Отдельным федеральным законом планируется закрепить правила введения новых неналоговых платежей

Важная информация и советы на тему: «Отдельным федеральным законом планируется закрепить правила введения новых неналоговых платежей». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

 

Отдельным федеральным законом планируется закрепить правила введения новых неналоговых платежей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

 

Обзор документа

План мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования (утв. Правительством РФ 9 августа 2017 г.)

Обзор документа

Приведен План мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования.

В частности, предусмотрена разработка проекта Закона об отдельных обязательных платежах субъектов предпринимательской деятельности, предусматривающего общие требования к порядку исчисления и размерам таких платежей, кроме установленных законодательством о налогах и сборах, о страховых взносах, таможенным законодательством, законами о конкретных видах ОСС, а также платежей, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также платежей за государственные и муниципальные услуги.

Планируются определение сроков, ранее которых и позднее которых в текущем году такие платежи не могут быть введены/изменены; недопустимость придания нормативным правовым актам, устанавливающим новые платежи, формирующие доходы бюджетов, или ухудшающим положение их плательщиков, обратной силы; обязательность проведения оценки социально-экономических последствий для субъектов хозяйственной деятельности, проектов актов, направленных на введение в действие новых обязательных платежей, устанавливаемых законодательством, и изменение основных характеристик действующих; включение информации обо всех установленных законодательством платежах в перечень (реестр) отдельных обязательных платежей.

Правила введения новых неналоговых платежей планируется закрепить отдельным федеральным законом

Andrei_R / Shutterstock.com

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов утвердил новую редакцию 1 Плана мероприятий по систематизации неналоговых платежей. Отметим, первоначальный перечень мер, призванных повысить эффективность администрирования таких платежей, правительство приняло в октябре прошлого года.

Обновленный вариант документа предусматривает ряд новшеств. Так, правительство планирует разработать направить в Госдуму отдельный законопроект, устанавливающий общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей. В нем планируется закрепить правило о недопустимости придания нормативным правовым актам, устанавливающим новые платежи, формирующие доходы бюджетов, или ухудшающим положение их плательщиков, обратной силы. Также предполагается закрепить обязательность проведения оценки социально-экономических последствий от введения новых платежей.

Новая редакция Плана предусматривает установление правительством порядка и правил ведения реестра обязательных платежей, в том числе разработку методических указаний по ведению их реестра, а также разработку общих требований к методикам определения предельного размера обязательных платежей и формирование их перечней обязательных платежей.

Что нужно учитывать при составлении ответа на запрос налогового органа в ходе проверки? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

Кабмин подчеркивает, что эти меры позволят улучшить предпринимательский и инвестиционный климат в России. А реализация Плана позволит не допускать роста неналоговой нагрузки на бизнес.

Напомним, в соответствии с ч. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса к неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи такого имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней);
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

В Налоговом кодексе РФ предлагается закрепить порядок уплаты нескольких неналоговых платежей

НК РФ планируется дополнить новыми главами, посвященными уплате:

— экологического налога (предполагается, что данный налог заменит собой плату за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренную Федеральным законом «Об охране окружающей среды»);

— утилизационного сбора (вводится взамен существующих экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

— сбора за пользование автомобильными дорогами федерального значения (введение указанного сбора предусматривает замену действующего неналогового платежа — платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн);

— налога на операторов сети связи общего пользования (это новый платеж, налоговой базой для расчета которого будут являться доходы, полученные от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, со ставкой налога в размере 1,2 процента);

— гостиничного сбора (это новый сбор, уплачиваемый организациями и физлицами, осуществляющими деятельность по оказанию гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания. Полномочия по установлению конкретных ставок предлагается предоставить органам местного самоуправления, в НК РФ предполагается закрепить лишь максимальное значение).

Читайте так же: Где можно достать договор найма

Правительство утвердило план их систематизации

Первый вице-премьер Игорь Шувалов утвердил план мероприятий по систематизации неналоговых платежей, которые будут сведены в единый перечень и взиматься по единым правилам. В правительстве уверяют, что план не приведет к росту нагрузки на бизнес, а только улучшит инвестклимат в стране.

Игорь Шувалов подписал «дорожную карту» по систематизации неналоговых платежей. Карта подготовлена Минфином и Минэкономики. Она предполагает формирование единого перечня неналоговых платежей, закрепление в законодательстве единых правил их установления, исчисления и взимания. Отдельным законом будут установлены размеры и сроки введения в действие неналоговых платежей, сами платежи будут помещены в специальный реестр. В правительстве утверждают, что запланированные мероприятия не допустят роста неналоговой нагрузки на бизнес, а унификация принципов по таким платежам только улучшит инвестиционный климат в стране.

