Квотирование рабочих мест для инвалидов

Важная информация и советы на тему: "Квотирование рабочих мест для инвалидов". В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.

  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Какие документы надо чтобы подать на алименты

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов .

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

[1]

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом о формление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Читайте так же:  Образец жалобы на сотрудника полиции начальнику полиции

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Трудоустройство людей с ограниченными возможностями

Работник-инвалид: закрываем квоту

О выполнении квоты нужно отчитываться в органы занятости

Мы взяли на работу инвалида. Какую отчетность нам теперь надо дополнительно сдавать?

— Дополнительную отчетность нужно сдавать только в том случае, если вы подпадаете под квотирование рабочих мест для инвалидов. Это происходит, когда численность ваших работников превышает 100 человек. Кроме того, законом региона может быть предусмотрена квота при численности от 35 челове к ст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . Если вам установлена квота, то в органы занятости нужно ежемесячно представлять следующую информаци ю п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 :

• о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;

• о локальных нормативных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах;

• о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок, сроки и формы подачи таких сведений устанавливаются на региональном уровне. Например, в Ленинградской области информацию нужно сдавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по установленной форм е Приказ Комитета по труду и занятости населения Ленобласти от 12.09.2016 № 26 . Поэтому уточните этот вопрос в своем органе занятости. Ведь за непредставление такой информации (несвоевременное представление) организацию могут оштрафовать на 3— 5 тыс. руб., а директора (ИП) — на 300— 500 руб. статьи 2.4, 19.7 КоАП РФ

Плата за невыполнение квоты по приему на работу инвалидов отменена

По квоте у нас должны быть четыре человека, имеющих инвалидность, но работает один. Надо ли нам платить за три места?

— В настоящее время обязательная плата за невыполнение обязанности по трудоустройству инвалидов по квоте отменена, так что платить не нужно. Но есть риск, что в случае проверки (например, прокурорской) вашего руководителя оштрафуют на 5— 10 тыс. руб. за невыполнение обязанности по заполнению квот ы ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ ; Постановление Кемеровского облсуда от 27.12.2016 № 4а-1614/2016 . Кроме федеральных, могут быть и региональные штрафы. Например, в Москве организации за аналогичное нарушение грозит штраф 30— 50 тыс. руб., руководителю — 3— 5 тыс. руб. ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45; Решение Мосгорсуда от 08.06.2017 по делу № 7-6989/2017

Рабочее место по квоте может занимать совместитель

В московской организации выделены четыре квотируемых рабочих места: два — для трудоустройства инвалидов и два — для молодеж и ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 . В ходе проверки орган занятости не засчитал нам выполнение квоты по двум рабочим местам на том основании, что один инвалид работает как внешний совместитель, а работница из категорий молодежи находится в отпуске по уходу за ребенком. Правомерно ли это?

— Нет, неправомерно. Выполнением квоты согласно московскому Закону считается трудоустройство инвалида либо работника из категорий молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 .

Ни в федеральном, ни в московском законодательстве нет требований о том, что инвалид непременно должен быть принят как основной работник. Не следует из Закона и обязанность временно принять другого работника из категорий молодежи на время нахождения основной сотрудницы в отпуске по уходу за ребенком. Трудовой договор во время такого отпуска продолжает действоват ь ст. 256 ТК РФ .

Напишите возражения на акт проверки и (или) выданное предписание об устранении нарушений и представьте их в орган занятости. Это можно сделать в течение 15 календарных дней с даты получения акта п. 12 ст. 16 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ .

Должность директора учитывается при заполнении квоты

Генеральный директор — единственный учредитель ООО является инвалидом. Можно ли его включить в квоту для приема на работу инвалидов?

— Да, можно. Директор такой же работник, как и другие.

Для заполнения квоты неважно, когда был принят работник

Численность наших работников превысила 100 человек, законом региона установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2%. Можно ли учесть по квоте уже работающих в организации инвалидов или по ней учитываются лишь те инвалиды, которые были приняты на работу после установления квоты?

— Смысл квоты состоит в том, чтобы в организациях с определенным числом работников непременно работало установленное законом количество инвалидов. Требований о том, чтобы эти инвалиды принимались на работу после того, как компания «попала под квоту», в законе нет. Значит, можно учитывать и ранее принятых сотрудников.

Использование субсидии на создание рабочего места для инвалида регулируется договором

Создано рабочее место для инвалида, получена субсидия от центра занятости. Инвалид уволился, найти другого не получается. Как долго будет сохраняться рабочее место для инвалида за работодателем и придется ли возвращать деньги в бюджет?

