Обжалование действий должностного лица

Важная информация и советы на тему: «Обжалование действий должностного лица». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц как форма административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина

Основные принципы и порядок реализации прав граждан на обжалование решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц

Обжалование действий (бездействия) и решений органов исполнительной власти базируется на определенных принципах, определяющих основы данной процессуальной деятельности. Принципами обжалования действий и решений органов публичной власти являются закрепленные в нормах административного и административно-процессуального права исходные положения, отражающие его особенности, определяющие ход и назначение процесса.

Принципы обжалования действий и решений органов исполнительной власти могут рассматриваться в зависимости от того, что и в какой форме осуществляется это обжалование. Принципы административного судопроизводства изложены в КАС РФ. Что касается принципов рассмотрения административных жалоб, то они содержатся в базовом законе «О порядке рассмотрения обращений граждан» и ведомственных регламентах. К принципам обжалования действий и решений органов исполнительной власти теоретики относят принципы: законности; заинтересованности масс; быстроты процесса; охраны интересов личности и государства; гласности; равенства сторон; национального языка; самостоятельности в принятии решения; ответственности компетентных органов и лиц за ненадлежащее ведение процесса и принятое решение.

В научной литературе также называется принцип «материальной истины». Он может именоваться как «всестороннее и объективное исследование конкретных фактов и обстоятельств дела», а также формулироваться как принцип «экономичности и эффективности процесса». Наряду с принципом «гласности» выделяется принцип «доступности» административной формы обжалования действий и решений органов исполнительной власти. Отмечается также, что целесообразно вести речь не о принципе «равенства сторон», который отражает суть гражданского процесса, а о принципе «равенства сторон перед законом».

В теории административного права и процесса выделяются такие группы принципов, как социально-правовые и специальные. К социально-правовым относятся принципы, которые имеют общесоциальный характер и реализуются вне зависимости от места и уровня органа исполнительной власти, должности лица, осуществляющего рассмотрение того или иного административного дела. Это принципы гуманизма, социальной справедливости, демократизма, сочетания гласности и профессиональной тайны и т.п. Кроме того работа с обращениями граждан в подразделениях органов власти основывается на принципах гласности и открытости. Например, информация о порядке, сроках рассмотрения обращений, времени личного приема граждан руководством подразделения системы МВД России, фактическом адресе подразделения системы МВД России и справочном телефоне размещается в местах, доступных для посетителей.

К специальным относятся принципы, предусмотренные для отдельных категорий дел. Например, в Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России запрещено преследование гражданина в связи с его обращением с целью защиты или восстановления своих прав, свобод и законных интересов либо свобод, прав и законных интересов других лиц. Провозглашается запрет на обращение в орган решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Что касается алгоритма обжалования, то порядок досудебного обжалования определен законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Порядок рассмотрения жалоб в отдельных структурах и органах прописан в регламентах министерств. Однако, к примеру, в Регламенте МЧС отсутствуют понятие предмета досудебного обжалования и основание для начала процедуры досудебного обжалования. В любом случае гражданину необходимо соблюдать следующие правила. Так, недопустимым является наличие в жалобе нецензурных, оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Такое обращение может быть оставлено без ответа. Гражданину, который направил обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом (ст. 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Текст жалобы должен быть читаемым, иначе, по понятным причинам, ее рассмотрение будет невозможным. Однако, если прочитать фамилию заявителя и его почтовый адрес возможно, ему сообщаются причины оставления обращения без ответа. Не рассматриваются и обращения, которые лишены смыслового содержания. В случае направления гражданином повторной жалобы по одному и тому же вопросу в отсутствие новых аргументов, жалоба может быть признана безосновательной.

Жалоба должна быть подписана адресатом для того, чтобы органу было известно кому и куда писать ответ, иначе она будет оставлена без рассмотрения. Исключением может быть случай, когда в ней содержится информация о совершенном либо готовящемся преступлении. За сообщение клеветнических, заведомо ложных, измышлений гражданин несет ответственность, как правило, в судебном порядке.

Гражданин имеет право направить жалобу в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан. По общему правилу, письменное обращение, которое поступило в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с одновременным уведомлением гражданина о продлении срока рассмотрения жалобы.

Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции обеспечивают рассмотрение индивидуальных и коллективных жалоб граждан, а также ходатайств в их поддержку по вопросам сферы деятельности соответствующей структуры, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг. При рассмотрении жалоб граждан является недопустимым разглашение сведений, содержащихся в ней, а также сведений, которые касаются частной жизни гражданина, без его согласия. Разглашение сведений, которые содержатся в обращении, и его направление в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов.

При невозможности направления жалобы для рассмотрения в соответствующий орган государственной власти, к компетенции которого относится решение поставленных вопросов, то она возвращается гражданину с разъяснением права обжалования соответствующего решения или действия в судебном порядке. Ответ на обращение подписывает руководитель органа государственной власти или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо. Ответ на жалобу, которая была получена в форме электронного документа, направляется в той же форме по адресу электронной почты, который указан в обращении, или в письменной форме по указанному почтовому адресу.

По итогу рассмотрения жалобы, она может быть полностью или частично удовлетворена, либо гражданину будет отказано в удовлетворении заявленных требований с объяснением причин. В случае удовлетворения жалобы уполномоченный орган обязан принять меры по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Это положение закреплено также и в административных регламентах. Например, действует регламент МЧС и регламент по рассмотрению и согласованию документов по утверждению границ газораспределительных сетей на территории Нижегородской области.

Читайте так же: Отказ от апелляционной жалобы

На руководителей структурных подразделений и территориальных органов исполнительной власти возложена персональная ответственность за организацию работы с обращениями граждан, их объективное и всестороннее рассмотрение, соблюдение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан. В дополнение органы обязаны проводить систематический анализ обращений граждан для выявления и устранения причин нарушений прав граждан, и совершенствования работы с обращениями граждан.

Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг сыграли огромную роль в становлении административной реформы. Законодательство об административных регламентах способствовало формированию современной теории административных процедур и актуализации идеи о востребованности административной практикой закона «Об административных процедурах», в котором содержались бы нормы об общих принципах и порядках разрешения управленческих дел и принятии административных актов государственной и муниципальной администрацией.

В сфере реализации механизма досудебного обжалования существует ряд проблем, которые негативно влияют на эффективность этой процедуры. Дело в том, что административные регламенты по большей части дублируют положения закона «О порядке рассмотрения обращений граждан», и при этом не закрепляют четкого алгоритма действий должностного лица, уполномоченного рассматривать жалобу. Это в свою очередь придает неопределенность процессу рассмотрения жалоб. Более того, не все административные регламенты содержат нормы, касающиеся межведомственного взаимодействия в ходе рассмотрения жалобы гражданина и иные инструменты, которые бы повышали качество досудебной процедуры обжалования. Кроме того подчас регламенты содержат устаревшую или не соответствующую действительности информацию. Это относится к перечню нормативных правовых актов, сведениям об органе, рассматривающем жалобы. Все это снижает эффективность процедуры рассмотрения жалобы гражданина и требуется более детальная регламентация процедуры обжалования действий (бездействия) и решений органов исполнительной власти.

Итак, право на административное (внесудебное) обжалование незаконных действий и решений органов исполнительной власти основывается на целом ряде принципов, закрепленных в КАС РФ, федеральном законе о порядке рассмотрения обращений граждан, административных регламентах органов исполнительной власти. Четко закрепляется и алгоритм реализации внесудебного обжалования. Между тем требует совершенствования порядок реализации административной жалобы, необходим поиск способов повышения эффектности и результативности использования этой формы реализации права на обжалование действий (бездействия) и решений органов исполнительной власти.

административный обжалование правовой исполнительный власть

Порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование в порядке уголовного судопроизводства

Право обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование регламентирован главой 16 УПК РФ.

Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование может быть осуществлено путем подачи жалобы руководителю следственного органа и прокурору (ст. 124 УПК РФ), а также путем подачи жалобы в районный (городской, гарнизонный военный) суд по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело либо материалы доследственной проверки.

По смыслу статей 123 и 125 УПК РФ жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченный заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.

Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, поручитель статьи 103УПК РФ), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (часть 1 статьи 105 УПК РФ), залогодатель (статья 106УПК РФ), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (часть 5 статьи 148УПК РФ), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых КонституциейРоссийской Федерации прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица, как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.

Предметом обжалования в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела могут быть иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда, а также нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства.

Кроме того исходя из положений части 1 статьи 125УПК РФ и части 3 статьи 5Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и другие.