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Как сообщал “Ъ”, Минфин в июле уже разместил проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». «Количество и объем обязательных платежей, которые не установлены законодательством о налогах и сборах, постоянно растут, при этом процесс установления и изменения таких платежей зачастую носит несистемный и непредсказуемый характер, что негативно влияет на деловой климат»,— говорится в пояснительной записке к проекту. «Под регулирование подпадут в том числе плата за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный сбор, плата за проведение госэкспертиз»,— перечисляли в Минфине. В самом проекте также упоминаются платежи, внесение которых является «условием движения тяжеловесных транспортных средств по дорогам общего пользования» (система «Платон»).

Как представили проект закона об обязательных платежах бизнеса

По проекту обязательные платежи могут устанавливаться только федеральными законами, постановлениями правительства, нормативными правовыми актами администраций регионов и муниципалитетов. До 1 января 2019 года они должны быть включены в один из перечней, предусмотренных отдельным федеральным законом, законами субъектов РФ или правовыми актами муниципалитетов, а сами такие перечни — опубликованы в интернете. После утверждения перечней и реестров платежи, не включенные в них, но подпадающие под критерии обязательных платежей в понимании закона, взимать будет запрещено — на введении этой нормы настаивали деловые объединения.

К 2035 году почти все платежи в России будут инновационными

Компания EY при поддержке ассоциации «Финтех» провела исследование тенденций рынка инновационных финансовых сервисов, продуктов и технологий с горизонтом прогнозирования до 2035 года. Хотя общие объемы использования финтеха в России не велики, степень проникновения не уступает средней по миру. Особенно это заметно в сегменте финтех — платежи и переводы, тогда как в сегменте финтех — управление капиталом Россия еще долго будет аутсайдером. Читайте подробнее

Президент одобрил приоритет выплаты зарплаты перед налогами

Президент России Владимир Путин в августе 2016 года поддержал идею главы Федерации независимых профсоюзов Михаила Шмакова, который предложил внести в Гражданский кодекс приоритет выплаты заработной платы перед другими обязательными платежами. По данным Росстата, просроченная задолженность по зарплате в стране оценивается в 3,7 млрд руб. Читайте подробнее

[1]

План мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования «(утв. Правительством РФ 28.10.2016 N 8245п-П13)»

Первый заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации

28 октября 2016 г. N 8245п-П13

МЕРОПРИЯТИЙ ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

И ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,

ЗАКРЕПЛЕНИЮ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕДИНЫХ

ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ, ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТАКИХ ПЛАТЕЖЕЙ,

А ТАКЖЕ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Сроки исполнения мероприятий плана

Введение моратория на установление новых уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности платежей, формирующих доходы бюджетов (за исключением налогов и сборов, таможенных и иных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное страхование), а также платежей, остающихся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции, до принятия федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку их исчисления, размерам и срокам введения в действие

Поручение Правительства Российской Федерации

Обеспечение неизменности фискальной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности

Проведение инвентаризации существующих платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности, формирующих доходы бюджетов или остающихся в распоряжении государственных или муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции

Доклад в Правительство Российской Федерации

ТПП России с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей»

Формирование перечня неналоговых платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности

Установление в Бюджетном кодексе Российской Федерации положений о реестре государственных и муниципальных платежей, в котором будут учитываться все платежи, формирующие доходы бюджетов, а также платежи, остающиеся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции

Проект федерального закона

Определение общих подходов к учету платежей, формирующих доходы бюджетов, и платежей, остающихся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений

Внесение изменений в Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, предусматривающих указание в пояснительных записках к проектам актов, вносимых в Правительство Российской Федерации и предусматривающих установление новых или изменение действующих платежей, уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности, социально-экономических последствий таких актов

Постановление Правительства Российской Федерации

ТПП России с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей»

Установление требования о проведении оценки экономической эффективности предлагаемых решений

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих: общие требования к порядку исчисления и размерам платежей, формирующих доходы бюджетов (за исключением налогов и сборов, таможенных и иных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное страхование), а также платежей, остающихся в распоряжении государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, выполняющих государственные функции;

Читайте так же: Акт приема-передачи ценных бумаг образец бланк

 

