КоАП и законодательными актами субъектов РФ, в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполне­нии служебных обязанностей.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномо­чиями в полном объеме, если КоАП или законом субъекта РФ не установлено иное.

Объем (содержание) полномочий должностных лиц характери­зуется видами и размером административных наказаний, которые они могут применять к правонарушителям. Так, например, административ­ный арест, конфискацию орудия совершения и предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности могут применять только судьи, а на­чальник органа внутренних дел, например, за мелкое хулиганство вправе лишь наложить административный штраф.

Подведомственность, устанавливаемая КоАП (Глава 23) и законодатель­ными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компе­тенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.

Выделяют следующие виды подведомственности дел об административных правонарушениях:

1. Родовая. В соответствии с данным видом подведомственности определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении.

2. Должностная. Определяет круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении от имени государственных органов.

3. Территориальная. Правовой основой данного вида подведомственности является ст. 29.5 КоАП, в соответствии с которой дело об административном правонарушении рассматривается:

— по месту его совершения (по общему правилу);

— по месту жительства (1. Дела о правонарушениях совершенных несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних; 2. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении);

— по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (если по данному делу проводилось административное расследование),

— по месту учета транспортного средства (если в качестве наказания предусмотрено лишение права управления транспортным средством).

Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об ад­министративных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суро­вых административных наказаний — административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совер­шения административного правонарушения, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без граж­данства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Рассмотрение административных дел судьей является сущест­венной и надежной гарантией прав и законных интересов привле­каемых к административной ответственности лиц, а также потер­певших.

Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других органов (на­пример, органов внутренних дел). К ним, например, относится мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное рассматривать названные дела, вправе налагать на нарушителя штраф, а если применение данной меры админи­стративного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд. Рассматривая эти дела, судья может применить к нарушителю любое наказание, установленное кон­кретной статьей закона.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые главами районной, городской, районной в городе ад­министрации, являются основными юрисдикционными органа­ми, рассматривающими дела об административных правонару­шениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по со­держанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении под­ростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими других правонарушений. Рассмотре­ние этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защи­те их прав со стороны государства и общества.

Помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные дела в отношении подростков могут рас­сматриваться другими юрисдикционными органами, если это право установлено соответствующими законодательными актами. Так, на общих основаниях со взрослыми несовершеннолетние при­влекаются к административной ответственности этими органами за мелкие хищения, мелкое хулиганство, нарушение Правил до­рожного движения, неповиновение сотруднику милиции, воен­нослужащему и т.д. Во всех этих случаях уполномоченные юрис­дикционные органы вправе передавать соответствующие дела о правонарушениях подростков на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

КоАП и законодательными актами субъектов РФ к ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, наруше­ниях правил, связанных с обеспечением безопасности и функцио­нирования транспортных средств и некоторых объектов, наруше­ниях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел.

В соответствии с ч.2 ст. 23.3 КоАП РВ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внут­ренних дел в пределах своей компетенции вправе:

— начальники или заместители начальников территориальных уп­равлений (отделов) внутренних дел;

— начальники территориаль­ных отделов (отделений) милиции, их заместители;

— начальники (заместители) линейных управлений (отделов, отделений) органов внутренних дел на транспорте;

— начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

— начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;

— начальники (заместители) государственной инспекции безопасности дорожного движения, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной служ­бы;

— сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальные звания;

— государственные инспектора безопасности дорожного движения;

— государственные инспектора дорожного надзора;

— старшие участко­вые уполномоченные милиции, участко­вые уполномоченные милиции.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 506 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.

  2. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.

  3. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  4. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.
  5. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.