Что делает уполномоченный по правам человека

Важная информация и советы на тему: «Что делает уполномоченный по правам человека». В статье собраны ответы на многие сопутствующие вопросы. Если вы все же не найдете ответ, или необходимо актуализировать информацию, то обращайтесь к дежурному юристу.

Защитить права в регионах станет проще?

Принят закон об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Как это скажется на правозащите? Станут ли региональные омбудсмены действительно независимыми?

В апреле этого года были приняты изменения в законодательство, которые на федеральном уровне урегулировали некоторые вопросы деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

В январе этого года Президент России внес в Государственную Думу два законопроекта по вопросам об уполномоченных по правам человека. Один касался определения статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Второй был посвящен уточнению порядка взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РФ с другими правозащитными государственными органами и должностными лицами. За два месяца оба закона были приняты Государственной Думой, затем одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом. Это уже традиция – оперативно принимать президентские инициативы.

Кто такой уполномоченный по правам человека?

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ предусмотрена Конституцией РФ, его статус установлен Федеральным конституционным законом. Основная цель уполномоченного – обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Иными словами, уполномоченный должен защищать человека от государства.

Уполномоченный по правам человека в РФ назначается Государственной Думой, но в своей деятельности он независим от других органов власти. По сути это специфическая государственная должность, которую можно было бы отнести к контрольной ветви власти. В ряде зарубежных стран аналогичная должность омбудсмена, действительно, относится к контрольным органам власти. В России по Конституции такой ветви власти нет, поэтому дэ-юре уполномоченный по правам – функционер исполнительной власти (что подтверждает и регулирование вопросов уполномоченного по правам человека в субъекте РФ законом о принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ).

Уполномоченные в регионах

Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был дополнен новой главой «Основы статуса государственных органов субъектов РФ, формируемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ». Глава состоит из одной статьи, посвященной уполномоченному по правам человека в субъекте РФ. Предполагается, что впоследствии глава может дополниться и другими статьями, посвященными другим органами.

Уполномоченные по правам человека были в субъектах Федерации и до принятия этого закона. Закон призван повысить статус этих органов и расширить их права во взаимодействии с другими государственными органами. До этого субъекты РФ самостоятельно регулировали все вопросы, связанные со своими уполномоченными по правам, при этом ориентируясь на конституционный закон о федеральном уполномоченном. Поэтому требования к кандидатам на эту должность у них бывали даже жестче, чем предусматривает новый закон.

Почему разнятся требования к уполномоченным по правам?

Федеральный конституционный закон содержит такие требования к федеральному уполномоченному по правам человека:

  • гражданство РФ;
  • отсутствие гражданства или вида на жительство иностранного государства;
  • возраст от 35 лет;
  • познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

В то же время Закон Московской области об областном уполномоченном предъявляет такие же требования (хотя прямо не говорит о запрете двойного гражданства) и сверх них требует иметь высшее юридическое образование либо любое высшее образование и стаж государственной службы на высших или главных государственных должностях государственной службы не менее 4 лет. Образовательный ценз – это серьезное требование к кандидату на должность, хотя надо признать его обоснованным.

Новый закон повторяет общую тенденцию снижения цензов для должностных лиц субъектов РФ по сравнению с федеральными. Так, уполномоченным по правам с субъекте РФ может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Примечательно, что для федерального уполномоченного нет образовательного ценза. Предполагает ли требование «познаний в области прав и свобод» наличия высшего юридического образования? Напрямую из текста закона это не следует.

Так или иначе, Закон Московской области и законы других субъектов РФ придется приводить в соответствие с новым федеральным законом.

Новый закон вводит дополнительные ограничения для замещения должности уполномоченного по правам человека, аналогичные для федерального уполномоченного. Уполномоченный в субъекте РФ назначается на срок не более 5 лет и может назначаться на эту должность не более чем на два срока подряд.