определение сроков, ранее которых и позднее которых в текущем году платежи не могут быть введены;

недопустимость придания федеральным законам, устанавливающим новые платежи или ухудшающим положение плательщиков, обратной силы;

зачисление в доходы бюджетов всех обязательных безвозмездных платежей; обязательность проведения оценки социально-экономических последствий для субъектов хозяйственной деятельности проектов актов, направленных на введение в действие новых платежей, и изменение основных характеристик действующих;

включение информации обо всех установленных законодательством Российской Федерации платежах в реестр государственных и муниципальных платежей;

возможность взимания и оставления в распоряжении негосударственных организаций платежей, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, только в случаях, установленных федеральными законами

Проект федерального закона

Закрепление единых принципов установления и взимания неналоговых платежей субъектов предпринимательской деятельности, а также их систематизация и унификация

Установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей

Приказ Минфина России

Определение требований к составу информации, включаемой в реестр государственных и муниципальных платежей, порядку его формирования и ведения

Формирование реестра государственных и муниципальных платежей с использованием информационных ресурсов, применяемых для формирования реестра источников доходов федерального бюджета

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

Обеспечение учета платежей, установленных законодательством Российской Федерации, и свободного доступа к информации о таких платежах

Торгово-промышленная палата РФ поддержала подготовленный Минэкономразвития России и Минфином РФ план мероприятий по систематизации неналоговых платежей, направленный на реализацию пункта «е» Перечня поручений Президента РФ Владимира Путина по итогам VII съезда ТПП РФ.

Указанный план рассчитан до сентября 2017 года и включает 7 этапов.

В октябре текущего года поручением Председателя Правительства РФ планируется ввести мораторий на установление новых неналоговых платежей и провести с участием ТПП РФ инвентаризацию существующих платежей с целью выявления издержек бизнеса по их уплате.

До декабря 2016 года в Правительство РФ должен быть внесен проект федерального закона о порядке установления, исчисления и взимания неналоговых платежей. В нем будут закреплены единые принципы администрирования платежей, установлен срок, с наступлением которого ни на кого не может быть возложена обязанность вносить платеж, который не предусмотрен Налоговым кодексом РФ и не включен в реестр обязательных публичных платежей.

В феврале 2017 года Минфину РФ поручено совместно с ТПП РФ представить в Правительство РФ доклад с оценкой экономической эффективности взимания неналоговых платежей, включая оценку расходов на их администрирование, оценку целесообразности их укрупнения и пр.

План мероприятий также предусматривает принятие в апреле 2017 года постановления Правительства РФ, устанавливающего порядок и правила ведения реестра обязательных публичных платежей. К июню 2017 года Минфином должен быть сформирован полный реестр федеральных, региональных и муниципальных платежей, а в сентябре планируется запустить «личный кабинет» плательщика неналоговых платежей.

Департамент законотворческой деятельности, Д.Фадеев

Минфин предложил включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс. Насколько это критично для компаний?

Этой весной Минфин России опубликовал два громких законопроекта. В одном из них предлагается включить ряд неналоговых платежей в Налоговый кодекс. В частности, плату за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, плату в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам грузовиками с разрешенной массой свыше 12 тонн («Платон»), утилизационный, экологический и гостиничный сборы. В другом проекте уточняются нормы об НДС, страховых взносах, возврате госпошлин, подаче деклараций.

Минфин России опубликовал для обсуждения два законопроекта с поправками Налогового кодекса. В одном из них предлагается включить в Налоговый кодекс регулирование неналоговых платежей. Это проект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)» (далее — проект о неналоговых платежах). Он был опубликован на Федеральном портале проектов нормативных актов под ID 02/04/10-18/00084496.

Другой — законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы) (далее — проект о реализации налоговой политики). Он размещен на Федеральном портале проектов нормативных актов под ID 02/04/09-18/00084113. В нем уточняется законодательство в части налога на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, имущественных налогов, налогообложения подакцизных товаров и специальных налоговых режимов.

Неналоговые платежи

В проекте о неналоговых платежах Минфин предлагает внести в Налоговый кодекс шесть неналоговых платежей:

плату за негативное воздействие на окружающую среду,

обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования,

плату в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам грузовиками с разрешенной массой свыше 12 тонн («Платон»).

В Минфине заверяют, что размер и суть этих платежей не изменится. Однако последствием включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс станет то, что за нарушение соответствующих положений кодекса компаниям будет грозить уголовная ответственность и закрытие банковских счетов.

