Как приостановить требование об уплате налогов

Важная информация и советы на тему: «Как приостановить требование об уплате налогов». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Налоговая инспекция может выставить требование об уплате налога даже в период приостановления действия решения

ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com

Инспекция провела выездную проверку налогоплательщика, в результате которой были выявлены нарушения и доначислены суммы налога, а также пени и штраф. Не согласившись с позицией проверяющих, организация подала жалобу в вышестоящий налоговый орган, однако решение по жалобе было принято не в пользу налогоплательщика. После этого решение по выездной проверке вступило в силу.

В соответствии с налоговым законодательством требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 Налогового кодекса). Налоговая инспекция в установленный срок направила такое требование налогоплательщику. Однако за несколько дней до этого налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным, а также с ходатайством о приостановлении действия указанного решения. Суд удовлетворил требование налогоплательщика о принятии обеспечительных мер и направил соответствующее решение в налоговый орган. Но решение о приостановлении поступило в инспекцию уже после вынесения ею требования об уплате.

Посчитав выставленное требование незаконным, налогоплательщик обратился в ФНС России с жалобой о признании его недействительным. Однако налоговая служба оставила жалобу без удовлетворения.

О требованиях к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган, читайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

По мнению налогового органа, действия инспекции были правомерны, ведь на момент вынесения требования у нее отсутствовала информация о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения.

Указанная позиция ФНС России согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 октября 2017 г. № 301-КГ17-14696.

Составлен акт налоговой проверки: возражения, решение, апелляция, требование об уплате налогов, принудительное взыскание

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

— сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

— подробные выводы проверяющих;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде. Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Читайте так же: Чем отличается дарственная от завещания

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

— сроке исполнения требования;

— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

[2]

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Статья 80. Приостановление течения срока исполнения требования об уплате налога

Статья 80. Приостановление течения срока исполнения требования об уплате налога

1. Течение установленного срока исполнения требования об уплате налога приостанавливается:

1) на период обжалования налогоплательщиком в установленном настоящим Кодексом порядке требования об уплате налога. Приостановление течения указанного срока начинается со дня подачи жалобы (иска) налогоплательщика и заканчивается днем вынесения решения налоговым органом или таможенным органом либо днем вступления в законную силу решения суда;

Читайте так же: Уведомление контрагентов о реорганизации образец бланк

2) на период действия отсрочки (рассрочки) или налогового кредита, полученных в отношении той суммы налога, в отношении которой выставлено требование;

3) на период рассмотрения заявления о предоставлении по основаниям, предусмотренным статьей 71 настоящего Кодекса, отсрочки (рассрочки) или налогового кредита в отношении налога, по которому выставлено требование.

Приостановление течения указанного срока начинается со дня подачи заявления в уполномоченный орган и заканчивается днем вынесения уполномоченным органом решения по этому заявлению. При положительном для заявителя решении уполномоченного органа приостановление течения указанного срока исполнения требования продлевается и на период отсрочки (рассрочки) или налогового кредита.

2. Приостановление течения срока исполнения требования об уплате налога не прекращает действия этого требования.

>
Прекращение требования об уплате налога
Содержание
Модельный Налоговый кодекс для государств — участников СНГ (Общая часть) (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки (А. Здоровенко, «Московский бухгалтер», N 4, апрель 2011 г.)

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

Ни для кого не секрет, что практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислением налогов. Как следствие несвоевременной уплаты этих сумм является начисление пени, а в большинстве случаев налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в виде штрафа. Порой эти суммы достигают довольно внушительных размеров.

Не является секретом и тот факт, что порой претензии налоговых органов не имеют под собой законодательной основы. И если налогоплательщик считает, что акт налогового органа нарушает его права, он вправе его обжаловать (ст. 137 НК РФ). В связи с этим решения налоговых органов оспариваются налогоплательщиками, в том числе и в судебном порядке.

Однако между вступлением в силу решения налогового органа и рассмотрением иска налогоплательщика по существу может пройти достаточно длительный промежуток времени. В то же самое время процедура взыскания сумм недоимки, пени и штрафа строго регламентирована по срокам. Так, налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об уплате налога, пени, штрафа в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ). На исполнение требования налоговым законодательством отводится минимальный срок в восемь рабочих дней (п. 4 ст. 69 НК РФ). И хотя законодатель предусмотрел для налоговых органов возможность увеличить этот срок, последние не спешат воспользоваться таким правом и устанавливают в требовании минимально возможный срок.