К уполномоченному по правам человека предъявляются стандартные требования несовмещения должностей, а кроме того, он должен быть вне политики. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Статус уполномоченного по правам человека в регионе

О высоком статусе уполномоченного по правам человека говорит порядок его назначения. Уполномоченный назначается законодательным органом. Кто может вносить кандидатуры на должность уполномоченного? Федеральный закон оставляет решение этого вопроса на усмотрение региональных властей, но дает выбор предоставить это право следующим лицам: главе субъекта РФ, депутатам (группе депутатов, фракции) парламента субъекта РФ, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям.

Важно, что кандидатура регионального уполномоченного должна быть согласована с федеральным омбудсменом. Однако закон не определяет процедуру согласования и последствия несогласования кандидатуры. По мнению депутата Госдумы Алексея Диденко, согласование кандидатуры уполномоченного должно способствовать независимости омбудсменов от других госорганов и препятствовать назначению на эту должность бывших сотрудников правоохранительных органов, открывая дорогу правозащитникам и общественным деятелям.

Новый закон особо отмечает, что уполномоченный по правам человека в субъекте РФ при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Однако на практике эта декларация не всегда работает.

Статус федерального уполномоченного по правам характеризуется тем, что это государственная должность РФ. Аналогичный статус у федерального уполномоченного по защите прав предпринимателя. В то же время уполномоченный по правам ребенка – должность государственной службы. Такая же схема применена на уровне субъектов Федерации.

Читайте так же: Договор оказания услуг по секретарско-бухгалтерскому обслуживанию

На уполномоченного по правам человека в субъекте РФ могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте РФ, других должностных лиц, защищающих права иных категорий граждан в регионе. Законом субъекта РФ уполномоченного по правам человека в субъекте РФ можно сделать координатором деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц. Таким образом, в регионе может быть выстроена некая вертикаль правозащитных органов. Но может и не быть выстроена, если региональная власть не захочет «плодить» уполномоченных по правам и все функции возложит на одного уполномоченного.

Между федеральным уполномоченным по правам человека и региональными де-юре вертикали нет. Хотя процедура согласования кандидатур региональных уполномоченных может восприниматься как намек на такую вертикаль. Федеральный уполномоченный осуществляет взаимодействие с государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах РФ (региональными уполномоченными). В этом контексте федеральный уполномоченный вправе: оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий; создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

Что может сделать уполномоченный по правам?

Новый закон прямо предусматривает ряд полномочий региональных омбудсменов в отношении территориальных исполнительных органов и организаций федерального подчинения. Так, при рассмотрении жалоб на их действия и решения уполномоченный вправе:

  • беспрепятственно посещать указанные органы и организации;
  • запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
  • получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
  • проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных органов и организаций и их должностных лиц.

Эти полномочия касаются только тех исполнительных органов, которые подчинены Правительству РФ. Получается, что весь силовой блок, находящийся в подчинении Президента РФ, выходит из поля влияния уполномоченных.

Важные полномочия предоставлены уполномоченным в отношении лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Жалобы от этих лиц не могут быть просмотрены администрацией этих мест и должны в течение суток направляться уполномоченному. Уполномоченные получают право на беседы с осужденными и лицами, заключенными под стражу.

Региональный уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.

Детально полномочия региональных омбудсменов должны быть прописаны в законодательстве субъектов РФ. В общих чертах деятельность уполномоченного по правам человека заключается в рассмотрении жалоб на нарушение прав и реагировании на эти жалобы.

Что дает нам новый закон?

Защитой прав граждан занимаются практически все государственные органы. По Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2). Статья 18 гласит, что права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является сам Президент РФ (статья 80).

Защитить нарушенное право может прокурор, вышестоящий орган по отношению к нижестоящему органу-правонарушителю, уполномоченный по правам человека или суд. Если в суд надо обращаться в течение трех месяцев после нарушения права, то к уполномоченному по правам человека можно обращаться в течение года после нарушения. Иногда именно уполномоченным удается оперативно разрешить какие-то ситуации, когда даже суд может быть бессилен. Однако во многих случаях уполномоченные сталкиваются с игнорированием их местными властями.