— Предоставление субсидий на создание рабочего места для инвалида регулируется нормативными актами местного уровня и договором, заключаемым между работодателем и органом занятост и п. 3 ст. 78 БК РФ . Посмотрите свой договор — как правило, там оговаривается, на какой период работодатель должен сохранять оснащенные для инвалидов рабочие места. Либо вы можете обратиться с запросом в орган занятости, с которым заключали договор.

Читайте так же:  Приказ о проведении инвентаризации образец бланк

Субсидия подлежит возврату только в том случае, если нарушены условия ее предоставления, названные в договор е п. 3.1 ст. 78 БК РФ . Подобные споры обычно рассматриваются в судебном порядке. Суд изучает, было ли оборудовано рабочее место, был ли инвалид фактически трудоустроен, по какой причине это место осталось в итоге вакантным и т. д. В некоторых случаях иски органа занятости о взыскании суммы субсидии удовлетворяютс я Постановления 7 ААС от 22.04.2014 № А27-14285/2012 , от 30.12.2014 № 07АП-10918/2014 , иногда даже взыскиваются проценты по ГК за пользование чужими денежными средствам и Постановление 12 ААС от 22.03.2017 № А12-51511/2016 , в некоторых — нет Постановления 7 ААС от 15.04.2015 № А27-16129/2014 ; 16 ААС от 27.05.2013 № А15-1672/2012 .

Что означает квотируемое рабочее место

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

[2]

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Видео (кликните для воспроизведения).

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
  • Другие возможные категории для квотирования

    В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

    • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
    • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
    • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
    • родителям-одиночкам, особенно матерям;
    • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
    • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
    • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
    • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
    • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

    ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

    Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

    Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

    Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

    • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
    • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
    • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
    • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

    Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

    Читайте так же:  Бланк трудового и гражданско правового договора

    К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

    Квотирование для работодателя

    Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

    Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

    Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

    • свидетельство о государственной регистрации (копия);
    • устав (копия);
    • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
    • письмо из Единого госрегистра;
    • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

    После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

    Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

    За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

    Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

    Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

    • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
    • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
    • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

    Права квотирующего работодателя

    Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

    • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
    • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

    Квота для приема на работу инвалидов

    Каждый гражданин имеет право трудиться, но работодатель неохотно трудоустраивает некоторые категории лиц. В частности это касается людей с ограниченными возможностями. На некоторых предприятиях должна выделяться квота для приема на работу инвалидов . Кто и в каких количествах должен создавать места работы для указанной категории лиц, узнаем из статьи ниже.

    Порядок и правила распределения квот на предприятиях

    С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ , документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:

    1. зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
    2. обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;
    3. подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
    4. информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.

    В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.

    Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица).

    Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом:

    Штатная численность работников, чел. Норматив квоты (%)
    35-100 до 3,0 100 и более 2,0-4,0

    Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.

    Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности.

    Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности. Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное. Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.

    Имеется ряд предприятий, освобожденных от данной обязанности:

    • незначительная численность штата;
    • общественные организации инвалидов (ООИ);
    • предприятия, созданные ООИ.

    Региональные власти могут регулировать количество квотируемых мест. Так они могут оставить показатель на уровне, утвержденном в законе, или увеличить его на свое усмотрение.

    Как рассчитывается квота

    Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода. Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке.

    Для определения мест по квоте применяется следующая формула:

    При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека.

    Приведем пример расчета:

    Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).

    Применяется норматив, установленный региональной властью.

    Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов .

    Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.

    Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях

    Предприятия, на которых возложены обязательства по обеспечению социальных гарантий лицам с проблемами по здоровью, обязаны соблюдать строгие правила. Они должны разработать ряд планомерных мероприятий, способствующих развитию программы.

    Этапы занесем в таблицу №2

    Мероприятия

    1 Определить – имеется ли у компании обязанность для бронирования мест по квотам. Для этого потребуется изучить федеральные и региональные законы и другие нормативные акты. За их несоблюдение к организации применяются внушительные штрафные санкции. 2 Рассчитать размер квотируемых мест по утвержденным нормативам. Для этого используется штатное расписание, а не фактическая численность работников. 3 Разработать и издать на предприятиях локальные акты, позволяющие вести правильную политику по успешному исполнению законов. 4 Сообщить в службу занятости для оформления учета и регистрации. 5 Закрепить обязанности за определенным сотрудником по предоставлению регулярной отчетности в центр занятости населения. За несоблюдение сроков или искажение информации могут наложить штраф, как на должностное лицо, так и на саму организацию. Поэтому необходимо выбирать ответственного сотрудника, который понимает всю ответственность и не совершит нарушение закона.
    Читайте так же:  Доверенность на управление предприятием образец бланк

    После того как были изучены соответствующие законодательные акты необходимо продолжить внедрять программу в жизнь.