Естественно, если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа и оспаривает его в судебном порядке, то он не спешит исполнить и требование об уплате налога, пени, штрафа. В такой ситуации налоговый орган прибегает к процедуре принудительного взыскания путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (п. 2 ст. 46 НК РФ). Решение о таком взыскании должно быть принято по истечении срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев по истечении указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Таким образом, уже по истечении всего восемнадцати рабочих дней со дня вступления в силу решения налогового органа, со счетов налогоплательщика может быть списана оспариваемая им взыскиваемая сумма. Очевидно, что за это время еще не будет рассмотрен спор между налогоплательщиком и налоговым органом в судебном порядке. И даже если впоследствии налогоплательщик его выиграет, то денежные средства уже будут с него взысканы. В такой ситуации уже сам налогоплательщик будет вынужден пройти процедуру возврата сумм излишне взысканных налогов, пени, штрафа (ст. 79 НК РФ), которая также не является скоротечной и может повлечь за собой ряд негативных последствий для налогоплательщика.

Вот для подобных ситуаций, когда налогоплательщик абсолютно уверен в своей правоте и победе в судебном споре (впрочем это не обязательное обстоятельство), а налоговый орган любыми средствами спешит взыскать с налогоплательщика доначисленные ему суммы, и предусмотрен механизм приостановления исполнения обжалуемых актов или действий налоговых органов (п. 3 ст. 138 НК РФ).

Варианты решения проблемы

Согласно пп. 2 и 5 п. 1 ст. 91 АПК РФ, обеспечительной мерой для сложившейся ситуации может являться запрещение налоговому органу совершать определенные действия, касающиеся предмета спора или приостановить действие оспариваемого акта. Как указано в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83, под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. То есть, если обжалуется требование, решение о взыскании налога, пени, штрафа, то в результате принятия обеспечительных мер налоговый орган будет лишен права осуществлять процедуры принудительного взыскания указанных сумм.

В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 96 АПК РФ обеспечительные меры сохраняют свое действие соответственно до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, и до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Таким образом, если налогоплательщик выиграет судебный спор, то в результате принятия обеспечительных мер по иску с него так и не будут взысканы оспариваемые суммы, чего он навряд ли бы избежал, если такие меры не были им своевременно приняты.

Пример из практики

Именно в такой ситуации оказался один из банков-налогоплательщиков, когда по результатам выездной проверки налоговый орган пытался с него взыскать почти 328 млн. руб. (Постановление ФАС Московского округа от 3 марта 2011 года N КА-А40/1010-11). На основании решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган выставил банку соответствующее требование об уплате недоимки по налогу и соответствующих сумм пени. Банк в свою очередь подал иск о признании указанного требования недействительным. Но учитывая, что сам факт оспаривания ненормативного акта налогового органа не является основанием для его неисполнения, банк одновременно, как это и предусмотрено п. 3 ст. 199 АПК РФ, обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия требования налогового органа до вынесения судебного акта по существу спора.

Заметим, что наличие заявления является обязательным условием для принятия обеспечительных мер. Суд не вправе принимать такие меры самостоятельно, даже если по своему убеждению он признает, что непринятие данных мер причинит значительный ущерб стороне дела. Следовательно, все бремя ответственности по своевременной подаче заявления полностью несет заявитель.

Читайте так же: Бланк возврата страховки по кредиту образец

Предметом заявленных банком требований является признание недействительным акта налогового органа. Мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по настоящему делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию средств на основании оспариваемого акта.

Таким образом, банк попытался обезопасить себя от негативных последствий, связанных с взысканием значительной суммы денежных средств, в то время как само требование, на основании которого такое взыскание и осуществлялось, оспаривалось банком в судебном порядке.

Во избежание ущерба.