Например, сейчас ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в части уплаты обязательных платежей закреплена в КоАП РФ. Взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке, а способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют. Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного УК РФ. Если эти платежи включат в Налоговый кодекс, то их неуплата будет считаться неуплатой налогов, а за это предусмотрена уголовная ответственность.

Предлагаемый в проекте экологический сбор представляет собой действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.

Утилизационный сбор вводится взамен существующих в настоящее время неналоговых платежей — экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии со ст. 24.1 и 24.5 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Гостиничный сбор будет применяться вместо курортного сбора, который сейчас взимают четыре субъекта РФ. Такой подход обусловлен тем, что необходимо создать дополнительные доходные источники местных бюджетов за счет обложения налогом гостиниц и иных средств размещения, которые расположены не только в курортных, но и в других местностях. Гостиничный сбор будут платить организации и физические лица, оказывающие гостиничные услуги, услуги по временному размещению и обеспечению временного проживания физических лиц в гостиницах и иных средствах размещения.

Читайте так же: Льготы детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей как получить пособия

Введение сбора за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования предусматривает замену действующей сейчас в качестве неналогового платежа платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Ставка сбора составит 3,73 руб. на 1 км пути и будет индексироваться на коэффициент-дефлятор. Сейчас действует льготный тариф — 1,91 руб.

Налоговой базой обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования предлагается установить доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с главой 21 НК РФ. Ставку налога установят в размере 1,2%.

Также предлагается включить в Налоговый кодекс в качестве государственной пошлины ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений из государственных реестров.

Взаимосогласительные процедуры

В проекте о реализации налоговой политики предлагается установить обязательные требования к проведению взаимосогласительных процедур в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения. Такие процедуры проводятся, когда компания полагает, что оплатила больше налогов, чем должна была по международному договору об избежании двойного налогообложения. В частности, предусмотрено ограничение по времени предоставления заявления — в течение трех лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями международных соглашений. При подаче заявления налоговые органы проведут выездную проверку. При этом будет проверяться период, не превышающий десяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Выездная проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Госпошлины

Еще одна поправка в проекте о реализации налоговой политики касается возврата уплаченной государственной пошлины. К заявлению о возврате излишне уплаченной или взысканной суммы государственной пошлины нужно прикладывать оригиналы платежных документов в случае, если она уплачена в наличной форме, а в случае, если она уплачена в безналичной форме, — копии платежных документов. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, не требуется.

НДС при правопреемстве

В законопроекте предусмотрено восстановление правопреемником сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, полученным при реорганизации организации, ранее принятых к вычету реорганизованной организацией, в случае их дальнейшего использования правопреемником для осуществления операций, не облагаемых НДС в связи с переходом на специальные налоговые режимы. Это сделано в целях исключения возможности использования схем ухода от обложения НДС при реорганизации организаций и применения правопреемником специальных налоговых режимов.

Страховые взносы

В проекте о реализации налоговой политики уточняются нормы Налогового кодекса, касающиеся порядка представления расчета по страховым взносам обособленными подразделениями организации и сообщения в налоговый орган о наделении полномочиями таких обособленных подразделений. Так, представлять расчет по страховым взносам по месту своего нахождения могут только те обособленные подразделения организации, которым организация открыла счета в банках и которых наделила полномочиями начислять и производить выплаты в пользу работников. Организация должна уведомить о таких обособленных подразделениях налоговый орган по месту нахождения организации.

Еще предлагается исключить из обязанности адвокатов в случае приостановления их статуса представление в налоговый орган, помимо заявления, подтверждающих документов для освобождения их от уплаты страховых взносов. Это связано с тем, что сведения о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвоката сообщают в налоговые органы адвокатские палаты субъектов РФ (не позднее 10-го числа каждого месяца). Необходимость в дублировании этой же информации самим адвокатом отсутствует.

Единый сельскохозяйственный налог и торговый сбор

Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые занимаются производством подакцизных товаров, не разрешат переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, за исключением подакцизных товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья — винограда собственного производства.

[2]

Уточняется порядок уплаты торгового сбора при торговле через объекты стационарной торговой сети и по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада. Предлагается установить порядок уведомления плательщиком торгового сбора налогового органа при прекращении использования объекта осуществления торговли, а также об изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы торгового сбора.

Поправки для физлиц

Физлица смогут подавать и получать от налоговых органов документы через МФЦ, включая налоговые декларации. Сумма земельного налога, исчисленного физическим лицам, будет повышаться ежегодно не более чем на 10%.