Новый закон призван бороться в основном с этой проблемой игнорирования уполномоченных по правам человека местными властями, повышая их статус и фиксируя полномочия региональных омбудсменов. Однако в этих же целях должны быть внесены соответствующие изменения в региональное законодательство.

В целом каждый из нас вряд ли почувствует на себе действие этого закона, потому что гражданам он не дает каких-то дополнительных возможностей защиты своих прав. Закон не обязывает субъекты РФ учреждать должности уполномоченных по правам человека, он лишь подтверждает такую возможность. В то же время эти должности уже есть в 81 из 85 субъектов РФ.

Уполномоченные по правам человека в регионах существуют за счет региональных бюджетов и финансируются не в первоочередном порядке. Не все уполномоченные имеют свои аппараты. Все это не позволяет им быть действительно независимыми органами и надлежащим образом осуществлять защиту прав граждан. Новый закон не касается вопросов финансирования, поэтому в этом смысле ожидать повышения статуса уполномоченных не приходится.

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

1. Понятие уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – должностное лиц, назначаемое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, в целях осуществления контроля за соблюдением на территории Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.


Должность Уполномоченного по права человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с частью 1 статьи 103 Конституции РФ и регламентируется ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

2. Задачи Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Основными задачами деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, являются:

— Деятельность по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Читайте так же: Возврат процентов по ипотеке как вернуть и когда можно получить проценты

— Деятельность по совершенствованию законодательства РФ в сфере прав человека и гражданина.

— Деятельность по развитию международного сотрудничества в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

— Деятельность в сфере просвещения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, защиты прав человека и гражданина.

3. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Наиболее полно полномочия Уполномоченного по правам человека отражены в Главе III ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

4. Требования к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Статья 6 ФКЗ «Об Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» устанавливает следующие требования к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:

— Наличие гражданства РФ.

— Не моложе 35 лет.

— Наличие познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыта их защиты.

4. Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации выглядит следующим образом:

— Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (УПЧ в РФ)

— Экспертный совет при УПЧ в РФ

— Помощник УПЧ в РФ

— Советник УПЧ в РФ

— Аппарат УПЧ в РФ

Более подробную структуру аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации можно найти в этой таблице.

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума большинством голосов, в выдвижении кандидатов на эту должность могут участвовать Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, депутаты индивидуально или в виде депутатских объединений.

Уполномоченным по правам человека может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на пять лет и может занимать эту должность, не более чем два срока (в 1995 г. Государственная Дума сместила Уполномоченного по правам человека досрочно).

Уполномоченный по правам человека способствует с помощью конституционных средств восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению в области прав человека и способов их защиты.

Он вправе беспрепятственно посещать все органы власти, опрашивать должностных лиц и получать от них необходимые документы, касающиеся прав человека и гражданина. При выполнении своих функций Уполномоченный независим от каких-либо органов государственной власти, не подчинен им. Он не может участвовать в политической деятельности, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической, творческой, не может быть депутатом (хотя обладает неприкосновенностью, аналогичной депутатской). Уполномоченный не наделен властными полномочиями, он не принимает нормативные правовые акты, не вправе давать указания, обязывающие государственные органы или должностных лиц. Основным содержанием его деятельности является рассмотрение жалоб о нарушениях основных прав человека и гражданина (жаловаться могут и находящиеся на территории РФ неграждане), анализ состояния прав человека и гражданина в стране и подготовка об этом ежегодного доклада (он публикуется в периодической печати), проверка соблюдения конституционных прав.

Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействие) органов государства, субъектов РФ, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, но при условии, если ранее заявитель уже обжаловал эти действия в административные или судебные органы, но не согласен с их решениями. Впрочем, имели место случаи, когда с жалобами обращались непосредственно к Уполномоченному (минуя ее предварительное рассмотрение в других органах), и он реагировал на них.