При принятии таких обеспечительных мер, как приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта, суду необходимо оценивать, насколько непринятие таких мер может привести к причинению значительного ущерба заявителю. Так, согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами. Доказательством данных фактов могут быть бухгалтерский баланс, бухгалтерские справки о финансовом состоянии, кредитные договоры, договоры с контрагентами. Именно такие доказательства предоставил банк, которые были приняты судом во внимание. Банк обладает достаточным количеством активов для погашения недоимки и пени по решению налогового органа, что подтверждается данными его бухгалтерского баланса, согласно которому заявитель располагает достаточными средствами для незамедлительного исполнения оспариваемого решения. Валюта баланса составляет 2,5 млрд. рублей.

Еще одним доводом в пользу принятия обеспечительных мер стали существенные временные затраты, связанные с возвратом из бюджета необоснованно взысканных с банка денежных средств, которые придется преодолевать банку в случае принятия решения по оспариваемому требованию в его пользу. Необоснованное отвлечение средств может не лучшим образом отразиться на всей деятельности банка вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.

С оглядкой на бюджет

Однако при принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого требования необходимо учитывать интересы не только заявителя, но и второй стороны спора, в данном случае публичных интересов государства. Что будет, если спор по существу будет рассмотрен не в пользу заявителя? Ведь в таком случае можно предположить, что бюджет пострадал, так как средства поступят в него значительно позже, чем могли бы поступить в случае непринятия обеспечительных мер. Но такое предположение не совсем верно. Так, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик обязан уплатить пени за каждый день просрочки. Принятие обеспечительных мер не приостанавливает начисление пеней (п.п. 1 и 3 ст. 75 НК РФ). Таким образом, публичные интересы государства будут полностью соблюдены. В бюджет поступят пени в большей сумме, чем она была бы при взыскании недоимки в бесспорном порядке.

Кроме того, сумма излишне взысканного налога и пени подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога, пени начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ). Как видно, не принимая обеспечительных мер и давая налоговому органу возможность взыскать суммы недоимки и пени в случае принятия решения по существу в пользу налогоплательщика, из бюджета придется возвратить средства в большем размере, чем они туда поступили.

Но у налогового органа остается еще одна возможность: если и не взыскать денежные средства с налогоплательщика, так не дать ему ими воспользоваться в полной мере. Связано это с тем, что и сам налоговый орган может применить обеспечительные меры, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Так, в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одной из таких мер является приостановление операций по счетам в банке. Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на совершение таких действий в случае принятия судом обеспечительных мер.

Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 17.06.2009 N Ф09-3960/09-С3 судом был отклонен довод налогоплательщика о том, что решение о приостановлении операций по счетам вынесено инспекцией в нарушение определения суда, которым инспекции было запрещено принудительно взыскивать с общества налоги, пени и штрафы. Суд указал, что приостановление операций по счетам является мерой, обеспечивающей исполнение решения о взыскании налога, а не мерой по принудительному взысканию.

Правды ради стоить отметить, что налоговый орган несколько ограничен в своих действиях по приостановлению операций по счетам в банке. Такое приостановление операций в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании вынесенного решения. Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Если налоговый орган проигнорирует данное требование, то такое решение можно будет легко оспорить в судебном порядке (см., например, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.10.2010 N А43-4569/2009-34-67).

консультант по налогам и сборам,

член Палаты налоговых консультантов

«Московский бухгалтер», N 4, апрель 2011 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Московский бухгалтер»

ООО «Международное агентство бухгалтерской информации»

[1]

Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007

Как приостановить требование об уплате налогов

По итогам налоговой проверки вашей компании доначислили налоги, насчитали пени и штрафы? Вы не согласны и намерены судится? И естественно не хотите платить, пока не завершится судебное разбирательство? Как в такой ситуации защитить свою собственность от притязаний налоговых органов?

Обращаемся в суд

Подаем заявление о признании решения ФНС недействительным.

Для приостановления взыскания спорной налоговой задолженности подаем ходатайство о принятии соответствующей обеспечительной меры.

Главное убедительно обосновать суду, что принятие обеспечительной меры предотвратит причинение налогоплательщику значительного ущерба. И хотя угроза причинения ущерба следует из самого решения налогового органа, суды ожидают от заявителя доказательств такой угрозы.

Доказываем возможный ущерб

Так, внимание арбитров нужно обратить на то, что исполнение требований налоговиков не просто парализует деятельность компании, но может повлечь за собой риск ее банкротства.