Тем, кто имеет троих и более несовершеннолетних детей, будет положен налоговый вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, а также дополнительный налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц в размере 5 кв. м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и в размере 7 кв. м в отношении жилого дома, части жилого дома. Аналогичную поправку уже одобрила Госдума во втором чтении, она содержится еще и в законопроекте № 607168-7.

Госдума приняла во втором чтении 02.04.2019 поправки в Налоговый кодекс в части совершенствования администрирования отдельных налогов. Это законопроект № 607168-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“».

Читайте так же: Как правильно провести расчет неустойки по дду

В проекте закрепляется право компании на представление единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в один налоговый орган по выбору налогоплательщика. Речь идет о компаниях, состоящих на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимости на территории субъекта РФ, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость.

Налогоплательщикам транспортного налога и земельного налога не придется подавать налоговые декларации. Отменена обязанность налогоплательщиков по итогам каждого отчетного периода представлять в налоговые органы расчеты по авансовым платежам.

Налоговый кодекс пополнится сборами // Часть неналоговых платежей станет отдельной главой НК

Вопреки сопротивлению бизнеса, часть неналоговых платежей войдет в Налоговый кодекс (НК). По информации “Ъ”, из нескольких десятков обязательных платежей в НК планируется включить шесть наиболее близких к налогам, включая утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей может быть включена в НК уже в этом году. Переход контроля их уплаты к ФНС должен повысить ранее невысокую платежную дисциплину — в частности, в прошлом году из 6,5 млрд руб. экологического сбора удалось собрать менее четверти. При этом изначально сама идея инвентаризации неналоговых платежей вносилась в Белый дом как способ ограничить их рост и дать бизнесу гарантии неувеличения нагрузки в кризис. Разрешить этот парадокс Белый дом рассчитывает в ходе консультаций с бизнесом и депутатами.

Как сообщил в минувшую пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов, правительство совместно с депутатами в ближайшее время примет решение по вопросу регулирования неналоговых платежей. «Мы договорились, что постараемся с законодателями, с Госдумой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся более 80% платежей, который заботит представителей бизнеса»,— заявил господин Шувалов.

На прошлой неделе главы трех бизнес-объединений — Торгово-промышленной палаты (Сергей Катырин), РСПП (Александр Шохин) и «Опоры России» (Александр Калинин) — обратились к Дмитрию Медведеву с письмом, в котором просили ускорить внесение в Госдуму законопроекта о регулировании неналоговых платежей. При этом представители бизнеса выступали против внесения неналоговых платежей в НК, опасаясь роста административной и налоговой нагрузки (см. “Ъ” от 14 марта). В целом неналоговых платежей, по экспертным оценкам, насчитывается от 30 до 50, ТПП оценивала их объем в 1% ВВП (более 800 млрд руб.).

Минфин, однако, настаивает на включении неналоговых платежей в НК в виде отдельной главы. По словам Игоря Шувалова, правительство обсуждает такой вариант.

При этом чиновники «услышали в том числе опасения бизнеса, который считает, что в полном объеме ответственность за неисполнение таких норм станет значительно жестче, включая уголовную ответственность». «Это не совсем соответствует тому, что мы услышали в послании президента о декриминализации многих деяний. Впереди в связи с этим отдельная дискуссия с представителями бизнеса, каким образом эти платежи должны взиматься и какая для предпринимателя должна наступать ответственность в случае невзимания таких платежей»,— сказал первый вице-премьер. «Мы сами понимаем свою ответственность, поскольку это в том числе и характер инвестиционного предпринимательского климата. Будем проводить консультации с обеими палатами Федерального собрания и с объединениями промышленников и предпринимателей»,— пообещал он.

В Минфине раскрывать подробности не стали, сообщив “Ъ”, что вопрос пока прорабатывается. По словам источника “Ъ” в правительстве, в НК планируется включить всего шесть неналоговых платежей, близких к налогам, среди которых — утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей, по словам собеседника “Ъ”, может войти в НК уже в этом году. Такое решение повысит предсказуемость, уверен он: если раньше такие платежи могли повышаться решением правительства, о чем бизнес узнавал постфактум, то после включения их в НК изменения будут вноситься уже по правилам налогового законодательства. К платежам, «близким к налогам», также относится курортный сбор. «Пока он взимается лишь в нескольких регионах, поэтому вопрос о погружении курортного сбора в НК будет решаться уже по итогам пилотного проекта»,— говорит собеседник “Ъ”. «Остальные платежи, например плата за проведение экспертизы в строительстве или для допуска лекарства в продажу, это явно не налоги, поэтому включать их в НК было бы странно»,— говорит он.

