, ,
НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА

СЕВАСТОПОЛЬ: +7 (978) 059-0970

МОСКВА: +7 (495) 642-5100  www.mybnr.ru

gallery/зонок2

АСК НДС-2; Принцип работы;

Цель и назначение АСК НДС -2;

 

   С 2015 года внедрен в эксплуатацию программный комплекс АСК НДС-2, который используется налоговыми органами при проведении камеральных проверок по НДС. АСК НДС-2 использует обязательный принцип зеркального отражения сведений по конкретной счет-фактуре при покупках у покупателя и связанных с ними продажах у продавца.

    Общий срок на применение налогового вычета по НДС составляет 3 года и, следовательно, все счет-фактуры, указанные покупателем в книге покупок система «отслеживает» и ищет сопоставление в книге продаж продавца с учетом накопленного с 2015 года массива информации по счет-фактурам. АСК НДС-2 выявляет следующие расхождения:

    1. Расхождения вида «разрыв»:

- непредставление налоговой декларации организациями;

- представление организациями декларации с «нулевым показателем»;

- отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;

- значительное искажение данных.

    2. Расхождение вида «НДС»:

- превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом -  продавцом с операций по реализации.

 

 

Налоговый разрыв

Разрыв на первом звене

Углубленная камеральная проверка

 

       Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв» т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате). При этом «отсутствие» счет-фактуры у продавца может возникнуть в случае расхождения в реквизитах контрагента (например ИНН) или же в реквизитах счет-фактуры, а также в сумме НДС, отраженных в спорных счет-фактурах.

     Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически и инспектор не принимает в этом никакого участия.

       

       Формат основных автотребований по НДС формализован. В xml формате вы можете получить автотребования:

- по расхождениям с контрагентами;

- по контрольным соотношениям;

- о не включенных в книгу продаж сведениях.

       Инспекция может направить в ваш адрес и другие требования, но их формат пока не формализован. Ответ на требования инспекция запрашивает также в формализованном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ, Приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

       В течение 6-ти рабочих дней после отправки автотребования вам необходимо направить квитанцию о его получении (п. 5.1 статьи 23 НК РФ, письмо ФНС России от 22 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/6906). При этом, шестидневный срок отсчитывается не с того момента, когда вы получили (открыли) электронный документ, а со дня, когда он был отправлен инспекцией.

       В течение 10 рабочих дней после того, как шестидневный срок для направления квитанции истечет, налоговый орган вправе заблокировать расчетный счет организации (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Согласно Решению ФНС от 17.03.2016 № СА-3-9/4445 к налоговой ответственности за не представление (не своевременное) представление квитанции, предусмотренной ст. 126 НК РФ,  налогоплательщик не привлекается.

       Ответить на требование нужно не позднее, чем через 5 рабочих дней после отправленной квитанции.

Таким образом, когда возникает налоговый разрыв, система АСК НДС-2 направляет вам требование по расхождениям с контрагентом, т.е. АСК НДС не нашла сопоставления с контрагентом, или обнаружены расхождения в данных (например, в дате, номере, ИНН, КПП счет-фактуры).

   

    После получения автотребования, вам необходимо направить квитанцию и необходимо подготовить и направить уточненные данные о счет-фактурах, упомянутых в требовании:

- данные указаны без ошибок. Подтвердите их правильность. Дополнительно можно отправить скан-образы документов или их оригиналы в xml;

- ошибка в реквизитах счет-фактуры (дата, номер, ИНН, КПП или других). Внесите исправления в ответе на требование (кроме суммы НДС);

- ошибка в сумме налога. В этом случае необходимо представить в налоговый орган уточненную декларацию.

    С учетом полученных от налогоплательщиков разъяснений (и покупателя и продавца), налоговыми органами проводятся необходимые мероприятия налогового контроля в рамках камеральных проверок.

 

 

Разрыв по цепочке

Сложные расхождения

Углубленная камеральная проверка

Тематическая выездная налоговая проверка

 

      В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой автотребований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». Т.е. система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры - иначе «технические фирмы» или «фирмы однодневки».

      Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизовано направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/ выгодополучателей.

     Таким образом, претензии по разрывам возникают даже если все ваши счет-фактуры в книге покупок системой сопоставлены и отражены у ваших продавцов.  Если ваш контрагент отразил в своей книге продаж спорную счет-фактуру, по которой к вам предъявляются претензии, но при этом является транзитером и (или) «технической фирмой» и при этом разрыв установлен в его книге покупок с уже его продавцом то налоговые претензии будут предъявлены именно к вашей организации. Т.е. вы будете являться в этой цепочке выгодоприобретателем.