Уполномоченный вправе отклонить жалобу, если она не относится к предметам его ведения (большинство поступающих жалоб именно такого рода). В случае отклонения жалобы Уполномоченный указывает причины этого и разъясняет, какие средства можно использовать, если права (хотя и не конституционного характера) подлежат защите. Отказ обжалованию не подлежит. Если Уполномоченный принял жалобу, он может ограничиться разъяснением о методах защиты прав, но может предпринять другие действия. Он вправе:

1) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

2) обратиться в суд с заявлением о нарушении прав и свобод и участвовать в судебном процессе;

3) обратиться с ходатайством к компетентным органам о возбуждении административного, дисциплинарного производства (и соответствующего наказания виновных), о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения (приговора, определения) суда;

5) обратиться к должностному лицу, имеющему право приносить протест на решения, изложив свои доводы.

Уполномоченный наделен правом принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе в случаях, имеющих особое общественное значение, для защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Он вправе предложить Государственной Думе создать специальную комиссию для парламентского расследования фактов грубого или массового нарушения прав и свобод, выступать в Думе по этим вопросам. В некоторых субъектах РФ (Татарстан, Свердловская область, г. Москва и др.) действуют свои уполномоченные по правам человека, есть уполномоченные по правам детей. Однако их деятельность недостаточно эффективна.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[2]

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8443 —

| 8049 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Российское административное право

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Его правовой статус определяется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Читайте так же: Отвод адвоката в гражданском процессе основания

Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ и способствует восстановлению нарушенных прав граждан, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. При этом им используется большой арсенал соответствующих средств, в том числе институт обжалования гражданами действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих их права и свободы.

Поскольку Уполномоченный по правам человека не входит ни в систему исполнительной, ни в систему судебной власти, соответствующие жалобы нельзя рассматривать ни в качестве административных, ни в качестве судебных.

Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра соответствующей компетенции других субъектов, в том числе и по рассмотрению административных и судебных жалоб граждан. Он вправе рассматривать не только жалобы граждан РФ, но и находящихся на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Уполномоченным по правам человека не рассматриваются жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному по правам человека не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод гражданина или с того дня, когда гражданину стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес гражданина, ее подавшего, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба, направляемая Уполномоченному по правам человека, не облагается государственной пошлиной.

Получив жалобу, Уполномоченный по правам человека может принять ее к рассмотрению; разъяснить гражданину иные средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении он в 10-дневный срок уведомляет гражданина. При этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит.

В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия которых обжалуются.

Рассматривая жалобу, он вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При этом проверка не может быть поручена самому органу или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются.

[1]

Однако при рассмотрении жалобы Уполномоченный по правам человека обязан предоставить этому органу или должностному лицу возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека обязан известить гражданина, ее подавшего. Он должен также направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых усматривается нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы гражданина Уполномоченный по правам человека может:

  • обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в судебном процессе;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения их жалоб Уполномоченный по правам человека также вправе:

направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

обращаться к субъектам, обладающим законодательной инициативой, с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, если полагает, что решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, обусловлены несовершенством законодательства либо законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Найдено 8 определений термина УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Уполномоченный по правам человека (омбудсман)

Должностное лицо, назначенное для получения, изучения и подготовки отчета по жалобам граждан на действия власти (в некоторых странах уполномоченные по правам человека работают также с миграционными вопросами).

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен)

это должностное лицо, избираемое парламентом, призванное осуществлять контроль за тем, чтобы государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, и должностные лица не нарушали прав человека и гражданина. В настоящее время существует около 100 омбудсменов (общей и специальной компетенции) в различных странах мира. В России данный институт учрежден и действует на федеральном уровне с 1998 г., кроме того, он создан также в более 30 субъектах РФ.