Пока, по словам собеседника “Ъ”, предлагается закрепить в отдельном законе перечень неналоговых платежей федерального, регионального и муниципального уровней и прописать основные принципы их введения и изменения. «Сейчас довольно много платежей взимается в регионах — у субъектов РФ есть право вводить их. Если же неналоговые платежи будут регулироваться законом, то для введения новых потребуются уже поправки в него»,— поясняет источник.

«У некоторых платежей действительно налоговая природа, и они могут быть интегрированы в Налоговый кодекс, но их число должно быть минимальным»,— говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. По его словам, бизнес очень ждет принятия отдельного закона по неналоговым платежам, а также учитывающего их реестра.

Предприниматели продолжают выступать против интеграции неналоговых платежей в Налоговый кодекс, поскольку в этом случае резко вырастет административная нагрузка, а также появится уголовная ответственность за их неуплату — к примеру, станут возможны блокировка счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей. О влиянии появления в НК отдельной главы, описывающей неналоговые платежи, можно судить по успехам ФНС в администрировании новых платежей. Как заявлял на годовой коллегии службы глава налоговиков Михаил Мишустин, ключевым вызовом для ФНС в 2017 году было обеспечить эффективное администрирование страховых взносов. В итоге во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн руб., что на 9,1% (на 483 млрд руб.) больше уровня 2016 года. При этом темп роста поступлений на 1,9 процентного пункта превысил темп прироста заработной платы в экономике (7,2%). При этом Росприроднадзор в 2017 году собрал с компаний только 1,5 млрд руб. экологического сбора при плане в 6,5 млрд руб., тогда как Минприроды хотело бы увеличить объем средств экологического сбора с производителей и импортеров за невыполнение нормативов утилизации отходов до 30 млрд руб.

Читайте так же: Налог на имущество по кадастровой стоимости

 

Отдельным федеральным законом планируется закрепить правила введения новых неналоговых платежей

Федеральная налоговая служба (ФНС) не поддерживает включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК), заявила замглавы службы Наталья Завилова на совещании в Совете Федерации во вторник, 6 февраля. Прописать такие платежи в НК не получится, так как их природа очень разнообразна, отметила Завилова.

Сейчас неналоговые платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными отраслевыми законами и нормативными актами. Ими же определяются база исчисления, ставки, порядок уплаты. Неналоговая нагрузка — одна из ключевых проблем для бизнеса: на повышение налогов президент Владимир Путин ввел мораторий на четыре года в 2014 году, для неналоговых платежей такого запрета нет.

«Если посмотреть на неналоговые платежи, то все, что их объединяет с налогами, — только фискальный аспект. Налоговый кодекс — достаточно системный, структурированный документ. Систематизировать все отраслевые законы таким же образом невозможно», — сказала Завилова. По оценке налоговой службы, необходимо ограничить порядок введения такого рода платежей, сроки вступления в действие, установление тарифов, но не в рамках НК, подчеркнула она.

В июле прошлого года Минфин и Минэкономразвития подготовили законопроект, объединяющий все неналоговые платежи в единый реестр для упрощения их регулирования. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Его поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — сказал он на Гайдаровском форуме.

При этом Минфин и Минэкономразвития не поддерживают включение неналоговых платежей в НК, писал ранее РБК. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — объяснял источник в финансово-экономическом блоке.

Директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская, которая также присутствовала на совещании в Совфеде во вторник, заявила, что подготовленный законопроект позволит охватить наибольшее число всех платежей и урегулировать их, не загоняя все под признаки налогов и соответствующее регулирование. «Учитывая, что большинство платежей не попадает в бюджет, применение к ним регулирования через НК — вопрос спорный и сложный. В частности потому, что тогда их придется включить в бюджет и поменять работу всех бюджетных учреждений. Несмотря на то что мы за единство кассы, переход на финансирование всех этих платежей через бюджет не вполне оправдан», — пояснила она.

Что даст отдельный реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в Торгово-промышленной палате. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. Как отметил на совещании в Совфеде аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин, если документ внести в Госдуму, дискуссия станет продуктивнее.​

Источники


  1. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.

  2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.

  3. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
  4. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.
  5. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.