 

        При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:

- о среднесписочной численности организации (с декабря 2018 года находится в открытом доступе);

- сведениями о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»  - инф. открытом в открытом доступе;

- наличием в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации - инф. открытом в открытом доступе;

- информации о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица - инф. открытом в открытом доступе;

- сведения о дисквалифицированных лицах - инф. открытом в открытом доступе;

- наличием и содержанием протоколов допросов руководителей и учредителей;

- адресах постановки на учет (регистрации), постановка на учет по месту «массовой регистрации» - инф. открытом в открытом доступе;

- наличием расчетных счетов и их количеством, сведениями о приостановке операций по банковским счетам;

- датой постановки на учет (возрасте организаций) - инф. открытом в открытом доступе;

- сведениями об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;

- налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;

- наличием задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;

- сопоставление налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;

- способом предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;

- оборотами по расчетному счету организаций и назначением платежей (от спичек до атомных реакторов), наличие характерных для реальных организаций операций;

- и т.п. в зависимости от глубины контроля

 

     Итак, если в цепочке контрагентов установлено, что от организации с разрывом и до вашей организации стоят организации с численностью 1 человек, у организаций открыт 1 расчетный счет или же расчетный счет вообще отсутствует, при миллионных оборотах транзитерами уплачиваются минимальные налоги в 10-30 тысяч рублей, доля вычетов по НДС 99,9%, активы организации состоят из уставного капитала в 10 тысяч рублей и декларация по налогу на имущество в налоговый орган не предоставляется, налоговая отчетность транзитерами предоставляется через пункты коллективного доступа или же ЭЦП принадлежит одновременно 5-10-30 организациям, организации существуют (зарегистрированы) в течение года и зарегистрированы по адресам массовой регистрации, то можно получить логичный ответ - кто будет определен налоговым органом в качестве выгодоприобретателя и кто получает от таких операций необоснованную налоговую выгоду. При этом разрыва между вами и вашим прямым поставщиком нет и, формально вы соблюдаете требования налогового кодекса для принятия НДС к вычету.

      В случае отказа налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию в рамках камеральной проверки может назначаться выездная налоговая проверка или же тематическая выездная налоговая проверка. Тематическая выездная проверка характеризуется сокращенным сроком (глубиной) проверки и количеством проверяемых налогов.

Налоговые последствия

Аннулирование деклараций

 

     Письмом от 10.07.2018 №ЕД-4-15/132 "О профилактике нарушений налогового законодательства" ФНС России довела порядок аннулирования налогововых деклараций, представленных недобросовестными налогоплательщиками, а также установила перечень результатов мероприятий налогового контроля необходимых для установления признака недействительности представленных налоговогых деклараций. Указанным письмом доведены признаки, свидетельствующие о возможной непричастности к ведению вашими контрагентами финансово-хозяйственной деятельности, в частности:

 

представляют уточненные налоговые декларации с некорректным порядковым номером корректировки; руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели уклоняются от явки на проведение допросов (более 2-х раз); допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов); руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели не проживают по месту регистрации; доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ; вновь созданные организации (дата создания (регистрации) 2017 год); организации на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляли "нулевую" отчетность; суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) составляет более 98%; организации не находятся по адресу регистрации; договора аренды с собственниками помещений не заключались; среднесписочная численность 1 человек, либо отсутствует; руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации, руководителем которой являются; налогоплательщики изменяют место постановки на учет; внесены сведения о смене руководителя организации, незадолго до представления отчетности; отсутствуют расчетные счета в течение трех месяцев, с даты создания (регистрации) организации; расчетные счета закрыты; открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10); движение денежных средств по расчетным счетам носит "транзитный" характер; расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации; установлено "обналичивание" денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов; в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации, руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и другое.

       В настоящее время письмо ФНС России от 10.07.2018 №ЕД-4-15/132 отозвано налоговой службой и не применяется налоговыми органами, но указанные в нем признаки недобросовестности налогоплательщиков и порядок действия инспекции при проведении камеральных проверок явлется весьма информативным и полезным для налогоплательщиков при заключении сделок с контрагентами и применении налоговых вычетов по НДС.

 

Достаточно наглядно характер взаимоотношений налогоплательщиков и специалистов налоговых органов представлен в блоге адвоката Ивана Ягловича;

      В налоговых органах аналитическая работа организуется с помощью автоматизированного комплекса АСК НДС (тестируется 4-я версия), аналитических ресурсов ФИР сведения Банка России, ФИР трансфертная цена, ФИР ЕГРЮЛ, ФИР таможня, ПК «ППА Отбор». В некоторых инспекциях используется аналитический ресурс Супераналитик, консолидирующий базу данных банковских выписок.

       В 2017 году для обработки этой информации на местах в территориальных инспекциях созданы контрольно-аналитические отделы (в Москве, например). Их задачей является отработка расхождений между однодневками, доказывание схем по материалам, получаемым от контрольно-аналитических отделов других инспекций. С помощью вышеупомянутых ресурсов сотрудники контрольно-аналитических отделов выстраивают дерево связей, осуществляют выявление выгодоприобретателя налоговых схем с однодневками.