Читайте так же: Повестка в суд за неуплату штрафа гибдд

В порядке статьи 125 УПК РФ может быть обжаловано решение прокурора об отказе в возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, о применении меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу лица для обеспечения его возможной выдачи по запросу иностранного государства, принятое на основании судебного решения этого государства о заключении его под стражу (часть 2 статьи 466 УПК РФ).

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья (статья 125 УПК РФ).

Вместе с тем не подлежат обжалованию в порядке статьи 125УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения.

Также не подлежат обжалованию в порядке статьи 125УПК РФ решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, поскольку эти полномочия являются исключительной прерогативой прокурора, а суд не может взять на себя несвойственную функцию уголовного преследования.

В соответствии со ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

В случае удовлетворения жалобы, поданной на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Жалоба в суд может быть подана непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы рассматриваются судом в открытом либо закрытом судебном заседании в зависимости от характера уголовного дела, в рамках которого подана жалоба.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

Как обжаловать неправомерные действия должностных лиц

11 сентября 2015 года

Ищем основания для обжалования действий

По общему правилу, действия, бездействие и решения должностных лиц могут быть обжалованы, если они нарушают права и законные интересы граждан, либо создают препятствия для их реализации. Кроме того, обжалованию подлежит незаконно возложенная на гражданина какая-либо обязанность, либо если его привлекли к ответственности без реальных оснований.

Куда жаловаться?

Если вы нашли реальное основание, позволяющее обжаловать преступные действия или бездействие чиновника, то нужно знать в какой орган стоит обратиться с жалобой.

Ранее было для представительства по судебным делам

Закон предоставляет три варианта действий:

  1. Вы можете обратиться с жалобой вышестоящему начальнику чиновника или в вышестоящий орган;
  2. Обращение с жалобой в надзорный или в лицензирующий орган;
  3. Обращение с соответствующим заявлением в суд.

 

При этом, можно воспользоваться каждым из этих способов поочередно или одновременно.

Например, при оспаривании бездействия судебного пристава, можно обратиться как к его руководителю отдела ССП, так и в городской департамент судебных приставов. Одновременно с этим, а также когда обращение к руководству не даст результатов, можно пожаловаться на действия пристава в прокуратуру, которая наделена надзорными функциями по отношению к судебным приставам и в суд. Однако самые лучшие результаты дает направление жалоб и заявлений сразу во все вышестоящие организации.

Важный момент

Обращаясь в любую из перечисленных выше инстанций или одновременно во все организации, стоит помнить про необходимость обоснования собственной позиции. Поэтому необходимо сформировать доказательственную базу, подкрепить ее нормативным обоснованием и в идеале примерами из практики судов.

Судебные акты

Пожалуй, самым сложным остается обжалование судебных актов, а также действий судьи.

Решения, постановления и определения суда обжалуются в вышестоящих инстанциях, при условии соблюдения установленных законом требований. Что же касается действий судьи, то они должны быть выражены процессуально, т.е. в форме актов. В противном случае, обжаловать их можно попытаться через председателя суда, но форма и порядок не установлены.

Акты налоговых и таможенных органов

Для обжалования актов налоговой инспекции и таможенных органов предусмотрен административный порядок. Заявитель в этом случае обращается к вышестоящему лицу или инстанцию. В качестве альтернативы возможно судебное разбирательство. Однако, опираясь на позицию ВАС РФ, стоит уточнить, что досудебный порядок рассмотрения налоговых и таможенных споров обязателен перед обращением в суд. Но наиболее эффективным остается судебный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, поскольку имеется строгая процессуальная регламентация данного процесса, а также право заявителя на участие в процессе (чего нет при рассмотрении жалобы, поданной на действия должностного лица его руководителю). Поданная в порядке административного обжалования жалоба не может быть оставлена без движения. Ее возврат возможен в исключительных случаях. Кроме того, у заинтересованного лица нет обязанности уплачивать государственную пошлину.

Читайте так же: Налог на имущество по кадастровой стоимости

Акты субъектов Федерации

Позиционируя нашу страну как демократическое и развитое государство, законодатель предоставляет рядовым гражданам право на обжалование актов государственной власти субъектов РФ. Здесь предусмотрен также административный и судебный порядки.