Читайте так же: Втб — жалоба

Средствами убеждения могут служить:

— изъятие у организации денежных средств приведет к неисполнению обязательств по гражданско-правовым договорам, что может повлечь за собой не только возникновение неоплаченной задолженности, но и обстоятельств, препятствующих осуществлению хозяйственной деятельности и неполучению запланированных доходов (к примеру: просрочка по арендным платежам вызовет начисление пени и может привести к досрочному расторжению договора аренды; неисполнение кредитных обязательств послужит причиной штрафных санкций и увеличению финансовой нагрузки на предприятие; при нарушении сроков оплаты контрагенты могут потребовать финансовое обеспечение сделок, неустойку, проценты за пользование денежными средствами, а могут вообще отказаться от договора; неисполнение обязательств в долгосрочных проектах снизит инвестиционную привлекательность и подорвет деловую репутацию организации);

— возможное приостановление операций по счетам в банках парализует платежеспособность предприятия, чем

заявителю может быть причинен ущерб, несовместимый с его дальнейшей финансово-хозяйственной деятельностью (например, неисполнение обязательств перед поставщиками сырья и материалов чревато остановкой предприятия, невыплатой заработной платы работникам и грозит их увольнением);

— исполнение требования налогового органа приведет к уменьшению объема свободных денежных средств, и как следствие, может вызвать неисполнение текущих обязательств перед бюджетом (несвоевременная уплата налогов и взносов породит пени);

— если налогоплательщик осуществляет вредное (опасное) производство, отсутствие денежных средств сделает невозможным обеспечение охраны труда, поддержание систем и механизмов в надлежащем состоянии;

— если деятельность налогоплательщика носит сезонный характер (к примеру, сельское хозяйство), в этом случае изъятие из оборота любой суммы, а тем более значительной, а тем более в пик сезона, приведет к срыву посевной или сбора урожая, лишит сельхозтехнику запасных частей, посевы — минеральных удобрений, работников — зарплат;

— если налогоплательщик занят в сфере с высокой социальной значимостью (например оказание услуг малозащищенным группам лиц и малообеспеченным лицам и семьям, или предприятие является градообразующим), тогда единовременное списание средств в пользу налогового органа может привести к стагнации деятельности и воспрепятствует содействию реализации социальной политики государства;

— немаловажное значение может иметь статус налогоплательщика (например федеральное государственное учреждение) или его вид деятельности (например производство и поставка продукции стратегического назначения, обеспечение продовольственной безопасности, производство лекарственных средств и прочее).

Главное помнить, в порыве добиться обеспечительных мер не стоит «перегибать палку», иначе суд может усомниться в финансовой стабильности заявителя.

Доказываем платежеспособность заявителя

Доказательств возможного ущерба не достаточно для того, что бы суд принял обеспечительные меры. Арбитров необходимо убедить, что по окончании разбирательства, в случае проигрыша по делу, у заявителя будет достаточно средств для погашения недоимки, пени и штрафа.

Аргументы в пользу налогоплательщика:

— устойчивые финансовые потоки и стабильный доход предприятия, позволяющие рассчитаться с бюджетом (доказательством могут служить долгосрочные договора поставки, заказы на услуги, сданное в аренду имущество, предоставленные займы);

— наличие в собственности высоколиквидного имущества (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, производственное оборудование);

— товар в обороте, сырье (материалы) и готовая продукция на складе;

— возможность предоставления банковской гарантии;

— возможность предоставления встречного обеспечения (внесение на депозит суда денежных средств в размере не менее 50% от суммы налогового требования).

Следует помнить, что каждый аргумент заявителя должен быть документально подтвержден. Поэтому к заявлению о принятии обеспечительных мер в качестве доказательств должны быть приложены бухгалтерская отчетность, банковские выписки, договоры, внешнеэкономические контракты, лицензии, штатное расписание, положение о фонде заработной платы и т. д.

Ходатайство о приостановлении действия требования налогового органа

Тип документа: Разное

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 6,0 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

о приостановлении действия требования налогового органа

В производстве Арбитражного суда ________ находится дело N ____ о признании незаконным решения Инспекции ФНС РФ ______ N ___ от «__»________ ___ г. N ___ о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение налогового правонарушения. В настоящее время на основании оспариваемого решения ИФНС N ___ направила заявителю требование об уплате налога, пени и налоговых санкций в срок до «__»________ ___ г. Также в требовании указано, что в случае его неисполнения до этой даты ИФНС N ____ примет меры для принудительного взыскания налога и пени и налоговых санкций.