       Перед контрольно-аналитическими отделами также стоит задача обеспечить «добровольное уточнение налоговых обязательств участниками «цепочки»». На практике реализации этой задачи, ее последствиях для налогоплательщика мы остановимся подробнее.

Как это отражается на налогоплательщике, как налогоплательщика заставляют «добровольно» сдавать уточненные налоговые декларации?

      Во-первых, налогоплательщик получает требования о представлении документов (информации) в порядке ст. 93.1 вне рамок налоговой проверки. Существенной тенденцией является то, что контрольно-аналитической работой охватывается малый бизнес, и именно для малого бизнеса административная работа с налоговыми органами может стать непреодолимым препятствием в развитии. В Москве мы все чаще работаем с претензиями инспекции на сумму от 300 тыс. до 3 млн. рублей.

      Обычно налогоплательщик исполняет требования инспекции в рамках камеральной проверки, ограниченной проверяемым налоговым (отчетным) периодом. По требованию вне рамок налоговой проверки по конкретной сделке истребуется вся документация за 3 года. Если ранее у инспекции возникали проблемы с идентификации конкретной сделки, то теперь, с помощью информации о счетах-фактурах по книгам покупок, отраженных в налоговых декларациях НДС, инспекция идентифицирует сделку по сведениям из налоговой декларации со ссылкой на счет-фактуру. При этом истребуются договоры, акты выполненных работ, исполнительная документация, товарные накладные, регистры налогового и бухгалтерского учета, деловая переписка, объяснения о заключении и исполнении договоров и т.п.

      Количество и объем требований у инспекции ничем не ограничен, не существует никаких препятствий для направления таких требований в режиме «нон стоп». При этом суды зачастую рассматривают споры о неисполнении таких требований и привлечении к налоговой ответственности в пользу налоговых органов. В результате работа по исполнению неограниченного числа требований контрольно-аналитических отделов становится основной для компании или предпринимателя в ущерб основной коммерческой деятельности.

       Во-вторых, инспекция не принимает налоговые декларации, поданные в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В качестве причины указывается на технические ошибки. Согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ при представлении налоговой декларации НДС на бумажном носителе, такая декларация не считается представленной. После неудачных попыток представить налоговую декларацию, как правило, бухгалтер обращается в инспекцию, чтобы прояснить причины сбоев. В инспекции бухгалтера направляют в контрольно-аналитический отдел, а в этом отделе разъясняют следующее: они очень беспокоятся о безопасности налогоплательщика и им хотелось бы убедиться, что электронно-цифровая подпись действительно принадлежит организации, а не используется мошенниками. Поэтому руководитель организации должен лично явиться в контрольно-аналитический отдел и подтвердить свое существование и увидеть, как о нем заботится налоговая система.

        В-третьих, руководителя организации вызывают на комиссию по финансово-хозяйственной деятельности для дачи пояснений в порядке пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ. На этой комиссии происходит следующее. Руководителю демонстрируется схема, из которой видно, что он организовал уклонение от уплаты налогов. В некоторых инспекциях имеются доски и творчески настроенные инспекторы рисуют цветные схемы под завороженным взглядом налогоплательщики. В некоторых инспекциях  демонстрируется экран компьютера с аналитикой АСК НДС.

 

Далее директору предлагается на выбор 3 варианта.

Первый – представить уточненную налоговую декларацию с предъявленным налогом к уплате.

Второй – ожидать в ближайшие дни выездную налоговую проверку по всей деятельности организации или предпринимателя за последние 3 года, а также экономическую полицию.

Третий – найти своего контрагента и привести его на допрос в инспекцию, представить сведения о перемещении товара, размещении его на складах контрагента, т.е. доказать реальность контрагента и исполнения им обязательств. Чтобы директор не скучал и не забывал об инспекции, такие вызовы приходят ему раз в неделю с обязательной явкой лично. Также один раз в день ему звонит инспектор и спрашивает, когда фирма заплатит налог.

    В целом описанного выше достаточно, чтобы понять следующее. Налоговый орган обладает широкими полномочиями для воздействия на налогоплательщика и его должностных лиц. Эти полномочия налоговые органы активно используют и совершенствуют способы их применения. Воздействие на налогоплательщика эффективно. Бюрократическими методами несложно превратить жизнь предпринимателя в ад в интерьерах "Процесса" Франца Кафки. Уклонение от уплаты налогов влечет для руководителя уголовную ответственность, риск привлечения к субсидиарной ответственности. Налогоплательщик может снять эти риски путем добровольной уплаты налогов по взаимоотношениям с проблемным контрагентом. В реальности же уплата налога в предъявляемых суммах все чаще делает дальнейшую предпринимательскую деятельность нецелесообразной. Понимание предпринимателем ситуации вынуждает его к различным способам защиты, к которым можно отнести и коррупцию. Впрочем, это уже совсем другая история.

 

 

 

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА; РИСКУЕТ ЛИ ВАШ БИЗНЕС;