Особенности судопроизводства

Поскольку самым эффективным способом остается судебное рассмотрение, то необходимо оговорить его особенности в отношении данной категории дел. Конституция РФ, изначально закрепив возможность обжалования через суд действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц (и их решения), не детализирует данный процесс. Поэтому все тонкости судебного производства можно найти в других документах (ГК РФ (ст. 1069, 1070), ГПК РФ (гл. 25)). Соответственно, положения кодексов необходимо изучать до обращения в суд, разобраться с субъектами (ст. 254 ГПК) и предметами оспаривания.

Чьи решения можно обжаловать через суд

В порядке гражданского судопроизводства можно попробовать обжаловать решения органов государственной (исполнительные, законодательные и судебные) власти и управления, как на местном, региональном, так и на федеральном уровне, а также их должностных лиц, которые постоянно или временно занимают свои должности.

В какой суд подается заявление?

Для обжалования незаконных действий или бездействия чиновника необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, который выбирается по правилам подсудности, прописанным в статьях 24 — 27 ГПК РФ. Это либо суд по месту жительства заявителя, либо по месту нахождения органа государственной власти, где работает чиновник, чьи действия обжалуются.

Форма заявления для обжалования

Форма заявления (письменная) для обжалования неправомерных действий должностных лиц должна отвечать требованиям закона, в статьях кодекса (ст. 131 — 136 ГПК РФ). В указанных статьях содержатся основания для отказа в принятии заявления.

В какой срок подается заявление?

Для того чтобы оспорить действия чиновника через суд, мало найти основания и подготовить заявление, отвечающее процессуальным требованиям. Крайне важно соблюсти установленные законодателем сроки.

Так, статья 256 ГПК РФ устанавливает единый трехмесячный срок, который начинает течь со следующего дня, когда заявитель узнал или должен был узнать исходя из обстоятельств дела, что его права и интересы нарушены действиями должностного лица или бездействием чиновника.

Срок можно определить по дате получения письменного документа, который нарушает его права или содержит, к примеру, отказ в приеме жалобы, поданной вышестоящему руководству чиновника.

Порядок рассмотрения

Принятое судом заявление должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней с участием заинтересованных сторон. При этом неявка заявителя и других участников, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не служит поводом для отложения рассмотрения дела, за исключением случаев, когда в суд подано соответствующее ходатайство.

Если суд принимает положительное решение, то нарушенные права подлежат восстановлению в полном объеме. Нередки случаи, когда исполнение решения подлежит немедленному исполнению. В общем порядке копия судебного акта направляется должностному лицу в трехдневный срок с момента вступления его в законную силу.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу для представительства по судебным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Если же суд находит решение или действия чиновника соответствующими закону, то заявителю отказывают в удовлетворении его требований.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов, наделенных полномочиями

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определен в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21 -ФЗ.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Органы государственной власти, Уполномоченный по нравам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту нрав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Читайте так же: Соглашение о разделе земельного участка образец бланк

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их нрав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины: пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по данной или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием, (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами • — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Читайте так же: Если супруг получил квартиру по наследству имеет на нее права жена

Судебный порядок обжалования действий (бездействий) сотрудников ОВД

1. Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа МВД России подлежат обжалованию участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы в порядке установленном УПК РФ.

В соответствии со ст. 125 УПК РФ, постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа МВД России об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 УПК РФ, жалобы на решения и действия (бездействие) указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2 Постановления, вынесенные должностными лицами органов МВД России, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, подлежат обжалованию в суд в порядке определенном КоАП РФ, АПК РФ

В соответствии со ст.ст. 30.1, 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом органа МВД России может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (глава 25 АПК РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, по ходатайству лица, подающего жалобу, данный срок может быть восстановлен судьей.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

В соответствии со ст.ст. 207, 208 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и КоАП РФ.

[2]

Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

[1]

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

3 Нормативные правовые акты МВД России полностью или в части, решения, действия (бездействия) органов МВД России, должностных лиц, государственных служащих МВД России подлежат обжалованию (оспариванию) в суд в порядке определенном КАС РФ.

В соответствии с положениями ст.ст. 2, 4, 124, 218, 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Административное исковое заявление может содержать требования:

— о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

— о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

— об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

— об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

— об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, должностным лицом.

Исковое заявление, содержащее указанные требования может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Источники


  1. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.

  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  3. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
  5. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.