    Разработка локальных актов

    Для выполнения требований законов на предприятиях необходимо издать следующие документы:

    Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников В регламенте отражаются необходимые сведения:
    • величина квоты и категория льготников;
    • правила проведения мероприятий по выбранному направлению;
    • назначить должностное лицо, ответственное за дальнейшую работу.
    Приказ о выделении квоты по вакансиям Документ должен содержать определенные пункты:
    • должность, на которую может рассчитывать инвалид;
    • какие потребуется внести изменения в трудовые условия исполнения должностных обязанностей;
    • лиц, ответственных за выполнение приказа.

    В регламенте отражаются основные принципы организации рабочего процесса на предприятии, а приказ содержит сведения о конкретных ответственных лицах. На крупных предприятиях такая обязанность возлагается на кадровую службу. Необходимо предусмотреть, кто будет оказывать дальнейшее развитие программы, если основной ответственный работник будет отсутствовать.

    Регистрация в ЦЗН

    Необходимо тесно взаимодействовать со службой занятости, для этого требуется выполнить ряд простых действий:

    • ознакомиться с нормативными актами на региональном уровне;
    • подготовить требуемый перечень документов для оформления;
    • передать пакет бланков для дальнейшей регистрации в ЦЗ в той местности, где зарегистрирована фирма;
    • дождаться письменного уведомления от ЦЗ, что процесс регистрации завершен и организация признана соответствующей для предоставления рабочих мест инвалидам.

    Сотрудники фирмы занятости каждой организации присваивают определенный номер, его необходимо указывать на отчетности для идентификации.

    Взаимодействие с ЦЗН

    Все предприятия обязаны предоставлять ежемесячную отчетность в ЦЗ. Форма бланка утверждена, поэтому необходимо соблюдать правила по заполнению формы.

    В отчете отражается такая информация:

    • общее число вакансий на предприятии;
    • количество мест, предназначенных для льготников;
    • обо всех принятых сотрудниках на работу, в том числе и инвалидах;
    • о введенных на предприятиях локальных актах, связанных с предоставлением мест для льготных категорий лиц;
    • как выполняются требования законодательства по квотированию рабочих мест.

    Юридические лица передают в органы статистики отчет по форме №4-П , в нем содержится идентичная информация.

    Необходимо сверять цифры между данными видами отчетности, чтобы не было расхождений. Индивидуальные предприниматели освобождены от предоставления данной отчетности.

    Как происходит трудоустройство инвалидов
    Руководство фирмы может принять большее число работников, имеющих проблемы со здоровьем, но этот показатель не может быть меньше, чем установлено на федеральном или региональном уровне.

    Соискатель вакансии может получить рабочее место одним из путей:

    • человек лично обращается в кадровую службу с просьбой о подборе для него места;
    • гражданин обратился в фирму по объявлению, что имеется определенная вакансия;
    • потенциального сотрудника направляют из ЦЗН, после получения заявки от организации;
    • новый работник был отобран на ярмарке вакансий.

    При наличии вакансии, соответствующей специализации льготника, работодатель должен принять его на работу без установления испытательного срока. Дальнейшее оформление происходит по действующим нормам трудового законодательства. С новым работником подписывается трудовое соглашение, в котором указываются условия труда, а также иные социальные гарантии.

    Ответственность

    Трудовая инспекция строго контролирует выполнение правил выделения мест работодателем льготникам.

    Инспекция должна реагировать на обращения граждан при выявлении фактов нарушения их прав трудоустроиться. При выявлении отклонений от нормы, виновнику грозит административная ответственность.

    Нарушение ст. КоАП РФ Величина штрафа Кому назначается
    В организации не сформированы рабочие места для инвалидов в соответствии с утвержденной квотой 5.12 5 000 – 10 000 руб. На должностное лицо Инвалиду отказали в приеме на работу, хотя квота имеется Пропущен срок предоставления первичных статистических сведений 13.19 10 000 – 20 000 руб. На должностное лицо 20 000 – 70 000 руб. На организацию Нарушение сроков предоставления отчетности в ЦЗН, или если сведения были указаны не в полном объеме или искаженном виде 19.7 300 – 500 руб. На должностное лицо 3000 – 5000 руб. На организацию
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Предприятия со штатной численностью сотрудников обязаны предусмотреть места работы для лиц с ограниченными возможностями. Такое правило закреплено на законодательном уровне, а его нарушение организациям грозят штрафные санкции.

    Источники


    1. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

    2. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.

    3. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
    4. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.
    5. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
    Квотирование рабочих мест для инвалидов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here