Заявитель располагает достаточными средствами для незамедлительного исполнения оспариваемого решения, что подтверждается: _______________ (обстоятельства, доказательства).

Вариант. Заявитель предоставил встречное обеспечение в порядке, предусмотренном ст. 94 АПК РФ.

Заявитель ведет деятельность с «___»________ ____ г., является добросовестным налогоплательщиком, развивает свой бизнес, и приостановление действия требования ИФНС N __ не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.

Приостановление действия требования ИФНС N ____ не приводит к фактической отмене мер, направленных на будущее исполнение оспариваемого решения.

В тоже время исполнение требования ИФНС N _____ повлечет ___________ (неблагоприятные последствия).

В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, определяемого по правилам ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и неблагоприятных последствий, связанных с ущемлением чести, достоинства (деловой репутации), на основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ

Приостановить действие требования Инспекции ФНС РФ _____ N __ от «___»_________ ___ г. N ____ об уплате налога, пени и налоговых санкций до вынесения судебного акта по существу спора.

1. Доказательства в обоснование доводов заявителя.

2. Копия требования об уплате налога, пени и налоговых санкций.

(или представитель) заявителя: _______________/_______________

Как бороться с неправомерными требованиями налоговиков

Налогоплательщики все чаще получают из налоговых инспекций различного рода требования, законность и обоснованность которых вызывают сомнения даже у людей далеких от юриспруденции. Подтверждение тому – количество вопросов о том, как правильно поступать в подобных ситуациях, поступающих на форум Бухгалтерии Онлайн. Конечно, каждый случай уникален, но, тем не менее, существуют и некоторые универсальные советы. Им-то и посвящена наша сегодняшняя статья.

Вводная информация

Примеров незаконных и необоснованных требований, которые налоговые органы предъявляют налогоплательщикам, можно привести довольно много. Тут и истребование дополнительных документов при камеральных проверках, и выставление неправильно оформленных требований на уплату налогов или пеней, и различные запросы на предоставление той или иной информации. Проиллюстрировать все это можно, в частности, широко обсуждавшимися на форуме Бухгалтерии Онлайн темами: выданное организации поручение на проверку легализации зарплаты; требование подготовить для инспекции аналитические материалы по НДС и налогу на прибыль; требование принести флешку или диск с файлами. Так как же правильно (и максимально безвредно для организации) реагировать на такие требования*?

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что возможны три варианта противодействия незаконным требованиям ИФНС. Это простое невыполнение незаконного требования, невыполнение требования с предварительным уведомлением инспекции и обжалование незаконного требования. Рассмотрим плюсы и минусы каждого их вариантов.

Читайте так же: Исковое производство

Просто не выполнять

Не выполнять незаконные требования налоговых органов позволяет пункт 11 статьи 21 Налогового кодекса. В этой норме прямо говорится: «Налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам». Надо заметить, что эта норма вовсе не «спящая» – она активно применяется в жизни как налогоплательщиками, так и судами (см., например, определение ВАС РФ от 18.09.08 № 11997/08, постановление ФАС Московского округа от 22.02.11 № КА-А40/17982-10).

Однако изучение судебной практики показывает, что способ этот далеко не самый безопасный. И вот почему. Если мы еще раз прочитаем формулировку пункта 11 статьи 21 Налогового кодекса, приведенную выше, то увидим следующее. Право на неисполнение имеется у налогоплательщика лишь в том случае, если акты и требования налоговых органов не соответствуют Налоговому кодексу или иным федеральным законам. Очевидно, что, предъявляя к налогоплательщику те или иные требования, инспекция вовсе не считает их незаконными или противоречащими Налоговому кодексу. Это означает, что инспекция, не получив в отведенный срок от организации никакого ответа, ничтоже сумняшеся вынесет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и попытается этот штраф взыскать.

Такое развитие событий делает ситуацию заведомо невыгодной для налогоплательщика. Во-первых, о наложенном на него штрафе он узнает уже постфактум. Во-вторых, при оспаривании решения инспекции о наложении штрафа он оказывается в положении оправдывающегося – ему приходится доказывать незаконность требований инспекции. И все это под «дамокловым мечом» штрафа.