Читайте так же: Как сшить документы для налоговой по требованию

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

назначаемое парламентом РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. У. по п.ч. — российский аналог омбудсмана — конституционного института, существующего во многих зарубежных государствах. В соответствии со ст. 103 Конституции РФ 1993 г. У по п.ч. назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. У. по п.ч. рассматривает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод; он может расследовать случаи грубого или массового нарушения прав человека и по собственной инициативе.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

назначенное парламентом РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в отечественной практике введен Конституцией РФ (ст. 103 «д»), которая устанавливает, что У. по п. ч. назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. У. по п. ч. рассматривает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод; он может расследовать случаи грубого или массового нарушения прав человека и по собственной инициативе. За рубежом аналогичный институт чаще всего именуют омбудсманом.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

должностное лицо, призванное способствовать государственной защите прав и свобод граждан в случае их нарушения в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ. У.п.п.ч способствует:

– восстановлению нарушенных прав, совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

– развитию международного сотрудничества в области прав человека;

– правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Должность У.п.п.ч. может учреждаться в субъекте Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (омбудсмен)

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб У. по п.ч. вправе: а) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера по вопросам обеспечения прав и свобод граждан, совершенствования административных процедур; б) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении законодательства РФ либо о восполнении в нем пробелов, если он (Уполномоченный) полагает, что правонарушающие решения или действия соответствующих органов и должностных лиц совершаются на основании и во исполнение данного законодательства либо в силу существующих в нем пробелов, а равно в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан У. по п.ч. вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Кроме того, он вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний.

По окончании календарного года У. по п.ч. направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ, всем высшим судебным инстанциям РФ и Генеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ У. по п.ч. может направлять в Государственную Думу специальные доклады. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете».

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и назначаемое ГД. У. по п.ч. — российский аналог омбудсмана. Правовая основа института У. по п.ч. была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., которая провозгласила, что Парламентский уполномоченный по правам человека назначается ВС РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР. Однако на конституционном уровне институт омбудсмана был закреплен в ст. 103 Конституции РФ. Первым У. по п.ч. в 1994 г. был избран С.А. Ковалев, деятельность которого в этом качестве вскоре была прекращена самой ГД под предлогом отсутствия соответствующего закона. ФКЗ РФ № 1-ФЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 12 февраля 1997г.

У. по п.ч. рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. У. по п.ч. не рассматривает жалобы на решения ФС и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя. отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе.

Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией не подлежат и в течение 24 ч направляются У. по п.ч.

Получив жалобу, У. по п.ч. имеет право: принять жалобу к рассмотрению: разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы. О принятом решении У. по п.ч. в 10-дневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы У. по п.ч. информирует также орган или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит.

Читайте так же: Опекун и попечитель — в чем разница

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, У. по п.ч. вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

О результатах рассмотрения жалобы У. по п.ч. обязан известить заявителя. В случае нарушения прав заявителя он направляет соответствующему органу (должностному лицу) заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы У. по п.ч. вправе: а)обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; б) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; в) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; г) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; д) обратиться в КС с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов У. по п.ч.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб У. по п.ч. может: направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур: обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями изменить или дополнить ФЗ и законодательство субъектов РФ либо о восполнении пробелов, если У. по п.ч. полагает, что решения или действия (бездействие), нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение такого законодательства либо в силу существующих пробелов в нем.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан У. по п.ч. вправе выступить с докладом на очередном заседании ГД. У. по п.ч. вправе обратиться в ГД с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

По окончании календарного года У. по п.ч. направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ и ГД, Правительству РФ, КС, ВС, ВАС и Генеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ У. по п.ч. может направлять в ГД специальные доклады. Ежегодные доклады У., по п.ч. подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете»; специальные доклады могут быть опубликованы по решению У. по п.ч. в «Российской газете» и в других изданиях.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение У. по п.ч., содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить У. по п.ч. Деятельность У. по п.ч. не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих восстановление и защиту нарушенных прав и свобод. Законом устанавливается возможность учреждения У. по п.ч. в субъектах РФ. Ряд краев и областей РФ уже приняли законы об У. по п.ч. Служба У. по п.ч. не нарушает компетенционного равновесия и выступает дополнительным (субсидиарным) средством правовой защиты по отношению к сложившимся элементам правозащитного механизма. Он действует в пределах своей компетенции и не вмешивается в процесс осуществления полномочий другими органами.

КоАП установлена ответственность административная за воспрепятствование деятельности У. по п.ч. РФ.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

  2. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.

  3. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
  4. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
  5. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.