Конечно, если суд признает, что требование, предъявленное налоговиками, было незаконным, то организация автоматически освобождается от штрафа. Ведь, как указал ФАС Московского округа в одном из недавних решений, невозможно наложение санкций за ненадлежащее исполнение того требования, которое само не соответствует законодательству о налогах и сборах (см. упоминавшееся выше постановление от 22.02.11 № КА-А40/17982-10). Однако если учесть время и нервы, потраченные на судебный процесс, рассматриваемый способ вряд ли можно признать удобным и безрисковым.

Ответить письменным отказом

Следующий вариант предполагает не простое неисполнение незаконного требования, а направление в инспекцию официальной бумаги, в которой излагается мнение организации о незаконности предъявленных требований. Такая бумага, естественно, не исключает возможности наложения на организацию штрафа (и это подтверждается судебной практикой – см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.11 по делу № А43-10932/2010, постановление ФАС Уральского округа от 13.09.11 № Ф09-5722/11). Однако представление в инспекцию в установленный срок хоть какого-то документа уже означает, что организация не просто проигнорировала требования налоговиков, а имеет некие юридические основания для этого. Вполне возможно, что получив такой ответ, инспекторы пересмотрят свои требования. Такие прецеденты на практике достаточно часты. Связано это, скорее всего, с тем, что грамотно составленное письменное возражение на незаконные действия инспекции недвусмысленно дает ей понять, что организация не остановится и перед обращением в суд.

Таким образом, направление в инспекцию письменного сообщения вполне может способствовать мирному разрешению ситуации. Однако даже если этого не произошло, организация, во-первых, оказывается подготовленной к предстоящему суду, т.к. аргументы уже письменно сформулированы. А во-вторых, штраф, наложенный ИФНС, не будет неожиданным – в процессе обсуждения законности требования с налоговиками организация наверняка узнает, отказалась ли инспекция от своих требований, или же штраф неизбежен.

Обжаловать незаконное требование в суде

Обжалование предъявленных требований в суде является, пожалуй, самым радикальным способом борьбы с налоговым произволом. Этот способ имеет несомненные плюсы – налогоплательщик наносит своего рода упреждающий удар. А значит, на него не давит бремя неожиданно наложенного налоговиками штрафа, а само обращение в суд является неожиданностью уже для налоговиков. Более того, в случае обжалования незаконного документа, действия или бездействия государственного органа, представители этого органа оказываются в роли оправдывающихся. Ведь по Арбитражному процессуальному кодексу именно они должны доказать, что их документ, действие или бездействие соответствует закону (п. 3 ст. 189 АПК РФ).

Но и на этом пути налогоплательщика поджидают сложности. Зачастую инспекция пытается пресечь рассмотрение дела, что называется, на корню, убеждая судей, что организация вообще не могла обратиться в суд, так как ее права еще не нарушены. Ведь само по себе предъявление требования еще никаких негативных последствий не влечет. Тем более у налогоплательщика согласно Налоговому кодексу есть право просто не исполнять требования, если они незаконны.

Однако суды с таким подходом не соглашаются. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 07.04.10 № КА-А40/3003-10 ясно и четко указал: тот факт, что требование налоговой инспекции до обращения в суд не было исполнено, давал инспекции право вынести решение о привлечении организации к налоговой ответственности. Значит, права налогоплательщика находятся под угрозой. А тот факт, что подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ дает налогоплательщику право не выполнять неправомерное требование инспекции, не может ограничивать право организации на судебную защиту.

Правда, надо учитывать, что возможность обратиться в суд имеется только в тех случаях, когда инспекция выдвигает требования, из которых со всей очевидностью следует, что они, по мнению ИФНС, обязательны для исполнения. Если же в полученном от инспекторов документе используются слова «просим», «рекомендуем» и т.п., в суд жаловаться бесполезно. Подобные документы никаких обязанностей на налогоплательщика не возлагают и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.01.11 по делу № А42-2727/2010).

* Сразу оговоримся, что речь у нас пойдет только об официальных требованиях инспекции. То есть о тех, которые письменно оформлены на бланке ИФНС, а также заверены печатью и подписью. Устные требования сами по себе к исполнению необязательны, ибо Налоговым кодексом не предусмотрены.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

  2. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.

  3. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
  4. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  5. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.